ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-28887/20 от 26.01.2021 АС Нижегородской области

367/2021-20544(1)

 АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А43-28887/2020

г. Нижний Новгород 03 февраля 2021 года 

Резолютивная часть решения объявлена 26 января 2021 года
Решение изготовлено в полном объеме 03 февраля 2021 года
Арбитражный суд Нижегородской области в составе:
судьи Мукабенова Игоря Юрьевича (шифр дела 16-382),

при ведении протокола предварительного судебного заседания помощником судьи  Шутовой Н.С., 

при участии в заседании представителей:

от заявителя: ФИО1 (доверенность от 09.01.2020), ФИО2 (доверенность от  09.01.2020), 

от Управления ФАС по Нижегородской области: ФИО3 (доверенность от  02.03.2020), 

от АО "Индустриальный парк "Ока - Полимер": ФИО4 (доверенность от 12.10.2020),  рассмотрел в предварительном судебном заседании заявление  

открытого акционерного общества "Дзержинский водоканал", г. Дзержинск Нижегородской  области (ОГРН <***> ИНН <***>) (далее – Общество, заявитель), о  признании недействительным предупреждения от 27.08.2020 № ЛШ/13402/20 о  прекращении действий (бездействия) нарушающих антимонопольное законодательство,  вынесенного Управлением Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской  области (далее – Управление), при участии в деле в качестве заинтересованного лица АО  "Индустриальный парк "Ока - Полимер". 

 В судебном заседании 14.01.2021 судом в порядке статьи 163 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации объявлялись перерыв до 20.01.2021, до  26.01.2021 после чего рассмотрение дела было продолжено. 

В ходе судебного разбирательства заявитель настаивал на удовлетворении заявленных  требований на основании доводов, изложенных в заявлении, дополнении к заявлению. 

Управление заявленные требования не признает, считает оспариваемое  предупреждение законным, обоснованным и исполнимым, в связи с чем просит суд  отказать заявителю в удовлетворении его требований. 


Изучив материалы дела, заслушав доводы представителей участников процесса, суд  пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований в связи со следующим. 

Как следует из материалов дела, в Управление поступило обращение АО  "Индустриальный парк "Ока - Полимер" на действия Общества, связанные с  необоснованным отказом в заключении договора водоотведения. 

По итогам рассмотрения обращения Управление пришло к выводу о нарушении  Обществом пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в связи с чем вынесло  предупреждение о прекращении действий (бездействия), нарушающих антимонопольное  законодательство, в соответствии с которым Обществу в срок до 22.09.2020 необходимо  направить в адрес АО "Индустриальный парк "Ока - Полимер" заявку на заключение  договора транспортировки сточных вод. 

Не согласившись с вынесенным предупреждением, Общество обратилось в  арбитражный суд с рассматриваемым заявлением. 

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство  осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. 

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно  ссылается, как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания  обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами,  органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами  оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на  соответствующие орган или должностное лицо. 

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с  заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными  решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия,  должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт,  решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному  правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и  иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности,  создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической  деятельности. 

Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий  (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов,  должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух  условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) 


государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных  лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушение ненормативным  правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов  местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов  заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. 

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов,  решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия,  должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку  оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий  (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому  акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли  оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также  устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и  законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической  деятельности. 

В пункте 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного  правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия  оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у  органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения,  совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших  основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых  действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или  совершили действия (бездействие). В рассматриваемом деле таким органом является  Управление. 

Согласно с пунктом 1, 4 статьи 22 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О  защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган  обеспечивает государственный контроль по соблюдению хозяйствующими субъектами  антимонопольного законодательства, а также предупреждает монополистическую  деятельность. 

В соответствии с частями 1 - 3 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях  пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению,  ограничению, устранению конкуренции, антимонопольный орган выдает хозяйствующему  субъекту, занимающему доминирующее положение, предупреждение в письменной форме  о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения  антимонопольного законодательства, об устранении причин и условий, способствовавших 


возникновению такого нарушения, и опринятии мер по устранению последствий такого  нарушения (далее - предупреждение). 

Предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее  положение, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10  настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о  возбуждении дела о нарушении пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 настоящего Федерального  закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не  допускается. 

Согласно пунктам 5 - 9 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение  подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в  предупреждении. 

При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного  законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит  административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в  связи с его устранением. 

В случае же невыполнения предупреждения в установленный срок антимонопольный  орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного  законодательства. 

Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 утверждены Правила  холодного водоснабжения и водоотведения (далее – Правила № 644). 

Настоящие Правила регулируют отношения федеральных органов исполнительной  власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов  местного самоуправления поселений, городских округов (далее - органы местного  самоуправления), организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или)  водоотведение (далее - организации водопроводно-канализационного хозяйства),  заявителей, организаций, осуществляющих транспортировку воды, сточных вод, другие  регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, абонентов  в сфере холодного водоснабжения и водоотведения по предоставлению холодной (питьевой  и (или) технической) воды из централизованных и нецентрализованных систем холодного  водоснабжения и по отводу сточных вод в централизованную систему водоотведения  (далее соответственно - абоненты, водоотведение). 

Холодное водоснабжение и (или) водоотведение с использованием централизованных  систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании  договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора  холодного водоснабжения и водоотведения (пункт 4 Правила № 644). 

Если для централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения  органами местного самоуправления определена гарантирующая организация, 


соответствующие договоры холодного водоснабжения, водоотведения или единый договор  холодного водоснабжения и водоотведения заключаются с такой гарантирующей  организацией (пункт 6 Правила № 644). 

До определения органами местного самоуправления гарантирующей организации  абоненты заключают договоры холодного водоснабжения, договоры водоотведения или  единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения с организацией  водопроводно-канализационного хозяйства, к водопроводным и (или) канализационным  сетям которой подключены объекты абонента (пункт 7 Правила № 644). 

В силу пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N416-ФЗ "О  водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N416-ФЗ) водоотведением  признается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием  централизованной системы водоотведения. 

Централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически  связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения  (пункта 28 статьи 2 Федерального закона N416-ФЗ). 

Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем  горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются  на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и  водоотведения. Холодное и горячее водоснабжение с использованием нецентрализованных  систем соответственно холодного и горячего водоснабжения осуществляются на основании  соглашений с лицами, эксплуатирующими указанные системы (пункт 1 статьи 7  Федерального закона N416-ФЗ). 

Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены  (технологически присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают с  гарантирующими организациями договоры водоотведения. Абоненты, объекты  капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к  централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не  присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор  водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией,  осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с  гарантирующей организацией (пункт 5 статьи 7 Федерального закона N416-ФЗ). 

До определения гарантирующей организации, а также в случае, если гарантирующая  организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона,  договоры холодного водоснабжения и (или) водоотведения заключаются с организацией,  осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, к водопроводным и  (или) канализационным сетям которой подключены (технологически присоединены) 


объекты капитального строительства абонента (пункт 7 статьи 7 Федерального закона  N416-ФЗ). 

Согласно позиции Управления ОАО "Дзержинский водоканал" является  гарантирующей организацией на централизованной системе водоотведения АО  "Индустриальный парк "Ока - Полимер", в связи с чем в силу действующего  законодательства обязано заключить договор транспортировки с АО "Индустриальный  парк "Ока - Полимер". 

Согласно подпункту 1.1 пункта 1 Постановления Администрации города Дзержинска  Нижегородской области от 26.06.2014 № 2539 «О внесении изменений в постановление  Администрации города Дзержинска от 21.08.2013 № 3295», гарантирующим поставщиком в  границах сетей холодного водоснабжения и водоотведения, находящихся в собственности  муниципального образования городской округ город Дзержинск, кроме сетей,  расположенных на территории административно-территориального образования сельсовет  Пыра и рабочего поселка Горбатовка, является ОАО "Дзержинский водоканал". 

Согласно схеме водоотведения, утвержденной Постановлением Администрации г.  Дзержинска № 2545 от 22.10.2020 "Об утверждении актуализированной Схемы  водоснабжения и водоотведения городского округа город Дзержинск Нижегородской  области на период до 2026 года" в городском округе города Дзержинск существует семь  централизованных систем водоотведения. 

Три централизованных системы водоотведения расположены в границах сетей,  находящихся в собственности муниципального образования: 

- централизованная система водоотведения, в которую входят канализационные сети,  канализационные насосные станции, комплекс сооружений очистки сточных вод города в  границах сетей водоотведения, находящихся в муниципальной собственности (кроме сетей,  расположенных на территории административно-территориального образования сельсовет  Пыра и территории рабочего поселка Горбатовка, а также сетей водоотведения  промпредприятий). Гарантирующей организацией для данной централизованной системы  является ОАО «Дзержинский Водоканал»; 

- централизованная система водоотведения, в которую входят канализационные сети,  насосные станции поселка Пыра. Гарантирующая организация ОАО «Дзержинский  Водоканал»; 

- централизованная система водоотведения, в которую входят канализационные сети  поселка Горбатовка. Канализационные сети выявлены как бесхозяйные (Постановление  Администрации города Дзержинска Нижегородской области от 06.02.2019 № 273). 

 Четыре централизованных системы водоотведения, расположенные за границей сетей,  находящихся в собственности муниципального образования, имеющих собственные 


канализационные насосные станции, сети водоотведения, а также сооружения локальной  очистки: 

- централизованная система водоотведения, в которую входят канализационные сети,  насосные станции промплощадки АО «ИП «Ока - Полимер», напорные и самотечные  коллектора хозбытовых и промстоков от промплощадки АО «ИП «Ока-Полимер».  Гарантирующая организация АО «ИП «Ока-Полимер»; 

- централизованная система водоотведения, в которую входят канализационные сети,  насосные станции промплощадок ФКП «Завод им. Я.М.Свердлова», АО «Сибур- Нефтехим», АО «ДОС», напорные и самотечные коллектора хозбытовых и промстоков от  промплощадок ФКП «Завод им. Я.М.Свердлова», АО «Сибур-Нефтехим», АО «ДОС». ФКП  «Завод имени Я.М. Свердлова» - гарантирующая организация в границах сетей  водоотведения, находящихся в государственной собственности Российской Федерации и  закрепленных за ФКП «Завод имени Я.М. Свердлова» на праве оперативного управления.  АО «Сибур-Нефтехим» - гарантирующая организация в границах сетей водоотведения,  находящихся в собственности АО «Сибур-Нефтехим». ООО «ХимСервис» гарантирующая  организация в границах сетей водоотведения, находящихся в собственности ООО  «ХимСервис»; 

- централизованная система водоотведения, в которую входят канализационные сети,  насосные станции промплощадки АО «ДПО «Пластик», напорные коллектора хозбытовых  и промстоков от промплощадки АО «ДПО «Пластик». Гарантирующая организация АО  «ДПО «Пластик»; 

- централизованная система водоотведения, в которую входят канализационные сети,  насосные станции промплощадки ОАО «Синтез», напорные коллектора хозбытовых и  промстоков от промплощадки ОАО «Синтез». Гарантирующая организация ОАО «Синтез». 

Заместителем главы администрации городского округа в письме от 17.11.2020 № Исх- 150-521116/20 отражено, что централизованные системы водоотведения промышленной  зоны городского округа город Дзержинск, в которую входят канализационные сети,  насосные станции промплощадки ОАО «ИП «Ока-Полимер», напорные и самотечные  коллектора хозбытовых и промстоков от промплощадки ОАО «ИП «Ока-Полимер», имеют  свои зоны деятельности и не входят в границу сетей, находящихся в собственности  муниципального образования городской округ город Дзержинск. 

Гарантирующая организация в сфере водоотведения в отношении централизованных  систем водоотведения промышленных предприятий, расположенных в восточной промзоне  городского округа город Дзержинск, включая ОАО «ИП «Ока-Полимер», постановлением  Администрации города Дзержинска от 21.08.2013 № 3295 не определена. 

Судом установлено, что в Арбитражном суде Нижегородской области в рамках дел   № А43-20353/2018, № А43-24799/2018, № А43-9921/2020 рассматривались гражданско – 


правовые споры между ОАО "Дзержинский водоканал", ОАО «ИП «Ока-Полимер», ООО  «Капролактам-Энерго». 

Так в рамках дела № А43-24799/2018 установлено, что зона деятельности ОАО  "Дзержинский водоканал", как гарантирующей организации, определена в границах сетей  холодного водоснабжения и водоотведения, находящихся в собственности муниципального  образования городской округ город Дзержинск. В районе нахождения ООО «Капролактам- Энерго» сетей водоотведения, находящихся во владении и пользовании ОАО "Дзержинский  водоканал" в соответствии с вышеуказанными нормативными актами, нет.  Централизованные системы водоотведения промышленной зоны городского округа город  Дзержинск, в которую входят, в том числе, и канализационные сети, насосные станции  промплощадки ООО «Капролактам-Энерго», напорные и самотечные трубы коллектора  хозбытовых и промстоков ООО «Капролактам-Энерго» имеют свои зоны деятельности и не  входят в границу сетей, находящихся в собственности муниципального образования  городской округ город Дзержинск. Кроме того, централизованные системы водоотведения  промпредприятий не входят в состав Схемы водоотведения городского округа город  Дзержинск. По договору аренды недвижимого имущества от 12.05.2014 № ОП 120/14-Д-Р  ОАО «ИП «Ока-Полимер» (арендодатель) передало ООО «Капролактам-Энерго»  (арендатору) во временное владение и пользование объекты недвижимого имущества, в том  числе канализационные сети, расположенные по адресу: Нижегородская область, город  Дзержинск, Восточная промышленная зона. При этом третьи лица сбрасывают сточные  воды в централизованную систему водоотведения. Однако присоединены указанные лица к  централизованным системам опосредованно, через сети ООО «Капролактам-Энерго». 

В решении от 08.07.2020 по делу № А43-9921/2020 суд отмечает, что в районе  нахождения ООО «Капролактам-Энерго» сетей водоотведения, находящихся во владении и  пользовании, ОАО "Дзержинский водоканал" не имеет. Централизованные системы  водоотведения промышленной зоны городского округа города Дзержинска, в которую  входят, в том числе, и канализационные сети, насосные станции промышленной площадки  ООО «Капролактам-Энерго», напорные и самотечные трубы коллектора хозбытовых и  промстоков ООО «Капролактам-Энерго» имеют свои зоны деятельности и не входят в  границу сетей, находящихся в собственности муниципального образования городского  округа города Дзержинска. Кроме того, централизованные системы водоотведения  промышленных предприятий не включены в схему водоотведения городского округа  города Дзержинска. Объекты третьих лиц присоединены к централизованным системам  опосредованно через сети ответчика. ООО «Капролактам-Энерго» в данном случае  принимает и транспортирует сточные воды, то есть является организацией,  эксплуатирующей отдельные объекты централизованной системы водоотведения. 


Таким образом, в материалах настоящего дела отсутствуют доказательства того, что  ОАО "Дзержинский водоканал" является гарантирующей организацией на  централизованной системе водоотведения АО "Индустриальный парк "Ока - Полимер", в  связи с чем обязанности по заключению договора транспортировки сточных вод с АО  "Индустриальный парк "Ока - Полимер" у заявителя не имеется, нарушения норм  действующего антимонопольного законодательства в действиях (бездействии) последнего  суд не усматривает. 

На основании изложенного суд считает предупреждение недействительным,  поскольку Управлением не доказано наличие в действиях заявителя признаков нарушения  пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выраженных необоснованном  отказе ОАО «ИП «Ока-Полимер» в заключении договора транспортировки сточных вод. 

В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению,  основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании  имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость,  достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную  связь доказательств в их совокупности. 

Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт,  решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия,  должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и  нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной  экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового  акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. 

На основании изложенного, заявленное Обществом требование подлежит  удовлетворению. 

Руководствуясь статьями 167-170, 180-182, Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, суд 

Р Е Ш И Л :

заявленные требования открытого акционерного общества "Дзержинский водоканал", г.  Дзержинск Нижегородской области (ОГРН <***> ИНН <***>),  удовлетворить. 

Признать недействительным предупреждение от 27.08.2020 № ЛШ/13402/20 о  прекращении действий (бездействия) нарушающих антимонопольное законодательство, 


вынесенное Управлением Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской  области. 

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня  принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной  жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня  принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции. 

Настоящее решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный  суд через Арбитражный суд Нижегородской области. 

Судья И.Ю. Мукабенов