ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-28944/15 от 05.05.2016 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ  ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-28944/2015

г. Нижний Новгород                                                                23 мая 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 05 мая 2016 года.

Решение изготовлено в полном объеме 23 мая 2016 года.

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Мукабенова Игоря Юрьевича (шифр дела 16-764),

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Архиповой А.А.,

при участии в заседании представителей:

от заявителя: ФИО1 (доверенность от 14.10.2015), ФИО2 (доверенность от 27.11.2015),

от Администрации: ФИО3 (доверенность от 20.04.2016), ФИО4 (доверенность от 20.04.2016),

от МКУ «Рекламная служба»: ФИО5 (доверенность от 16.12.2015),

от ООО «Сити»: ФИО1 (доверенность от 19.04.2016),

от третьего лица: ФИО6 (паспорт);

рассмотрел в открытом судебном заседании заявление

общества с ограниченной ответственностью "РТ-Телеком", г. Дзержинск Нижегородской области (ОГРН <***> ИНН <***>) (далее – заявитель, Общество), о признании недействительным постановления от 02.10.2015 №3319 "Об отмене постановления администрации г. Дзержинска от 02.09.2015 №2865", принятого администрацией города Дзержинска Нижегородской области (далее – ответчик, Администрация), при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета рассматриваемого спора, МКУ "Рекламная служба" г. Дзержинска, ООО "СИТИ", ООО "Независимость", ООО "Гильдия Зодчих", индивидуального предпринимателя ФИО7, г. Дзержинск Нижегородской области.

Представители Общества в судебном заседании поддержали заявленное требование в полном объеме. Представитель ООО "СИТИ" подержал требование заявителя.

Представители Администрация в отзыве на заявление и в ходе рассмотрения дела пояснил, что считает заявленное требование не подлежащим удовлетворению. Представитель МКУ "Рекламная служба" г. Дзержинска поддержал позицию ответчика.

В ходе судебного разбирательства председателем Совета дома №33 по пр. Циолковского г. Дзержинска Нижегородской области было заявлено ходатайство о привлечении его к участию в процессе в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, рассмотрев которое, суд счел его подлежащим удовлетворению. Указанное лицо также поддержало позицию ответчика.

В судебном заседании 20.04.2016 объявлялся перерыв до 05.05.2016, после чего рассмотрение дела было продолжено.

Стороны, надлежащим образом уведомленные о времени и месте проведения судебного разбирательства после перерыва, явку своих представителей не обеспечили. На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заседание проведено в отсутствие указанных участников процесса по имеющимся в деле материалам.

Изучив материалы дела, суд считает необходимым удовлетворить заявленные требования в связи со следующим.

02.09.2015 Главой Администрации было принято решение в виде постановления №2865 о проведении открытого конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящимся в муниципальной собственности, а также на земельном участке, государственная собственность на которое не разграничена, на территории городского округа Дзержинск (всего 74 лота).

По результатам указанного конкурса Общество было объявлено победителем лотов №3, №4, №5, №6, №8, №9, №10, №12, №14, №15, №16, №19, №23, №24, №25.

Однако в протоколах о результатах конкурса от 05.10.2015, от 06.10.2015 и от 09.10.2015 конкурсной комиссией единогласно было принято решение о признании конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящимся в муниципальной собственности, а также на земельном участке, государственная собственность на которое не разграничена, на территории городского округа Дзержинск, несостоявшимся в виду принятия Администрацией решения об отмене конкурса в виде постановления от 02.10.2015 №33919 (далее – оспариваемое постановление).

Не согласившись с оспариваемым постановлением, полагая, что оно не соответствует нормам действующего законодательства Российской Федерации и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В пункте 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). В рассматриваемом деле таким органом является Администрация.

В силу части 2 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации установка и эксплуатация рекламных конструкций на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются на основании договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 №38-ФЗ "О рекламе" (далее – Закон о рекламе).

Пунктом 5.1 статьи 19 Закона о рекламе установлено, что заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований. Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, после утверждения в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах.

Пунктом 26.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и пунктом 1 решение городской Думы г. Дзержинска Нижегородской области от 27.05.2014 №763 "Об определении формы проведения торгов на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции" Администрация является уполномоченным органом на проведение торгов в форме конкурса на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности, а также на земельном участке, который находится в муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена.

В соответствии с пунктом 8.2 Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории городского округа город Дзержинск, утвержденных постановлением администрации г. Дзержинска Нижегородской области от 11.11.2014 №4817, торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности, проводятся МКУ "Рекламная служба". Торги могут проводиться только в отношении рекламных конструкций, вошедших в утвержденную Схему размещения рекламных конструкций.

Постановлением администрации г. Дзержинска Нижегородской области от 13.08.2015 №2602 утверждено Положение о порядке проведения конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности, а также на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, на территории городского округа город Дзержинск (далее – Положение).

В силу пункта 1.6 указанного Положения решение о проведении конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции принимает Администрация города Дзержинска в форме постановления Администрации города Дзержинска.

Как установлено судом, 02.09.2015 Главой Администрации было принято решение в виде постановления №2865 о проведении открытого конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящимся в муниципальной собственности, а также на земельном участке, государственная собственность на которое не разграничена, на территории городского округа Дзержинск (всего 74 лота).

04.09.2015 на сайте Администрации и в газете «Дзержинские ведомости» за №№1-3 было опубликовано извещение о проведении данного конкурса.

По результатам указанного конкурса Общество было объявлено победителем лотов №3, №4, №5, №6, №8, №9, №10, №12, №14, №15, №16, №19, №23, №24, №25.

01.10.2015 в адрес Администрации поступило предостережение Прокурора г. Дзержинска №05-03-2015 о недопустимости нарушения бюджетного законодательства проведением указанного конкурса.

Данное обстоятельство послужило основанием для признания конкурса несостоявшимся и вынесения Администрацией обжалуемого постановления.

Вместе с этим, в соответствии с пунктом 3.1.11 организатор конкурса принимает решение об отмене конкурса - не позднее чем за тридцать дней до проведения конкурса. Извещение об отказе от проведения конкурса размещается организатором конкурса в средствах массовой информации, определенных в пункте 4.1 настоящего Положения, в течение одного дня с даты принятия решения об отказе от проведения конкурса. В течение двух рабочих дней с даты принятия указанного решения организатор конкурса направляет соответствующие уведомления всем заявителям.

В силу статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.

Торги могут быть признаны недействительными в случае, если:

- кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах;

- на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена;

- продажа была произведена ранее указанного в извещении срока;

- были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи;

- были допущены иные нарушения правил, установленных законом.

В соответствии с частью 5.1 статьи 19 Закона о рекламе в случае, если к участию в аукционе или конкурсе допущен один участник, аукцион или конкурс признается не состоявшимся и договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается с лицом, которое являлось единственным участником аукциона или конкурса.

Таким образом, действующим законодательством императивно определены порядок, основания и сроки для признания конкурса несостоявшимся.

В рассматриваемом случае Администрацией указанные правоположения соблюдены не были.

Ссылка ответчика на предостережение Прокурора г. Дзержинска №05-03-2015 о недопустимости нарушения бюджетного законодательства проведением указанного конкурса как основание для его отмены является несостоятельной в силу следующего.

Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Таким образом, действующим законодательством не запрещено местному органу самоуправления отменять свой же ранее принятый ненормативный акт, решение в случае установления, что они приняты в нарушение действующего законодательства на момент их принятия, при этом принимаемые органами местного самоуправления муниципальные правовые акты базируются на соответствующих федеральных законах и законах субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 25.1 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

В соответствии с частью 1 статьи 6 названного Закона безусловному исполнению подлежат требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 22, 27, 30 и 33 указанного Закона, то есть предусматривающих полномочия прокурора в сфере надзора за исполнением законов, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, соблюдения закона органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность и дознание, соблюдения закона органами пенитенциарной системы.

В письме Генпрокуратуры Российской Федерации от 27.02.2004 №36-12-2004 "О методических рекомендациях по организации работы прокуратуры по надзору за исполнением законодательства об административных правонарушениях" указано, что по своей сути предостережение нельзя признать актом реагирования на выявленные нарушения, оно должно объявляться только при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях как превентивная мера.

Таким образом, предостережение о недопустимости нарушения закона является одной из форм осуществления прокурорского надзора, мерой профилактического воздействия и в целях предупреждения правонарушений объявляется должностному лицу.

Кроме того, правовые последствия в связи с объявлением предостережения прокурора наступают для должностного лица, которому предоставлена возможность судебного обжалования предостережения прокурора в суде общей юрисдикции.

Как следует из текста предостережения Прокурора г. Дзержинска от 01.10.2015 №05-03-2015 следует, что Администрацией при организации рассматриваемого конкурса были допущены нарушения действующего законодательства, выразившиеся, в том числе в выставлении на конкурс земельных участков, на которых уже установлены и эксплуатируются рекламные конструкции. Вместе с этим, на каких именно земельных участках установлены такие рекламные конструкции, в данном предостережении не указано. Ответчиком данный вопрос не проверялся, доказательств обратного суду не представлено.

Администрацией в нарушение требований части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации также не представлено доказательств наличия таких земельных участков на момент принятия ей решение в виде постановления от 02.09.2015 №2865 о проведении открытого конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящимся в муниципальной собственности, а также на земельном участке, государственная собственность на которое не разграничена, на территории городского округа Дзержинск.

Таким образом, Администрация в противоречие вышеприведенным нормативным положениям признала конкурс несостоявшимся и вынесла оспариваемое постановление, чем допустила нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

На основании изложенного требования Общества подлежатудовлетворению.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины должны быть возмещены заявителю за счет ответчика.

Исходя из вышеизложенного и руководствуясь статьями 110, 167-170, 180-182, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

заявленные требования общества с ограниченной ответственностью "РТ-Телеком", г. Дзержинск Нижегородской области (ОГРН <***> ИНН <***>), удовлетворить.

Признать недействительным постановление от 02.10.2015 №3319 "Об отмене постановления администрации г. Дзержинска от 02.09.2015 №2865", принятое администрацией города Дзержинска Нижегородской области.

Взыскать с администрации города Дзержинска Нижегородской области, г. Дзержинск Нижегородской области, пл. Дзержинского, д.1 (ОГРН <***> ИНН <***>; дата и место государственной регистрации в качестве юридического лица: 28.11.1995, Законодательное собрание Нижегородской области), в пользу общества с ограниченной ответственностью "РТ-Телеком", г. Дзержинск Нижегородской области, пр-т Ленина, д.117, оф.31 (ОГРН <***> ИНН <***>; дата и место государственной регистрации в качестве юридического лица: 13.08.2014, межрайонная инспекция ФНС России №2 по Нижегородской области), 3000 рублей в качестве возмещения расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявленных требований.

Исполнительный лист выдать после вступления настоящего решения в законную силу.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Настоящее решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области. В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения Первого арбитражного апелляционного суда апелляционной инстанции или Первый арбитражный апелляционный суд отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                  И.Ю. Мукабенов