ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-28958/20 от 30.11.2020 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ  ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-28958/2020

г. Нижний Новгород                                              

Резолютивная часть решения объявлена 30 ноября 2020 года

Решение в полном объеме изготовлено 11 декабря 2020 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Соколовой Лианы Владимировны (шифр 53-497)

при ведении протокола судебного заседания секретарем Богомоловой Е.А.,

при участии в судебном заседании представителей сторон:

от заявителя: Вотина А.С. (по доверенности от 07.08.2020), Шашкова В.В. (по доверенности от 07.08.2020),

от заинтересованного лица: Бахтина Н.А. (по доверенности от 19.08.2020), Тихоновой В.Н. (служебное удостоверение),

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО «КиПиАй Агро Сеченово», г.Чебоксары, о признании недействительным предписание от 24.08.2020 №872 ГМО об устранении выявленных нарушений, вынесенное Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республике Марий Эл,

установил: ООО «КиПиАй Агро Сеченово» (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республике Марий Эл (далее - ответчик, Управление) от 24.08.2020 №872 ГМО об устранении выявленных нарушений.

В обоснование заявленного требования заявитель указывает, что Управлением при проведении внеплановой выездной проверки и выдаче оспариваемого предписания допущены нарушения требований Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закона №294-ФЗ), постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 №438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Правила №438), а именно: проверка проведена в отсутствие законных оснований, в отсутствие согласования с уполномоченным органом прокуратуры, с превышением установленной законодательством компетенции (неуполномоченным органом), проведение исследований назначено в экспертной организации, не привлеченной к участию в проверке, отбор проб объектов окружающей среды осуществлен с нарушением требований ГОСТа №12036-85. Кроме того, внесение генно-инженерного материала в вегетативную массу рапса могло явиться результатом природных (естественных) процессов, семена растений, генетическая программа которых изменена с использованием методов генной инженерии и который содержат генно-инженерный материал, Общество на территорию Российской Федерации не ввозило, что не является нарушением требований действующего законодательства.

Подробно позиция Общества изложена в заявлении и поддержана представителями в ходе судебного заседания.

Управление с заявленным требованием не согласно, считает оспариваемое предписание законным и обоснованным.

Подробно позиция заинтересованного лица изложена в письменном отзыве на заявление и поддержана представителями в ходе судебного разбирательства.

Управлением заявлено письменное ходатайство о рассмотрения данного заявления в суде общей юрисдикции, рассмотрев которое, суд отказывает в его удовлетворении в силу следующего.

В соответствии со статьей 39 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), если при рассмотрении дела в арбитражном суде выяснилось, что оно подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции, арбитражный суд передает дело в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области или суд автономного округа того же субъекта Российской Федерации для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом.

Частью 2 статьи 3 АПК РФ порядок судопроизводства в арбитражных судах определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации", Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.

Закрепленное в статье 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации право на судебную защиту предполагает наличие конкретных гарантий, которые позволяли бы обеспечить эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости.

Требование Конституции Российской Федерации об определении компетентного на рассмотрение дела суда законом предоставляет гарантии не только лицу, обратившемуся в суд за защитой нарушенного права, но и лицу, выступающему ответчиком.

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.01.2010 №1-П закреплено, что подсудность дел предполагает установление законом разграничения как предметной компетенции, в том числе между судами общей юрисдикции и арбитражными судами, так и в рамках каждого вида юрисдикции - для определения конкретного суда, уполномоченного рассматривать данное дело; несоблюдение установленной федеральным законодателем подсудности дел нарушает конституционное предписание о законном суде, а через это - и само право на судебную защиту; рассмотрение дела вопреки правилам о подсудности не отвечает требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение данного конкретного дела, по смыслу статей 46 и 47 Конституции Российской Федерации, не является законным судом, принятые же в результате такого рассмотрения судебные акты не могут признаваться реально обеспечивающими права и свободы.

В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.08.1992 №12/12 "О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам" подведомственность заявленного требования суду или арбитражному суду определяется в соответствии с их компетенцией, установленной законодательными актами Российской Федерации.

Главой 4 АПК РФ установлены правила компетенции арбитражных судов (статьи 27 - 33).

В соответствии с пунктом 1 статьи 27 АПК РФ арбитражный суд рассматривает дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 2 статьи 27 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры с участием граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

В силу подпункта 2 части 1 статьи 29 АПК РФарбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.

Исходя из смысла данных процессуальных норм и системного анализа положений главы 4 АПК РФ, при решении вопроса об отнесении дел к компетенции арбитражных судов должны в совокупности учитываться два критерия: по субъекту спора и по характеру спора, который должен быть связан с предпринимательской или иной экономической деятельностью. При отсутствии любого из них дело подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.

Таким образом, из смысла вышеуказанных норм следует, что определяющим моментом отнесения того или иного дела к подведомственности арбитражных судов является субъектный состав, предмет спора, экономический характер требования.

Предписание Управления является ненормативным правовым актом, выданным юридическому лицу в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности по выращиванию и реализации продукции (семян рапса).

Таким образом, Общество подало заявление в Арбитражный суд Нижегородской области с соблюдением правил подсудности.

Рассмотрев материалы дела, заслушав позиции сторон, суд находит требование заявителя подлежащим отклонению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, на основании приказа руководителя Управления от 07.08.2020 №872-ООД должностными лицами Управления в период с 11.08.2020 по 24.08.2020 в рамках государственного сортового и семенного контроля проведена внеплановая выездная проверка Общества.

В ходе проведенной проверки Управлением выявлено следующее.

Общество использует для посева семена рапса ярового на посевной площади 549,76 га участка с кадастровым №52:48:0000000:0101 (окрестности с. Красное Сеченовского района Нижегородской области) в количестве 4,04т, в отсутствии документов, подтверждающих проверку на сортовую принадлежность, о чем свидетельствуют:

- акт от 14.06.2020 №16 расхода семян и посадочного материала,

- протокол испытаний от 24.03.2020 №356-357,

- акт №6 отбора средних проб для определения посевных качеств от 17.03.2020;

- сведения об итогах сева под урожай 2020 года форма отчетности 1- фермер, чем нарушило требования статей 21, 25, 26 Федерального закона от 17.12.1997 №149-ФЗ «О семеноводстве» (далее - Закон №149-ФЗ).

Общество использует

- семена рапса с 14.06.2020 по 24.08.2020 по акту расхода семян и посадочного материала от 14.06.2020 №16 на поле С1 (посевная площадь 394,92 га) в количестве 2,902т;

- семена рапса с 14.06.2020 по 18.08.2020 по акту расхода семян и посадочного материала от 14.06.2020 №16 на поле С24 (посевная площадь 107,47 га), в количестве 0,790т;

- семена рапса с 14.06.2020 по 18.08.2020 по акту расхода семян и посадочного материала от 14.06.2020 №16 на поле С26 (посевная площадь 47,37 га), в количестве 0,348т.

В процессе проверки семян (сельскохозяйственных растений) ярового рапса, с участков производства рапса (полей C1, С26, С24 - кадастровый №52:48:0000000:0101 (окрестности с. Красное Сеченовского района Нижегородской области) по акту отбора средних проб от 11.08.2020 №52-07/70 для определения ГМО отобраны средние пробы на наличие ГМО.

Координаты полей зафиксированы при помощи фотосъемки: поле С1 - координаты 55.30711, 45.97483,поле № С26 - координаты 55.30557, 46.02506,поле № С24 - координаты 55.29182, 46.05957.

С поля №С1 посевной площади 394,92 га отобрана средняя проба (вегетативная масса части растений ярового рапса), упакована в сейф - пакеты 59693496 и 59693497, координаты 55.30711, 45.97483.

С поля №С26 посевной площади 47,37 га отобрана средняя проба (вегетативная масса части растений ярового рапса), упакована в сейф - пакеты 59693491 и 59693492, координаты 55.30557, 46.02506.

С поля №С24 посевной площади 107,47 га отобрана средняя проба (вегетативная масса части растений ярового рапса), упакована в сейф - пакеты 596934493 и 596934494, координаты 55.29182, 46.05957.

На базе Общества в складе №3 (деревянный) (окрестности с. Красное Сеченовского района Нижегородской области) выявлена находящаяся на хранении семенная продукция рапса в количестве 10 мест (биг-бэгов) в отсутствии маркировки установленного образца. От указанных семян рапса по акту отбора средних проб от 11.08.2020 №52-07/70 для определения ГМО отобрана средняя проба, упакована в сейф - пакеты 59692349 и 59692350 (координаты места хранения семян - 55.29455, 45.96719; 55.29385, 45.96831; 55.29468, 45.96723);

Пробы в сейф-пакетах 59693496, 596934493, 59693491, 59692349направлены для исследования в Испытательный центр ФГБУ «Нижегородский референтный центр Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору» (аттестат аккредитации от 04.07.2016 №ААС.А.00180).

Пробы в сейф-пакетах 59692350, 59693494, 59693492, 59693497направлены для исследования в ФГБУ «ВНИИКР» (аттестат аккредитации от 07.06.2018 №RA.RU.21HE52) через ФГБУ «Нижегородский референтный центр Россельхознадзора» (аттестат аккредитации от 04.07.2016 №ААС.А.00180).

В результате испытаний:

- в образце вегетативной массы частей растений рапса, отобранного на поле С1, обнаружен ГМО ген ср4 EPSPS и наличие в образце рекомбинантной ДНК, что подтверждается протоколами испытаний от 14.08.2020 №11933А и исследований (испытаний) от 17.08.2020 №784-O.1.20, составленными испытательным центром ФГБУ «Нижегородский Референтный центр Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору» (аттестат аккредитации от 04.07.2016 №ААС.А.00180; далее - ФГБУ "НРЦФСВФН");

- в образце вегетативной массы частей растений рапса, отобранного на поле С24,обнаружен ГМО ген ср4 EPSPSи наличие в образце рекомбинантной ДНК, что подтверждается протоколами испытаний от 14.08.2020 №11934А и исследований (испытаний) от 17.08.2020 №784-0.1.20, составленными ФГБУ "НРЦФСВФН";

- в образце вегетативной массы частей растений рапса, отобранного на поле С1,обнаружен ГМО ген ср4 EPSPSи наличие в образце рекомбинантной ДНК, что подтверждается протоколами испытаний от 14.08.2020 №11935А и исследований (испытаний) от 17.08.2020 №784-0.1.20, составленными ФГБУ "НРЦФСВФН";

- в образце семян рапса не сортового, отобранного от хранящейся партии семян (10 биг-бэгов), генетически модифицированные организмы растительного происхождения не выявлены, о чем свидетельствуют протоколы испытаний от 14.08.2020 №11936А и исследований (испытаний) от 17.08.2020 №784-0.1.20, составленные ФГБУ "НРЦФСВФН".

Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 24.08.2020 №872.

24.08.2020 Обществу выдано предписание об устранении выявленных нарушений №872 ГМО, а именно: в срок до 24.10.2020:

- исключить из использования семена сельскохозяйственных растений (вегетативную массу) рапса с поля С1 посевной площади 394,92 га, С24 посевной площади 107,47га, С26 посевной площади 47,37 га с выявленным ГМО геном ср4 EPSPS, на общей посевной площади 549,76 га вблизи с. Красное Сеченовского района Нижегородской области, на участке с кадастровым №52:48:0000000:0101;

- предоставить документы об исключении из оборота семян сельскохозяйственных растений (вегетативной массы) рапса с поля С1 посевной площади 394,92 га, С24 посевной площади 107,47 га, С26 посевной площади 47,37 га с выявленным ГМО геном ср4 EPSPS, на общей посевной площади 549,76 га вблизи д. Красное Сеченовского района Нижегородской области на участке с кадастровым №52:48:0000000:0101;

- не допускать использования семян сельскохозяйственных растений, генетическая программа которых изменена с использованием методов генной инженерии, и которые содержат генно-инженерный материал, внесение которого не может являться результатом природных (естественных) процессов.

Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с рассматриваемым требованием.

В соответствии с пунктом 2 статьи 29 и частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершении действия (бездействие).

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Законом №294-ФЗ.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 2 статьи 10 Закон №294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора) по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц. информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах, в том числе возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда жив иным, растениям, окружающей среде, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природной и техногенного характера.

Вместе с тем, согласно части 1.1 статьи 26.2 Закон №294-ФЗ, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон №209-ФЗ) к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, не проводятся с 1 апреля по 31 декабря 2020 года включительно, за исключением проверок, основаниями для проведения которых являются причинение вреда пли угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

При этом особенности осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 №438.

Так в силу подпункта "а" пункта 1 указанного Постановления в 2020 году в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Закона №209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства проводятся, в том числе внеплановые проверки, основаниями для проведения которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проведение которых согласовано органами прокуратуры.

Общество является субъектом среднего предпринимательства.

Основанием для проведения проверки в отношении заявителя явилось мотивированное представление (от 06.08.2020 вх.№01-13/233), составленное по результатам рассмотрения поступившей информации в письме Управления ФСБ Российской Федерации по Нижегородской области от 05.08.2020 №106/6/2/7438 об угрозе жизни и здоровья граждан Российской Федерации при осуществлении Обществом выращивания и реализации генно-модифицированной продукции (семена рапса) на территории Сеченовского района Нижегородской области.

Согласно информации о возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан при использовании генно-модифицированной продукции, опубликованной 14.02.2013 в сети Интернет по адресу: https://fsvps.gov.ru/fs, геномодификация - это изменение генома растения (сейчас растения, завтра животных и человека) путем внедрения в него (чаще специалисты говорят не внедрения в него, а клонирования в него генов, полученных от живых организмов иных биологических видов, либо других сортов или линий) того же вида.

Причем доноры этих генов могут быть очень близки данному виду (например, донор гена - дикая засухоустойчивая, не малоурожайная пшеница, а акцептор - ГМО растение - определенный сорт культурной пшеницы, высокоурожайный, но не устойчивый к засухе). А могут быть и очень далеки - это могут быть гены животных, микроорганизмов, в перспективе - синтетические гены, не имеющие природных аналогов.

Внедренный ген сообщает ГМО растению новые свойства (качества, способности). Сейчас наиболее часто это новое качество - устойчивость к пестицидам (может также быть устойчивость к вредителям, к засухе и т.п.), а доноры этих геномов наиболее часто - микроорганизмы. Продукты генов - ферменты, которые разрушают действующее начало пестицида (т.е. яд для растений). В результате ГМО растение прекрасно растет на полях залитых пестицидами, а остальные растения умирают. Этот фермент "чистит" ГМО растение (его ткани) от "яда" (пестицида). Ферментов по массе синтезируется очень и очень мало, а активность их, напротив, очень высока. Фермент может быть еще и белком, который живет недолго, затем сам по себе инактивируется, становясь пассивным белком, да еще и переваривается, как и другие белки, в желудочно-кишечном тракте животных и человека.

Потенциальность угрозы связана с тем, что сейчас подавляющее большинство усилий разработчиков направлено на придание растениям устойчивости к чему-то (пестицидам и т.п.). Но завтра она может быть направлена на что угодно, например, на клонирование в геном растения какого-нибудь токсина. И оно может (даже без ведома авторов) "убежать" из под контроля, начать где-то на воле произрастать и попасть в корма или в пищу со всеми вытекающими последствиями.

Иными словами, с ГМО растениями, как и с любыми химерными (несущими генетический материал более, чем одного биологического вида) организмами (вирусы, бактерии, животные, люди) может быть связана угроза.

При этом сейчас система производства ГМО-линий растений, система апробации их безопасности таковы, что реального риска мы не видим. Но не видим только при одном условии: за оборотом ГМО растений и продукции из них должен быть налажен эффективный контроль.

В связи с этим доводы Общества об отсутствии угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан при осуществлении своей деятельности ввиду недоказанности факта причинения ГМО вреда жизни и здоровью человека, сделанный на основании более 130 научно-исследовательских проектах, охватывающих 25 лет исследований и проведенных с участием более чем 500 независимых исследовательских групп, судом отклоняется.

Внеплановая проверка в отношении Общества согласована Управлением с первым заместителем Волжского межрегионального природоохранного прокурора (решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки от 10.08.2020).

Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура в соответствии с частью 4 приказа Генпрокуратуры России от 07.05.2008 №84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур" осуществляет деятельность на правах прокуроров субъектов Российской Федерации и ее компетенция распространяется, в том числе на территорию Нижегородской области в соответствии с пунктом 3 распоряжения Генпрокуратуры России от 13.06.2018 №360/7р "О территориальном paзграничении компетенции прокуроров субъектов Российской Федерации и природоохранных Прокуроров (на правах прокуроров субъектов Российской Федерации)".

В соответствии с пунктом 2 приказа Генпрокуратуры России от 27.03.2009 №93 "О реализации Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (вместе с "Порядком согласования в органах прокуратуры проведения внеплановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей") согласование проведения внеплановых выездных проверок органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля производится по месту осуществления деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, военными, транспортными и иными специализированными прокурорами (их заместителями) - в соответствии с установленной компетенцией и закрепленными предметами ведения.

Пунктом 4 приказа Генпрокуратуры России от 07.05.2008 №84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных. военных и других специализированных прокуратур" установлено, что природоохранным прокурорам (на правах прокуроров субъектов Российской Федерации) осуществлять, в том числе надзор за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании, соблюдением прав граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного экологическими правонарушениями, законодательными (представительными) органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями. расположенными на территории, на которую распространяется компетенция соответствующей природоохранной прокуратуры (на правах прокуратуры субъекта Российской Федерации), а также надзор за соответствием законам издаваемых ими правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

В полномочия Управления входит мониторинг воздействия на человека и окружающую среду генно-инженерно-модифицированных организмов и продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы, и контроль за выпуском таких организмов в окружающую среду на основании Правил осуществления Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору мониторинг воздействия на человека и окружающую среду генно-инженерно-модифицированных организмов и продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы, и контроля за выпуском таких организмов в окружающею среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2017 №1491 (далее - Правила).

Пункт 4 Правил предусматривает, что контроль направлен на выявление и пресечение нарушений при действии или бездействии, в результате которых произошло внесение генно-модифицированных организмов в окружающую среду, а также на устранение последствий выявленных нарушений. Контроль проводится в рамках осуществления федерального государственного ветеринарного надзора, федерального государственного надзора в сфере обращения лекарственных средств в отношении лекарственных средств для ветеринарного применения, а также государственного надзора в облает семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений.

Согласно пункту 5 Правил к отношениям, связанным с осуществлением контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также с осуществлением мониторинга генно-модифицированных организмов и генетически модифицированной продукции, применяются положения Закона №294-ФЗ.

Пунктом 9.3.29 Положения об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республике Марий Эл, утвержденного приказом Россельхознадзора от 15.04.2013 №176, предусмотрено полномочие Управления по мониторингу воздействия на человека и окружающую среду генно-инженерно-модифицированных организмов и продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы, и контроль за выпуском таких организмов в окружающую среду - в пределах своей компетенции:

Под мониторингом воздействия на человека и окружающую среду ГМО и продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей их, в данном случае понимается совокупность мероприятий по сбору, обработке, анализу и опубликованию информации о воздействии ГМО на здоровье человека и состояние окружающей среды.

Испытания (исследования) проведены ФГБУ "НРЦФСВФН", который заявлен в приказе о проведении внеплановой выездной проверки от 07.08.2020 №872-ООД, и протоколы испытаний которого представлены в материалы дела. Ссылка в акте проверки на результаты исследований (испытаний), проведенных испытательным лабораторным центром ФГБУ «ВНИИКР» фактически является технической ошибкой, о чем также было указано представителем заявителя в судебном заедании.

Согласно статье 1 Закона №149-ФЗ семена - части растений (клубни, луковицы, плоды, саженцы, собственно семена, соплодия, части сложных плодов и другие).

Соответственно, вегетативная масса рапса, выращенная из семян ярового рапса в количестве 4.4 т. на полях C1, С24, С26, отбиралась как семена, то есть части растений, в клетках которой содержится ДНК вещество наследственности. Выявленный ген ср4 EPSPS - это участок молекулы ДНК, несущий информацию о первичной структуре белка, искусственно встроен. В связи с этим был применен ГОСТ 12036-85. Межгосударственный стандарт. Семена сельскохозяйственных культур. Правила приемки и методы отбора проб, действие которого распространяется на семена сельскохозяйственных культур, за исключением хлопчатника, сахарной свеклы, цветочных культур, так как он устанавливает правила приемки семян и методы отбора проб для определения посевных качеств семян.

Информация в акт отбора вносилась в отношении семенного материала, который использовался на сев в соответствии с ГОСТ 12036-85. Межгосударственный стандарт. Семена сельскохозяйственных культур. Правила приемки и методы отбора проб.

Пунктом 2.6.2 ГОСТ 12036-85 установлено, что от каждой контрольной единицы одновременно отбирают две средние пробы: одну для анализа по месту получения семян, вторую (дубликат) оставляют в хозяйстве (организации) - получателе на случай арбитражного определения.

Дубликаты проб хранят в том же помещении, где находится партия семян, или в аналогичных условиях.

В ходе проверки в соответствии с указанными требованиями отобраны две пробы (основная и дубликат), что отражено в акте отбора проб для определения ГМО от 11.08.2020 №52-07/70. В связи с тем, что отобранные пробы вегетативной массы должны храниться при определенной температуре и влажности, при этом у Общества отсутствовало соответствующее оборудование для хранения, дубликат направлен на хранение в Управление. Представителю по доверенности от 14.08.2020 Ботину А.С. акт отбора от 11.08.2020 №52-07/70 вручен под роспись без его возражений и требований.

Впоследствии вторая проба исследована в ФГБУ «ВНИИКР» в качестве арбитражного анализа (протокол исследований (испытаний) от 17.08.2020 №784-0.1.20). Данные исследования также подтвердили наличие в семенах рапса (вегетативной массе) ГМО ген 4ср EPSPS.

Таким образом, нарушений требований действующего законодательства, в частности Закона №294-ФЗ, при проведении внеплановой выездной проверки и отборе проб для проведения лабораторных исследований в отношении Общества Управлением не допущено.

В соответствии со статьей 21 Закона №149-ФЗ и частью 1 статьи 50 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" запрещается ввозить на территорию Российской Федерации и использовать для посева (посадки) семена растений, генетическая программа которых изменена с использованием методов генной инженерии и которые содержат генно-инженерный материал, внесение которого не может являться результатом природных (естественных) процессов, за исключением посева (посадки) таких семян при проведении экспертиз и научно-исследовательских работ.

Статьями 25 и 26 указанного закона установлено, что семена, предназначенные для посева (посадки), подлежат проверке на сортовые и посевные качества.

Для определения сортовых и посевных качеств семян применяются единые методы, терминология и нормативные документы в области семеноводства, а также единые образцы технических средств.

Посевные качества семян определяются на основе требований нормативных документов в области семеноводства, утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Определение сортовых качеств семян сельскохозяйственных растений проводится посредством проведения апробации посевов, грунтового контроля и лабораторного сортового контроля.

Обязательной апробации подлежат посевы сельскохозяйственных растений, семена которых предназначены для реализации.

Апробация посевов сельскохозяйственных растений проводится по заявкам производителей семян семенными инспекциями с привлечением при необходимости оригинаторов сортов сельскохозяйственных растений, а также организаций и физических лиц, определенных в статье 16 настоящего Федерального закона.

Грунтовому контролю подлежат оригинальные, элитные (семена элиты) и репродукционные семена, поступающие в оборот в соответствии с перечнем сельскохозяйственных растений, утвержденным специально уполномоченным федеральным органом управления сельским хозяйством.

Лабораторному сортовому контролю подлежат элитные (семена элиты) и репродукционные семена, поступающие в оборот в соответствии с перечнем сельскохозяйственных растений, утвержденным специально уполномоченным федеральным органом управления сельским хозяйством.

Посевы сельскохозяйственных растений, семена которых предназначены для собственных нужд производителей семян, подлежат регистрации.

Порядок проведения апробации посевов сельскохозяйственных растений, грунтового контроля и лабораторного сортового контроля, а также регистрации посевов сельскохозяйственных растений определяется специально уполномоченным федеральным органом управления сельским хозяйством.

Пунктом 6.7 Положения о порядке проведения сертификации семян сельскохозяйственных и лесных растений, утвержденного приказом Минсельхозпрода Российской Федерации от 08.12.1999 №859, установлено, что для проведения апробации посевов заявитель заблаговременно, не позднее чем за две недели, подает заявку (приложение В, форма 5). К заявке должны быть приложены: копия платежного поручения об оплате расходов по апробации; план полей с указанием местоположения посева; описание, как найти поле для инспекции посева.

По результатам апробации посевов, проводимой апробатором с привлечением, при необходимости, оригинатора сорта и представителя заявителя, составляется акт апробации, один экземпляр которого передается заявителю, второй направляется в орган по сертификации, а третий остается у апробатора (пункт 6.7 Положения).

На основании акта апробации орган по сертификации оформляет сертификат сортовой идентификации (приложение В, форма 6) и направляет его заявителю (пункт 6.8 Положения).

Факт использования Обществом для посева семян рапса ярового на посевной площади 549,76 га участка с кадастровым №52:48:0000000:0101 (окрестности с. Красное Сеченовского района Нижегородской области) в количестве 4,04т, в отсутствии документов, подтверждающих проверку на сортовую принадлежность, и содержащих в вегетативной массе ГМО ген 4ср EPSPS, подтвержден материалами дела, в том числе актом проверки от 24.08.2020 №872, протоколами испытаний от 14.08.2020 №11933А, №11934А, №11935А, №11936Л и другими материалами дела.

При этом проведение экспертиз и научно-исследовательских работ при выращивании и разведении растений рапса Общество не осуществляет.

Кроме того, на момент внеплановой проверки на хранении на складе Общества находилась продукция рапса, упакованная в бик-бэги в количестве 10 штук, в отсутствии маркировки. В отсутствии маркировки на упаковках идентифицировать рапс не представилось возможным.

Упакованная продукция рапса должна быть маркирована в установленном порядке. В связи с чем, документальное подтверждение, что Обществом посеяны семена рапса со складa, заявителем не предоставлены.

Установлено, что на посев Общество использовало 4,04т семян ярового рапса, в вегетативной массе которых выявлен ГМО ген 4ср EPSPS.

Ген - это участок молекулы ДНК (вещество наследственности), несущий информацию о первичной структуре белка, т.е. семян, из которых произошла вегетативная масса. Содержащийся ГМО ген 4ср EPSPS не природного происхождения, искусственно встроенного. ГМО ген 4ср EPSPS - это толерантная к гербицидам форма.

В независимости от источника происхождения семян ярового рапса, содержащих ген 4ср EPSPS, запрещено использовать для посева (посадки) семена растений, а также выращивания и разведения растении, генетическая программа которых изменена с использованием методов генной инженерии, содержащие генно-инженерный материал, внесение которого не может являться результатом природных (естественных) процессов, за исключением посева (посадки) таких семян при проведении экспертиз и научно-исследовательских работ.

На основании изложенного, оценив представленные в материалы дела документы в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд приходит к выводу, что оспариваемое предписание соответствует действующему законодательству и не нарушает законные права и интересы Общества, что, в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ, является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь статьями 39, 110, 167-170, 180-182, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р  Е  Ш  И  Л :

ходатайство Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республике Марий Эл о передаче дела по подсудности отклонить.

ООО «КиПиАй Агро Сеченово», г.Чебоксары (ИНН 5230004954) в удовлетворении заявления отказать.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей подлежат отнесению на заявителя.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия и может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в месячный срок со дня принятия решения.

Судья                                                                                                Л.В. Соколова