АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А43-29181/2021
г. Нижний Новгород 24 ноября 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 17 ноября 2021 года
Решение в полном объеме изготовлено 24 ноября 2021 года
Арбитражный суд Нижегородской области в составе судьи Вершининой Екатерины Игоревны (56-824), при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Жуковой А.Д., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного казенного учреждения Нижегородской области "Центр размещения заказа Нижегородской области" (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 07.06.2021 по делу №052/06/105-1611/2021 в части признания уполномоченного учреждения нарушившим части 1 статьи 54.3 и часть 6 статьи 110.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
при участии представителей сторон:
от заявителя: ФИО1 (доверенность от 01.02.2021),
от УФАС по Нижегородской области: ФИО2 (доверенность от 07.07.2021),
от третьих лиц: не явились, извещены,
установил: в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось государственное казенное учреждение Нижегородской области "Центр размещения заказа Нижегородской области" (далее - заявитель, Учреждение) с заявлением о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее - ответчик, антимонопольный орган, Управление) от 07.06.2021 по делу №052/06/105-1611/2021 в части признания уполномоченного учреждения нарушившим части 1 статьи 54.3 и часть 6 статьи 110.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В обоснование заявленных требований Учреждение указывает на необоснованность оспариваемых решения и предписания, поскольку установленные в документации открытого конкурса критерии оценки не противоречат положениям пунктов 27, 27(2), 27(3) Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 №1085 (далее - Правила №1085), не ограничивают потенциальное число участников. Заявитель отмечает отсутствие оснований для принятия в качестве документов, подтверждающих опыт работ, связанных с предметом контракта (выполнение строительно-монтажных работ), контрактов (договоров) по капитальному ремонту ввиду несопоставимости характера и объема работ. Кроме того, заявитель отмечает, что установление в документации требования, в соответствии с которым к оценке принимаются контракты (договоры), цена каждого из которых составляет не менее 50% от НМЦК, не противоречит ни Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон №44-ФЗ), ни Правилам №1085. Обоснования выводов в данной части антимонопольным органом не приведено.
Относительно вмененного нарушения части 6 статьи 110.2 Закона №44-ФЗ заявитель отмечает отсутствие оснований для квалификации действий Учреждения по указанной норме ввиду обязанности заказчика, а не уполномоченного учреждения, по утверждению приложения №2 к контракту.
Подробно позиция Учреждения изложена в заявлении и поддержана представителем в судебном заседании.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее - антимонопольный орган, Нижегородский УФАС) не согласно с заявленными требованиями, полагая оспариваемые решение и предписание соответствующими Закону №44-ФЗ. По мнению антимонопольного органа, положениями Правил №1085 не содержит права ограничивать виды контрактов (договоров), которыми участники закупки могут подтвердить опыт исполнения контракта (договора).
Подробно доводы антимонопольного органа изложены в отзыве на заявление и поддержаны представителем в судебном заседании.
Управление делами Правительства Нижегородской области, привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, поддерживает требование заявителя по аналогичным доводам, подробно изложенным в письменном отзыве.
Представители третьих лиц, Управления делами Правительства Нижегородской области, ООО "Фокус", ООО "Электронная торговая площадка ГПБ", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, ходатайств не заявили. В соответствии со статьей 156, частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела, заслушав позицию ответчика, судом установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, ООО "Фокус" обратилось в антимонопольный орган с жалобой на действия Управления делами Правительства Нижегородской области (заказчик) и ГКУ НО "Центр размещения заказа Нижегородской области" (уполномоченное учреждение) при проведения открытого конкурса в электронной форме по объекту закупки: "Дом Правительства Нижегородской области на территории Кремля (1 очередь), 1 блок" (номер извещения 0832200006621000415).
По результант рассмотрения жалобы антимонопольным органом принято решение об оставлении жалобы без рассмотрения, а также о признании заказчика и уполномоченного учреждения - нарушившими требования части 1 статьи 54.3 и части 6 статьи 110.2 Закона №44-ФЗ.
Как установлено антимонопольным органом и подтверждается материалами дела, 11.05.2021 в единой информационной системе и на электронной площадке ЭТП Газпромбанк размещены извещение о проведении электронного аукциона по объекту закупки: "Выполнение работ по строительству объекта "Дом Правительства Нижегородской области на территории Кремля (1 очередь), 1 блок", номер извещения 0832200006621000415, и документация об открытом конкурсе в электронной форме.
14.05.2021 в документацию внесены изменения.
Заказчик - Управление делами Правительства Нижегородской области.
Уполномоченное учреждение - ГКУ НО "Центр размещения заказа Нижегородской области".
Оператор электронной площадки - ЭТП Газпромбанк.
Начальная (максимальная) цена контракта - 231 493 310,00 руб.
Приложением №2 "График производства работ" проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью конкурсной документации является график выполнения строительно-монтажных работ. При этом, указанное приложение не заполнено заказчиком в соответствии с Методикой составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ утверждена приказом Минстроя России от 05.06.2018 № 336/пр «Об утверждении Методики составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ» (далее - Методика).
Таким образом, по мнению Управления, заказчиком и уполномоченным учреждением нарушены требования части 6 статьи 110.2 Закона №44-ФЗ.
В пункте 16 Информационной карты конкурса Заказчиком установлено, что для оценки показателей по критерию «Квалификация участников закупки» к оценке принимаются контракты (договоры), предметом которых является выполнение работ по строительству и/или реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта), за последние 3 года, предшествующие дате подачи заявок на участие в закупке, цена каждого из которых составляет не менее 50% от начальной (максимальной) цены контракта.
По мнению Управления, заказчик обязан принимать контракты и по капитальному ремонту для оценки заявок участников открытого конкурса в электронной форме.
Кроме того, антимонопольный орган полагает ненадлежащим требование в отношении стоимости исполненного контракта, поскольку оно не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников открытого конкурса в электронной форме.
Указанные обстоятельства, по мнению Управления, свидетельствуют о допущенном уполномоченным учреждением нарушении требований части 1 статьи 54.3 Закона №44-ФЗ.
На основании изложенного, 07.06.2021 Управлением вынесено оспариваемое решение.
Также 07 июня 2021 года Управлением выдано предписание, которым на заявителя и заказчика возложена обязанность устранить нарушения требований части 1 статьи 54.3 и части 6 статьи 110.2 Закона №44-ФЗ, для чего при заключении контракта внести изменения в проект контракта, с учетом выводов, изложенных в решении №052/06/105-1611/2021.
Не согласившись с названными решением и предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 №728 Федеральная антимонопольная служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно статье 3 Федерального закона №44-ФЗ под закупкой товара, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд понимается совокупность действий, осуществляемых в установленном названным Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.
В силу частей 1, 2 статьи 24 Закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно статье 6 Закона №44-ФЗ в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Открытость и прозрачность информации обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе. Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (статья 7 Закона №44-ФЗ).
Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона №44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с указанным Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона №44-ФЗ для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает, в том числе, следующий критерий: 1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок (часть 4 статьи 32 Закона №44-ФЗ).
Согласно части 5 статьи 32 Закона №44-ФЗ сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных документацией о закупке, составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в пункте 2 части 1 настоящей статьи, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи.
В соответствии с частью 6 статьи 32 Закона №44-ФЗ сумма величин значимости критериев, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи, при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в целях заключения контрактов на исполнения (как результат интеллектуальной деятельности), а также на финансирование проката или показа национального фильма, на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ должна составлять не менее чем двадцать процентов суммы величин значимости всех критериев (за исключением случая, предусмотренного частью 8 статьи 37 настоящего Федерального закона). В случае, если при заключении таких контрактов критерий, указанный в пункте 2 части 1 настоящей статьи, не используется, величина значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи, должна составлять не менее чем двадцать процентов суммы величин значимости всех критериев (за исключением случая, предусмотренного частью 8 статьи 37 настоящего Федерального закона). Величина значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи, при определении исполнителей в целях заключения контракта на создание произведения литературы или искусства может быть снижена до нуля процентов суммы величин значимости всех критериев.
Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 8 статьи 32 Закона №44-ФЗ).
Согласно части 9 статьи 32 Закона №44-ФЗ не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи.
Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 №1085 (далее - Правила №1085).
В силу пункта 4 Правил №1085 для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии: а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки: цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги; расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ; стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 Правил; предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту; б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки: качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу пункта 10 Правил №1085 в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно пункту 11 Правил №1085 для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.
В случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), допускается установление в документации о закупке в качестве нестоимостных критериев оценки исключительно критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", показателей такого критерия, указанных в пункте 27(2) настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 20 Правил №1085 оценка по нестоимостным критериям (показателям), за исключением случаев оценки по показателям, указанным в подпунктах "а" и "в" пункта 25 настоящих Правил, и случаев, когда заказчиком установлена шкала оценки, осуществляется в порядке, установленном пунктами 21 - 24 настоящих Правил.
В силу подпункта «б» пункта 27 Правил №1085 показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" может быть следующий показатель: опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
Пунктом 27(2) Правил №1085 предусмотрено, что в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, в документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей:
а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров);
б) общее количество исполненных контрактов (договоров);
в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).
В соответствии с пунктом 27(3) Правил №1085 для оценки заявок (предложений) по показателям, предусмотренным пунктом 27(2) настоящих Правил, в документации о закупке устанавливается и учитывается при оценке один или несколько следующих видов контрактов (договоров):
а) контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки. К таким видам объектов капитального строительства относятся:
объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов);
линейные объекты капитального строительства;
особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства;
объекты культурного наследия;
б) контракты (договоры), соответствующие виду контракта, заключаемого по результатам закупки. К таким видам контрактов (договоров) относятся:
контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Федерального закона (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Федерального закона (в отношении предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Федерального закона (в отношении предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида;
контракт, предметом которого является проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
Согласно пункту 28 Правил №1085 оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 данных Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 указанных Правил.
Таким образом, в конкурсную документацию в качестве нестоимостного критерия при установлении порядка рассмотрения и оценки заявок разрешается включать критерии о квалификации участников закупки, для оценки которого может быть использован показатель «опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема».
В силу правовой позиции, выраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Частью 6 статьи 110.2 Закона №44-ФЗ установлено, что объем, содержание работ по контрактам, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, определяются проектной документацией объектов капитального строительства, а также иной технической документацией, предусмотренной такими контрактами. При этом выполнение работ по таким контрактам осуществляется в соответствии с графиком выполнения строительномонтажных работ, являющимся обязательным приложением к таким контрактам.
Методика составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ утверждена приказом Минстроя России от 05.06.2018 № 336/пр «Об утверждении Методики составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ» (далее - Методика).
В соответствии с пунктом 1.5 раздела I «Общие положения» Методики график выполнения работ и график оплаты выполненных работ должны составляться в табличной форме, состоящей из взаимосвязанных граф, строк и колонок.
Разделом II «Составление графика выполнения строительно-монтажных работ» Методики установлены требования к составлению графика выполнения строительномонтажных работ. В соответствии с пунктом 2.3 Методики график выполнения работ должен содержать следующие заголовки граф: 2.3.1. порядковый номер этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ; 2.3.2. наименование этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ; 2.3.3. сроки исполнения этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ; 2.3.4. физический объем работ; 2.3.5. сроки передачи строительных материалов, технологического оборудования заказчика (при наличии).
Согласно пункту 2.4 Методики колонка «наименование этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ» должна содержать наименование этапов выполнения контракта, комплексов работ (часть выполняемого подрядчиком от общего объема работ по контракту, содержащего технологически связанные виды работ), видов работ, частей работ отдельного вида работ на основании предусмотренных утвержденной проектной документацией. При этом необходимость указания в графике выполнения работ этапов выполнения контракта и (или) комплексов работ и (или) видов работ и (или) частей работ отдельных видов работ определяется заказчиком, в том числе исходя из сложности объекта и условий контракта.
В соответствии с пунктом 2.5 Методики колонка «сроки исполнения этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ» должна содержать указание на даты начала и окончания выполнения работ по этапам выполнения контракта и (или) комплексам работ и (или) видам работ и (или) частям работ отдельного вида работ, либо период выполнения этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ, исчисляемый со дня наступления определенного события. Срок выполнения работ должен устанавливаться исходя из соблюдения строгой технологической последовательности работ. В качестве единицы времени в графике могут быть приняты день, неделя, месяц
Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что объектом закупки является: «Выполнение работ по строительству объекта: «Дом Правительства Нижегородской области на территории Кремля (1 очередь), 1 блок», соответственно, применение положений законодательства о контрактной системе относительно формирования графика выполнения строительно-монтажных работ обязательно.
В рассматриваемой закупке график выполнения строительно-монтажных работ является приложением №2 «График производства работ» проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью конкурсной документации.
Изучив конкурсную документацию, Комиссия Нижегородского УФАС России пришла к выводу, что приложение №2 «График производства работ» не заполнено заказчиком в соответствии с Методикой.
Таким образом, необоснованным является вывод антимонопольного органа о нарушении ГКУ НО "Центр размещения заказа Нижегородской области" (уполномоченным учреждением) требований части 2 статьи 110.2 Закона №44-ФЗ, поскольку Приложение №2 «График производства работ» является неотъемлемой частью проекта контракта, содержащегося в составе раздела II документации, который в силу пункта 2.15 Порядка взаимодействия №1016 утверждается решением Заказчика, а не Уполномоченного учреждения.
Как следует из материалов дела, пунктом 15 информационной карты конкурсной документации установлен перечень Документов, подтверждающих квалификацию участника конкурса: 7.1. Копии исполненных участником закупки контрактов (договоров), предметом которых является выполнение работ по строительству и/или реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта), за последние 5 лет, предшествующие дате подачи заявок на участие в закупке, цена каждого из которых составляет не менее 50% от начальной (максимальной) цены контракта (копии всех листов указанных документов с приложениями) (при наличии); 7.2. Копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) в полном объеме (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее, чем за 5 лет до даты подачи заявки на участие в данной закупке (копии всех листов указанных документов с приложениями) (при наличии); 7.3. Копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) (копии всех листов указанных документов с приложениями) (при наличии).
При этом отсутствие этих документов не является основанием для признания заявки на участие в конкурсе не соответствующей требованиям документации о таком конкурсе.
В пункте 16 информационной карты конкурсной документации установлены следующие критерии оценки заявок: - стоимостные критерии оценки (значимость критерия - 60%), - нестоимостные критерии оценки (значимость критерия - 40%).
В пункте 17 Информационной карты конкурса Заказчиком установлено, что для оценки показателей по критерию «Квалификация участников закупки» к оценке принимаются контракты (договоры), предметом которых является выполнение работ по строительству и/или реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта), за последние 3 года, предшествующие дате подачи заявок на участие в закупке, цена каждого из которых составляет не менее 50% от начальной (максимальной) цены контракта.
Также заказчиком в соответствии с Правилами №1085 установлены следующие показатели, раскрывающие содержание нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки": 2.2. Общее количество исполненных контрактов (договоров) - коэффициент значимости показателя - 1.
В отношении данного показателя лучшим условием исполнения контракта считается наибольшее значение.
По данному показателю засчитываются только контракты (договоры), соответствующие условиям оценки, указанным в настоящем пункте, и подтвержденные документально. К оценке засчитываются документы, указанные в подпунктах 7.1, 7.2, 7.3 пункта 15 раздела I конкурсной документации, представленные в полном объеме. В отношении данного показателя присваивается 0 баллов в случае отсутствия в составе заявки документов, подтверждающих опыт по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
Таким образом, из материалов дела следует, что документация о проведении конкурса раскрывает содержание указанных заявителем критериев, а также порядок оценки заявок исходя из документов и сведений, предоставленных участниками закупки, установленный для всех участников закупки, что соответствует требованиям пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона №44-ФЗ.
Довод антимонопольного органа о неправомерном ограничении видов контрактов (договоров), которыми участники закупки могут подтвердить опыт исполнения контракта (договора) судом отклоняется, как основанный на неверном толковании выше приведенных положений подпункта «б» пункта 27, пункта 27 (3) Правил №1085.
В силу подпункта «б» пункта 27 Правил №1085 к показателям нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" относится такой показатель как опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
В рассматриваемом случае объектом закупки является выполнение строительных работ по объекту "Выполнение работ по строительству объекта "Дом Правительства Нижегородской области на территории Кремля (1 очередь), 1 блок".
Положениями статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлены следующие понятия:
строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства) (пункт 13);
реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов (пункт 14);
капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов (пункт 14.2).
Таким образом, выполнение работ по строительству (созданию), реконструкции (изменению параметров) объектов капитального строительства предусматривает иной объем работ, нежели капитальный ремонт объекта капитального строительства, который ограничивается заменой и (или) восстановление строительных конструкций или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, заменой, восстановлением отдельных элементов несущих строительных конструкций, заменой и (или) восстановлением систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения.
Следовательно, в рассматриваемом случае осуществления закупки в целях строительства Дома Правительства Нижегородской области, предусматривающей в числе прочего осуществление работ по возведению несущих конструкций, возведению наружных ограждающих конструкций, устройству наружных сетей, предоставление в подтверждение опыта участника закупки контрактов (договоров) на выполнение работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства не соответствует требованию подпункта «б» пункта 27 Правил №1085 о сопостовимости характера и объема выполненных работ, в связи с чем, заказчиком и уполномоченным учреждением правомерно не включено в документацию открытого конкурса.
Пунктом 27(3) Правил №1085 установлено, что для оценки заявок (предложений) по показателям, предусмотренным пунктом 27(2) указанных Правил, в документации о закупке устанавливается и учитывается при оценке один или несколько следующих видов контрактов (договоров), в том числе, контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки (подпункт "а"). Контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, отдельно поименованы в указанном подпункте Правил.
Из положений пункта 27 (2), подпунктов «а» и «б пункта 27(3) Правил №1085 следует, что предоставление контрактов (договоров) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу в целях подтверждения соответствующего опыта участника закупки относится к закупкам, осуществляемым в целях заключения контракта, предметом которого является совокупность подлежащих выполнению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, а также контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Закона №44-ФЗ (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства).
В рассматриваемом случае по результатам открытого конкурса предполагается заключение контракта исключительно на выполнение строительно-монтажных работ, в связи с чем, установлениедля оценки показателей по критерию «Квалификация участников закупки» контрактов (договоров), предметом которых является выполнение работ по строительству и/или реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) является правомерным.
Кроме того, суд отмечает соответствие установленного документацией об открытом конкурсе требования в отношении стоимости исполненного контракта положениям статьи 32 Закона №44-ФЗ, пунктов 27, 27 (2) Правил №1085. Согласно документации об открытом конкурсе к оценке принимаются контракты (договоры) на выполнение работ по строительству и/или реконструкции объектов капитального строительства, цена каждого из которых составляет не менее 50% от начальной (максимальной) цены контракта (231 493 310 руб.), то есть не менее 115 746 655,00руб., что позволяет оценить опыт участника закупки.
Вывод антимонопольного органа о невозможности оценки лучших условий исполнения контракта является необоснованным и не соответствует положениям Правил №1085, согласно которым стоимость ранее исполненных контрактов является показателем нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки». При этом в соответствии с Правилами №1085 документацией о конкурсе предусмотрен порядок оценки заявок по указанному критерию и порядок определения количество баллов.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о несоответствии оспариваемого решения, а также вынесенного на его основании предписания, требованиям статей 54.3, 110.2, 99 Закона №44-ФЗ, положениям Правил №1085. Ввиду вынесения в отсутствие правовых оснований оспариваемые решение и предписание нарушают прав и законные интересы заявителя, возлагая на него непредусмотренные действующим законодательством обязанности.
В связи с чем, в соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования заявителя подлежат удовлетворению, оспариваемое решение – признанию незаконным в части признания уполномоченного учреждения нарушившим часть 1 статьи 54.3 и часть 6 статьи 110.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", оспариваемое предписание – признанию недействительным в части возложения на уполномоченное учреждение обязанности по устранению нарушений части 1 статьи 54.3 и части 6 статьи 110.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180-182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
заявленные требования Государственного казенного учреждения Нижегородской области "Центр размещения заказа Нижегородской области", г.Нижний Новгород (ОГРН <***>, ИНН <***>) удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 07.06.2021 по делу №052/06/105-1611/2021 в части признания уполномоченного учреждения нарушившим часть 1 статьи 54.3 и часть 6 статьи 110.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Признать недействительным предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 07.06.2021 по делу №052/06/105-1611/2021 в части возложения на уполномоченное учреждение обязанности по устранению нарушений части 1 статьи 54.3 и части 6 статьи 110.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия и может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в месячный срок со дня принятия решения.
Судья Е.И.Вершинина