ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-29250/15 от 28.11.2016 АС Нижегородской области

 АРБИТРАЖНЫЙ  СУД 

НИЖЕГОРОДСКОЙ  ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-29250/2015

г. Нижний Новгород                                                                    05 декабря 2016 года.

Резолютивная часть решения объявлена 28 ноября 2016 года.

Решение изготовлено в полном объеме 05 декабря 2016 года.

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Мукабенова Игоря Юрьевича (шифр дела 16-778),

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Архиповой А.А.,

при участии в заседании представителей:

от заявителя: ФИО1 (доверенность от 24.09.2015),

от комитета: ФИО2 (доверенность от 11.01.2016);

рассмотрел в открытом судебном заседании заявление

открытого акционерного общества "Теплоэнерго", г. Нижний Новгород (ОГРН <***> ИНН <***>; далее – заявитель, Общество), о признании незаконным бездействия Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода (далее – ответчик, Комитет), выраженного в уклонении от заключения с ОАО "Теплоэнерго" соглашения о выплате субсидии, а также об обязании Комитета во исполнение постановления администрации города Нижнего Новгорода №5682 от 30.12.2014 "О предоставлении ОАО "Теплоэнерго" субсидии из бюджета города Нижнего Новгорода на капитальный ремонт объектов теплоснабжения, переданных ему по договорам аренды Муниципальной имущественной казны города Нижнего Новгорода" заключить с ОАО "Теплоэнерго" соглашение о выплате субсидии на возмещение расходов по капитальному ремонту объектов, переданных ОАО "Теплоэнерго" по договорам аренды имущества Муниципальной казны города Нижнего Новгорода, по форме, утвержденной постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 29.10.2012 №4568 "Об утверждении Порядка предоставления из бюджета города Нижнего Новгорода субсидии на возмещение расходов по капитальному ремонту объектов теплоснабжения, переданных по договорам аренды Муниципальной имущественной казны города Нижнего Новгорода теплоснабжающим организациям".

Определением суда от 20.01.2016 производство по настоящему делу было приостановлено до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Нижегородской области по делу №А43-34449/2015. В связи с вступлением указанного решения в законную силу производство по настоящему делу определением от 05.09.2016 было возобновлено.

Представитель заявителя просит удовлетворить требование.

Представитель ответчика просит отказать в удовлетворении требования.

Изучив материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, суд считает необходимым отказать в удовлетворении заявленного требования в связи со следующим.

04.05.2007 Комитет и Общество (Арендатор) заключили договоры аренды имущества муниципальной имущественной казны №04.018.А и №04.015.А.Н.

Согласно пункту 4.2.6 договоров Арендатор обязуется содержать арендованное имущество в соответствии с требованиями нормативно-технической документации, за свой счет производить техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонты, за исключением объектов, которые в соответствии с нормативно-правовыми актами администрации г. Нижнего Новгорода подлежат капитальному ремонту за счет бюджетных средств.

04.12.2014 Общество обратилось в Департамент жилья и инженерной инфраструктуры администрации г. Нижнего Новгорода с заявлением о предоставлении субсидии на возмещение расходов по капитальному ремонту объектов теплоснабжения, переданных по договорам аренды имущества муниципальной имущественной казны г. Нижнего Новгорода, приложив необходимый пакет документов.

30.12.2014 администрация г. Нижнего Новгорода издала постановление №5682 "О предоставлении заявителю субсидии из бюджета г. Нижнего Новгорода на капитальный ремонт объектов теплоснабжения, переданных ему по договорам аренды Муниципальной имущественной казны г. Нижнего Новгорода" (далее – Постановление №5682), согласно которому Обществу выделена субсидия в сумме 100550229 рублей 59 копеек.

Во исполнение постановления от 30.12.2014 №5682 Комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации г. Нижнего Новгорода поручено в соответствии с Порядком предоставления из бюджета города Нижнего Новгорода субсидии на возмещение расходов по капитальному ремонту объектов теплоснабжения, переданных по договорам аренды Муниципальной имущественной казны города Нижнего Новгорода теплоснабжающим организациям, утвержденным постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 29.10.2012 №4568 (далее – Порядок) заключить с Обществом соглашение о ее выплате.

Согласно пункту 3.11 Порядка администрация г. Нижнего Новгорода в лице Комитета в течение 3 дней с момента вступления в силу Постановления №5682 подписывает с теплоснабжающей организацией соглашение о выплате субсидии.

В соответствии с пунктом 4.1 Порядка Комитет осуществляет перечисление субсидии со своего лицевого счета на счет теплоснабжающей организации в течение 10 рабочих дней с даты заключения соглашения о выплате субсидии.

В связи с неисполнением Постановления №5682 Общество 07.08.2015 обратилось в Комитете с просьбой предоставить ему надлежащим образом оформленное соглашение о выплате субсидии. Данное обращение оставлено без ответа.

30.10.2015 заявитель направил в адрес ответчика претензию с приложением подписанного со стороны Общества соглашения о выплате субсидии с требованием о его заключении в срок не позднее 05.11.2015.

До настоящего времени указанная претензия выполнена Комитетом не была, субсидия Обществу не перечислена.

Считая бездействие Комитета, выразившееся в уклонении от заключения с Обществом соглашения о выплате субсидии, незаконным и нарушающим его права в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в суд с рассматриваемым требованием.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). В рассматриваемом деле таким органом является Комитет.

Согласно части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления (пункт 3 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Решением Арбитражного суда Нижегородской области по делу №А43-34449/2015, вступившим в законную силу и имеющим в соответствии со статьей 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации преюдициальное значение для рассматриваемого спора, установлены следующие обстоятельства.

Постановлением администрации г. Нижнего Новгорода от 29.10.2012 №4568 утвержден Порядок, который определяет условия и порядок предоставления из бюджета г. Нижнего Новгорода субсидии на возмещение расходов по капитальному ремонту объектов теплоснабжения, переданных по договорам аренды имущества Муниципальной имущественной казны г. Нижнего Новгорода (далее - капитальный ремонт объектов теплоснабжения) теплоснабжающим организациям, осуществляющим продажу потребителям и теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя (далее - Организации).

В соответствии с разделом 3 Порядка субсидия предоставляется на компенсацию части затрат на капитальный ремонт объектов теплоснабжения, выполняемый в соответствии с требованиями нормативно-технической документации в текущем финансовом году.

Субсидия предоставляется на безвозмездной и безвозвратной основе и носит целевой характер.

Субсидия предоставляется в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в бюджете г. Нижнего Новгорода на текущий финансовый год.

Субсидия предоставляется в размере 70% от суммы фактически произведенных затрат на капитальный ремонт объектов теплоснабжения, но не более 70% от сметной стоимости, согласованной с департаментом экономического развития, инвестиций и предпринимательства администрации г. Нижнего Новгорода (далее - Департамент экономического развития). Размер субсидии не может превышать сумму денежных средств, перечисленных Организацией в бюджет г. Нижнего Новгорода в текущем финансовом году по договорам аренды имущества Муниципальной имущественной казны в качестве арендной платы.

В случае, если суммарный размер заявок по всем Организациям, претендующим на получение субсидий, превышает размер ассигнований, предусмотренный в бюджете г. Нижнего Новгорода на эти цели, размер субсидии для каждой организации определяется пропорционально балансовой стоимости имущества, переданного ей по договорам аренды имущества Муниципальной имущественной казны.

Решение о предоставлении субсидии, размер субсидии и перечень объектов, расходы на капитальный ремонт которых подлежат субсидированию в текущем финансовом году, принимается постановлением администрации г. Нижнего Новгорода.

Главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидию, является Комитет.

Таким образом, субсидия предоставляется в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в бюджете г. Нижнего Новгорода на текущий финансовый год, и является правом администрации г. Нижнего Новгорода.

Решением Городской Думы г. Нижнего Новгорода от 18.12.2013 №168 "О бюджете города Нижнего Новгорода на 2014 год" ассигнования на предоставление субсидии на капитальный ремонт объектов инженерной инфраструктуры (объектов теплоснабжения) в 2014 году не предусмотрены.

Согласно бюджету г. Нижнего Новгорода на 2015, 2016 годы, ассигнований на предоставление субсидии на капитальный ремонт объектов инженерной инфраструктуры (объектов теплоснабжения) в 2015, 2016 года, также не предусмотрено.

В связи с этим постановлением от 13.10.2015 №2143 администрация г. Нижнего Новгорода правомерно отменила свое постановление от 30.12.2014 №5682.

Соответственно, оснований для перечисления Обществу субсидии также не имеется, а, значит, ответчиком не допущено какого-либо незаконного бездействия.

В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании изложенного требование Общества удовлетворению не подлежит.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на Общество. Излишне уплаченный размер государственной пошлины в размере 3000 рублей подлежит ему возврату из бюджета.

Руководствуясь статьями 167-170, 180-182, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р  Е  Ш  И  Л  :

заявленные требования открытого акционерного общества "Теплоэнерго", г. Нижний Новгород (ОГРН <***> ИНН <***>), о признании незаконным бездействия Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода, выраженного в уклонении от заключения с ОАО "Теплоэнерго" соглашения о выплате субсидии, а также об обязании Комитета во исполнение постановления администрации города Нижнего Новгорода №5682 от 30.12.2014 "О предоставлении ОАО "Теплоэнерго" субсидии из бюджета города Нижнего Новгорода на капитальный ремонт объектов теплоснабжения, переданных ему по договорам аренды Муниципальной имущественной казны города Нижнего Новгорода" заключить с ОАО "Теплоэнерго" соглашение о выплате субсидии на возмещение расходов по капитальному ремонту объектов, переданных ОАО "Теплоэнерго" по договорам аренды имущества Муниципальной казны города Нижнего Новгорода, по форме, утвержденной постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 29.10.2012 №4568 "Об утверждении Порядка предоставления из бюджета города Нижнего Новгорода субсидии на возмещение расходов по капитальному ремонту объектов теплоснабжения, переданных по договорам аренды Муниципальной имущественной казны города Нижнего Новгорода теплоснабжающим организациям", оставить без удовлетворения.

В соответствии со статьей 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации возвратить открытому акционерному обществу "Теплоэнерго", <...> (ОГРН <***> ИНН <***>), из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3000 руб. 00 коп., уплаченную по платежному поручению №23869 от 05.11.2015, на основании настоящего решения (копия платежного поручения №23869 от 05.11.2015 прилагается).

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Настоящее решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области. В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения Первого арбитражного апелляционного суда апелляционной инстанции или Первый арбитражный апелляционный суд отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                  И.Ю. Мукабенов