ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-29337/16 от 05.04.2017 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ  ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

                                            Р Е Ш Е Н И Е

Дело №А43-29337/2016

г.Нижний Новгород                                                                                       06 апреля 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена 05 апреля 2017 года.

Полный текст решения изготовлен 06 апреля 2017 года.

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Беляниной Евгении Владимировны (шифр 37-705),

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Артемьевым Д.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело

по заявлению государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области "Нижегородская областная психоневрологическая больница №3" (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ по Богородскому району Нижегородской области

о признании недействительным требования от 29.09.2016 №062S01160184549,

при участии

от заявителя: ФИО1 (доверенность от 01.08.2016 со сроком действия до 01.09.2019),

от ответчика: ФИО2 (доверенность от 01.06.2016 со сроком действия до 01.06.2017),

установил:

            Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Нижегородской области "Нижегородская областная психоневрологическая больница №3" обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Богородскому району Нижегородской области о признании недействительным требования от 29.09.2016 №062S01160184549 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (с учетом уточнения от 06.03.2017).

По мнению заявителя, денежные средства по спорным платежным поручениям, несмотря на указание им неверного КБК (КБК, соответствующий уплате страховых взносов в ФФОМС, вместо КБК, соответствующего уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ), поступили на единый счет Пенсионного фонда РФ, являющегося администратором поступлений денежных средств, в том числе в ФФОМС, в связи с чем у заявителя не возникло задолженности перед бюджетом Пенсионного фонда РФ по уплате страховых взносов, и, соответственно, начисление пеней является неправомерным.

Отзывом на заявление ответчик заявленные требования отклонил; полагает оспариваемое требование законным и обоснованным.

Изучив материалы дела, суд установил следующее.

При перечислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии за январь, февраль, март 2016 года заявитель в платежных поручениях от 04.02.2016 №146, от 01.03.2016 №395, от 04.04.2016 №612 ошибочно указал КБК 39210202101081011160 (КБК, соответствующий уплате страховых взносов в ФФОМС), в связи с чем перечисленные заявителем страховые взносы зачислены УФК по Нижегородской области в бюджет ФФОМС, что подтверждается выписками из сводного реестра поступлений и выбытий за 04.02.2016, 01.03.2016, 04.04.2016.

На основании заявления заявителя органом Пенсионного фонда РФ приняты решения от 28.04.2016 №062F07160010180, №062F07160010185, №062F07160010190 о зачете сумм излишне уплаченных страховых взносов в ФФОМС в счет погашения задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ.

В связи с несвоевременной уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в адрес заявителя выставлено требование от 29.09.2016 №062S01160184549 об уплате пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в сумме 63 685 руб. 91 коп. (пени начислены по срокам уплаты ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам до 28.04.2016).

Не согласившись с данным требованием органа государственного внебюджетного фонда, заявитель обратился в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.

Изучив материалы дела, оценив доказательства и доводы, приведенные сторонами в обоснование своих требований и возражений, суд приходит к следующим выводам.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 №212-ФЗ) в редакции, действовавшей до 01.01.2017, плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (организации и индивидуальные предприниматели), и индивидуальные предприниматели.

В силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

Согласно статье 15 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.

В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей; ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж (если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день).

Исполнение обязанности по уплате страховых взносов в силу статьи 25 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ обеспечивается пенями, то есть денежной суммой, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными законом сроки.

В соответствии с пунктом 3 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно.

Обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной плательщиком страховых взносов в случаях, предусмотренных частью 5 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ.

В частности, в силу части 5 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной плательщиком страховых взносов (если иное не предусмотрено частью 6статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ): со дня предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства (с указанием соответствующего кода бюджетной классификации) денежных средств со счета плательщика страховых взносов в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа (пункт 1); со дня вынесения органом контроля за уплатой страховых взносов решения о зачете сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующих страховых взносов (пункт 4).

Пунктом 4 части 6 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ предусмотрено, что обязанность по уплате страховых взносов не признается исполненной в случае неправильного указания плательщиком страховых взносов в поручении на перечисление суммы страховых взносов номера счета Федерального казначейства, кода бюджетной классификации и (или) наименования банка получателя, повлекшего неперечисление данной суммы в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства.

Согласно пункту 2 статьи 40 Бюджетного кодекса РФ денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с момента их зачисления на единый счет этого бюджета.

Согласно пункту 1 статьи 144 Бюджетного кодекса РФ в состав бюджетов государственных внебюджетных фондов входят бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.

Согласно пункту 2 статьи 144 Бюджетного кодекса РФ бюджетами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации являются: 1) бюджет Пенсионного фонда РФ; 2) бюджет Фонда социального страхования РФ; 3) бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

В соответствии с Приказом Министерства финансов РФ от 18.12.2013 №125н "Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации" (далее - Порядок) орган Федерального казначейства осуществляет учет поступлений и их распределение между бюджетами по кодам бюджетной классификации.

Согласно пункту 10 Порядка учет поступлений осуществляется органами Федерального казначейства по кодам бюджетной классификации, указанным в реквизите "104" расчетных документов, с учетом соответствия кода главы главного администратора доходов бюджета или главного администратора источников финансирования дефицита бюджетов коду бюджетной классификации поступления в бюджет, администрируемому главным администратором поступлений в бюджет согласно законодательству Российской Федерации (законодательству субъекта Российской Федерации, правовым актам представительных органов местного самоуправления).

Согласно пункту 12 Порядка суммы поступлений, в том числе суммы поступлений с единых счетов соответствующих бюджетов, суммы перечислений в бюджеты, суммы перечислений (поступлений) в связи с излишне распределенными суммами и межрегиональными зачетами, суммы возвратов плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм и подлежащих возмещению сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление возврата и сумм процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, регистрируются в Сводном реестре поступлений и выбытий.

Поступления, отнесенные в текущем операционном дне к невыясненным поступлениям, отражаются в Сводном реестре поступлений и выбытий по соответствующим кодам бюджетной классификации невыясненных поступлений.

Из представленных в  материалы дела выписок из сводного реестра поступлений и выбытий за 04.02.2016, 01.03.2016, 04.04.2016 следует, что поступившие от заявителя денежные средства в соответствии с действующим Порядком определены УФК по Нижегородской области по КБК 39210202101081011160, указанному заявителем в платежных поручениях, в качестве страховых взносов в ФФОМС и перечислены в бюджет ФФОМС.

Из указанных выписок из сводного реестра поступлений и выбытий не следует, что перечисленные заявителем по спорным платежным поручениям денежные средства учтены УФК по Нижегородской области как невыясненные поступления (поскольку в соответствии с Порядком не подпадают под категорию таковых).

Таким образом, поскольку в силу бюджетного законодательства Пенсионный фонд РФ и ФФОМС имеют разные бюджеты и поскольку неправильное указание заявителем в поручении на перечисление суммы страховых взносов кода бюджетной классификации повлекло неперечисление данной суммы в бюджет Пенсионного фонда РФ, надлежит признать, что начисление пеней за несвоевременную уплату страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (до даты принятия решения о зачете) произведено органом Пенсионного фонда  РФ правомерно (по самому расчету пеней спора между сторонами не имеется).

Указанные выводы суда подтверждаются существующей судебной практикой (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17.10.2016 по делу №А82-1016/2016).

При изложенных обстоятельствах оснований для признания требования от 29.09.2016 №062S01160184549 недействительным не имеется.

В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Судебные расходы, понесенные заявителем и состоящие из государственной пошлины, относятся на заявителя.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 110, 167-170, 180, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия. Решение может быть обжаловано в порядке, установленном статьей 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, через принявший решение арбитражный суд первой инстанции.

Судья                                                                                                                         Е.В.Белянина