ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-29358/10 от 22.03.2011 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-29358/2010

г. Нижний Новгород 28 марта 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 22 марта 2011 года

Решение изготовлено в полном объеме 28 марта 2011 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Кабанова Владимира Петровича (шифр 42-751)

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кузнецовой В.О.,

при участии в заседании представителей:

от заявителя: ФИО1 по доверенности от 30.09.2009 №19;

от административного органа: ФИО2 по доверенности от 27.12.2010 №39;

рассмотрел в открытом судебном заседании заявление

открытого акционерного общества «Нижегородские коммунальные системы», г.Дзержинск Нижегородской области (ОГРН <***> ИНН <***>) (далее – заявитель, общество) об отмене постановления №38 от 09.12.2010, вынесенного Региональной службой по тарифам Нижегородской области (далее – управление, РСТ НО) по делу об административном правонарушении №516-5-22/44 о привлечении заявителя к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

В обоснование заявленного требования общество указало, что в ходе производства по делу об административном правонарушении управлением не были установлены и доказаны такие элементы состава вменяемого правонарушения, как вина и событие правонарушения.

В судебном заседании представитель заявителя просил суд оценить совершенное правонарушение в качестве малозначительного и применить положения статьи 2.9 КоАП РФ.

РСТ НО не согласилось с позицией общества, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным.

В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв.

Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующие юридически значимые обстоятельства по делу.

Как следует из материалов дела, Прокуратурой г. Дзержинска на основании обращения и.о. Мэра г. Дзержиснка ФИО3 по вопросу нарушения законодательства о тарифообразовании были проведены проверочные мероприятия в отношении ОАО «Нижегородские коммунальные системы».

В ходе проверки было установлено, что ОАО «Нижегородские коммунальные системы» являются поставщиком коммунального ресурса отопления жителям г. Дзержинска. Расчеты с потребителями общество обязано осуществлять согласно действующему законодательству о тарифообразовании, исходя из нормативов и тарифов на тепловую энергию, установленных уполномоченными на то органами государственной власти и местного самоуправления.

Прокуратурой г. Дзержинска установлено, что ОАО «Нижегородские коммунальные системы» не применило установленный Решением РСТ НО от 09.07.2010 №15/1 «О внесении изменений в некоторые решения региональной службы по тарифам Нижегородской области» тариф на тепловую энергию для потребителей ОАО «Нижегородские коммунальные системы» для теплоснабжения жилого фонда на нужды отопления в размере 1062,06 руб./Гкал. в августе и сентябре 2010 года, а руководствовалось тарифом, установленным Решением РСТ НО от 30.11.2009 №46/9 в размере 1128, 12 руб./Гкал. и утратившим силу в связи с принятием Решения от 09.07.2010 №15/1. Тем самым общество допустило нарушение установленного порядка ценообразования, то есть правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.

По результатам проверки Прокурором г. Дзержинска в присутствии представителя общества ФИО4, действующего по доверенности №331 от 14.12.2009, было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 25.11.2010.

ФИО4 по существу вменяемого правонарушения пояснил, что Решение РСТ НО от 09.07.2010 №15/1 вступило в силу с момента опубликования, то есть в августе 2010 года. ОАО «Нижегородские коммунальные системы» применило измененный тариф с момента начала отпуска тепловой энергии при начале отопительного периода 2010-2011 годов.

Материалы проверки и постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 25.11.2010 были переданы в РСТ НО для рассмотрения.

Усматривая в действиях общества признаки административного правонарушения, предусмотренного части 2 статьи 14.6 КоАП РФ, заместителем руководителя региональной службы по тарифам Нижегородской области по экономическому анализу, контролю и тарифообразованию в отсутствии законного представителя общества, в присутствии представителя по доверенности ФИО1 09.12.2010 было вынесено постановление о привлечении ОАО «Нижегородские коммунальные системы» к административной ответственности и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 100 000,00 руб.

Не согласившись с принятым постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации абонент обязан производить оплату фактически принятого количества энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Исходя из положений Порядка предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, плата за отопление рассчитывается исходя из объема тепловой энергии на отопление 1 кв.м. жилой площади, определенного посредством приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления тепловой энергии на отопление, утвержденных органом местного самоуправления (в расчете 1/12 доли от годового потребления тепловой энергии), и тарифа на тепловую энергию, установленного уполномоченным органом власти в порядке, определенном федеральным законом.

Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса в сфере деятельности организаций коммунального комплекса обеспечивающих тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых битовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса установлены Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее - «Федеральный закон № 210-ФЗ»).

В соответствии со статьей 15 Федерального закона № 210-ФЗ регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (далее - «Федеральный он № 41-ФЗ») и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Согласно части 4 статьи 2 Федерального закона № 41-ФЗ тарифы на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, определяемый Правительством РФ.

На территории Нижегородской области в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области № 171 от 15.05.2006 полномочия по установлению тарифов на тепловую энергию осуществляет региональная служба по тарифам Нижегородской области.

На основании ст. 5 Федерального закона № 41 -ФЗ постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 утверждены Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации и Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 Правил тарифы и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года. Законодательство о государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию (пункт 6 Правил № 109, стати 13, 14 Федерального закона № 210-ФЗ) предусматривает возможность изменения тарифов в течение финансового года, в частности, в случае приведения ранее принятых решений в соответствие с действующим законодательством.

С учетом изложенного, с 01.08.2010 при расчетах с потребителями за услуги отопления ОАО «Нижегородские коммунальные системы» обязано руководствоваться тарифом на тепловую энергию для теплоснабжения жилого фонда, установленным в размере 1062,06 руб./Гкал (решение РСТ НО от 30.11.2010 № 46/9 в редакции решения от 09.07.2010 № 15/1). Указанное решение включено в Реестр нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области 16.07.2010 за № 02052-516-015/1.

Однако ОАО «Нижегородские коммунальные системы» в нарушение п. 1.2. и приложения 4 к решению РСТ Нижегородской области от 09.07.2010 № 15/1 новый тариф на тепловую энергию применен только с 01.10.2010.

Таким образом, вывод РСТ НО о несоблюдении обществом требований законодательства Российской Федерации в области регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, выразившемся в применении ОАО «Нижегородские коммунальные системы» с 01.08.2010 по 30.09.2010 тарифа на тепловую энергию, установленного решением РСТ НО от 30.11.2009 № 46/9 без учета изменений, внесенных в указанное решение с 01.08.2010 решением от 09.07.2010г. № 15/1 является правильным.

Тем самым заявитель нарушил порядок ценообразования в отношении тепловой энергии, установленный Жилищным кодексом РФ, Федеральным законом от 14.04.1995г. № 41-ФЗ, Федеральным законом от 30.12.2004г. № 210-ФЗ, постановлением Правительства от 26.02.2004г. № 109, постановлением Правительства от 12.07.2008г. № 520, постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307.

В связи с тем, что стоимость отопления должна определяться по тарифу, установленному уполномоченным органом, действия ОАО «НКС» верно квалифицированы административным органом как нарушение установленного порядка ценообразования, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.

Вина заявителя в совершении вмененного ему административного правонарушения установлена административным органом правильно, поскольку согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

На основании вышеизложенного, суд находит, что оспариваемое постановление административным органом вынесено обосновано.

Вместе с тем, по мнению суда, РСТ НО не рассмотрела вопрос о применении малозначительности к рассмотренному правонарушению.

Если при рассмотрении дела об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Заявителем в материалы дела представлено письмо Единого расчетно-кассового центра Нижегородской области №381 от 10.03.2011, согласно которому ООО «ЕРКЦ» исполнило указание ОАО «Нижегородские коммунальные системы», в связи с чем потребителям была произведена корректировка (уменьшение) платы за отопление в ближайшем расчетном периоде (январь 2011 года). Таким образом, потребителям был произведен перерасчет за август-сентябрь 2010 года за услугу «отопление» в части применения тарифа 1062,06 руб/Гкал вместо ранее примененного тарифа 1128,12 руб/Гкал. К указанному письму приложены копии платежных документов, выставленных потребителям за январь 2011 года.

Суд, оценив все обстоятельства совершенного заявителем нарушения, учитывая устранение допущенного нарушения в оперативном порядке, отсутствие общественной опасности, угрозы жизни и здоровья граждан, пришел к выводу о том, что выявленное нарушение является малозначительным, в связи с чем, учитывая нормы статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считает возможным освободить ОАО «Нижегородские коммунальные системы» от административной ответственности в виду малозначительности правонарушения.

Согласно пункта 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.

На основании вышеизложенных обстоятельств дела, оспариваемое постановление подлежит отмене, а заявление - удовлетворению.

Вопрос о взыскании государственной пошлины Арбитражным судом Нижегородской области не рассматривается, поскольку в соответствии со статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180-182, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление открытого акционерного общества «Нижегородские коммунальные системы», г. Дзержинск Нижегородской области (ОГРН <***> ИНН <***>) об отмене постановления №38 от 09.12.2010, вынесенного Региональной службой по тарифам Нижегородской области по делу об административном правонарушении № 516-5-22/44 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях удовлетворить.

Отменить постановление №38 от 09.12.2010, вынесенное Региональной службой по тарифам Нижегородской области по делу об административном правонарушении № 516-5-22/44 о привлечении к административной ответственности открытого акционерного общества «Нижегородские коммунальные системы» по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.

Настоящее решение вступит в законную силу по истечении 10 дней со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы, решение, если оно не будет изменено или отменено, вступит в законную силу со дня принятия постановления судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение месяца с момента принятия решения.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта.

Судья В.П. Кабанов