ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-29785/12 от 18.03.2013 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-29785/2012

г. Нижний Новгород 29 марта 2013 года

Резолютивная часть объявлена 18 марта 2013 года

Решение в полном объеме изготовлено 29 марта 2013 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Кабанова Владимира Петровича 42 - 788

при ведении протокола судебного заседания секретарем Неробковой Н.Б.,

рассмотрев в судебном заседании заявление общество с ограниченной ответственностью «Руссоль», г.Оренбург ОГРН <***>) о признании незаконным пунктов 1,2,3 предписания № 36 от 09.08.2012, вынесенного Волгоградским линейным отделом Управления государственного морского и речного надзора Ространснадзора.

при участии в заседании представителей:

от заявителя: ФИО1 (доверенность);

от заинтересованного лица: ФИО2 (доверенность);

Установил  :

в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «Руссоль» с заявлением о признании незаконным пунктов 1,2,3 предписания № 36 от 09.08.2012, вынесенного Волгоградским линейным отделом Управления государственного морского и речного надзора Ространснадзора по основаниям указанным в заявлении. Представитель заявителя требования поддержал.

Представитель ответчика требования отклонил по основаниям, изложенным в отзыве и в ходе судебного заседания.

Заслушав представителей лиц участвующих в деле и изучив материалы дела, суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.

На основании утвержденного плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Волжского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на 2012 год, утвержденного 27 октября 2011 года издано распоряжение от 25.07.2012 №01-07/193 "О проведении плановой выездной проверки юридического лица Волгоградским линейным отделом Волжского УГМРН Ространснадзора" в отношении общества с ограниченной ответственности «Руссоль» структурного подразделения «Цех добычи и переработки соли «Бассоль». Данным распоряжением предусмотрено, что задачами проверки является подтверждение безопасной эксплуатации портовых гидротехнических сооружений.

По результатам проведения проверки государственным инспектором Волгоградского линейного отдела Волжского УГМРН Ространснадзора ФИО3 составлен акт от 09.08.2012г. №15 проверки соблюдения правил технической эксплуатации речных и портовых сооружений, в котором зафиксированы нарушения правил технической эксплуатации речных портовых сооружений, выявленные при проведении проверки, в том числе: не осуществляется технический контроль за состоянием гидротехнических сооружений; документация по контролю технического состояния не имеется и не ведется; водолазные обследования подводной части причала не проводились.

Государственным инспектор Волгоградского линейного отдела Волжского УГМРН Ространснадзора ФИО3 в адрес ООО «Руссоль» вынесено предписание от 09.08.2012г. №36 о необходимости устранения нарушений, выявленных в ходе проведения проверки заявителя, в срок до 01.06.2013. Не согласившись с данным предписанием заявитель обратился в арбитражный суд.

Рассмотрев представленное заявление суд пологает его подлежащим удовлетворению на основании следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании правоположений пунктов 2, 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ оспариваемые ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц могут быть признаны недействительными (незаконными) при совокупности двух условий: 1. если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и 2. нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно п. 1 ст. 4.1 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской 37 марта 2001г. №24-ФЗ (далее - КВВТ РФ) государственный надзор в области внутреннего водного транспорта осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти (далее - орган государственного надзора) при осуществлении им федерального государственного транспортного надзора в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 Положения о полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющих контрольные (надзорные) функции (утв. постановлением Правительства РФ от 9 июня 2010 г. N409) государственный транспортный инспектор осуществляет контроль (надзор), в том числе и на морском, внутреннем водном транспорте требований к безопасности эксплуатации портовых гидротехнических и судоходных гидротехнических сооружений. Государственный транспортный инспектор при осуществлении (надзорных) функций руководствуется Конституцией Российской федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства транспорта Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, а также настоящим Положением.

В силу п.п. 6.1 и 6.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утв. Постановление Правительства от 30.07.2004г. №398, с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности Федеральная служба по надзору в сфере транспорта имеет право: проверять в установленном порядке деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих перевозочную и иную связанную с транспортным процессом деятельность; применять законодательством Российской Федерации меры предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений.

Согласно п. 3 ст. 4,1. КВВТ РФ предметом проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления в области внутреннего водного транспорта требований, установленных в с международными договорами Российской Федерации в области судоходства, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области внутреннего водного транспорта (далее - обязательные требования).

Позиция Заявителя о том, что Правила технической эксплуатации портовых сооружений, утвержденные Министерством речного флота РСФСР от 27.06.1985 года, не являются нормативным правовым актом и не могут применяться, ошибочна.

В соответствии с абзацами 1,2,6 пункта 14 Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государфвенной регистрации, утвержденных, приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 04 мая 2007г. №88, направлению на государственную регистрацию подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина или имеющие межведомственный характер, принятые федеральными органами исполнительной власти после 14 мая 1992г. Нормативные правовые акты, изданные до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", которые не соответствуют перечню видов нормативных правовых актов, указанному в Правилах, до представления их на государственную регистрацию подлежат переподписанию (переутверждению).

Таким образом, Правила технической эксплуатации портовых сооружений, были утверждены Министерством речного флота 05.08.1987 года и введены в действие с 01.01.1988 года, т.е. были приняты до 14.05.1992 года и, соответственно, данный документ на государственную регистрацию в Министерство юстиции российской Федерации не направлялся, и поскольку, до настоящего времени не были отменены, то они являются действующим нормативным правовым актом в части не противоречащей нормативным правовым актам Российской Федерации более высшей юридической силы.

Согласно п. 2.2 Правил технической эксплуатации портовых сооружений, утв. Министерством речного флота РСФСР 05.08.1987г. (далее - ПТЭ ПС) в каждом порту и на каждой пристани должен иметься обязательный комплект технической документации.

В соответствии с п. 431 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утв. постановлением Правительства РФ от 12 августа 2010 г. №623 (далее - Технический регламент) гидротехнические сооружения порта должны иметь паспорта (технические паспорта) сооружений, составленные проектантом или иным юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем), имеющим свидетельство о допуске к соответствующим проектным работам (в случае отсутствия у существующего сооружения паспорта, составленного проектантом).

Паспорт (технический паспорт) гидротехнического сооружения, должен содержать основные характеристики сооружения и расположенных на нем крановых путей (при их наличии), план, фасад, разрез (разрезы), данные о естественных условиях, категориях эксплуатационных нагрузок, а также пополняемую часть, в которую заносятся результаты технического контроля (п. 432 Технического регламента).

П. 493 Технического регламента содержит указания на соблюдение периодичности проведения технического контроля, т.е. определяет предельный срок действия паспорта сооружения.

В соответствии с п. 518 Технического регламента объекты инфраструктуры внутреннего водного транспорта, включающие: судовые ходы, обозначенные навигационными знаками судоходной обстановки или иным способом; средства навигационного оборудования; перегрузочные комплексы, пассажирские терминалы, оградительные, берегоукрепительные гидротехнические сооружения портов;

причалы и портовые причальные сооружения, подлежат подтверждению соответствия требованиям настоящего технического регламента в форме декларирования соответствия на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием аккредитованной испытательной лаборатории (центра).

При этом заявителем является собственник или эксплуатант объекта. Составлению декларации о соответствии указанных объектов регулирования требованиям настоящего технического регламента предшествует подготовка собственных доказательных материалов (технической документации, результатов собственных испытаний и измерений, других документов, служащих мотивированным основанием для подтверждения соответствия требованиям настоящего технического регламента) и проведение обследования объекта регулирования аккредитованной испытательной лабораторией (центром).

В соответствии с п. 482 Технического регламента наблюдения за техническим состоянием гидротехнических сооружений для причальных сооружений включает: визуальное обследование конструкций; промеры глубин в прикордонной полосе акваторий; наблюдения за смещениями сооружений в плане; наблюдения за высотными смещениями сооружений; наблюдения за креном сооружений; наблюдения за состоянием материалов элементов конструкций причальных сооружений; контроль изменения плотности фунта засыпки; контроль состояния подкрановых путей.

Наблюдения, осуществляемые в процессе эксплуатации причальных сооружений, ведутся визуальными и инструментальными методами.

Из акта проверки соблюдения правил технической эксплуатации портовых гидротехнических сооружений от 09.08.2012г. №15 следует, что Обществом проводятся лишь визуальное наблюдение причальных сооружений. Отсутствие контрольно-измерительной аппаратуры, то есть измерительные устройства, используемые для контроля состояния и безопасности причальных сооружений, подтверждает то, что инструментальный метод наблюдения за техническим состоянием гидротехнических сооружений Обществом не организован.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что требования заявителя удовлетворению не подлежат.

В силу статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.

Руководствуясь ст.ст.167-170, 181, 200-201, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд:

РЕШИЛ  :

В удовлетворении заявленных требований обществу с ограниченной ответственностью «Руссоль», г.Оренбург (ОГРН <***>) отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока с момента принятия.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение месяца с момента принятия решения.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта.

Судья В.П.Кабанов