ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-2998/17 от 04.04.2017 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-2998/2017

г. Нижний Новгород 04 апреля 2017 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе судьи Соколовой Лианы Владимировны (вн. шифр 53-59),

рассмотрев в порядке упрощенного производства,

без вызова сторон,

дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу о привлечении индивидуального предпринимателя Диденко Андрея Владимировича (ОГРНИП 304522835600047; ИНН 522803879565) г.Семенов Нижегородской области, к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

без вызова сторон,

установил: в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу (далее - заявитель, Роскомнадзор) с заявлением о привлечении ИП Диденко А.В. (далее - ответчик, предприниматель) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) по основаниям, подробно изложенным в заявлении.

Определением от 08.02.2017 заявление принято к производству и назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства. Сторонам предоставлено время для направления доказательств и отзыва на заявление в соответствии с частью 2 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

В установленные судом сроки ответчик представил письменный отзыв, согласно которому с заявленным требованием не согласен, считает, что в рассматриваемом случае, привлечение предпринимателя к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ за нарушение п.5 ст.46 Закона о связи будет наказанием за неисполнение требования о соблюдении законодательства РФ в сфере осуществления деятельности по предоставлению телематических услуг связи в целом, что противоречит нормам Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". При этом, ответчик отмечает, что на момент выявления нарушения и составления протокола об административном правонарушении ответственность за неисполнение оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа связи к сети "Интернет", по ограничению доступа к информации, ответственность отсутствовала.

Также ответчик указывает, что им предприняты все зависящие меры по соблюдению требований действующего законодательства О связи.

Кроме того, учитывая, что выявленное нарушение устранено, предприниматель является субъектом малого предпринимательства, отсутствие наступивших последствий, ответчик считает возможным в случае установления состава вменяемого правонарушения назначить наказание в виде предупреждения.

Представленные сторонами документы размещены на сайте арбитражного суда в разделе картотека арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru).

На основании статей 226, 228 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассматривается в порядке упрощенного производства без вызова сторон по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

ИП Диденко А.В. осуществляет лицензируемый вид деятельности - оказывает телематические услуги связи, на основании лицензии №143049 от 25.04.2016.

Согласно пункту 5 Условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией №143049, являющихся приложением к лицензии, установлено, что лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг связи, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

На сети электросвязи предпринимателя установлена и введена в эксплуатацию автоматизированная система контроля за соблюдением операторами связи требований, установленных статьями 15.1-15.6 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ (АС "РЕВИЗОР"), имеющая обязательный сертификат соответствия: рег.номер ОС-1-СУ-0496, срок действия: с 05 октября 2016 года по 05 октября 2019 года.

В период с 23 по 24 января 2017 года филиалом ФГУП "Радиочастотный центр Центрального Федерального округа" в Приволжском федеральном округе в соответствии с планом деятельности осуществлен мониторинг сети электросвязи оператора связи ИП Диденко А.В., оказывающего услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на территории Нижегородской области по лицензии №143039 с применением агента АС "РЕВИЗОР".

По результатам мониторинга ФГУП "Радиочастотный центр Центрального Федерального округа" в Приволжском федеральном округе составлены акт и протокол мониторинга от 25.01.2017 №52/69 и 52/66 соответственно, в которых отражено, что ИП Диденко А.В., в нарушение пункта 5 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2013 №126-ФЗ «О связи», статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации, пункта 13 Правил создания, формирования и ведения Единого реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 №1101, подпункта «а» пункта 26 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 №575, а также пункта 5 Условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией №143049, являющихся приложением к лицензии, не осуществил ограничение доступа к информации, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Всего по результатам мониторинга сети электросвязи предпринимателя установлен факт не ограничения доступа к 3 ресурсам, внесенным в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Усмотрев в деянии ответчика состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, уполномоченное должностное лицо Роскомнадзора в присутствии предпринимателя 31 января 2017 года составило протокол №АП-52/4/85 об административном правонарушении и обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ответчика к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

При составлении протокола об административном правонарушении предпринимателю разъяснены права и обязанности, предусмотренные главой 25 КоАП РФ и статьей 51 Конституции РФ, что подтверждается его подписью в протоколе.

Частью 3 ст. 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридического лица за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Согласно ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом; лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о лицензировании лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее - Закон «О связи») деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее - лицензия). Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.

Согласно Перечню наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 № 87, к ним относятся и телематические услуги связи (пункт 16).

В целях оказания услуг связи лицензиат - ИП Диденко А.В. (оператор связи) в соответствии с условиями лицензии №143039 и пунктом 4 Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания телематических услуг связи, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 N 87, обеспечивает предоставление абоненту и (или) пользователю:

а) доступ к сети связи лицензиата;

б) доступ к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет;

в) прием и передачу телематических электронных сообщений.

Пунктом 5 Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания телематических услуг связи (утв. Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 N 87) предусмотрено оказание лицензиатом услуг в соответствии с правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Пунктом 5 Условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией (приложение к лицензии №143039) также установлено, что лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг связи, утверждаемыми правительством Российской Федерации.

Правила оказания телематических услуг связи утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 N 575 (далее - Правила № 575).

В соответствии с подпунктом "а" пункта 26 Правил N 575 оператор связи обязан оказывать абоненту и (или) пользователю телематические услуги связи в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящими Правилами, лицензией и договором.

Таким образом, оказание оператором связи телематических услуг связи в соответствии с требованиями, в том числе Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" является одним из лицензионных требований.

Довод ответчика об обратном судом отклоняется как необоснованный, противоречащий названным нормам права.

Статья 13.34 КоАП предусматривающая ответственность за неисполнение оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязанности по ограничению или возобновлению доступа к информации, доступ к которой должен быть ограничен или возобновлен на основании сведений, полученных от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, являющаяся специальной по отношению к статье 14.1 КоАП, в соответствии с положениями статьи 1.71 КоАП, к рассматриваемому случаю не подлежит применению, поскольку вменяемое правонарушение выявлено в январе 2017 года, протокол об административном правонарушении составлен 31.01.2017.

В силу статьи 46 Закона «О связи» оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи (часть 1). Оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязан осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ) (часть 5).

В целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (часть 1 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ).

Данный реестр ведется в соответствии с Правилами создания, формирования и ведения ЕАИС, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 №1101.

Пунктом 13 указанных Правил (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) установлено, что перечень доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в сети «Интернет», доступ к которым обязан ограничить оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к сети «Интернет» (далее - оператор связи), обновляется ежедневно в 9 часов 00 минут и 21 час 00 минут по московскому времени. В течение суток с момента такого обновления оператор связи обязан ограничить доступ к таким сайтам в сети «Интернет».

Аналогичное требование содержится и в части 10 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ: в течение суток с момента включения в реестр сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети «Интернет», содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязан ограничить доступ к такому сайту в сети «Интернет».

В соответствии с п. 3 ст. 15.3 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязан незамедлительно ограничить доступ к информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети «Интернет», или к информации, размещенной на нем и содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка.

Согласно сведениям Единой Информационной Системы (ЕИС) Роскомнадзора ИП Диленко А.В. с 04.05.2016 внесен в Список дочерних предприятий по получению выгрузки из Единого реестра от АО "Компания ТрансТелеКом", которое получает выгрузку на web-сервисе http://eais.rkh.gov.ru и предоставляет ее предпринимателю (л.д.38).

Следовательно, ответчик 23.01.2017 (дата проведения мониторинга филиалом ФГУП "РЧЦ ЦФО" в ПФО) получал сведения из Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет» и обязан был ограничивать доступ к сайтам в сети «Интернет» в порядке, установленном п.10 ст.15.1 ФЗ №149-ФЗ.

Между тем, в нарушение вышеназванных правоположений и лицензионных требований, 23 января 2017 года не осуществил ограничение доступа к информации, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Всего по результатам мониторинга сети электросвязи предпринимателя установлен факт не ограничения доступа к 3 ресурсам, внесенным в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Нарушение ответчиком указанных требований законодательства и условий лицензии №143039 от 25.04.2016 подтверждается материалами дела, а именно: актом мониторинга от 25.01.2017 №52/69, протоколом мониторинга от 25.01.2017 №52/66 с приложением, протоколом №АП-52/4/85 об административном правонарушении от 31.01.2017, и по существу предпринимателем не оспорен.

Доказательств, свидетельствующих о том, что предпринимателем, как лицом, осуществляющим лицензирующий вид деятельности, предприняты все зависящие от него меры по соблюдению обязательных требований законодательства, обществом в материалы дела не представлено.

Довод предпринимателя о том, что ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, осуществляет ЗАО "Компания ТрансТелеКом" на основании дополнительного соглашения №1 от 01.04.2016 к договору о присоединении сетей электросвязи №276/10-ТТК/СВ, отклоняется судом как несостоятельный, поскольку исходя из приведенных выше норм права именно на ИП Диденко А.В., как оператора связи, возложена обязанность по ограничению доступа к запрещенной информации в порядке, установленном Законом № 149-ФЗ и Порядком № 169.

Ссылки на некорректность информации, содержащейся в Едином реестре, как одно из оснований выявленного нарушения, судом отклоняются как необоснованные.

При таких условиях в деянии ответчика имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Исключительных оснований для признания совершенного предпринимателем административного правонарушения малозначительным судом не усматривается и ответчиком не представлено.

В силу статьи 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.

За осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) частью 3 статьи 14.1 КоАП предусмотрена административная ответственность, которая влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей.

В рассматриваемом случае судом не усматривается оснований для назначения предпринимателю наказания в виде предупреждения, поскольку совершенное административное правонарушение сопряжено с возникновением посягательства на безопасность государства путем несоблюдения требований к ограничению доступа к информации.

Так, в силу статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет» является наиболее быстрым источником распространения запрещенной информации, неосуществление ограничения доступа к запрещенной информации влечет за собой распространение такой информации на территории РФ, следовательно выявленное правонарушение влечет причинение вреда общественным интересам, создает угрозу общественной безопасности, безопасности государства.

В связи с чем, учитывая обстоятельства и характер совершенного административного правонарушения (в том числе характер распространяемой на сайтах, доступ к которым не был своевременно ограничен предпринимателем, информации), принимая во внимание, что совершенное административное правонарушение сопряжено с возникновением посягательства на безопасность государства путем несоблюдения требований к ограничению доступа к информации, суд пришел к выводу о необходимости назначения ответчику административного наказания, предусмотренного санкцией части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде штрафа.

В силу изложенного, учитывая также устранение предпринимателем выявленного нарушения, суд считает необходимы назначить ответчику наказание в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией вменяемой статьи, 3000рублей.

Руководствуясь статьями 167 — 170, 181, 206, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Привлечь Диденко Андрея Владимировича (ОГРНИП 304522835600047; ИНН 522803879565, дата рождения 0710.1966, место рождения Киргизская ССР г.Фрунзе, место регистрации Нижегородская область, г.Семенов, ул.Володарского, д.8, регистрирующий орган инспекция МНС России по Семеновскому району Нижегородской области, дата регистрации 21.12.2004) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде в виде штрафа в размере 3000 (трех тысяч) рублей.

Административный штраф ответчиком, привлеченным к административной ответственности, должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения о наложении штрафа в законную силу по реквизитам:

УФК по Нижегородской области (Управление Роскомнадзора по Приволжскому федеральному округу, л/с 04321А19230)

ИНН 5260136813

КПП 526001001

Банк - Волго-Вятское ГУ Банка России г.Н.Новгород

БИК 042202001

Счет: 40101810400000010002

ОКТМО 22701000001

КБК 09611690040046000140

УИН 09600000000004279304

Назначение платежа: административный штраф.

Надлежащим образом заверенную копию квитанции или платежного поручения, подтверждающего уплату штрафа, необходимо представить в Арбитражный суд Нижегородской области.

По истечении шестидесяти дней со дня вступления настоящего решения в законную силу, в случае если арбитражному суду не будет представлено доказательство добровольной уплаты штрафа, в отношении лица, привлеченного к административной ответственности, подлежит применению принудительное исполнение решения суда.

Принудительное исполнение осуществляется непосредственно на основании настоящего решения (часть 4.2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении 15 дней со дня его принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступит в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Настоящее решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области.

Судья Л.В.Соколова