АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А43-30302/2019
г. Нижний Новгород 24 октября 2019 года
Решение в виде резолютивной части изготовлено 30 сентября 2019 года
Арбитражный суд Нижегородской области в составе:
судьи Трясковой Надежды Викторовны (шифр 9-921),
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело
по заявлению Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Сормовском районе г. Нижнего Новгорода
(ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
к обществу с ограниченной ответственностью «Матрица»
(ИНН <***>, ОГРН <***>)
о взыскании 500 руб. штрафа, начисленного по решению от 21.01.2019 №062S19190002202
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Сормовском районе г. Нижнего Новгорода обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Матрица» о взыскании 500 руб. штрафа, начисленного по решению от 21.01.2019 № 062S19190002202 о привлечении к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, а именно непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-М.
Одновременно заявитель обратился к суду с ходатайством о восстановлении пропущенного срока подачи заявления.
Определением суда от 19.07.2019 заявление принято к производству и назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства. Сторонам предоставлено время для направления доказательств и отзыва на заявление, в соответствии с частью 2 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Данное определение направлено заявителю и заинтересованному лицу по адресам места нахождения, подтвержденным сведениями регистрирующего органа.
На основании статей 226, 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в порядке упрощенного производства без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
По правилу части 1 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 30.09.2019 изготовлена резолютивная часть решения по делу.
От ответчика поступило заявление о составлении мотивированного решения.
Из материалов дела следует, что ООО "Матрица" своевременно предоставила в адрес Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Сормовском районе г. Нижнего Новгорода форму ОДВ-1 и СЗВ-СТАЖ за 2017 год. При этом форму СЗВМ за 2017 на одного работника не предоставило.
По данному факту составлен акт от 10.12.2018 о нарушении ответчиком законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования, а именно непредоставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-М. Акт направлен ответчику почтой. По результатам рассмотрения вышеуказанного акта заявителем 21.01.2019 принято решение № 062S19190002202 о привлечении заинтересованного лица к ответственности в виде штрафа в сумме 500 руб.
При рассмотрении акта представитель заинтересованного лица не присутствовал, возражения по указанному правонарушению заявителю не представил.
В связи с неисполнением ООО "Матрица" решения от 21.01.2019 № 062S19190002202 Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Сормовском районе г. Нижнего Новгорода направило в адрес заинтересованного лица требование от 15.02.2019 об уплате штрафных санкций, установив срок оплаты до 05.03.2019.
Поскольку штраф в добровольном порядке заинтересованным лицом уплачен не был, Арбитражным судом Нижегородской области вынесен судебный приказ от 10.06.2019 по делу №А43-22550/2019.
В связи с поступлением от ООО "Матрица" возражений относительно исполнения судебного приказа, определением Арбитражного суда Нижегородской области судебный приказ отменен, взыскателю разъяснено, что заявленное требование может быть предъявлено в порядке производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения взыскателя в суд с требованием о взыскании 500 руб. штрафа, начисленного по решению от 21.01.2019 №062S19190002202.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах до 01.01.2017 урегулировались Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", утратившим силу с 01.01.2017.
Закон № 212-ФЗ с 01.01.2017 утратил силу в связи с принятием Закона № 250-ФЗ.
С 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются главой 34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, статьей 17 Закона № 27-ФЗ установлено, что при выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена настоящей статьей, должностным лицом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом и лицом, совершившим такое правонарушение. Об отказе лица, совершившего правонарушение, подписать акт делается соответствующая запись в акте.
В части 17 статьи 17 Закона № 27-ФЗ установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных данной статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Из системного анализа положений Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федерального закона от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии», Закона № 27-ФЗ, иных федеральных законов следует, что к отношениям, связанным с взысканием штрафов, предусмотренных Законом № 27-ФЗ, в отсутствие иного специального правового регулирования, подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.
Пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога; пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Вместе с тем, в пункте 31 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 №57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что судам надлежит иметь в виду, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 100, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации.
Данный правовой подход актуализирован Верховным судом Российской Федерации в определении от 22.07.2019 № 305-ЭС19-2960.
Таким образом, составление акта от 10.12.2018, а затем вынесение решения от 21.01.2019 и последующее выставление требования не могут служить основанием для исчисления срока давности взыскания штрафа с 05.03.2019 (срок добровольной оплаты, установленный в требовании), поскольку основанием для привлечения к ответственности являлось не представление сведений персонифицированного учета (по форме СЗВ-М) на 1 застрахованное лицо по форме СЗВ-М за 2017 год, и не представление Обществом в каких-либо возражений относительно принятого заявителем решения.
В связи с вышеизложенным на дату обращения Пенсионного фонда в суд с заявлением о взыскании 500 руб. штрафа, начисленного по решению от 21.01.2019 №062S19190002202 (12.07.2019) срок установленный законом для взыскания штрафов в судебном порядке истек.
Следовательно, учреждением Пенсионного фонда пропущен срок для подачи заявления в арбитражный суд, установленный нормами пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации, нормами пункта 5.5. статьи 19 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Кроме того, из буквального анализа акта проверки от 10.12.2018 не представляется возможным установить, какое правонарушение допустил плательщик страховых взносов. Так, в строке "Тип документа" указано: "СЗВ-Стаж (исходная)", за мс 03.2017, ссылок на несвоевременное представление СЗВМ не содержится. В решении также не описано существо правонарушения.
При указанных выше обстоятельствах, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Сормовском районе г. Нижнего Новгорода.
В соответствии с положениями подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Сормовском районе г. Нижнего Новгорода освобождено от уплаты государственной пошлины, вопрос о возврате государственной пошлины заявителю из федерального бюджета судом не рассматривается.
Руководствуясь статьями 110, 112, 167-171, 176, 180, 181, 201, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Сормовском районе г. Нижнего Новгорода (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) отказать.
В случае подачи апелляционной жалобы, решение вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, если оно не будет отменено или изменено таким постановлением.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме. В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Н.В.Тряскова