АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А43-30405/2019
г. Нижний Новгород 08 ноября 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена 29 октября 2019 года
Решение в полном объеме изготовлено 08 ноября 2019 года
Арбитражный суд Нижегородской области в составе судьи Вершининой Екатерины Игоревны (вн. шифр 56 - 663), при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шлюндиной Ю.Е. до перерыва, помощником судьи Жуковой А.Д. после перерыва, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению публичного акционерного общества "Газпром газораспределение Нижний Новгород" (ОГРН 1025203724171, ИНН 5200000102) о признании незаконным предписания по устранению нарушений установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера от 12.04.2019 №12, вынесенного Департаментом региональной безопасности Нижегородской области,
при участии представителей сторон:
от заявителя: ФИО1 (доверенность от 12.08.2019), ФИО2 (доверенность от 24.12.2018),
от ответчика: ФИО3 (доверенность от 06.08.2018),
установил: в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось публичное акционерное общество «Газпром газораспределение Нижний Новгород» с заявлением, содержащим указанное выше требование.
Оспариваемое предписание заявитель полагает не соответствующим требованиям Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Закон №68-ФЗ), Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон №294-ФЗ), постановления Правительства РФ от 24.12.2015 №1418 «О государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Правил отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 №806 (далее – Правила №806), приказов МЧС России от 27.02.2018 №77 «Об утверждении формы проверочного листа», от 04.11.2004 №506 «Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта».
По мнению заявителя, у него отсутствует обязанность разрабатывать и представлять паспорт безопасности опасного объекта, поскольку общество опасным объектом не является, не относится к объектам с высокой категорией риска, не эксплуатирует объекты, транспортирующие пожаровзрывоопасные вещества, не входит в реестр потенциально опасных и критически важных объектов Нижегородской области.
Заявитель отмечает, что у Департамента региональной безопасности Нижегородской области (далее – Департамент) отсутствовали правовые основания для проведения плановой выездной проверки в отношении общества, поскольку, обладая присвоенной ГУ МЧС России по Нижегородской области низкой категорией риска, общество не является субъектом проведения плановых проверок в силу Правил №806; при проведении проверки Департамент вышел за пределы предоставленных ему полномочий, а также перечень вопросов, определенных проверочным листом; изложенные в оспариваемом предписании нормативно-правовые акты требований по разработке паспорта безопасности не содержат.
Также заявитель ссылается на неисполнимость оспариваемого предписания ввиду особенности осуществления эксплуатации газораспределительной системы, имущественный производственный комплекс которой принадлежит не только обществу, но и иным собственникам (муниципальным образования, юридическим и физическим лицам).
Подробно доводы заявителя изложены в заявлении, пояснениях к заявлению, возражениях на отзыв ответчика и поддержаны представителями в судебном заседании.
Департамент не согласен с требованием заявителя, просит суд отказать заявителю в его удовлетворении, поскольку оспариваемое предписание является законным и обоснованным, вынесено в соответствии с требованиями статей 7, 14 Закона №68-ФЗ, Положения о региональной государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера на территории Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 29.07.2016 №496 (далее – Положение №496), приказа МЧС России от 04.11.2004 №506 «Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта».
Департамент полагает необоснованными доводы заявителя, поскольку в соответствии с утвержденными постановлением Правительства Нижегородской области от 29.07.2016 N 496 критериями, деятельность общества, эксплуатирующего опасные производственные объекты, в том числе III класса опасности, относится к категории высокого риска, в связи с чем, общество является организацией, в отношении которой Департамент имеет полномочия по проведению, в том числе, плановых проверок, а также по предъявлению требований о составлении паспорта безопасности объекта. Необходимость составления последнего Департамент обосновывает осуществляемой обществом деятельностью, связанной с эксплуатацией объектов, на которых обращается опасное вещество (природный газ), необходимостью решения задач, определенных Законом №68-ФЗ, в том числе, по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Ссылку заявителя на постановление Правительства РФ от 24.12.2015 №1418 Департамент полагает необоснованной, поскольку его положения распространяются на федеральный надзор.
Указание в проверочном листе на эксплуатацию обществом объектов, транспортирующих пожаровзрывоопасные вещества, Департамент полагает соответствующим положениям статьи 2 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Закон №123-ФЗ), не противоречащим деятельности, осуществляемой обществом на основании лицензии №ВХ-40-008133 от 06.03.2014, поскольку понятия взрывопожароопасности и пожаровзрывоопасности тождественны.
Как отмечает Департамент, у общества имеется возможность проведения расчетов на локальный участок газоснабжения, что позволяет объединить все расчеты в единый паспорт безопасности.
Подробно доводы Департамента изложены в отзывах на заявление, дополнении к отзыву и поддержаны представителем в судебном заседании.
Изучив материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, судом установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок на 2019 год, на основании распоряжения директора Департамента от 27.02.2019 №12-н должностным лицом Департамента в период со 18 марта по 12 апреля 2019 года в отношении общества проведена плановая выездная проверка соблюдения требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Уведомление о проведении проверки получено Обществом 04 марта 2019 года (почтовое уведомление - л.д.55).
В результате проведенной проверки Департамент установил допущенные обществом нарушения пункта «а» статьи 14 Закона №68-ФЗ, статьи 12 Закона Нижегородской области от 04.01.1996 №17-З «О защите населения и территорий Нижегородской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», приказа МЧС России от 04.11.2004 №506 «Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта», пунктов 2, 5 Методических указаний по разработке паспорта безопасности опасного объекта, утвержденного письмом МЧС России от 19.08.2004 №43-2933-9, а именно: не представлен паспорт безопасности опасного объекта – сети газоснабжения общества, утвержденного начальником ГУ МЧС России по Нижегородской области.
Выявленное нарушение зафиксировано Департаментом в акте проверки от 12.04.2019 №12.
В связи с выявленным нарушением 12.04.2019 Департамент выдал обществу предписание №12 об устранении выявленного нарушения в срок до 12.08.2019.
Не согласившись с предписанием от 12.04.2019, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым требованием.
В соответствии с пунктом 2 статьи 29 и частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершении действия (бездействие).
Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон №68-ФЗ) определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В силу статьи 4 Закона №68-ФЗ единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционирует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
Статья 7 Закона №68-Ф определяет основные принципы защиты населений и территорий от чрезвычайных ситуаций. Согласно названной статье мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
Статьей 27 Закона №68-ФЗ установлено, что государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется в целях обеспечения соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в соответствии с задачами, возложенными на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти (федеральный государственный надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный надзор) согласно их компетенции в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, организацией и проведением проверок, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее – Закон №294-ФЗ).
Постановлением Правительства Нижегородской области от 29.07.2016 N 496 утверждено Положение о региональном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера на территории Нижегородской области (далее – Положение №496).
Согласно пункту 1 указанного постановления Департамент определен уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области на осуществление регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера на территории Нижегородской области.
В соответствии с пунктом 2 Положения №496 региональный государственный надзор в области защиты населения и территорий ЧС осуществляется в целях обеспечения соблюдения органами местного самоуправления Нижегородской области, а также юридическими лицами, их представителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Нижегородской области (далее - обязательные требования) в соответствии с задачами, возложенными на территориальную подсистему Нижегородской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Региональный государственный надзор в области защиты населения и территорий Нижегородской области от ЧС осуществляется департаментом региональной безопасности Нижегородской области (пункт 3 Положения №496).
Согласно пункту 4 Положения №496 региональный государственный надзор в области защиты населения и территорий Нижегородской области от ЧС осуществляется в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых осуществляется федеральный государственный надзор.
В силу пунктов 6, 7 Положения №496 должностные лица, уполномоченные на осуществление регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от ЧС, в пределах своих полномочий организуют и проводят проверки выполнения объектами надзора требований по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на соответствующих территориях и объектах, выдают предписания об устранении нарушений обязательных требований.
К отношениям, связанным с осуществлением регионального государственного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (пункт 9 Положения №496).
В силу пункта 1 статьи 9 Закона №294-ФЗ предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
Плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона (пункт 11 статьи 9 Закона №294-ФЗ).
Порядок проведения выездной проверки регламентирован в статье 12 Закона №294-ФЗ.
В силу пункта 1 части 1 статьи 17 Закона №294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Положением №496 утверждены критерии отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска при осуществлении регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера на территории Нижегородской области.
В соответствии с утвержденными критериями к категории высокого риска относится деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты III и (или) IV классов опасности.
В силу пунктов 13², 13¹ Положения №496 проведение плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в зависимости от присвоенной категории риска деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется со следующей периодичностью: для категории высокого риска - один раз в три года; предмет плановой проверки ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы (списки контрольных вопросов).
Как следует из материалов дела, на основании лицензии №ВХ-40-008133 от 06.03.2014 общество осуществляет эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
Согласно перечню опасных производственных объектов общества, указанному в приложении к свидетельству о регистрации А40-00978, объекты общества имеют присвоенные III и IV класс опасности, в связи с чем, в соответствии с критериями отнесения к категориям риска, утвержденным Положением №496, относятся к категории высокого риска.
Следовательно, в силу утвержденных Положением №496 критериев деятельность общества относится к категории высокого риска при осуществлении регионального государственного надзора. В связи с чем, Департамент имеет полномочия по проведению плановых проверок общества.
Доводы заявителя об обратном со ссылкой на постановление Правительства РФ от 24.12.2015 N 1418 "О государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее – Положение №1418), постановление Правительства РФ от 17.08.2016 N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" отклоняются судом, как основанные на неверном толковании норм права, без учета требования Положения №496.
Ссылку заявителя на присвоенную ГУ МЧС России по Нижегородской области категорию низкого риска осуществляемой обществу деятельности и используемым объектам, в подтверждение чего представлена выписка от 13.08.2019 №4, суд не принимает, поскольку в силу пункта 16 Положения №1418, указанная категория присвоена в целях применения при осуществлении федерального государственного надзора риск-ориентированного подхода.
При этом в силу пункта 2 Правил отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 N 806, категории риска применяются для отдельного вида государственного контроля (надзора).
В связи с этим, в рассматриваемом случае проведения плановой проверки в рамках осуществления регионального государственного надзора подлежит применению категория риска, установленная на основании утвержденных Положением №496 критериев, то есть высокий риск. Ввиду изложенного не имеют правового значения доводы заявителя об отсутствии у него потенциально опасных или критически важных объектов.
Материалами дела подтверждается включение общества в план проведения проверок Департамента на 2019 год.
Таким образом, в силу приведенных положений Закона №294-ФЗ, Положения №496 плановая выездная проверка в отношении общества проведена Департаментом при наличии законных оснований в соответствии с предоставленными полномочиями в рамках регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Грубых нарушения, допущенных Департаментом при проведении проверки, судом не установлено.
В соответствии с пунктом "а" статьи 14 Закона №68-ФЗ организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с решением совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации "О мерах по обеспечению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений" (протокол от 13.11.2003 N 4, подпункт 5а) Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Приказом N 506 от 04.11.2004 утвердило типовой паспорт безопасности опасного объекта.
В силу пункта 2 Приказа №506 типовой паспорт безопасности опасного объекта устанавливает основные требования к структуре, составу и оформлению паспорта безопасности опасного объекта. Типовой паспорт безопасности предназначен для разработки паспортов безопасности на объектах, использующих, производящих, перерабатывающих, хранящих или транспортирующих радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, гидротехнических сооружениях в случае возможности возникновения чрезвычайных ситуаций.
В пункте 3 Приказа №506 определено, что паспорт безопасности опасного объекта разрабатывается для решения следующих задач:
определения показателей степени риска чрезвычайных ситуаций для персонала опасного объекта и проживающего вблизи населения;
определения возможности возникновения чрезвычайных ситуаций на опасном объекте;
оценки возможных последствий чрезвычайных ситуаций на опасном объекте;
оценки возможного воздействия чрезвычайных ситуаций, возникших на соседних опасных объектах;
оценки состояния работ по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности к ликвидации чрезвычайных ситуаций на опасном объекте;
разработки мероприятий по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций на опасном объекте.
Разработку паспорта безопасности опасного объекта организует руководство объекта (п.4 Приказа №506).
В силу статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее – Закон №116-ФЗ), опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
Согласно пунктам 1, 2 приложения N 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества: воспламеняющиеся, окисляющиеся, горючие, взрывчатые и токсичные вещества, а также используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля: пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии); воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия; иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 мегапаскаля.
В статье 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" определено, что к опасным объектам относятся опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Из материалов дела следует, что обществом в соответствии с Законом №116-ФЗ получена в установленном законом порядке лицензии №ВХ-40-008133 от 06.03.2014 на эксплуатацию взрывопожарных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
Согласно свидетельству о регистрации А40-00978 от 26.12.2017 общество эксплуатирует опасные производственные объекты III и IV классов опасности согласно перечню.
Следовательно, исходя из указанных выше норм, заявитель, как организация, эксплуатирующее взрывопожароопасные производственные объекты, имеющая соответствующую лицензию на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, а также свидетельство о регистрации опасного производственного объекта, обязано иметь оформленный в соответствии с нормами действующего законодательства паспорт безопасности опасного объекта, разработка которого соответствует основным целям законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечивает реализацию основных принципов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, определенных в статье 7 Закона №68-ФЗ.
Ввиду изложенного, отсутствие у общества потенциально опасных или критически важных объектов, учитывая фактическую эксплуатацию обществом опасных объектов, не освобождают последнее от обязанности оформлять паспорт безопасности опасного объекта в соответствии с требованиями Приказа N 506.
Указанное обстоятельство также подтверждается представленным Департаментом письмом ГУ МЧС России по Нижегородской области от 08.08.2019 №9018-3-1-9 «О паспорте безопасности», а также представленным обществом письмом ГУ МЧС России по Нижегородской области от 12.06.2019 №6834-3-1-9, согласно которому объекты общества зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов, и в своей деятельности используют опасное вещество (природный газ), разработка паспортов безопасности опасных объектов необходима.
Доводы заявителя об обратном судом отклоняются как необоснованные.
Указание в пункте 2.1 проверочного листа на необходимость разработки паспорта безопасности в организации, эксплуатирующей объекты, использующие, производящие, перерабатывающие, хранящие или транспортирующие пожаровзрывоопасные вещества не свидетельствует о выходе Департамента за пределы предмета проверки в силу следующего.
Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" устанавливает следующие понятия:
взрывопожароопасность объекта защиты - состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью возникновения взрыва и развития пожара или возникновения пожара и последующего взрыва (пункт 5 статьи 2),
пожаровзрывоопасность веществ и материалов - способность веществ и материалов к образованию горючей (пожароопасной или взрывоопасной) среды, характеризуемая их физико-химическими свойствами и (или) поведением в условиях пожара (пункт 29 статьи 2).
Таким образом, пожаровзрывоопасность относится к характеристикам веществ и материалов, тогда как взрывопожароопасность - характеристика объекта защиты, в рассматриваемом случае опасных производственных объектов, эксплуатируемых обществом.
Следовательно, указание в проверочном листе на пожаровзрывоопасные вещества, транспортируемые обществом согласно лицензии №ВХ-40-008133 от 06.03.2014, соответствует осуществляемой обществом согласно названной лицензии деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, в том числе, с целью транспортирования таких веществ.
Согласно Перечню правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного регионального надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, утвержденному приказом Департамента от 17.08.2018 №84-од, в отношении юридических лиц установлено обязательное требование к наличию типового паспорта безопасности опасного объекта, утвержденного приказом МЧС России от 04.11.2004 №506.
Следовательно, при проведении плановой выездной проверки в отношении общества Департамент правомерно осуществил проверку соблюдения обществом приказа МЧС России от 04.11.2004 №506 в части наличия разработанного и утвержденного паспорта безопасности объекта.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее – Закон №69-ФЗ) система газоснабжения - имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок газа; газораспределительная система - имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям.
Согласно разъяснениям, изложенным в письме Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ль 02.09.2013 №00-04-05/1541 для опасных производственных объектов (технологических комплексов), на которых участки транспортирования входят в состав объектов, технологически связанных с основным производством, процессы транспортирования относятся к признакам, характеризующим основные объекты. При этом, участки транспортирования самостоятельно (отдельно), не идентифицируются, информация о составе объекта, связанного с транспортированием опасных веществ, приводится в сведениях, характеризующих опасный производственный объект.
Согласно свидетельству о регистрации опасных производственных объектов общества А40-00978, лицензии №ВХ-40-008133 от 06.03.2014, с учетом приведенных положений Закона №69-ФЗ опасные производственные объекты, эксплуатируемые обществом в целях транспортирования природного газа, объединены общим технологическим процессом. При этом, исходя из перечня эксплуатируемых общество объектов, последние поименованы применительно к территориальной принадлежности, однако образуют единый комплекс сети газоснабжения общества.
В связи с чем, учитывая возложенную на общество статьей 14 Закона №68-ФЗ обязанность осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного назначения от чрезвычайных ситуаций, требование оспариваемого предписания разработать паспорт безопасности на всю сеть газоснабжения общества соответствует осуществляемой обществом деятельности и целям, установленным статьей 3 Закона №68-ФЗ, по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций, ликвидации чрезвычайных ситуаций.
При этом и заявитель, и Департамент не оспаривают возможность осуществления расчета в отношении каждого из локальных участков сети газоснабжения, что позволит объединить расчеты в единый паспорт безопасности.
Более того, при рассмотрении настоящего дела Департамент пояснил, что на момент окончания проверки в организации в целом был разработан паспорт безопасности, который требовал доработки и согласования в ГУ МЧС России по Нижегородской области. Факт разработки паспорта безопасности заявитель подтвердил.
На основании изложенного суд отклоняет доводы заявителя об отсутствии у него обязанности по разработке и согласованию паспорта безопасности, а также о неисполнимости оспариваемого предписания.
Ссылку заявителя на постановление мирового судьи судебного участка №7 Советского судебного района города Нижний Новгород от 20.06.2019 по делу №5-511/2019 суд не принимает, как не имеющее в силу статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации преюдициального значения для разрешения настоящего дела.
Принимая во внимание изложенное, оспариваемое предписание является законным и обоснованным, и не нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку незаконных обязанностей на него не возлагает.
В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд удовлетворяет заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц при одновременном наличии двух обстоятельств: нарушения норм права и нарушения прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В рассматриваемом случае наличие совокупности двух условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований, не имеется, в связи с чем, требование заявителя в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворению не подлежит.
Аналогичный вывод содержится в решении Арбитражного суда Нижегородской области по делу №А43-17337/2018 от 03.09.2018, оставленном без изменения постановлениями Первого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2018 и Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14.03.2019.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При рассмотрении настоящего дела заявителем не представлено доказательств уплаты государственной пошлины, в связи с чем, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей относятся на заявителя и подлежат взысканию в доход федерального бюджета.
В силу положений статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 1 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации арбитражным судом может быть рассмотрен вопрос о возврате излишне уплаченной государственной пошлины после представления в материалы дела подлинника документа, подтверждающего ее уплату.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180-182, 201, 319 Арбитражногопроцессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленного требования заявителю – публичному акционерному обществу "Газпром газораспределение Нижний Новгород" (ОГРН <***>, ИНН <***>) отказать.
Взыскать с публичного акционерного общества "Газпром газораспределение Нижний Новгород" (ОГРН <***>, ИНН <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000рублей.
Исполнительный лист выдать после вступления решения суда в законную силу.
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия и может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в месячный срок со дня принятия решения.
Судья Е.И.Вершинина