ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-30944/16 от 20.12.2016 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-30944/2016

г. Нижний Новгород 26 декабря 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 20 декабря 2016 года

Полный текст решения изготовлен 26 декабря 2016 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Назаровой Елены Алексеевны (шифр 31-766)

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сафарян Л.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республике Марий Эл

(ОГРН <***>, ИНН <***>)

к инспекции ФНС России по Советскому району города Нижнего Новгорода
 о признании недействительным решения от 25.07.2016 №12738 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

при участии представителей:

от истца: ФИО1 (доверенность от 01.07.2016)

от ответчика: ФИО2 (доверенность от 04.05.2016).

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республике Марий Эл обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции ФНС России по Советскому району города Нижнего Новгорода от 25.07.2016 №12738 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Ответчик заявленные требования отклонил, сославшись на законность и обоснованность принятого решения.

Как следует из материалов дела Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республике Марий Эл (далее- Управление) представило 28.01.2016 в инспекцию налоговую декларацию по земельному налогу за 2015 год, в которой к уплате в бюджет заявлен земельный налог,исчисленный по земельному участку с кадастровым номером 52:18:0070075:59 исходя из кадастровой стоимости в размере 6 888 764,00 рублей.

Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка (далее - КНП) на основе представленной обществом налоговой декларации.

По результатам проверки составлен акт камеральной налоговой проверки от 05.05.2016 № 15620 и вынесено решение от 25.07.2016 № 12738 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - решение), в соответствии с которым заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной ст. 122 НК РФ, в виде штрафа в сумме 2 460,63 рублей. Указанным решением, обществу начислен земельный налог за 2015 год в сумме 164 042,00 руб., начислены пени в сумме 8 791,80 рублей.

Основанием для доначисления налога послужили выводы инспекции о занижении налогоплательщиком налоговой базы по земельному налогу на 164 042,00 руб., в результате неверного определения обществом кадастровой стоимости земельного участка. Налоговый орган исчислил сумму земельного налога за 2015 год по земельному участку с кадастровым номером 52:18:0070075:59 исходя из кадастровой стоимости в размере 17 824 855,00 рублей.

Не согласившись с вынесенным решением, Управление обратилось с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.

Решением Управления ФНС России но Нижегородской области от 03.10.2016 №09-12/2()642@ апелляционная жалоба заявителя оставлена без удовлетворения.

Налогоплательщик обратился с настоящим заявлением в Арбитражный суд.

Суд, рассмотрев заявленные исковые требования, считает их не подлежащими удовлетворению в силу следующих обстоятельств.

В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В ст. 390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ.

Согласно п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 3 ст. 391 НК РФ).

Согласно п. 2 ст. 66 Земельного Кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель утверждён Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 №316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель», в п. 10 которого установлено, что органы исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

По ее результатам сведения о кадастровой стоимости земельных участков должны быть предоставлены налогоплательщикам исходя из Постановления Правительства РФ от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков".

Таким образом, территориальные органы Росреестра бесплатно предоставляют плательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со ст. 388 НК РФ, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Росреестра в Интернете.

Правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и обеспечивается актами как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Такое правовое регулирование должно осуществляться с соблюдением вытекающих из Конституции РФ и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах.

Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами ст. 390 и п. 1 ст. 391 НК РФ порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в НК РФ.

Для целей же, не связанных с налогообложением и сборами, указанные нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ действуют во времени в общем порядке, который определяется, в частности, ст. 15 (часть 3) Конституции РФ и ст. 8 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ".

Согласно п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1 -го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных этой статьей.

Постановление Правительства Нижегородской области от 19.10.2015 года N 669 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области" принято в связи с необходимостью приведения указанных в нем постановлений Правительства Нижегородской области, в том числе и постановления Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года N 863 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области", в соответствие с положениями статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.

Постановление Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года N 863 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области" было официально опубликовано 25.12.2014, поэтому действие постановления Правительства Нижегородской области от 15 июня 2010 года N 358 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области" и постановлений Правительства Нижегородской области о внесении в него изменений признаны в части, порождающей правовые последствия для целей налогообложения, подлежащими применению для определения налоговой базы по земельному налогу до 01 января 2016 года.

Согласно пункту 8 постановления N 863 в редакции от 10 декабря 2014 года данный нормативный акт вступает в силу с 1 января 2015 года.

Вместе с тем, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, утвержденные постановлением N 863, подлежат применению для целей налогообложения с налогового периода 2016 года в силу статьи 5 НК РФ, являющегося актом большей юридической силы.

В данном случае данный нормативный правовой акт не содержит нового правового регулирования, изменяющего налоговую базу по земельному налогу, а конкретизирует положения постановления N 863 в целях приведения их в соответствие с федеральным законодательством.

Как следует из материалов дела, Управление является плательщиком земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером 52:18:0070075:59.

Согласно Постановлению Правительства Нижегородской области от 15.06.2010 № 358 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области» (далее - Постановление № 358) кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка составляет- 17 824 855,00 рублей.

В результате проведения переоценки земель населенных пунктов Постановлением № 863 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 52:18:0060129:9 установлена в размере 6 888 764,00 рублей.

Из изложенного следует, что для исчисления земельного налога за 2015 год подлежит применению кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 52:18:0070075:59 в размере 17 824 855,00 руб., утвержденная Постановлением № 358.

Следовательно, налоговый орган правомерно начислил обществу земельный налог за 2015 год в сумме 164 042,00 по спорному земельному участку, а налогоплательщик при исчислении земельного налога за 2015 год неправомерно использовал кадастровую стоимость участка, установленную Постановлением № 863.

В соответствии с п.5.1, 5.2 Постановления Городской Думы г. Нижнего Новгорода от 28.10.2005 №76 «О земельном налоге» налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода налогоплательщиками - юридическими лицами, уплачивается не позднее 10 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, авансовые платежи по итогам отчетного периода - не позднее 10 мая, 10 августа, 10 ноября как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

За каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, начисляется пеня (п. 3 ст. 75 НК РФ).

В соответствии с п.1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 129.3 и 129.5 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).

Поскольку Управление, уплачивая авансовые платежи за 1 - 3 кварталы 2015 года руководствовалось сведениями, размещенными на сайте Росреестра (на основании Постановления №863), инспекция при вынесении оспариваемого решения, правомерно начислила пени на сумму недоимки за период с 11.02.2016 по 25.07.2016. Сумма налоговых санкций рассчитана с учетом смягчающих обстоятельств и составила 2 460,00 рублей.

Довод заявителя о том, что налоговым органом протокол от 23.06.2016 № 11-07/24 составлен до рассмотрения материалов проверки и при рассмотрении материалов налоговой проверки представителю налогоплательщика не разъяснены права и обязанности, о чем свидетельствуют замечания к протоколу, судом во внимание не принимается, поскольку по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, проведенного 23.06.2016, решение не выносилось .

Решение № 12738 принято 25.07.2016 на основании протокола от 12.07.2016 № 11-07/24.

В соответствии с п. 1 ст. 101 НК РФ акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку.

По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока представления возражений, указанного в п. 6 ст. 100 НК РФ, принимается одно из решений, предусмотренных п. 7 ст. 101 НК РФ, или решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.

В случае принятия решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения должны быть также рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа,

проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока представления письменных возражений по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля, указанного в п. 6.1 ст. 101 НК РФ, принимается одно из решений, предусмотренных п. 7 ст. 101 НК РФ:

- о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

- об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

На основании пп. 2 п. 3 ст. 101 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу должен выяснить, извещены ли в установленном порядке участники производства по делу о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки. Разъяснить лицам, участвующим в процедуре рассмотрения, их права и обязанности (поп. 4 п. 3 ст. 101 НК РФ). В соответствии с п. 4 ст. 101 НК РФ при рассмотрении материалов налоговой проверки ведется протокол.

Основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения является нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки.

К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя, обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения (п. 14 ст. 101 НК РФ).

Иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки влекут отмену вынесенного налоговым органом решения, только если такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения.

Как следует из материалов дела рассмотрение акта КНП от 05.05.2016 № 15620 и поступивших в инспекцию письменных возражений налогоплательщика от 15.06.2016, иных материалов камеральной налоговой проверки состоялось 23.06.2016 в присутствии уполномоченных представителей заявителя (ФИО3, ФИО1), что нашло отражение в протоколе от 23.06.2016 № 11-07/24. Однако перед началом рассмотрения возражений и материалов налоговой проверки налогоплательщику не были разъяснены его права и обязанности; данное нарушение отражено в протоколе от 23.06.2016 № 11-07/24.

23.06.2016 налоговый орган не вынес решение по результатам рассмотрения возражений, инспекцией было принято решение о переносе сроков рассмотрения материалов налоговой проверки на 12.07.2016.

Повторное рассмотрение акта камеральной налоговой проверки от 05.05.2016 № 15620 и поступивших в инспекцию письменных возражений налогоплательщика от 15.06.2016, иных материалов камеральной налоговой проверки состоялось 12.07.2016 в 11 час. В указанный день для рассмотрения материалов в инспекцию явился представитель налогоплательщика. Повторное рассмотрение материалов проверки обеспечило налогоплательщику реализацию его права на личное участие в производстве по делу о налоговом правонарушении и дачу пояснений по предъявленным возражениям, а также перед началом рассмотрения возражений и материалов налоговой проверки налогоплательщику были разъяснены его права и обязанности.

Оспариваемое решение налогового органа датировано 25.07.2016, оно содержит сведения о его вынесении заместителем начальника инспекции по результатам рассмотрения декларации по земельному налогу за 2015 год, акта, возражений налогоплательщика от 15.06.2016 на акт КНП, о надлежащем извещении налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов дела 12.07.2016.

Таким образом, полное отражение в акте налоговой проверки выявленных нарушений, участие налогоплательщика в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки служат гарантией соблюдения прав налогоплательщика.

При этом непринятие налоговым органом решения о продлении срока рассмотрения материалов проверки, а также вынесение решения позже установленного срока в связи с необходимостью обеспечения соблюдения прав налогоплательщика не является основанием для отмены решения, так как не повлекло вынесения налоговым органом незаконного решения.

С учетом изложенного в действиях налогового органа не усматривается нарушения существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, которые могли бы послужить основанием для отмены решения от 25.07.2016 № 12738.

Расходы по делу на основании статьи 10 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 181, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных исковых требований истцу отказать.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд г.Владимир через Арбитражный суд Нижегородской области в течение месяца с момента принятия решения. В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа г.Н.Новгород в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта, при условии, что оно было предметом рассмотрения Первого арбитражного апелляционного суда г.Владимир или Первый арбитражный апелляционный суд г.Владимир отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Е.А. Назарова