АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
дело № А43-31085/2007
4-809
18 февраля 2008 года г. Нижний Новгород
Судья Снегирева Ирина Гарольдовна, ведущая протокол судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании дело по искуЖилищно-строительного кооператива № 58 г. Нижний Новгород
к ответчикам: Министерству финансов Российской Федерации г. Москва, Министерству финансов Нижегородской области г. Нижний Новгород
и третьему лицу, не заявляющему самостоятельных требований на предмет спора: Территориальному органу департамента социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области (Управлению социальной защиты населения Автозаводского района г. Нижнего Новгорода) г. Нижний Новгород
о взыскании 71 134 руб. 29 коп.
при участии в предварительном судебном заседании представителей сторон:
- от истца: ФИО1 – председателя, выписка из протокола от 30.05.07 № 4;
- от ответчиков: МФ РФ в лице УФК по Нижегородской области: ФИО2 – представителя, доверенность от 10.01.08; МФ Нижегородской области: ФИО3 – главного специалиста, доверенность от 09.01.08 № 4;
- от третьего лица: Несена А.В.– консультанта, доверенность от 14.01.08 № 405-10/57.
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Нижегородской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации и Министерству финансов Нижегородской областио взыскании убытков, понесенных в связи с предоставлением льгот в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», за период с октября по декабрь 2004 года в сумме 71 134 руб. 29 коп. обратился ЖСК № 58.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, истец привлек к участию в процессе Территориальный орган департамента социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области (Управление социальной защиты населения Автозаводского района г. Нижнего Новгорода).
В судебном заседании истец уточнил, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Нижегородской области.
Суд принял к рассмотрению данное уточнение заявителя иска.
Ответчик – Министерство финансов РФ в лице ЦФК по Нижегородской области отзывом по делу (л.д. 78, 79) и в судебном заседании иск оспорил, исходя из следующего:
- в соответствии со ст. ст. 16, 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению за счет соответствующей казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Таким образом, для возмещения вреда необходимо наличие совокупности оснований для возмещения вреда. Кроме того, для возмещения вреда действия государственных органов должны быть признаны незаконными.
- на основании представленного в материалы дела расчета ответчик подтвердил размер заявленных заявителем иска убытков в сумме 71 134 руб. 29 коп.
Ответчик – Министерство финансов Нижегородской области отзывом от 28.01.08 (л.д. 44, 45) и в судебном заседании иск отклонил, считая себя ненадлежащим ответчиком по делу.
Третье лицо –Территориальный орган департамента социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области (Управление социальной защиты населения Автозаводского района г. Нижнего Новгорода) отзывом от 25.01.08 № 405-10/193 иск оспорило, ссылаясь на исполнение своих обязательств по договору от 14.04.04 № 30 в пределах лимитов бюджетных обязательств на 2004 год, установленных Администрацией города Нижнего Новгорода. Предъявленные к взысканию убытки в сумме 71 134 руб. 29 коп. являются сверхлимитной задолженностью, возникшей в результате недостаточного бюджетного финансирования указанных льгот.
Заслушав уполномоченных представителей сторон, изучив собранные по делу доказательства, суд усматривает основания для удовлетворения иска в сумме 71 134 руб. 29 коп. за счет казны Российской Федерации.
При этом суд исходит из следующих обстоятельств дела, норм материального и процессуального права.
Из материалов дела следует, что между ЖСК № 85 (получателем бюджетных средств) и Управлением социальной защиты населения Автозаводского района г. Нижнего Новгорода был заключен договор от 14.04.04 № 30 (л.д. 6-8), согласно которому ЖСК № 85 предоставило в октябре-декабре 2004 года гражданам льготы по оплате технического обслуживания жилья, вывозу ТБО, теплоснабжения и водоснабжения согласно Федеральному закону от 24.11.95 № 181-ФЗ ФЗ «О социальной защите инвалидов» сверх лимитов на сумму 71 134 руб. 29 коп., которые не возмещены государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов в полном объеме, что явилось основанием для обращения с настоящим иском.
Потери истца по льготному обеспечению граждан, предусмотренному законом, при отсутствии их компенсации, являются убытками.
Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, на основании ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предоставляется скидка не ниже 50 % от квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления – от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
В соответствии с п.п. 18, 19 ст. 4 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относятся установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов.
В п. п. 1, 2 Порядка предоставления и расходования в 2001 году средств фонда компенсаций на реализацию ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей», утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.07.2001 г. № 536, определено финансирование этих расходов путем предоставления Министерством финансов РФ субсидий и субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах объемов финансирования (срок действия постановления продлен на 2002, 2003 и 2004 годы соответственно постановлениями Правительства РФ от 28.02.02 № 137 и от 10.02.2003 г. № 85, 14.02.04 № 80).
Судом установлено, что Нижегородской областью из фонда компенсаций федерального бюджета на реализацию государственных полномочий Российской Федерации по исполнению ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» было выделено в 2004 году 460 883 000 руб. (приложение № 14 к ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год» от 23.12.03 № 186-ФЗ).
Представленные в дело доказательства позволяют суду сделать вывод о недостаточности средств федерального бюджета по компенсации расходов предоставления льгот в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», не покрывающих полную потребность региона в финансировании федеральных льгот инвалидам. Денежные средства, полученные Нижегородской областью, как субъектом РФ, в лице Министерства финансов Нижегородской области, распределены между получателями в пределах утвержденных лимитов.
Городу Нижнему Новгороду были установлены лимиты на реализацию ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» в части льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в 2004 году в сумме 206 953 000 руб.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 № 584 «О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года» предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена обязанность за неисполнение федерального закона только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи из федерального бюджета.
Согласно п. п. 3, 10 и 12 Порядка расходование предоставленных субсидий и субвенций из фонда компенсаций федерального бюджета осуществляется органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, которые предоставляют отчеты об использовании данных средств с отражением расходов по соответствующим разделам и кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
Статьей 15.3 ФЗ «Об основах федеральной жилищной политики» определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обеспечивают целевое использование субвенций, предоставляемых из федерального бюджета и направляемых в организации жилищно-коммунального хозяйства на возмещение расходов, не покрываемых в связи с использованием льгот по оплате жилья и коммунальных услуг. То есть, на органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления законодательством возложены функции организаторов по предоставлению льгот инвалидам на местах и они несут ответственность за целевое расходование средств, выделенных из федерального бюджета.
Нецелевого расходования средств федерального бюджета применительно к данному иску судом не установлено.
В соответствии со ст. ст. 16 и 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерацией, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу п. 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.06 № 23 по иску, предъявленному на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов, и денежные средства подлежат взысканию за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не с государственного или муниципального органа.
В процессе разрешения спора судом установлено, что причиной возникновения убытков у истца явилось недостаточное финансирование из федерального бюджета средств на возмещение расходов по предоставлению льгот, предусмотренных ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Потери истца по льготному обеспечению инвалидов при отсутствии компенсации таких расходов являются убытками.
Убытки истца от предоставления льгот возникли вследствие незаконного бездействия федеральных органов государственной власти, ответственных за формирование и утверждение федерального бюджета, по ненадлежащему финансовому обеспечению публичных обязательств Российской Федерации по ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Установив, что в 2004 году к зачету были приняты льготы, предоставленные истцом в сумме 270 072 руб. 92 коп., оплачены льготы в сумме 198 938 руб. 63 коп., убытки истца за октябрь-декабрь 2004 год подлежат возмещению в сумме 71 134 руб. 29 коп.
На основании ст. 1071 Гражданского кодекса РФ от имени казны Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы.
Следовательно, ответственность за неисполнение ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» следует возложить на Министерство финансов РФ, как на орган, осуществляющий обеспечение исполнения федерального бюджета.
При таких обстоятельствах иск за счет Министерства Финансов Нижегородской удовлетворению не подлежит.
В связи с освобождением Министерства финансов РФ от уплаты госпошлины согласно ст. 333.37 Налогового кодекса РФ, уплаченная по делу госпошлина подлежит возврату истцу из федерального бюджета РФ.
Руководствуясь ст. ст. 104, 110, 167, 168, 170, 180, 319, 321 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации в пользу жилищно-строительного кооператива № 58 г. Нижний Новгород 71 134 руб. 29 коп. убытков.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
В удовлетворении иска за счет Министерства финансов Нижегородской области истцу отказать.
Возвратить жилищно-строительному кооперативу № 58 г. Нижний Новгород из федерального бюджета РФ 3 556 руб. 71 коп. госпошлины, уплаченной по платежному поручению от 26.12.07 № 160.
Решение вступает в законную силу по истечении месяца и может быть обжаловано.
Судья И. Г. Снегирева
помощник судьи Жихарева И.С., тел. <***>