ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-31205/07 от 31.03.2008 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43 – 31205 / 2007

15 - 801

г. Нижний Новгород 07 апреля 2008 года

Резолютивная часть решения объявлена 31 марта 2008 года.

Решение изготовлено в полном объеме 07 апреля 2008 года.

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Игнатовой Ирины Ивановны,

при ведении протокола судебного заседания судьей Игнатовой И.И.

ðàññìîòðåâ â ñóäåáíîì çàñåäàíèè äåëî ïî èñêó Æèëèùíî-ñòðîèòåëüíîãî êîîïåðàòèâà ¹ 296, ã.Íèæíèé Íîâãîðîä

к ответчику: Министерству финансов Российской Федерации, г.Москва

3-и лица: 1. Министерство финансов Нижегородской области, г.Нижний Новгород; 2. Территориальный орган Департамента социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области (Управление социальной защиты населения Автозаводского района), г.Нижний Новгород

о взыскании 24.291 рублей 34 копеек.

Ïðè ó÷àñòèè â çàñåäàíèè ïðåäñòàâèòåëåé:

от истца: Толкунова Л.С. – председатель правления

от ответчика: Картышев А.А. – представитель (доверенность от 10.01.2008)

от Мин.финансов Нижегородской области: не явился

от Управления соц.защиты: Нуятова В.П. – представитель (доверенность от 14.03.2008)

ÓÑÒÀÍÎÂÈË: Èñê çàÿâëåí î âçûñêàíèè ñ Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè çà ñ÷åò êàçíû Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè óáûòêîâ â ñóììå 24291ðóá. 34êîï., âîçíèêøèõ â ñâÿçè ñ ïðåäîñòàâëåíèåì ëüãîò â ñîîòâåòñòâèè ñ ÔÇ «Î ñîöèàëüíîé çàùèòå èíâàëèäîâ â Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè» â 2004 ãîäó.

Ответчик – Министерство финансов Российской Федерации исковые требования не признает в связи с пропуском истцом срока исковой давности. По мнению ответчика, поскольку срок исковой давности составляет три года – статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, следовательно, срок для предъявления к взысканию кредиторской задолженности за июль, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2004 истек.

Министерство финансов Нижегородской области исковые требования не признает, так как считает, что надлежащим ответчиком по иску является Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации как органа, обеспечивающего организацию и исполнение федерального бюджета.

Территориальный орган департамента социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области (Управление социальной защиты населения Автозаводского района г.Н.Новгорода) пояснило, что предъявленные к взысканию убытки являются сверхлимитной задолженностью. В пределах выделенных лимитов истцу в спорный период денежные средства перечислены в полном объеме.

Исследовав представленные документы, заслушав представителей истца, ответчика и 3-го лица, суд установил следующее.

Между истцом и Управлением социальной защиты населения Автозаводского района был заключен договор № 12 от 14.04.2004, в соответствии с которым истец предоставляет льготы по оплате технического обслуживания и коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а Управление возмещает истцу его расходы по реализации указанного закона.

Истец в 2004 году предоставлял указанные льготы инвалидам, являющимся членами Жилищно-строительного кооператива № 296, а Управление возмещало истцу его расходы. Однако, в полном объеме истцу его расходы за 2004 год, а именно, в сумме 24291руб. 34коп. возмещены не были.

В связи с изложенным истец обратился 29.12.2007 в арбитражный суд с настоящим иском.

Требования о взыскании убытков в сумме 24291руб. 34коп. по ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» за 2004 год подлежит удовлетворению в полном объеме, исходя из нижеследующего:

За 2004 год Управлением по труду и социальной защите населения Администрации Автозаводского района денежные средства в пределах выделенных лимитов были перечислены Жилищно-строительному кооперативу № 296 в полном объеме.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов с квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и с оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению. Порядок предоставления указанных льгот определяется Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать инвалидам дополнительные льготы.

Названная статья Закона не устанавливает источники финансирования предоставляемых льгот. Механизм компенсации расходов на предоставление льгот также не определен. До надлежащего урегулирования вопроса о распределении расходов между бюджетами различных уровней финансирование должно осуществляться из федерального бюджета, поскольку льгота предусмотрена федеральным законодательным актом.

Порядок предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536, и его действие продлено на 2002, 2003 и 2004 годы постановлениями Правительства Российской Федерации от 28.02.2002 N 137, от 10.02.2003 N 85 и от 14.02.2004 N 80. В названном правовом акте предусмотрено, что предоставление субсидий и субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляет Министерство финансов Российской Федерации на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном порядке.

Суд установил, что денежные средства, полученные в 2004 году Нижегородской областью на реализацию льгот, распределены между получателями в пределах утвержденных лимитов; кредиторская задолженность по данным обязательствам отсутствует.

Из изложенного следует вывод о том, что убытки у истца возникли в результате недостаточного финансирования расходов на реализацию установленных льгот из средств федерального бюджета.

В силу статей 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Размер убытков в сумме 24291руб. 34коп. подтверждается счетами-фактурами на предоставление льгот указанной категории граждан (листы дела 28-39) и актами сверок (листы дела 16-27).

С учетом изложенного убытки, возникшие у ЖСК № 296 в результате реализации Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации.

При таких обстоятельствах убытки, возникшие у ЖСК № 296 в результате реализации Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», подлежат возмещению в размере 24291руб. 34коп. за счет казны Российской Федерации.

Ответчик возражает по иску по вышеуказанным мотивам.

Возражения ответчика в части пропуска истцом срока исковой давности судом не принимаются, исходя из нижеследующего:

Под исковой давностью в соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации понимается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен трех годичный срок для защиты нарушенного права.

Согласно статье 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Срок исполнения обязательств по возмещению расходов, связанных с предоставлением гражданам льгот определен статьей 242 Бюджетного Кодекса Российской Федерации. В силу этой нормы лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря, то есть по окончании финансового года.

Следовательно, о не возмещении убытков от предоставления льгот в 2004 году истцу стало известно 01.01.2005 - по окончании финансового года. Иск предъявлен в суд 29.12.2007, то есть в пределах срока исковой давности.

При разрешении вопроса о распределении судебных расходов, суд исходит из тех обстоятельств, что публично-правовые образования (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования) не названы в статье 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации в качестве плательщиков государственной пошлины, следовательно, оснований для отнесения на ответчика судебных расходов нет. При таких обстоятельствах, истцу возвращается уплаченная им госпошлина из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:


Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, г.Москва за счет казны Российской Федерации в пользу Жилищно-строительного кооператива № 296, г.Нижний Новгород 24291руб. 34коп. убытков, возникших в результате предоставления льгот в 2004 году на основании ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В остальной сумме иска отказать.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Возвратить Жилищно-строительному кооперативу № 296, г.Нижний Новгород из федерального бюджета Российской Федерации госпошлину в сумме 1214руб. 57коп., оплаченную по платежному поручению № 132 от 27.12.2007.

Решение суда может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Первый Арбитражный апелляционный суд, г.Владимир.

Ñóäüÿ È.È.Èãíàòîâà

Кузнецова

419-26-74