ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-31369/19 от 25.12.2019 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ  ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело №А43-31369/2019

г.Нижний Новгород                                                                                           16 января 2020 года                                                                  

Резолютивная часть решения объявлена                                                       25 декабря 2019 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Волчанской Ирины Сергеевны (шифр 54-643),

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сейфельмлюковой Г.А., помощником судьи Садековой Г.У.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению публичного акционерного общества "Т Плюс" (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным предписания Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу от 17.05.2019 №084-вн/2-о,

при участии в заседании представителей сторон:

от заявителя: ФИО1 (по доверенности от 16.07.2018),

от ответчика: ФИО2 (по доверенности от 19.11.2019 №25),

в судебном заседании 18.12.2019 объявлялся перерыв до 25.12.2019,

установил:публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - заявитель, общество, ПАО "Т Плюс") обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу (далее - Департамент Росприроднадзора по ПФО) от 17.05.2019 №084-вн/2-о.

По мнению заявителя, оспариваемое предписание о необходимости получения нормативов образования на ранее не учтенный обществом вид отходов в срок до 30.03.2020 является незаконным и не исполнимым, поскольку общество еще в 2014 году получило решение об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение сроком действия с 13.12.2014 по 13.12.2019 на основании разработанного обществом проекта. Действующим законодательством не предусмотрена возможность внесения изменений в утвержденные нормативы, равно как и возможности изменений в проект, на основании которого такое решение выдавалось в случае образования нового, ранее не учтенного вида отходов, соответственно полученные обществом нормативы должны  действовать до дня истечения срока действия этих документов. Более того - в связи с внесением с 01.01.2019 изменений в законодательство общество, как субъект, осуществляющий деятельность на объекте II категории не обязано получать нормативы образования отходов и лимитов на их размещение, поскольку с 01.01.2019 законодательством  для объектов II категории это не предусмотрено. С 01.01.2019 для субъектов осуществляющих деятельность на объектах II категории предусмотрена обязанность по декларированию информации об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов и расчету нормативов допустимых выбросов. Обязанность по декларированию обществом исполнена.

Определением суда от 11.11.2019 произведено процессуальное правопреемство на стороне ответчика по делу - Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу  на его правопреемника Межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия.

Ответчик требования заявителя отклонил, считает, что предписание является обязательным к исполнению, поскольку отсутствие в проекте рассчитанного и утверждённого норматива оспариваемого отхода приводит к искажению достоверности содержимого проекта и влечет его недействительность. Для устранения недостоверности данных проекта необходимо разрабатывать новый проект с учетом всех достоверных сведений и расчетов. Отсутствие в проекте рассчитанного и утверждённого норматива оспариваемого отхода приводит к невозможности определения его ожидаемого количества.

Ответчик считает, что одновременно с подачей декларации, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, необходимо предоставить для утверждения проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - ПНООЛР).

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Общество осуществляет деятельность на Объекте 22-0152-000389-П (Сормовская ТЭЦ) относящемся к объектам II-ой категории, оказывающим умеренное негативное воздействие на окружающую среду.

Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение в отношении указанного объекта сроком действия с 13.12.2014 по 13.12.2019 утверждены для открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания №6" Нижегородский филиал Сормовская ТЭЦ решением Департамента Росприроднадзора по ПФО от 12.12.2014 №554-р.

Впоследствии, в связи с переименованием пользователя на открытое акционерное общество "Волжская территориальная генерирующая компания" Нижегородского филиала Сормовсклй ТЭЦ, публичное акционерное общество "Т Плюс" вышеназванное решение переоформлялось. Срок окончания действия выданного решения не изменялся.

На основании приказов Департамента Росприроднадзора по ПФО от 04.04.2019 №0225, от 24.04.2019 №0282 в отношении ПАО "Т Плюс" филиал "Нижегородский" Сормовская ТЭЦ проведена выездная внеплановая проверка на предмет соблюдения действующего природоохранного законодательства по результатам проведения которой органом государственного контроля составлен акт проверки от 17.05.2019 №084-ВН.

В ходе проверки выявлено, что в результате производства электрической и тепловой энергии (мощности) и теплоносителя на Сормовской ТЭЦ образуются отходы производства и потребления.

ПАО "Т Плюс" имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности в части размещения отходов Ш - IV классов опасности от 17.01.2017 №(52)-2686-Р со сроком действия лицензии — бессрочно (далее - Лицензия).

Также общество имеет утвержденные лимиты на образование и размещение отходов со сроком действия до 13.12.2019, которые ежегодно подтверждаются техническими отчетами о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами. Технический отчет о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами за 2017 - 2018 годы был сдан в Департамент Росприроднадзора по ПФО своевременно.

В соответствии с документом об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на Сормовской ТЭЦ образуется 33 вида отходов I - V классов опасности.

В ходе проведения проверки было установлено образование отходов не учтенных в  ПНООЛР и соответственно в отсутствие утвержденных нормативов их образования и лимитов на их размещений - оборудования электрического осветительного (кроме содержащего ртуть), утратившего потребительские свойства.

В связи с тем, что у заявителя отсутствуют документы, подтверждающие отнесение указанного вида отходов к конкретному классу опасности, контролирующий орган не смог сделать вывод о принадлежности этого отхода к конкретному классу опасности некоторых вновь образованных отходов и пришел к выводу о том, что образование указанного отхода не нормировано, не лимитировано, что является нарушением пункта 1 статьи 22, статьи 24 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьи 11, части 2, 4 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

На основании акта проверки заявителю было выдано предписание от 17.05.2019  №084-вн/2-о о необходимости устранения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований путем получения в срок до 30.03.2020 нормативы образования на следующие виды отходов: оборудование электрическое осветительное (кроме содержащего ртуть), утратившее потребительские свойства.

ПАО "Т Плюс" не согласилось с выданным предписанием и обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.

В соответствии с пунктом 2 статьи 29 и частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 65 и частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершении действия (бездействие).

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, необходимо одновременное наличие двух условий: данный акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушает права и законные интересы гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон №7-ФЗ) отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I-IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон №89-ФЗ).

Согласно статье 1 Закона №89-ФЗ, отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для, удаления или подлежат удалению в соответствии с данным законом, под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

В силу пункта 2 статьи 11 Закона №89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

Пунктами 4,5 статьи 18 Закона №89-ФЗ (в редакции действовавшей до 01.01.2019) было установлено, что индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному и региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, порядок их утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден приказом Минприроды России от 25.02.2010 №50 (далее - Порядок №50).

Согласно пунктам 1, 2 настоящий Порядок №50 устанавливает требования к подготовке и представлению документов и материалов для утверждения предельно допустимых количеств отходов конкретного вида, направляемых на размещение в конкретных объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов с учетом экологической обстановки на территории, на которой расположены такие объекты и предназначен для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы.

Согласно пунктам  4, 5 Порядка №50 проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными приказом Минприроды России от 05.08.2014 №349.

Согласно пункту 12 Порядка №50 нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами технического отчета по обращению с отходами, разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 5 настоящего Порядка, и представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - технический отчет).

Пунктом 14 Порядка №50 предусмотрен закрытый перечень случаев переоформления  документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение к числу которых образование нового отхода, ранее не учтенного проектом, не относится. Кроме того, указанным пунктом также предусмотрено, что переоформление документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение допускается при условии неизменности утвержденных нормативов образования и лимитов на их размещение.

 Действующим законодательством возможность внесения изменений в утвержденный проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не предусмотрена.

При превышении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду предполагается, что в результате их действий причиняется вред, который подлежит возмещению в порядке гражданско-правовой ответственности, также лицо допустившее нарушение может быть привлечено к административной ответственности.

Следует также отметить, что Федеральным законом от 21.07.2014 №219-ФЗ  в Закон №89-ФЗ внесены изменения и с 01.01.2019  статья 18 Закона №89-ФЗ  изложена в иной редакции.

В соответствии с внесенными изменениями в зависимости от категорий объектов, эксплуатирующихся хозяйствующими субъектами законодатель определил различный порядок установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

В соответствии с частями 2, 3 статьи 18 Закона №89-ФЗ (в новой редакции) установлено, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах  II категории, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды самостоятельно и декларируются путем представления в уполномоченный орган декларации о воздействии на окружающую среду.

Декларация о воздействии на окружающую представляется один раз в семь лет при условии неизменности технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников, а расчет  нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов представляется в качестве приложения к декларации о воздействии на окружающую среду.

Декларация о воздействии на окружающую среду должна содержать в том числе декларируемые объем или массу выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов. При этом представление одновременно с декларацией материалов обоснования нормативов образования отходов и лимитов на их размещение Законом №219-ФЗ не предусмотрено (пункты 11, 12, 16 статьи 1 Закона №219-ФЗ).

Установления уполномоченным органом нормативов образования отходов и лимитов на их разрешения для юридических лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, статьей 18 Закона №89-ФЗ (в новой редакции) не предусмотрено, за исключением случаев, если юридические лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, планируют получать комплексное разрешение.

Статьей 11 Закона №219-ФЗ (в редакции Федерального закона от 25.12.2018 №496-ФЗ) также установлено, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Законом №7-ФЗ  к объектам I и II категорий, до 01.01.2019, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.

Таким образом, на момент выдачи оспариваемого предписания (17.05.2019) у заявителя имелись утвержденные уполномоченным органом на основании разработанного обществом проекта нормативы образования отходов и лимиты на их размещение сроком действия до 13.12.2019, возможность внесения изменений в которые законодательно не предусмотрена. По истечении срока действия названных нормативов, общество в соответствии с требованиями действующего законодательства 13.11.2019 представило в уполномоченный орган декларацию о воздействии на окружающую среду по вышеназванному объекту с приложением расчета нормативов.

Таким образом, оспариваемым предписанием  ПАО "Т Плюс" вменяется обязанность по получению в срок до 30.03.2020 нормативов не предусмотренная действующим законодательством.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица не смог пояснить каким образом и у какого уполномоченного на то органа заявитель должен получить утверждение новых нормативов образования отходов после 01.01.2019.

В силу вышеизложенного суд приходит к выводу, что оспариваемое предписание не соответствует нормам действующего законодательства, нарушает законные права и интересы заявителя, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение заявленных требований. Кроме того, с учетом внесенных в законодательство изменений является неисполнимым.

Подпункт 3 пункта 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины подлежат взысканию с ответчика в пользу заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180, 201, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

требования публичного акционерного общества "Т Плюс" удовлетворить.

Признать недействительным предписание Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу от 17.05.2019 №084-вн/2-о

Обязать Межрегиональное  управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия устранить допущенные нарушения прав и законных интересов публичного акционерного общества "Т Плюс".

Взыскать с Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия (ОГРН <***>, ИНН <***>, зарегистрирована 22.07.2002) в пользу публичного акционерного общества "Т Плюс"  (ОГРН <***>, ИНН <***>, зарегистрировано 01.08.2005) расходы по оплате госпошлины в сумме 3000,00 руб.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

Решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение месяца с момента принятия решения. Вступившее в законную силу решение арбитражного суда первой инстанции, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.

Судья                                                                                                                 И.С.Волчанская