АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А43-31472/2018
г. Нижний Новгород 21 ноября 2018 года
Резолютивная часть решения объявлена 14 ноября 2018 года
Решение изготовлено в полном объеме 21 ноября 2018 года
Арбитражный суд Нижегородской области в составе:
судьи Мукабенова Игоря Юрьевича (шифр дела 16-581)
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шутовой Н.С.,
при участии в заседании представителей:
от заявителя: ФИО1 (доверенность в деле),
от Администрации: ФИО2 (доверенность в деле),
рассмотрел в открытом судебном заседании заявление
индивидуального предпринимателя ФИО3, г. Нижний Новгород, о признании незаконными действий администрации Автозаводского района города Нижнего Новгорода, выразившихся в выдаче уведомления от 14.08.2018 об освобождении земельного участка от нестационарного торгового объекта, принадлежащего заявителю, расположенного по адресу: <...> у д.12, при участии в деле в качестве заинтересованного лица администрации города Нижнего Новгорода.
В ходе судебного разбирательства заявитель настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Администрация отзывом на заявление, просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований ввиду их необоснованности, поскольку, по мнению Администрации, в действиях административного органа по выдаче предпринимателю уведомления об освобождении земельного участка от нестационарного торгового объекта отсутствует нарушение действующего законодательства.
Более подробная позиция Администрации изложена в отзыве на заявление.
Изучив материалы дела, суд считает необходимым отказать в удовлетворении заявленного требования в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, 18.09.1997 между Предпринимателем и Администрацией Автозаводского района города Нижнего Новгорода был заключен договор аренды земельного участка №32, согласно которому в арендупредоставлен земельный участок во временное пользование размером 24,00 кв.м. по ул. Янки Купалы в Автозаводском районе г. Нижнего Новгорода под установку мини – магазина по торговле ТНП.
На основании договора-купли продажи Предпринимателем был приобретен объект (павильон), расположенный по адресу: <...>. При этом спорный объект находится на земельном участке по адресу: <...> у дома 12.
14.08.2018, руководствуясь пунктами 1.2, 3.2 Административного регламента администрации города Нижнего Новгорода по исполнению муниципальной функции «Освобождение территории города Нижнего Новгорода от самовольных нестационарных объектов», утвержденного Постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 31.07.2012 №3113, в ходе обследования территории района составлен Акт выявления предполагаемого самовольного нестационарного торгового объекта на территории города, согласно которому рабочая группа выявила нестационарный торговый объект – павильон «Мясоед», расположенный по адресу: <...>.
Правоустанавливающие документы на размещение данного торгового объекта в момент проведения обследования лицом, осуществляющим деятельность в обнаруженном самовольном объекте, представлены не были. При проведении обследования указанный объект был закрыт.
15.08.2018 на основании пункта 3.2.1.3 Регламента информация о выявленном предполагаемом самовольном объекте направлена в Департамент общественных отношений и информации администрации города Нижнего Новгорода для опубликования в официальном печатном издании – газете «День города. Нижний Новгород» в выпуске №70 (1342) от 17.08.2018.
Также 15.08.2018 на основании пункта 3.2.1.5 Регламента осуществлена проверка наличия данного места в утвержденной схеме размещения нестационарных торговых объектов и наличия правовых оснований размещения выявленного объекта и принято решение о признании данного нестационарного торгового объекта самовольным, о чем свидетельствует протокол от 15.08.2018.
Не согласившись с действиями администрации Автозаводского района города Нижнего Новгорода по выдаче предпринимателю уведомления об освобождении земельного участка от нестационарного торгового объекта, считая их не соответствующими действующему законодательству Российской Федерации и нарушающими права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий, а именно: оспариваемый ненормативный акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону и иному нормативному правовому акту, а также оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Статьей 17 Федерального закона №131-ФЗ предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по принятию муниципальных правовых актов.
Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации определяются положениями Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон № 381-ФЗ).
Статьей 10 Закона № 381-ФЗ установлены особенности размещения нестационарных торговых объектов и соответствующий порядок их размещения, закрепленный в Правилах включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 №772.
Пунктом 3 статьи 10 Закона № 381-ФЗ установлено, что схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 22 части 7 статьи 43 Устава города Нижнего Новгорода, утвержденного постановлением Городской Думы города Нижнего Новгорода от 23.11.2005 N 91, к полномочиям администрации г. Нижнего Новгорода относится утверждение и реализация долгосрочных программ развития торговли, формирование схем размещения нестационарных торговых объектов, осуществление муниципального контроля в области торговой деятельности.
Постановлением администрации г. Нижнего Новгорода от 07.07.2014 N 2505 утверждено Положение о порядке выявления, демонтажа и перемещения самовольно установленных и (или) незаконно размещенных объектов движимого имущества на территории города Нижнего Новгорода (далее - Положение N 2505).
Постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 31.07.2012 №3113 Административного регламента администрации города Нижнего Новгорода по исполнению муниципальной функции «Освобождение территории города Нижнего Новгорода от самовольных нестационарных объектов» (далее – Административный регламент), который определяет стандарт исполнения муниципальной функции, состав, последовательность и сроки исполнения административных процедур (действий) при осуществлении полномочий по исполнению муниципальной функции, а также формы контроля за исполнением Регламента, досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органов и должностных лиц, исполняющих муниципальную функцию.
Настоящий Административный регламент устанавливает порядок выявления, учета, демонтажа, перемещения, хранения и возврата собственнику или включения в состав муниципальной казны и утилизации самовольно установленных и (или) незаконно размещенных НТО по оказанию услуг торговли, общественного питания и бытовых услуг, расположенных на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Нижнего Новгорода, и на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, в пределах полномочий, представленных администрации города Нижнего Новгорода правовыми актами Российской Федерации и Нижегородской области, представленных администрации города Нижнего Новгорода правовыми актами Российской Федерации и Нижегородской области
В силу пункта 1.3. Положения N 2505 и пункта 1.4. Административного регламента данные нормативно-правовые акты устанавливают порядок выявления, учета, демонтажа, перемещения, хранения и возврата собственнику самовольно установленных и (или) незаконно размещенных нестационарных торговых объектов, нестационарных объектов по оказанию услуг общественного питания и бытовых услуг (далее - Самовольный объект), расположенных на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Нижнего Новгорода и на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, в пределах полномочий, представленных администрации города Нижнего Новгорода правовыми актами Российской Федерации и Нижегородской области.
Самовольно установленный НТО - это объект движимого имущества, расположенный на земельном участке без предусмотренных законодательством соответствующих правовых оснований (пункт 1.4.1 Административного регламента).
Собственник (владелец) Самовольного объекта может предоставить документы, подтверждающие правовые основания размещения его нестационарного торгового объекта, на любой стадии исполнения должностными лицами муниципальной функции (пункт 1.4.5 Административного регламента).
В силу пункта 1.2 Административного регламента муниципальная функция исполняется, в том числе, территориальными органами администрации города Нижнего Новгорода - администрациями районов города Нижнего Новгорода.
В соответствии с пунктом 4.3.4 Положения об администрации Автозаводского района г. Нижнего Новгорода, утвержденного постановлением Городской Думы г. Нижнего Новгорода от 25.01.2006 N 2, к функциям администрации района в области использования земли и охраны окружающей природной среды относится создание и организация деятельности рабочих групп по проведению процедур по выявлению незаконно размещенных нестационарных торговых объектов на территории района.
Таким образом, администрация Автозаводского района является уполномоченным органом по выполнению административных процедур, установленных Административным регламентом, по выявлению самовольных НТО и освобождению территории города Нижнего Новгорода от самовольных НТО.
Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 N 771-ст утвержден "ГОСТ Р 51773-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги торговли. Классификация предприятий торговли" (далее - ГОСТ Р 51773-2009).
Согласно пункту 3.14 ГОСТ Р 51773-2009 нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком, вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное (мобильное) сооружение.
К нестационарным торговым объектам относят павильоны, киоски, палатки, торговые автоматы и иные временные торговые объекты. К нестационарным передвижным торговым объектам относят лотки, автомагазины, автофургоны, автолавки, автоцистерны, тележки и другие аналогичные объекты.
Пунктом 62 "ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения" утвержденным Приказом Росстандарта от 28.08.2013 N 582-ст, определено понятие торгового павильона. Это нестационарный торговый объект, представляющий собой отдельно стоящее строение (часть строения) или сооружение (часть сооружения) с замкнутым пространством, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно или несколько рабочих мест продавцов.
Как усматривается из материалов дела, 14.08.2018 в ходе обследования территории района составлен Акт выявления предполагаемого самовольного нестационарного торгового объекта на территории города, согласно которому рабочей группой был выявлен нестационарный торговый объект – павильон «Мясоед», расположенный по адресу: <...>, где осуществляет свою деятельность предприниматель, при этом правоустанавливающие документы на объект представлены не были.
По мнению заявителя, с его стороны нарушения действующего законодательства не имеется, поскольку, объект находится в собственности предпринимателя, при этом ссылается на наличие кадастрового паспорта на нежилое здание, расположенное по адресу: <...> у дома 12.
Между тем суд отклоняет довод заявителя, поскольку наличие одного лишь кадастрового паспорта на объект недвижимости не свидетельствует о возникновении права собственности на земельный участок, на котором находится объект недвижимости.
Довод заявителя, согласно которому спорный объект является стационарным, поскольку подключен к сетям инженерно-технического обеспечения, судом также отклоняется как основанный на неверном толковании действующего законодательства.
Договор аренды земельного участка был заключен до 07.07.1999, в последующем предпринимателем не продлевался, каких-либо правовых актов, на основании которых у предпринимателя возникло вещное право на земельный участок, занятый спорным объектом у предпринимателя не имелось.
Административная процедура по выявлению самовольного объекта, а также действия, направленные на обеспечение добровольного демонтажа собственником самовольного объекта выполнены в рамках полномочий, предоставленных администрации Автозаводского района города Нижнего Новгорода регламентом. Нарушений порядка проведения процедуры, допущенных администрацией, суд не усматривает.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
На основании изложенного, с учетом приведенных правоположений, суд пришел к выводу об отсутствии совокупности оснований для признания незаконными действий администрации Автозаводского района г. Нижнего Новгорода по выдаче ФИО3 уведомления от 14.08.2018 об освобождении земельного участка от нестационарного торгового объекта, принадлежащего заявителю, расположенного по адресу: <...> у д.12, в связи с чем заявленные требования удовлетворению не подлежат.
В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 180-182, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
заявленные требования индивидуального предпринимателя ФИО3, г. Нижний Новгород (ОГРН <***> ИНН <***>), о признании незаконными действий администрации Автозаводского района г. Нижнего Новгорода, выразившихся в выдаче уведомления от 14.08.2018 об освобождении земельного участка от нестационарного торгового объекта, принадлежащего заявителю, расположенного по адресу: <...> у д.12, оставить без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Настоящее решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области.
Судья И.Ю. Мукабенов