АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело №А43-31651/2021
г. Нижний Новгород
Резолютивная часть решения объявлена 17 ноября 2021 года
Решение в полном объеме изготовлено 22 ноября 2021 года
Арбитражный суд Нижегородской области в составе:
судьи Соколовой Лианы Владимировны (шифр 53-896),
при ведении протокола судебного заседания секретарем Градусовым А.М.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО «Мебельный БУМ» (ИНН <***>) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области о признании незаконным решения об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства от 20.08.2021 №АБ/17876/21,
при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, администрации г.Нижнего Новгорода,
в присутствии представителей:
от заявителя: ФИО1 (по доверенности от 20.09.2021),
от заинтересованного лица: ФИО2 (по доверенности от 02.03.2021), ФИО3 (по доверенности от 08.07.2021),
от третьего лица: ФИО4 (по доверенности от 13.01.2021), ФИО5 (по доверенности от 28.12.2020),
установил: в арбитражный суд обратилось ООО «Мебельный БУМ» (далее - заявитель, Общество) с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее – ответчик, Управление) об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства от 20.08.2021 №АБ/17876/21.
С позиции заявителя, оспариваемое решение Управления является незаконным и нарушающим права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности. Подробно доводы Общества изложены в заявлении и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Представители Управления требования заявителя отклонили по доводам, изложенным в письменном отзыве на заявление.
Представитель администрация г.Нижнего Новгорода (далее - Администрация) поддержал позицию заинтересованного лица.
Изучив материалы дела, заслушав позиции присутствующих представителей сторон, суд установил следующее.
В Управление поступила жалоба Общества от 26.07.2021 о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях Администрации, выразившихся во включении в Перечень размещения парковок на платной основе, утвержденный постановлением администрации г.Нижнего Новгорода от 15.10.2020 №3749, парковку по нечетной стороне ул.Бекетова от ул.Нартова до дома 15, в установке паркомата для платной парковки вдоль СЦ "ФИО6" (<...>).
По результатам анализа данной жалобы Управление приняло решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Администрации от 20.08.2021 №АБ/17876/21.
Не согласившись с указанным решением Управления, Общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии со статьями 23, 39 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон №135-ФЗ) антимонопольный орган, в том числе возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства.
Одним из оснований для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства является заявление юридического или физического лица, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства (пункт 2 части 2 статьи 39 Закона №135-ФЗ).
В силу части 5 статьи 44 Закона №135-ФЗ при рассмотрении заявления или материалов, антимонопольный орган: 1) определяет, относится ли рассмотрение заявления или материалов к его компетенции; 2) устанавливает наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства и определяет нормы, которые подлежат применению.
По результатам рассмотрения заявления, материалов, антимонопольный орган принимает одно из следующих решений: о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства; об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства (часть 8 статьи 44 Закона №135-ФЗ).
Антимонопольный орган принимает решение об отказе в возбуждении дела в случае, если признаки нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют. Решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган направляет заявителю в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, с указанием мотивов принятия этого решения (части 9 и 10 статьи 44 Закона №135-ФЗ).
Исходя из положений части 10 статьи 44 Закона №135-ФЗ предметом судебного исследования по данному делу о признании незаконным отказа в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства является вопрос о том, надлежащим ли образом мотивирован отказ антимонопольного органа в возбуждении дела.
Приказом ФАС России от 25.05.2012 №339 утвержден Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации (зарегистрировано в Минюсте России 07.08.2012 №25125, далее - Регламент).
В силу пункта 3.27 Регламента исполнитель принимает заявление, материалы к рассмотрению и в срок не более пяти рабочих дней с даты регистрации заявления, материалов в антимонопольном органе:
- определяет, относится ли рассмотрение заявления, материалов к компетенции антимонопольного органа;
- проверяет наличие сведений и документов, указанных в пункте 3.6 настоящего Регламента;
- определяет наличие документов, позволяющих установить признаки нарушения антимонопольного законодательства и нормы, которые подлежат применению.
В соответствии с пунктом 3.38 Регламента заявитель при подаче заявления, материалов или в течение срока рассмотрения заявления, материалов в дополнение к представленным документам и сведениям вправе представить в антимонопольный орган любую информацию, которая, по мнению заявителя, является важной для принятия решения о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
В силу пункта 3.39 Регламента в ходе рассмотрения заявления, материалов антимонопольный орган вправе запрашивать у коммерческих организаций и некоммерческих организаций, их должностных лиц, федеральных органов исполнительной власти, их должностных лиц, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их должностных лиц, органов местного самоуправления, их должностных лиц, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, их должностных лиц, а также государственных внебюджетных фондов, их должностных лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, с соблюдением требований законодательства о государственной тайне, банковской тайне, коммерческой тайне или об иной охраняемой законом тайне документы, сведения, пояснения в письменной или устной форме, связанные с обстоятельствами, изложенными в заявлении или материалах.
Пункт 3.42 Регламента предусматривает, что по результатам рассмотрения заявления, материалов антимонопольный орган принимает одно из следующих решений:
- о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства;
- об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
В данном случае жалоба Общества от 26.07.2021 о наличии признаков нарушения Администрацией требований Закона №135-ФЗ рассмотрена в порядке и сроки, установленные вышеперечисленными нормами.
В соответствии с подпунктом 3.1 пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, и о прекращении такого использования.
В соответствии с пунктом 52 статьи 6 Закона Нижегородской области от 04.12.2008 №157-3 "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Нижегородской области" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится принятие решений об использовании на платной основе автомобильных дорог общего пользования местного значения, участков указанных автомобильных дорог и о прекращении такого использования.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2017 №443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" разработка мероприятий по организации дорожного движения осуществляется на основании документации по организации дорожного движения, разработанной и утвержденной в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
Решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 21.11.2012 №182 "Об утверждении Положения о порядке создания и использования парковок (парковочных мест) на платной основе, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения на территории муниципального образования городской округ город Нижний Новгород" утверждено Положение о порядке создания и использования парковок (парковочных мест) на платной основе, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения на территории муниципального образования городской округ город Нижний Новгород (далее - Положение №182).
В соответствии с пунктом 2.1 Положения №182 парковки (парковочные места) создаются на территории города Нижнего Новгорода в соответствии с перечнем размещения парковок (парковочных мест) для организации стоянки транспортных средств.
Согласно пункту 2.2 Положения №182 разработка перечня размещения парковок (парковочных мест) осуществляется рабочей группой.
Пунктом 1.3.1 Положения №182 установлено, что рабочая группа - постоянно действующий коллегиально-совещательный орган администрации города Нижнего Новгорода, образованный в целях эффективного и оперативного рассмотрения вопросов, касающихся разработки и реализации комплекса мероприятий, направленных на решение проблем, связанных с размещением транспортных средств на территории города Нижнего Новгорода, состав которого утверждается правовым актом администрации города Нижнего Новгорода.
Постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 15.10.2020 №3749 "Об организации платных парковок в городе Нижнем Новгороде и утверждении перечня размещения парковок (парковочных мест) на платной основе, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения города Нижнего Новгорода" утвержден перечень размещения парковок (парковочных мест) на платной основе, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения города Нижнего Новгорода (далее - Перечень №3749).
Согласно постановлению администрации города Нижнего Новгорода от 19.04.2017 №1631 "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения <...> является автомобильной дорогой общего пользования местного значения города Нижнего Новгорода (22-401 ОП МГ).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 21.07.2015 №115-ФЗ "О концессионных соглашениях", постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 30.04.2019 №1444 "О проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения" на официальном сайте администрации города Нижнего Новгорода - мут.нижнийновгород.рф и на официальном сайте Российской Федерации, определенном Правительством Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещены: конкурсная документация о проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения о создании системы управления парковками (парковочными местами), предоставляемыми на платной основе и расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения города Нижнего Новгорода, и реконструкции муниципального недвижимого имущества вцелях создания центра мониторинга и управления парковками (парковочными местами); сообщение о проведении конкурса (от 30.04.2019 №300419/0095403/01).
По результатам конкурсных процедур и в соответствии с конкурсной документацией 14.01.2020 между Администрацией и ПАО «Мегафон» заключено концессионное соглашение о создании системы управления парковками (парковочными местами), предоставляемыми на платной основе и расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения города Нижнего Новгорода.
Концессионер ПАО «Мегафон» обязуется за счет собственных и (или) привлеченных средств осуществить проектирование, создание и эксплуатацию системы платных парковочных мест в городе Нижнем Новгороде, а также реконструкцию существующих платных муниципальных парковок.
ПАО «Мегафон» в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2017 №443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» разработаны проекты организации дорожного движения с установкой технических средств организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка и т.д.) на участках уличнодорожной сети, планируемых к размещению платных парковок.
Таким образом, принятие органами местного самоуправления города Нижнего Новгорода упомянутых решений соответствует федеральному законодательству и представляет собой реализацию предоставленных ему вышеуказанных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Размещение парковки на улице Бекетова от улицы Нартова до дома №15 вдоль нечетной стороны, на земельном участке с кадастровым номером 52:18:0000000:13658 (вид разрешенного использования для размещения автомобильных дорог и их конструктивных элементов) площадью 45508 кв.м., по адресу: г.Нижний Новгород, Советский район, ул.Бекетова, находящимся в муниципальной собственности осуществлено согласно Перечню. Так же земельный участок с кадастровым номером 52:18:0000000:13658 относится к территориям общего пользования (письмо администрации от 11.08.2021 №Исх-01-01-361894/21).
Таким образом, размещение платных парковочных мест произведено в соответствии с действующим законодательством и не приводит к дискриминации СЦ "ФИО6" в части осуществления предпринимательской деятельности на рынке специализированных торговых центров по реализации строительных материалов и товаров для дома, так как данными парковочными местами может воспользоваться любой желающий.
Кроме того, со стороны переулка Нартова у домов 13к и 15 по улице Бекетова существует стоянка для автомобильного транспорта, а также с указанного переулка организован въезд на стоянку СЦ ФИО6, оборудованный шлагбаумом. Где так же может быть организована бесплатная парковка для посетителей торгового центра СЦ ФИО6 по аналогии с бесплатными парковочными местами, организованными на территории таких торговых центров, как 7НЕБО, CASTORAMA (ул.Бетанкура), Муравей (пр.Ленина), Ордер (ул.Героя Попова), др.
В силу вышеизложенного, в рассматриваемом случае, применительно к предмету настоящего спора, суд пришел к выводу об отсутствии условий для признания оспариваемого решения Управления об отказе в возбуждении дела о нарушениях антимонопольного законодательства в действиях Администрации незаконным, что в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000,00 руб. на основании статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180-182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
ООО «Мебельный БУМ» (ИНН <***>), в удовлетворении заявления отказать.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000,00 рублей отнести на заявителя.
Настоящее решение вступит в законную силу по истечении месяца со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не будет изменено или отменено, вступит в силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Настоящее решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение месяца со дня принятия.
Судья Л.В. Соколова