ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-31735/20 от 09.12.2020 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ  ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-31735/2020

г. Нижний Новгород                                                                     

Решение в виде резолютивной части вынесено           09 декабря 2020 года

Мотивированное решение изготовлено                        17 декабря 2020 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Соколовой Лианы Владимировны (шифр 53-547),

рассмотрел в порядке упрощенного производства дело

по заявлению ООО «Шлеммер Руссланд», г.Н.Новгород, к ИФНС по Автозаводскому району г.Н.Новгорода, об отмене постановления по делу об административном правонарушении №52562023000134500003 от 26.08.2020, к УФНС России по Нижегородской области о признании незаконным решение от 21.09.2020 №09-12/18061@ по жалобе на постановление,

установил: ООО «Шлеммер Руссланд» (далее - заявитель, Общество) просит признать незаконным и отменить постановление ИФНС по Автозаводскому району г.Н.Новгорода (далее - Инспекция) по делу об административном правонарушении №52562023000134500003 от 26.08.2020 и признать незаконным решение УФНС России по Нижегородской области (далее - Управление) от 21.09.2020 №09-12/18061@ по жалобе на постановление.

В обоснование заявленного требования Общество указывает на нарушение Инспекцией порядка привлечения к административной ответственности в части не направления в адрес заявителя уведомления о допущенных нарушениях, составления протокола об административном правонарушении спустя более, чем один год, что, по мнению Общества, указывает на злоупотребление Инспекцией правами при осуществлении налогового контроля. Кроме того, Общество считает совершенное правонарушение малозначительным.

Определением от 09.10.2020 заявление принято к производству и назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства. Сторонам предоставлено время для направления дополнительных доказательств (при их наличии) и отзыва на заявление в соответствии с частью 2 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в срок — не позднее 03.11.2020.

Данное определение направлено сторонам по почте заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Ответчик (административный орган) в установленный судом срок представил отзыв на заявление, а также копии материалов дела об административном правонарушении.

Согласно представленному отзыву на заявление, административный орган считает оспариваемое постановление законным, вынесенным в соответствии с нормами действующего законодательства.

Представленные сторонами документы размещены на сайте арбитражного суда в разделе «Картотека арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru).

На основании статей 226, 228 АПК РФ дело рассмотрено судьей Соколовой Л.В. в порядке упрощенного производства без вызова сторон по имеющимся в материалах дела доказательствам.

09.12.2020 в соответствии с частью 1 статьи 229 АПК РФ судом принято решение в виде резолютивной части.

15.12.2020 заявителем представлено ходатайство об изготовлении мотивированного решения.

Названное ходатайство судом рассмотрено и на основании части 2 статьи 229 АПК РФ подлежит удовлетворению.

Проверив обстоятельства возбуждения дела об административном правонарушении в отношении заявителя, порядок фиксации признаков административного правонарушения, полномочия должностных лиц, осуществлявших производство по делу об административном правонарушении, сроки давности привлечения к административной ответственности, изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, Обществом 24.10.2018 представлен в Инспекцию отчет о движении денежных средств юридического лица-резидента по счету (вкладу) в банке за пределами территории Российской Федерации за период с 01.07.2018 по 30.09.2018 по расчетному счету №BY42ALFA30242238010010270000, открытому в ZAICRYTOEAKTSIONERNOEOBSHCHESTVOALFA-BANK.

Инспекцией в отношении Общества проведена проверка на предмет соблюдения валютного законодательства, по результатам проверки составлен акт от 17.08.2020 №525620200237004, полученный Обществом 15.09.2020 (почтовое отправление №603915 51 43096 8).

В ходе проведения контрольных мероприятий валютного контроля в части соблюдения Обществом норм валютного законодательства Российской Федерации выявлены обстоятельства, свидетельствующие о признаках нарушения требований Правил представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2005 №819 (далее - Правила №819), а именно: в графе 4 отчета указаны суммы валютных операций в целых единицах, тогда как согласно форме отчета суммы должны быть указаны в тысячах единиц соответствующей валюты. По строке 1 отчета по наименованию операции «остаток средств на счете на начало отчетного периода» данные отсутствуют, в то время как согласно банковским выпискам по счету указан остаток 0 российских рублей. По строке 2 отчета по наименованию операции «зачислено средств за отчетный период-всего, в том числе по кодам видов операций» указана сумма 390 000 российских рублей, в то время как согласно банковским выпискам по счету указан оборот по кредиту 390 000 российских рублей. По строке 3 отчета по наименованию операции «списано средств за отчетный период-всего, в том числе по кодам видов операций» указана сумма 390 000 российских рублей, в то время как согласно банковским выпискам по счету указан оборот дебету 390 000 российских рублей. По строке 4 отчета по наименованию операции «остаток средств на счете на конец отчетного периода» данные отсутствуют, в то время как согласно банковским выпискам по счету указан остаток 0 российских рублей.

Усмотрев в действиях (бездействии) Общества, признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), должностным лицом Инспекции 21.08.2020 в отсутствие законного представителя общества, извещенного надлежащим образом (уведомление от 17.08.2020 №52562023000134500001, получено представителем Общества по доверенности от 03.08.2020 Курмаковой М.А. 19.08.2020), в присутствии указанного представителя Общества составлен протокол об административном правонарушении №52562023000134500002.

26.08.2020 начальником Инспекции в отсутствие законного представителя общества, извещенного надлежащим образом (протокол об административном правонарушении от 21.08.2020 №52562023000134500002), в присутствии представителя Общества по доверенности от 26.08.2020 Курмаковой М.А. вынесено постановление №52562023000134500003 о привлечении к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

Указанное постановление обжаловано Обществом в Управление.

Решением Управления от 21.02.2020 №09-12/18061@ постановление начальника Инспекции от 26.08.2020 №52562023000134500003 оставлено без изменения.

Не согласившись с вынесенными постановлением и решением, заявитель обратился в суд с рассматриваемым требованием.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон №173-ФЗ) резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02.02.2016 №41 "О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере" и Федеральным законом от 10.12.2003 №173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области валютного контроля.

В силу части 1 статьи 23 Закона №173-ФЗ налоговые органы имеют право проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов, запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

В свою очередь, на резидентов возложена обязанность представлять органам валютного контроля такие документы и информацию (пункт 1 части 2 статьи 24 Закона №173-ФЗ).

В соответствии с частью 7 статьи 12 Закона №173-ФЗ резиденты, за исключением физических лиц - резидентов, дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации, постоянных представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иных официальных представительств Российской Федерации и представительств федеральных органов исполнительной власти, находящихся за пределами территории Российской Федерации, представляют налоговым органам по месту своего учета либо постановки на учет в качестве крупнейших налогоплательщиков отчеты о движении денежных средств и иных финансовых активов по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, с подтверждающими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 Правил №819 Федеральная налоговая служба обеспечивает организацию учета и контроль за представлением юридическими лицами - резидентами и индивидуальными предпринимателями - резидентами отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Правил №819 юридическое лицо - резидент, индивидуальный предприниматель - резидент ежеквартально, в течение 30 дней по окончании квартала, представляет в налоговый орган отчет в 2 экземплярах по форме согласно приложению и банковские документы (банковские выписки или иные документы, выданные банком в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк), подтверждающие сведения, указанные в отчете (далее - подтверждающие банковские документы), по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала.

При этом по каждому счету (вкладу), открытому в банке за пределами территории Российской Федерации (далее - счет (вклад)), представляется отдельный отчет с подтверждающими банковскими документами.

Как указывалось выше, Обществом 24.10.2018 представлен в Инспекцию отчет о движении денежных средств юридического лица-резидента по счету (вкладу) в банке за пределами территории Российской Федерации за период с 01.07.2018 по 30.09.2018 по расчетному счету №BY42ALFA30242238010010270000, открытому в ZAICRYTOEAKTSIONERNOEOBSHCHESTVOALFA-BANK.

В ходе проведения контрольных мероприятий валютного контроля в части соблюдения Обществом норм валютного законодательства Российской Федерации были выявлены обстоятельства, свидетельствующие о признаках нарушения требований Правил, а именно: в графе 4 отчета указаны суммы валютных операций в целых единицах, тогда как согласно форме отчета суммы должны быть указаны в тысячах единиц соответствующей валюты. По строке 1 отчета по наименованию операции «остаток средств на счете на начало отчетного периода» данные отсутствуют, в то время как согласно банковским выпискам по счету указан остаток 0 российских рублей. По строке 2 отчета по наименованию операции «зачислено средств за отчетный период-всего, в том числе по кодам видов операций» указана сумма 390 000 российских рублей, в то время как согласно банковским выпискам по счету указан оборот по кредиту 390 000 российских рублей. По строке 3 отчета по наименованию операции «списано средств за отчетный период-всего, в том числе по кодам видов операций» указана сумма 390 000 российских рублей, в то время как согласно банковским выпискам по счету указан оборот дебету 390 000 российских рублей. По строке 4 отчета по наименованию операции «остаток средств на счете на конец отчетного периода» данные отсутствуют, в то время как согласно банковским выпискам по счету указан остаток 0 российских рублей.

Следовательно, представленный Обществом отчет о движении денежных средств содержал недостоверную информацию об указанных суммах за отчетный период, что является нарушением установленного порядка представления отчета о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации.

Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ установлена ответственность, в том числе за нарушение порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов.

Довод заявителя о нарушении срока рассмотрения дела об административном правонарушении судом отклоняется в силу следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

Вместе с этим согласно пункту 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными.

Нарушение срока составления протокола об административном правонарушении не исключает производства по делу об административном правонарушении, если этим протоколом подтверждается факт правонарушения и он составлен в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.

Частью 1 статьи 29.6 КоАП РФ установлено, что дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении.

Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25КоАП РФ, составляет два года.

Отчет о движении денежных средств юридического лица-резидента по счету (вкладу) в банке за пределами территории Российской Федерации за период с 01.07.2018 по 30.09.2018 по расчетному счету №BY42ALFA30242238010010270000, открытому в ZAICRYTOEAKTSIONERNOEOBSHCHESTVOALFA-BANK, представлен Обществом 24.10.2018. Нарушение Обществом Правил №819 выявлено 17.08.2020. Протокол об административном правонарушении составлен 21.08.2020. Оспариваемое постановление вынесено 26.08.2020. Таким образом, дело об административном правонарушении рассмотрено в пределах двухгодичного срока давности.

Подлежит отклонению и довод заявителя о нарушении Инспекцией пункта 10 Правил №819 в части не направления в адрес Общества уведомления о выявленных нарушений, поскольку направление налоговым органом резиденту письменного уведомления о необходимости представления исправленного отчета, равно как и отсутствие такого уведомления, не влияют на ответственность резидента и не поставлена в зависимость от какого-либо уведомления в принципе.

В Правилах №819 не содержится положений о том, что в случае исполнения направленного резиденту уведомления в установленный срок представленный им отчет, документы считаются поданными надлежащим образом, следовательно, исполнение уведомления не освобождает резидента от ответственности за допущенное нарушение.

На основании изложенного, суд находит правомерным вывод административного органа о привлечении Общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП. По существу событие вменяемого правонарушения заявителем не оспаривается.

Исключительных оснований для признания административного правонарушения малозначительным судом не усматривается в силу следующих обстоятельств.

На основании статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения суд может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться вынесением устного замечания.

В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление №10), указано, что малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Следовательно, совершение правонарушения впервые, отсутствие вреда являются смягчающими ответственность обстоятельствами, но не освобождают заявителя от административной ответственности за совершенное правонарушение.

Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, является формальным и для привлечения лица к административной ответственности достаточно самого факта нарушения вне зависимости от наступивших в результате совершения такого правонарушения последствий.

Следовательно, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении правонарушителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере валютного регулирования. Ответственность за совершенное деяние наступает независимо от возникновения общественно опасных последствий. Наступление таких последствий при совершении правонарушений с формальным составом презюмируется самим фактом совершения деяния, а их отсутствие и дальнейшее устранение допущенного нарушения сами по себе не являются основанием для применения малозначительности.

Правонарушение, за которое Общество привлечено к административной ответственности, посягает на установленный порядок в сфере государственного контроля и надзора за совершением операции в области валютного регулирования, обеспечивающего устойчивость валюты Российской Федерации и стабильность внутреннего валютного рынка, в связи с чем оно несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям.

Согласно пункту 18.1 Постановления №10 квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Между тем суд, оценив конкретные обстоятельства рассматриваемого административного дела, суд не находит исключительности в характере совершенного административного правонарушения. Доказательств наличия в рассматриваемом случае исключительных обстоятельств заявителем не представлено.

Санкция в оспариваемом постановлении назначена в минимальном размере, предусмотренном частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, что свидетельствует о фактически учтенных административным органом обстоятельствах совершения Обществом выявленного правонарушения.

Оснований для замены назначенного Обществу наказания на предупреждение в рассматриваемом случае не усматривается ввиду отсутствия в материалах дела доказательств наличия совокупности обстоятельств, предусмотренных статьями 3.4, 4.1.1 КоАП РФ.

На основании изложенного, требование заявителя об отмене оспариваемых постановления и решения удовлетворению не подлежит.

В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 180 - 182, 210, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

ООО «Шлеммер Руссланд», г.Н.Новгород, в удовлетворении заявления отказать.

Настоящее решение вступит в законную силу по истечении 15-ти дней со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не будет изменено или отменено, вступит в силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Настоящее решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение 15 дней с момента его принятия.

Судья                                                                                                                     Л.В. Соколова