ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-31906/2011 от 02.04.2012 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-31906/2011

г. Нижний Новгород 02 апреля 2012 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе судьи

Мустафаева Гаджиява Ильясовича (шифр 1-673),

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Соколовой Л.В.,

рассмотрев в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Почайна», г. Н.Новгород (ОГРН <***>)

о признании незаконным решения

заинтересованное лицо: ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра»

третье лицо: Нижегородский филиал ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ»

с участием представителей:

от заявителя: ФИО1 по доверенности от 14.11.2011 г.;

от заинтересованного лица: ФИО2 по доверенности от 07.02.2012 г.;

от третьего лица: не явился;

установил:

в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «Почайна», г. Н.Новгород (ОГРН <***>) (далее - Заявитель, общество) с заявлением к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» (далее – кадастровая палата) о признании незаконным решения от 04.10.2011 г. №К-Р(ТУ)/11-78545 об отказе во внесении текущих изменений характеристик объекта капитального строительства.

Обращаясь в суд с настоящим заявлением общество исходило из того, что причиной обращения в кадастровую палату являлось установление соответствия данных технического паспорта объекта учета, разрешительной документации Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области и Администрации г. Н.Новгорода, где здание числится как административное с данными Свидетельства о государственной регистрации права, где здание числится как нежилое (производственное), а не получение от ответчика заключения о подтверждении имеющихся несоответствий об объекте.

Кадастровая палата не согласилась с позицией заявителя указав, что заинтересованное лицо действовало в соответствии с требованиями, установленными статьей 43 Федеральным законом от 24.07.2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Приказом №268 Министерства Экономического развития и торговли РФ от 08.09.2006 г. «Об утверждении правил ведения единого государственного реестра объектов капитального строительства», в связи с чем считает, что последнее не нарушало прав и законных интересов общества.

Также считает, что поскольку заинтересованное лицо на чье-либо имущество не претендует, в связи с чем считает, что между заявителем и кадастровой палатой нет спора.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал требование.

Представитель кадастровой палаты требование отклонил по основаниям, изложенным в отзыве.

Определением от 08.02.2012 г. произведена замена заявителя – ФБУ «Кадастровая палата» по Нижегородской области его правопреемником ФГБУ «ФКП Росреестра».

Изучив представленные в материалы дела документы, суд находит заявление подлежащим отклонению, в силу следующего.

Как следует из материалов дела, общество является собственником здания нежилого (производственного) общей площадью 881,8 кв.м., инвентарный номер 22:401:900:000312830, кадастровый номер 52:18:0060034:0:24, литер Е, расположенного по адресу: <...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 52-АВ 419104 от 05.06.2008 г.(л.д.23).

На основании распоряжения Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области №1385 от 08.09.2008 г. о предоставлении в собственность ООО «Почайна» земельного участка площадью 311 кв.м. кадастровый номер 52:18:0060034:29 под его объектом недвижимости, между обществом и Министерством был заключен договор купли-продажи от 02.10.2008 г., согласно которого заявитель принял в собственность вышеуказанный земельный участок с видом функционального использования – земли под административно-управленческими объектами (л.д.44-46).

20.05.2009 г. обществом было получено свидетельство о государственной регистрации права серия 52-АВ 921113 на вышеуказанный земельный участок в названным видом функционального использования (л.д.47).

На основании вышеуказанных документов обществом было принято решение об изменении целевого назначения (наименования) объекта, с производственного на административное.

Общество обратилось в Управление с заявлением о внесении текущих изменений характеристик объекта капитального строительства: кадастровый номер 52:18:0060034:0:24, расположенного по адресу: <...>, литер Е с приложением документов, необходимых для его рассмотрения.

По результатам рассмотрения заявления Управлением было вынесено решение от 04.10.2011 г. №К-Р(ТУ)/11-78545 об отказе во внесении текущих изменений характеристик объекта капитального строительства (л.д.21).

Причиной для принятия оспариваемого решения послужило несоответствие сведений, содержащихся в техническом паспорте, сведениям, содержащимся в правоустанавливающих документах, а именно: в техническом паспорте объекта здание числится как административное, в свидетельстве о государственной регистрации права здание числится как нежилое (производственное), а также в части площади земельного участка: в свидетельстве от 20.05.209 г. на земельный участок общая площадь – 311 кв.м., в техническим паспорте застроенная площадь – 316,6 кв.м.

В качестве основания для принятия оспариваемого решения Управление сослалось на статью 43 Федерального закона от 24.07.2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», пункт 11 Приказа №268 Министерства Экономического Развития и торговли Российской Федерации от 08.09.2006 г. «Об утверждении правил ведения единого государственного реестра объектов капитального строительства».

Не согласившись с решением Управления общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с пунктом 2 статьи 29 и частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 65 и частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершении действия (бездействие).

Ненормативный акт органа местного самоуправления может быть признан недействительным при одновременном наличии двух условий: данный акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушает права и законные интересы гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (пункт 6 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и Пленума ВАС РФ №6/8 от 01.07.1996).

Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - закон N 221-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности (часть 1 статьи 1 закона N 221-ФЗ).

Согласно части 2 статьи 1 закона N 221-ФЗ государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.

В силу части 3 статьи 1 данного закона государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

В соответствии с Федеральным законом N 221-ФЗ осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (часть 5 статьи 1 Федерального закона N 221-ФЗ).

Согласно статье 3 Федерального закона N 221-ФЗ кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.

С заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица (п.2 ст. 20 Закона №221-ФЗ).

Статья 27 Закона предусматривает возможность принятия органом кадастрового учета решения об отказе в осуществлении кадастрового учета, если принятие такого решения допускается в соответствии с правилами настоящей статьи (пункт 1).

Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета должно содержать причину отказа с обязательной ссылкой на положения настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения, и указание на допущенные нарушения. Если такое решение принято на основании пункта 2 части 2 настоящей статьи, оно должно содержать также рекомендации о доработке представленных документов (пункт 8).

Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета может быть обжаловано в судебном порядке (пункт 13).

Статьей 43 Закона №221-ФЗ установлен переходный период применения данного федерального закона до 01.01.2013, к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. В переходный период положения этого закона не применяются в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства и государственный учет таких объектов недвижимости осуществляется в порядке, установленном на день вступления в силу указанного Федерального закона нормативными правовыми актами в сфере соответственно осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учета жилищного фонда. Особенности осуществления такого учета в переходный период могут быть установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Приказом Минэкономразвития России от 08.09.2006 N 268 утверждены Правила ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства (далее - Правила), действующие на территории Нижегородской области с 01.07.2008.

Правила разработаны в целях создания условий для осуществления государственного технического учета объектов капитального строительства (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства) и их частей (помещений); они устанавливают порядок ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства, в том числе: состав документов и сведений об объектах учета, включаемых в реестр; основания и порядок отказа во включении сведений в реестр; порядок предоставления организациями технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства (ОТИ) документов и сведений об объектах учета и внесения их в реестр; порядок предоставления и основания отказа в предоставлении документов и сведений из реестра заинтересованным лицам, в том числе порядок, сроки, форму предоставления сведений.

При этом организациями технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства являются организации, аккредитованные Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости в порядке, установленном приказом Минэкономразвития России от 05.04.2005 N 70 «Об утверждении Положения об аккредитации Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства» (пункт 1).

В соответствии с пунктом 6 Правил источниками формирования реестра являются: технические паспорта, оформленные ОТИ по результатам технического учета и технической инвентаризации объектов учета; сведения и документы, полученные в результате инвентаризации учетно-технической документации, входящей в состав архивного фонда Российской Федерации, находящейся в пользовании ОТИ; сведения государственного земельного кадастра, касающиеся объектов учета (зданий, сооружений), в соответствии с пунктом 18 Правил; сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с пунктами 18, 19 Правил, предоставляемые физическими и юридическими лицами.

Согласно пункту 7 Правил для внесения в реестр сведений об объектах учета ОТИ предоставляет в соответствующее управление Роснедвижимости или его подразделение технический паспорт объекта учета в бумажном виде в 3 экземплярах и в электронном виде, изготовленный при помощи специализированного программного обеспечения, и копии правоустанавливающих документов.

Согласно пункту 11 Правил учетный орган принимает решение об отказе во внесении сведений в реестр в следующих случаях:

организация, изготовившая технический паспорт объекта учета, не является организацией, аккредитованной Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости в порядке, установленном Приказом Минэкономразвития России от 5 апреля 2005 г. N 70 "Об утверждении Положения об аккредитации Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства", зарегистрированным в Минюсте России 28.04.2005, регистрационный N 6562 (Российская газета, 2005, N 98);

технический паспорт не соответствует установленной форме;

в техническом паспорте отсутствуют сведения, которые являются обязательными при его составлении;

сведения технического паспорта не соответствуют сведениям, содержащимся в правоустанавливающих документах.

Как видно из материалов дела, к заявлению о внесении текущих изменений характеристик объекта капитального строительства Общество приложило: технический паспорт на объект; протокол общего собрания №3 от 01.08.2011 г.,; материал для согласования предпроектного предложения общественно-административного здания; распоряжения Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области от 08.09.2008 г. №1385; договор купли-продажи земельного участка от 02.10.2008 г. №687-ЗУ; свидетельство о государственной регистрации права от 20.05.2009г.; кадастровый паспорт земельного участка от 27.06.2008 г.; градостроительный план земельного участка.

Согласно свидетельства о государственной регистрации права собственности серия 52-АВ 419104 от 05.06.2008 г. объектом права является здание нежилое (производственное), расположенное по адресу: <...>. Кадастровый паспорт от 16.11.2009 г. оформлен на производственное здание.

Вместе с тем, как видно из кадастрового паспорта земельного участка от 27.06.2008 г. №18-2/08-5347 разрешенное использование земельного участка под здание, расположенное по указанному выше адресу – под административные здания. Технический паспорт на 01.08.2008 г. составлен на вышеуказанное здание как на административное.

Таким образом, судом усматриваются несоответствия между данными в части целевого назначения здания указанного в техническом паспорте и правоустанавливающих документах (свидетельство о праве собственности).

В силу вышеизложенного суд пришел к выводу, что на момент рассмотрения заинтересованным лицом документов, представленные заявителем, сведения технического паспорта здания не соответствовали сведениям, содержащимся в правоустанавливающем документе на здание – свидетельстве о государственной регистрации права от 05.06.2008 г., относительно такой технической характеристики как целевое назначение здания (производственное и административное). Таким образом, у органа кадастрового учета имелось установленное пунктом 11 Правил ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства основание для отказа в осуществлении изменений характеристик объекта капитального строительства, в связи с чем у суда нет оснований для признания оспариваемого решения Управления несоответствующим действующему законодательству.

На основании изложенного суд отказывает обществу в удовлетворении заявления.

В соответствии со статьями 101, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 150, 167-170, 180, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления ООО «Почайна», г. Н.Новгород (ОГРН <***>) отказать.

Настоящее решение вступит в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы, решение, если оно не будет изменено или отменено, вступит в силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течении одного месяца со дня принятия решения.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта.

Судья Г.И.Мустафаев