ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-32179/08 от 20.01.2009 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-32179/2008

43 – 518

г. Нижний Новгород 27 января 2009 года

Резолютивная часть решения объявлена 20 января 2009 года.

Решение изготовлено в полном объеме 27 января 2009 года.

Арбитражный суд Нижегородской области в составе судьи Степановой Светланы Николаевны  , при ведении протокола судебного заседания судьей Степановой С. Н.,

рассмотрев в судебном заседании   заявление Администрации Чугуновского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области об оспаривании постановлений Государственной жилищной инспекции Нижегородской области № 515-05-795-03-08 и № 515-05-795-04-08 от 14.11.2008г. и решений № 1031 и № 1032 от 04.12.2008г. по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях,

с участием представителей:

от заявителя:   Старов Д.Е. – доверенность от 19.01.2009г. № 1; Петряков Н.М. – глава муниципального образования (решение № 9а от 16.10.2005г., паспорт 22 01 790048);

от административного органа:   Соловьева Е.В. – доверенность от 12.01.2009 № 515/00-11-3;

УСТАНОВИЛ:

В Арбитражный суд Нижегородской области обратилось Администрация Чугуновского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области (далее – администрация) с заявлением об оспаривании постановлений Государственной жилищной инспекции Нижегородской области (далее - Инспекция) № 515-05-795-03-08 и № 515-05-795-04-08 от 14.11.2008г. о наложении штрафа в общей сумме 80 000 рублей за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее –КоАП РФ) – нарушение правил содержания и ремонта жилых помещений и решений № 1031 и № 1032 от 04.12.2008г. по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях.

В судебном заседании представители администрации заявленные требования поддержали полностью, указав на частичное устранение выявленных проверкой нарушений в кратчайшие сроки, в связи с чем просили суд отменить оспариваемые постановления и решения.

Представитель Инспекции с заявленными требованиями не согласился, считает обжалуемые постановления и решения правомерными и соответствующими действующему законодательству, по основаниям, изложенным в отзыве и в судебном заседании.

Изучив материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, проверив правильность оформления протоколов об административных правонарушениях, полномочия лица их составивших, сроки привлечения к административной ответственности, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В целях проверки готовности жилых домов к отопительному сезону 2008-2009гг. и подписания паспортов готовности на основании приказа руководителя Инспекции от 29.10.2008 № 515-05-795-08 30 октября 2008 годабыли проведены внеплановые мероприятия (проверки) по государственному контролю за соблюдением Администрацией Чугуновского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области обязательных требований при предоставлении жилищно-коммунальных услуг по адресам: Нижегородская область, п. Южный, д. 17 и д. 19. Данными проверками установлено нарушение положений «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденных постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-комунальному комплексу № 170 от 27.09.2003 (далее – Правила).

В ходе обследования жилого дома № 17 п. Южный обнаружено, что отсутствует техпаспорт жилого дома; отсутствует паспорт готовности жилого дома к отопительному сезону; отсутствует договор на ВДГО; отсутствует протокол замера сопротивления изоляции; отсутствует акт проверки вентканалов и дымоходов; имеется отслоение штукатурного слоя стен вентканалов; наблюдается значительный износ кровельного покрытия; одинарное остекление; контруклон отмостки; намокание кирпичной кладки над козырьком; не проведена ревизия силовой и осветительной проводки; не окрашен наружный газопровод; имеется отслоение окрасочного и штукатурного слоя стен лестничной клетки; не проведена огнезащитная обработка деревянных конструкций кровли, что является несоблюдением пунктов 1.5.3, 2.6.10, 5.5.6, 4.6.1.1, 4.7, 4.1.7, 4.2.3.1, 5.6.1, 3.2.9, 4.6.1.3 Правил.

В ходе обследования жилого дома № 19 п. Южный обнаружено, что отсутствует техпаспорт жилого дома; отсутствует паспорт готовности жилого дома к отопительному сезону; отсутствует договор на ВДГО; отсутствует протокол замера сопротивления изоляции; отсутствует акт проверки вентканалов и дымоходов; поросль отмостки; отсутствует козырек над входом во 2 подъезд; остекление мест общего пользования выполнено в одну нитку; контруклон отмостки; не проведена ревизия силовой и осветительной проводки; не окрашен наружный газопровод; имеется отслоение окрасочного и штукатурного слоя стен лестничной клетки; не проведена огнезащитная обработка деревянных конструкций кровли; краевые сколы шиферного покрытия, что является несоблюдением пунктов 1.5.3, 2.6.10, 5.5.6, 4.6.1.1, 4.7, 4.1.7, 4.2.4.2, 5.6.1, 3.2.9, 4.6.1.3 Правил.

Нарушения, выявленные проверками, отражены в Актах проведения внепланового мероприятия по государственному контролю от 30.10.2008г. № 515-05-795-03-08 и № 515-05-795-4-08 (по жилому дому № 17 и № 19 соответственно) и Протоколах об административных правонарушениях от 01.11.2008г. № 515-05-795-03-08 и № 515-05-795-04-08.

14.11.2008г. по результатам рассмотрения административных дел заместителем руководителя Инспекции вынесены Постановления № 515-05-795-03-08 и № 515-05-795-04-08 по делам об административных правонарушениях, о привлечении администрации к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 КоАП РФ, в виде административного штрафа в общей сумме 80 000 рублей. Решениями № 1031 и № 1032 от 04.12.2008, принятыми первым заместителем руководителя Инспекции жалобы Администрации Чугуновского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области на постановления № 515-05-795-03-08 и № 515-05-795-04-08 оставлены без удовлетворения.

Оценив обоснованность требований заявителя, суд считает их подлежащими удовлетворению в виду следующего.

Согласно пункту 3.4 Положения «О государственной жилищной инспекции Нижегородской области», утвержденном Постановлением Правительства Нижегородской области от 21.12.2007 № 503 Госжилинспекция уполномочена рассматривать дела об административных правонарушениях в сфере жилищных отношений и принимает по ним соответствующие решения, привлекает к административной ответственности за нарушение правил пользования жилыми помещениями, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, нормативов обеспечения населения коммунальными услугами.

Оспариваемые решения приняты первым заместителем руководителя Госжилинспекции Нижегородской области, который в силу пункта 3.1.21 Должностного регламента, утвержденного распоряжением Губернатора Нижегородской области от 18.09.2006 № 1120-Р рассматривает жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные должностными лицами Инспекции в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, Решения № 1031 и № 1032 от 04.12.2008 приняты уполномоченным должностным лицом. При рассмотрении жалобы присутствовал законный представитель администрации, которому были разъяснены права, предусмотренные 25.1, 25.4 и 25.5 КоАП РФ.

Заявителем факт выявленных нарушений, зафиксированных в акте проведения мероприятия по государственному контролю, не оспаривается.

Процессуальных нарушений, влекущих ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве дела об административном правонарушении судом не установлено.

Арбитражный суд по существу выявленных и зафиксированных нарушений правил технической эксплуатации жилого дома, признает правильным выводы должностных лиц Госжилинспекции о наличии в деяниях Администрации Чугуновского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области признаков двух составов административного правонарушения, предусмотренного вышеназванной ст. 7.22 КоАП РФ.

Согласно положениям Правил, организация, обслуживающая жилищный фонд и ее должностные лица должны обеспечивать нормальное функционирование зданий и их инженерных систем, осуществлять контроль за техническим состоянием жилищного фонда, поддерживать в исправном и работоспособном состоянии их конструктивные элементы, заданные параметры и режимы работы.

Статьей 7.22 КоАП РФ, установлена административная ответственность юридических лиц, ответственных за содержание и ремонт жилых домов и (или) помещений, за нарушение правил их содержания в виде административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Из смысла указанной статьи следует, что ответственной за содержание жилых домов, является организация, получающая плату за обслуживание жилого фонда, исходя из фактически сложившихся гражданско-правовых отношений, либо отвечающая за содержание жилых домов на основании закона, иного нормативного акта. Согласно Актам приема-передачи объекта в муниципальную собственность от 02.12.2002 жилые дома № 17 и № 19 п. Южного переданы в ведение Чугуновской сельской администрации Воротынского района. Таким образом, субъектом указанного правонарушения следует признать Администрацию Чугуновского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области, поскольку именно оно ответственно за содержание вверенного ему жилого фонда.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Администрация Чугуновского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области, как лицо, ответственное за техническое состояние жилищного фонда, обязано было обеспечить, но не обеспечило выполнение своих обязанностей, предусмотренных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 года № 170.

Таким образом, должностными лицами Инспекции установлены все обстоятельства, имеющие существенное значение для выявления факта административного нарушения и доказана вина администрации в совершении административных правонарушений, предусмотренных ст.7.22 КоАП РФ.

Вместе с тем, если при рассмотрении дела об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Оценив совершенные правонарушения, суд указывает, что действия администрации, хотя формально и содержат признаки двух составов вменяемых ему административных правонарушений, однако сами нарушения совершены неумышленно и носят устранимый характер.

Существенная угроза правоохраняемым интересам характеризуется, прежде всего, безразличным, пренебрежительным отношением виновного к принятой на себя публично-правовой обязанности в сфере соблюдения в данном случае правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений. В данном случае, администрацию нельзя считать пренебрегшей формальными требованиями публичного права. Противоправное деяние Администрации Чугуновского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области не сопряжено с негативными последствиями и не представляет существенного нарушения охраняемых общественных отношений.

Из разъяснения Пленума ВАС РФ в пункте 18 Постановления № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» следует, что при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям может иметь место малозначительность правонарушения, применение которой носит оценочный характер.

Учитывая изложенное, а также оценку характера совершенных Администрацией Чугуновского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области правонарушений, частичное оперативное устранение выявленных нарушений, роль правонарушителя, установленное отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, арбитражный суд пришел к выводу о малозначительности, совершенных ей (администрацией) правонарушений.

Пленум ВАС РФ в пункте 17 Постановления № 10 от 02.06.2004 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что в случае если малозначительность правонарушения судом устанавливается в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.

Руководствуясь статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 167 - 170, 181, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л  :

Постановления № 515-05-795-03-08 и № 515-05-795-04-08 от 14.11.2008г. по делам об административных правонарушениях, о привлечении Администрации Чугуновского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административных штрафов в общей сумме 80 000 рублей, а также решения № 1031 и № 1032 от 04.12.2008г. по жалобам на постановления, вынесенные Государственной жилищной инспекцией Нижегородской области признать незаконными и отменить, в виду малозначительности совершенных правонарушений.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня принятия и может быть обжаловано в установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации порядке.

Судья С.Н. Степанова