АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А43-32199/2008
34-776
г. Нижний Новгород «02» февраля 2009 года
Резолютивная часть решения объявлена «29» января 2009 года.
Решение изготовлено в полном объеме «02» февраля 2009 года.
Арбитражный суд Нижегородской области в составе:
судьи Когута Дмитрия Валерьевича
при ведении протокола судебного заседания судьей Когутом Д.В.
рассмотрев в судебном заседании дело
по заявлению Закрытого акционерного общества «Русьцепь», г.Москва
к 1.Открытому акционерному обществу «Красный Якорь», г. Н.Новгород
2.Инспекции Федеральной налоговой службы по Канавинскому району города Нижнего
Новгорода
о признании незаконными действий по регистрации изменений в Устав ОАО «Красный Якорь»
при участии представителей сторон:
от заявителя: ФИО1, дов.№2 от 19.01.2009
от ответчиков:
от ОАО «Красный Якорь»: заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя
от ИФНС России по Канавинскому району: заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя
Сущность спора:
Закрытое акционерное общество «Русьцепь» обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области к Открытому акционерному обществу «Красный Якорь» и Инспекции Федеральной налоговой службы по Канавинскому району г.Н.Новгорода с заявлением о признании незаконными действий ОАО «Красный Якорь» по государственной регистрации изменений № 4 в устав ОАО «Красный Якорь» и выдаче ИФНС России по ФИО2 Новгорода свидетельства о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц серии 52 № 003880801, а также признании недействительными государственной регистрации изменений № 4 в устав ОАО «Красный Якорь», внесения ИФНС России по ФИО2 Новгорода в Единый государственный реестр юридических лиц записи № 2085257070974 и обязании ИФНС России по ФИО2 Новгорода аннулировать запись № 2085257070974, а также свидетельства серии 52 № 003880801.
В силу статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса в судебном заседании объявлялся перерыв до 29.01.09.
29.01.09 в судебном заседании представитель заявителя уточнил требования, заявив о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Канавинскому району города Нижнего Новгорода №1926 от 10.07.08 о государственной регистрации изменений учредительных документов ОАО «Красный Якорь», касающихся включения в устав положений о привилегированных акциях типа А с иным объемом прав, позволяющим их конвертацию в обыкновенные, утвержденных 20.06.08 на внеочередном общем собрании акционеров ОАО «Красный Якорь» (протокол №16 от 02.07.08), в соответствии с которым в Единый государственных реестр юридических лиц внесена запись №2085257070974. Уточнения приняты судом к рассмотрению.
Кроме того, представитель заявителя в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявил отказ от требований к ОАО «Красный Якорь», в связи с чем производство по делу в этой части подлежит прекращению.
ИФНС России по Канавинскому району отзывом по делу пояснил, что правовых оснований для отказа ОАО «Красный Якорь» в государственной регистрации изменений в ЕГРЮЛ у ИФНС России не было, так как действующее законодательство не возлагает на регистрирующий орган (ИФНС России) обязанности по проведению проверки достоверности сведений, вносимых в учредительные документы участниками юридического лица, и правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов.
Изучив материалы дела, заслушав представителя заявителя, суд установил.
Заявитель является акционером ОАО «Красный Якорь» и владеет 29 203 обыкновенными и 16 541 привилегированными акциями данного общества, что подтверждается выпиской из реестра владельцев именных ценных бумаг от 18.12.08.
20.06.08 общим собранием акционеров ОАО «Красный Якорь» были утверждены изменения № 4 в устав Общества с ограниченной ответственностью «Красный Якорь», касающиеся внесения в устав положений о привилегированных акциях, позволяющих их конвертацию в обыкновенные (протокол № 16 от 02.07.08).
08.08.08 решением совета директоров ОАО «Красный Якорь» было утверждено решение о выпуске акций ОАО «Красный Якорь».
03.07.08 ОАО «Красный Якорь» в ИФНС России по Канавинскому району было подано заявление о государственной регистрации данных изменений, в результате чего 10.07.08 в единый государственный реестр юридических лиц были внесены соответствующие изменения за государственным регистрационным номером 2085257070974 и выдано свидетельство серии 52 №003880801.
24.11.08 Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Приволжском федеральном округе в государственной регистрации выпуска акций привилегированных акций типа А именных бездокументарных ОАО «Красный Якорь» было отказано, о чем свидетельствуют уведомление об отказе № 1780р от 24.11.08 и приказ Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Приволжском федеральном округе № 1233р от 24.11.08.
Основанием для отказа в государственной регистрации выпуска ценных бумаг явилось несоблюдение норм пункта 2 статьи 12 Федерального закона № 208-ФЗ от 26.12.95 «Об акционерных обществах» и Приказа ФСФР РФ от 25.01.07 № 07-4/пз-н «Об утверждении стандартов эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг».
Нарушение норм действующего законодательства, касающихся государственной регистрации выпуска привилегированных типа А именных бездокументарных акций открытого акционерного общества, явилось основанием для обращения с данным заявлением в суд.
Изучив материалы дела, суд находит заявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий государственных органов, если полагают, что оспариваемый акт, решение и действие не соответствуют закону.
На основании пунктов 2, 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ оспариваемые ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц могут быть признаны недействительными (незаконными) при совокупности двух условий: 1. если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и 2. нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.01 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее по тексту – закон о государственной регистрации) для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В этом заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; г) документ об уплате государственной пошлины.
Пункт 1 «а» названной статьи определяет не только перечень документов, необходимых для государственной регистрации вносимых в учредительные документы изменений, но и требования к ним, в том числе о соблюдении установленного федеральным законом порядка принятия таких решений.
Правовое положение акционерных обществ регулирует Федеральный закон №208-ФЗ от 26.12.95 «Об акционерных обществах», в котором содержатся требования к учредительным документам акционерного общества, а также установлен порядок внесения в них изменений и дополнений.
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона №208-ФЗ от 26.12.95 «Об акционерных обществах» внесение в устав общества изменений и дополнений, в том числе изменений, связанных с увеличением уставного капитала общества, осуществляется по результатам размещения акций общества на основании решения общего собрания акционеров об увеличении уставного капитала общества или решения совета директоров (наблюдательного совета) общества, если в соответствии с уставом общества последнему принадлежит право принятия такого решения, на основании решения общего собрания акционеров об уменьшении уставного капитала путем уменьшения номинальной стоимости акций, иного решения, на основании которого осуществляется размещение акций и размещение эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, и зарегистрированного отчета об итогах выпуска акций либо, если в соответствии с федеральным законом процедура эмиссии акций не предусматривает государственную регистрацию отчета об итогах выпуска акций, выписки из государственного реестра эмиссионных ценных бумаг.
Согласно пункту 5.1.3 Приказа ФСФР РФ от 25.01.07 № 07-4/пз-н «Об утверждении стандартов эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг» решением о размещении акций, размещаемых путем конвертации в акции той же категории (типа) с иными правами, является решение о внесении изменений и (или) дополнений в устав акционерного общества, касающихся прав, предоставляемых по соответствующим акциям.
Учитывая вышеизложенное, при внесении в устав общества изменений и дополнений, связанных с изменением объема прав по привилегированным акциям, решение о внесении в устав общества таких изменений и дополнений принимается обществом до государственной регистрации выпуска привилегированных акций с иным объемом прав, а государственная регистрация таких изменений и дополнений осуществляется после размещения привилегированных акций с иным объемом прав - на основании зарегистрированного отчета об итогах выпуска привилегированных акций с иным объемом прав.
При изложенных обстоятельствах дела суд пришел к выводу о том, что действия регистрирующего органа (ИФНС России по Канавинскому району) фактически противоречат смыслу закона о государственной регистрации и целям, на достижение которых он направлен, и, тем самым, создают препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности заявителя, в связи с чем, оспариваемые действия не могут быть признаны законными.
Согласно части 2 и подпункту 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В резолютивной части решения об оспаривании ненормативных актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание решения незаконным и обязанность устранить допущенные нарушения либо на отказ в удовлетворении требований заявителя.
Таким образом, в случае признания решения, действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица незаконным суд должен указать на обязанность устранить выявленное нарушение, ибо требование об устранении нарушения является следствием признания решения, действия (бездействия) незаконным.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по государственной пошлине за рассмотрение заявленных требований с учетом заявления ЗАО «Русьцепь» относится на заявителя.
Исходя из вышеизложенного и руководствуясь статьями 49, 104, 110, 150 ч.1 п.4, 151,167-170, 176, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Принять отказ от требований к Открытому акционерному обществу «Красный Якорь».
Производство по делу в этой части прекратить.
Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Канавинскому району города Нижнего Новгорода №1926 от 10.07.08 о государственной регистрации изменений учредительных документов ОАО «Красный Якорь, в соответствии с которым в единый государственных реестр юридических лиц внесена запись №2085257070974, в связи с чем, обязать инспекцию Федеральной налоговой службы по Канавинскому району города Нижнего Новгорода внести соответствующие изменения в Единый государственный реестр юридических лиц.
Возвратить Закрытому акционерному обществу «Русцепь» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 8 000руб., уплаченную по платежному поручению №12 от 25.12.08.
Выдать справку на возврат государственной пошлины из федерального бюджета.
Согласно пункту 2 статьи 182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящее решение подлежит немедленному исполнению.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока с момента его принятия и может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Судья Д.В.Когут