ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-32320/19 от 12.11.2019 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-32320/2019

г. Нижний Новгород 18 ноября 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 12 ноября 2019 года

Решение в полном объеме изготовлено 18 ноября 2019 года

Арбитражный суд Нижегородской области

в составе судьи Леонова Андрея Владимировича (вн. шифр 51-768),

при ведении протокола секретарем судебного заседания Кабановым Д.В.,

при участии представителей заявителя – Курзановой Е.А., доверенность, и ответчика – Ворониной Е.А., доверенность от 13.08.2019,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению (уточненному)

общества с ограниченной ответственностью "ДП Компани" (ОГРН1157746962670, ИНН9701015555), г.Москва, о взыскании с Нижегородской таможни (ОГРН1025202408428, ИНН5253000868), г.Н.Новгород, 51 169, 78 рублей процентов на сумму излишне уплаченных таможенных платежей,

установил:

в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "ДП Компани" (далее - заявитель, общество) с заявлением о взыскании с Нижегородской таможни 51 418,32 руб. процентов на сумму излишне уплаченных таможенных платежей.

В процессе рассмотрения настоящих требований Нижегородская таможня представила свой расчет суммы процентов излишне уплаченных таможенных платежей, итоговая сумма данных процентов составила 51 169,78 руб.

После чего заявитель уточнил свои требования в порядке ст.49 АПК РФ, в соответствии с которыми просил суд взыскать в Нижегородской таможни 51 169, 78 руб. процентов на сумму излишне уплаченных таможенных платежей.

Заявленные уточнения требований судом были приняты.

Заявитель поддержал свои требования в полном объеме по основаниям подробно изложенным в заявлении.

Нижегородская таможня возражает против удовлетворения заявленных требований, позиция подробно изложена в отзыве.

Изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Для осуществления внешнеэкономической деятельности между Обществом и компанией «Ital-bathD.o.o.» (Белград, Сербия) 15.12.2015 был заключен контракт № 3. Согласно данному контракту был осуществлен ввоз на территорию Российской Федерации сидений для унитаза и комплектующих для этих сидений. Товары на каждую отдельную поставку указывались в спецификациях. Товар был ввезен по следующим декларациям: ДТ № 10408020/190618/0003159 (товар № 1); № 10408020/080818/0004205 (товар № 1,2); № 10408020/210918/0005036 (товар № 1,2) - «сиденья и крышки для унитазов из пластмасс, белого цвета..», «изделия из пластмасс: суппорт крепления из ПВХ», «Изделия из пластмасс: амортизатор большой для кольца», «Изделия из пластмасс: капсула SoftClose», «изделия из черных металлов, снабженные резьбой: используется в производстве сидений для унитазов», «Крепежная арматура из недрагоценных металлов: регулируемое крепление» различных артикулов, заявленная страна происхождения - Сербия.

В отношении указанных товаров Общество представило в таможенный орган сертификаты о происхождении товара формы «СТ-2»: 21067/С1/10147/2018 от 14.06.2018; СТ-2 21067/С1/13142/2018 от 01.08.2018; СТ-2 21067/С1/15979/2018 от 17.09.2018.

Также по ДТ № 10408020/1 10718/0003595 (товар № 1) сертификат по форме СТ-2 21067/С 1/11588/2018 от 06.07.2018 был представлен после выпуска товара путем подачи корректировки для восстановления режима предоставления тарифной преференции, зарегистрированный Кстовским постом за вх. №799 от 27.07.2018. Однако Кстовский таможенный пост направил в адрес Общества отказ о корректировке в данную ДТисх. №13-01-25/0285 от 29.08.2018. В обосновании принятых решений Кстовский таможенный пост Нижегородской таможни ссылается на то, что сертификаты происхождения по форме СТ-2 заполнены ненадлежащим образом, то есть с нарушением требования пункта 5 статьи 12 Протокола между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии от 22 июля 2011 года «Об изъятиях из режима свободной торговли и правилах определения страны происхождения товаров к Соглашению Союзной Республики Югославии о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией от 28 августа 2000г.».

В соответствии с п.1 приказа ФТС России № 2223 от 31.10.2011 «О применении режима свободной торговли в отношении товаров, происходящих и ввозимых из Республики Сербии» при импорте данного товара из Сербии ввозная таможенная пошлина не взимается.

Согласно ст. 9 Протокола между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии от 22 июля 2011 года « Об изъятых из режима свободной торговли и Правилах определения страны происхождения товаров к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией от 28 августа 2000 года», для подтверждения страны происхождения товара в государстве Стороны в целях предоставления режима свободной торговли необходимо представление в таможенные органы страны ввоза оригинала сертификата происхождения товара.

В качестве документа, подтверждающего страну происхождения товара, и для целей предоставления тарифных преференций Обществом представлены сертификаты по форме «СТ-2».

Документом о происхождении товаров является декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара (статья 29 ТК ЕАЭС «Подтверждение происхождения товаров и документы о происхождении товаров»).

Сертификат о происхождении товара - документ, определенной формы, свидетельствующий о происхождении товара и выданный уполномоченным государственным органом или уполномоченной организацией страны происхождения товара или страны вывоза товара (ч.1 ст.31 ТК ЕАЭС).

В соответствии с требованиями к оформлению сертификатов о происхождении товаров по форме «СТ-2» графа 12 «Удостоверение» заполняется уполномоченным органом и содержит его наименование, адрес, печать и дату выдачи сертификата, а также подпись, фамилию и инициалы лица, уполномоченного заверять сертификат.

С решением об отказе в предоставлении тарифных преференций № 10408000/04-03-26/29 от 20 июня 2018 года по ДТ 10408020/190618/0003159, требованием о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, до выпуска товара от 09 августа 2018 года по ДТ № 10408020/080818/0004205, решением о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары от 26.09.2018 ДТ №10408020/210918/0005036, а также с отказом во внесении и (или) дополнений в сведений в сведения, указанные в декларации на товары №10408020/110718/0003595 Общество было не согласно, считая вышеуказанные решения Нижегородской таможни незаконными по следующим основаниям.

Согласно ст.2 Правил определения происхождения товаров. Страной происхождения товара считается государство Стороны, на территории которого товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке (переработке) в соответствии с Правилами.

Частью 4 статьи 49 ТК ЕАЭС предусмотрено, что Тарифные преференции предоставляются в соответствии с Договором о Союзе и предусматривающими применение режима свободной торговли международными договорами Союза с третьей стороной.

В соответствии со статьей 36 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003- 1 "О таможенном тарифе" Под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозныхтаможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза.

Между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославия 28.08.2000 подписано Соглашение о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией" (далее - Соглашение), к которому 22.07.2011 подписан Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии обизъятиях из режима свободной торговли и Правилах определения страны происхождения товаров (далее - Протокол).

Согласно статье 3 Протокола происхождение товаров определяется на основе Правил определения страны происхождения товаров, содержащихся в Приложении 3 к настоящему Протоколу, которое является его неотъемлемой частью.

На основании указанных международных актов ФТС России издан приказ от 31.10.2011 N 2223 "О применении режима свободной торговли в отношении товаров, происходящих и ввозимых из Республики Сербии", пунктом 1 которого предписано не применять с 22.07.2011 ввозную пошлину в отношении товаров, происходящих из республики Сербия и ввозимых на территорию Российской Федерации в рамках Соглашения (за исключением товаров, указанных в пунктах 2, 3 приказа).

Согласно пункту 5 названного приказа для контроля правильности определения страны происхождения товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации в рамках Соглашения, используются Правила определения страны происхождения товаров, содержащиеся в приложении N 3 к Протоколу. Условия предоставления режима свободной торговли определены статьей 8 Правил.

В соответствии с данной нормой Товар пользуется режимом свободной торговли на территориях государств Сторон, если он соответствует критериям происхождения, установленным Правилами, а также если:

1) товар вывозится (ввозится) на основании договора (контракта) между резидентом государства одной Стороны и резидентом государства другой Стороны;

2) в таможенные органы страны ввоза представлен сертификат происхождения товаров формы СТ-2, являющийся неотъемлемой частью Правил, заполненный (оформленный) в соответствии с требованиями к его заполнению (оформлению), приведенными в статье 12 Правил. Бланк сертификата представлен в Приложении №1;

3)соблюдается условие прямой поставки товаров, подтвержденное документами;

4)государством Стороны соблюдены требования по административному сотрудничеству, предусмотренные статьей 11 Правил.

В п.3 статьи 9 Правил указано, что Сертификат представляется в таможенные органы страны ввоза на бумажном носителе на английском или русском языках.

Также в п.1 ст.12 Правил указано, что сертификат оформляется в печатном виде на английском или русском языках на бумаге с защитной сеткой или защитным цветовым полем формата А4 (201x297 мм) плотностью не менее 25г/кв.м и изготавливается типографическим способом.

Таким образом, предоставление в таможенный орган страны ввоза надлежаще оформленного сертификата происхождения товаров (документа, свидетельствующего о стране происхождения товара и выданного органом (организацией), уполномоченным государством одной из Сторон в соответствии с его законодательством) является обязательным условием предоставления тарифных преференций.

Согласно пункту 1 статьи 11 Правил уполномоченные органы Сторон обмениваются образцами бланков сертификатов, оттисков печатей органов, уполномоченных в соответствии с законодательством государств Сторон удостоверять и (или) выдавать сертификаты происхождения товаров, информацией о наименованиях и адресах таких уполномоченных органов, а также органов, уполномоченных верифицировать сертификаты и декларации о происхождении товаров (в случае, если такие органы предусмотрены).

Образцы оттисков печатей должны быть оригинальными и четкими, чтобы позволить провести их однозначную идентификацию на предмет подлинности.

Уполномоченные органы Сторон незамедлительно информируют друг друга в случае любых изменений указанной информации.

ФТС России до сведения руководителей таможенных органов Российской Федерации доведен перечень таможенных органов Таможенной администрации Республики Сербии - органа, уполномоченного выдавать и удостоверять сертификаты о происхождении товаров на товары, происходящие и экспортируемые из Республики Сербии с указанием кодов штампов, а также копии образцов оттисков печатей этих органов и бланков сертификата о происхождении товара формы СТ-2, применяемых с 23.01.2012.

Согласно п. 2 ст. 314 ТК ЕАЭС, таможенный орган вправе направлять запрос (запросы) в государственный орган или уполномоченную организацию, выдавшую и (или) уполномоченную проверять сертификат о происхождении товара, в целях проведения проверки достоверности сведений, содержащихся в сертификате о происхождении товара, а также подлинности сертификата о происхождении товара и (или) получения дополнительных документов и (или) сведений в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров.

Данным правом Нижегородская таможня не воспользовалась.

31.07.2018 года Ital-BathD.o.o. был сделан официальный запрос в Таможенное Управление Республики Сербия с просьбой разъяснений о правильности заполнения сертификатов по форме СТ-2. Ответ Министерства Финансов Таможенного Управления Республики Сербия был предоставлен в Нижегородскую Таможню вместе с Сертификатами по форме СТ-2. Однако Нижегородская Таможня не приняла данный ответ во внимание и продолжила отказывать в предоставлении тарифных преференций.

Для защиты своих прав 08.10.2018 Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконными решений и требований Нижегородской таможни.

Данное заявление было принято судом к производству.

11.02.2019 Общество отказалось от заявленных требований, в связи с принятие Решения Федеральной Таможенной Службы Приволжского Таможенного Управления №10400000/080219/212-р/2018, в соответствии с которым оспариваемые Решения и требования были отменены.

На основании данного Решения ФТС, Обществом были поданы корректировки. 27.02.2019 денежные средства были перечислены на р/с Общества.

В связи с указанными обстоятельствами, Общество обратилось в суд с заявлением о взыскании с Нижегородской таможни 51 169, 78 руб. процентов на сумму излишне уплаченных таможенных платежей

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.

В соответствии с п.1 ст.147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании) излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.

В соответствии с пунктом 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 настоящего Федерального закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.

Представленный расчет судом проверен и признан обоснованным.

С учетом вышеизложенных норм суд признает обоснованными требования заявителя.

Расходы по государственной пошлине в порядке статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ относятся на ответчика и подлежат взысканию в пользу истца.

В соответствии с п.1 ч.1 Статья 333.40 уплаченная государственная пошлина в большем размере, чем это предусмотрено законом подлежит возврату.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176, 180-182, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

требования общества с ограниченной ответственностью "ДП Компани" (ОГРН1157746962670, ИНН9701015555), г.Москва, о взыскании с Нижегородской таможни (ОГРН1025202408428, ИНН5253000868), г.Н.Новгород, удовлетворить.

Взыскать с Нижегородской таможни (ОГРН1025202408428, ИНН5253000868), г.Н.Новгород, в пользу общества с ограниченной ответственностью "ДП Компани" (ОГРН1157746962670, ИНН9701015555), г.Москва, 51 169 рублей 78 коп. процентов на сумму излишне уплаченных таможенных платежей.

Взыскать с Нижегородской таможни (ОГРН1025202408428, ИНН5253000868), г.Н.Новгород, в пользу общества с ограниченной ответственностью "ДП Компани" (ОГРН1157746962670, ИНН9701015555), г.Москва, расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявленных требований в размере 2 046 рублей 79 коп.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

Возвратить на основании настоящего судебного акта из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью "ДП Компани" (ОГРН1157746962670, ИНН9701015555), г.Москва, 10 рублей 21 коп. излишне уплаченной по платежному поручению №953 от 24.07.2019 государственной пошлины.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступит в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Настоящее решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, с учетом требований статьи 273 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья А.В. Леонов