АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А43-32553/2017
г. Нижний Новгород
Резолютивная часть определения объявлена 01 марта 2018 года
В полном объеме определение изготовлено 07 марта 2018 года
Арбитражный суд Нижегородской области в составе
судьи Соколовой Лианы Владимировны (шифр 53-658),
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Федоровым М.С.,
при участии представителей:
от заявителя: ФИО1 (по доверенности от 21.12.2017); ФИО2 (по доверенности от 10.01.2018);
от администрации: ФИО3 (по доверенности от 13.10.2017);
от Министерства строительства Нижегородской области: ФИО4 (по доверенности от 09.01.2018);
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ПАО «Газпром газораспределение Нижний Новгород», г.Н.Новгород, к администрации Богородского муниципального района Нижегородской области о признании незаконным решение об отказе внести изменения в разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 03.08.2015 №52-308-040-2015, формализованное в письме от 23.06.2017 №160,
при участии в деле заинтересованных лиц: Правительство Нижегородской области; Министерство строительства Нижегородской области;
при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области;
установил:
ПАО «Газпром газораспределение Нижний Новгород», г.Н.Новгород, обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным требованием.
В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленное требование, сославшись на положение статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон №218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости», указали, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию содержит неточности, касающиеся кадастровых номеров земельных участков, на которых расположен объект капитального строительства. По мнению заявителя, отсутствие в Градостроительном кодексе Российской Федерации процедуры внесения исправлений (изменений) в разрешение на ввод объекта в эксплуатацию для устранения неточностей не может служить основанием для отказа внесения таких исправлений. В данном случае устранение неточностей, касающихся указания кадастровых номеров всех земельных участков, на которых расположен объект капитального строительства, приведет к соблюдению требований статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации о наличии в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию достоверных сведений относительно объекта.
Представитель администрации не согласилась с заявленным требованием по основаниям, изложенным в отзыве, указав, что Градостроительным кодексом Российской Федерации не предусмотрена процедура внесения каких-либо изменений (исправлений) в разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Также указала, что при выдаче обществу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию администрацией были указаны кадастровые номера земельных участков, на которые у заявителя имелись правоустанавливающие документы. В ходе рассмотрения дела представитель администрации указала, что в настоящее время у органа местного самоуправления Богородского муниципального района в соответствии с положениями Закона Нижегородской области №197-З отсутствуют полномочия по выдаче разрешений на ввод объекта в эксплуатацию, в том числе по внесению каких-либо изменений.
Правительство Нижегородской области в письменном отзыве указало, что с 01.01.2018 полномочия органов местного самоуправления Богородского муниципального района по выдаче разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию перешли к Нижегородской области, уполномоченному органу - Министерству строительства Нижегородской области.
Представитель Министерства в письменном отзыве и представитель устно в судебном заседании подтвердил факт передачи вышеназванных полномочий органов местного самоуправления Богородского муниципального района Министерству. Однако, сославшись на положение пункта 2 Постановления Правительства Нижегородской области №16 от 12.01.2018, указала, что действие настоящего постановления распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2018 года. В связи с чем считает, что в случае признания незаконным отказ администрации, обязанность внести изменения в разрешение на ввод объекта в эксплуатацию 2015 года должно быть возложено на администрацию района.
Представитель Управления Росреестра в письменном отзыве и устно в судебном заседании поддержала позицию заявителя, указав, что в разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, выдаваемого по утвержденной форме должны указываться кадастровый номер земельного участка (земельных участков), над которым (которых) и под которым (которыми) расположено здание, сооружение. По мнению представителя Управления, спорное разрешение на ввод объекта в эксплуатацию отражает не полный список земельных участков, на которых (под которыми) располагается введенный в эксплуатацию линейный объект недвижимости, что не соответствует требованиям статьи 55 ГрК РФ и Приказу Минстроя России от 19.02.2015 №117/пр. Сославшись на положение статьи 10.1 ГрК РФ, статью 24 Закона о регистрации недвижимости, Приказ Минэкономразвития Росс от 18.12.2015 №953, Управление указало, что и в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию и в техническом плане линейного объекта, являющего неотъемлемым приложением, должны содержаться сведения обо всех земельных участках, на которых (под которыми) располагается линейный объект недвижимости.
Подробно позиции сторон изложены в письменных заявление, дополнение к заявлению, отзывах на заявление и поддержаны устно представителями в судебном заседании.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив представленные в материалы дела документы, суд находит заявление подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании разрешения на строительство от 23.01.2017 №ru52504000-014 Общество осуществляло строительство объекта капитального строительства - «Расширение газоснабжения Богородского района Нижегородской области. Закольцовка газопровода высокого давления II категории к д.Шопово с газопроводом высокого давления I категории к с.Дуденево с установкой ГРПБ и с газопроводом низкого давления в <...> с установкой ГРПБ». Протяженность проектируемых участков газопровода - 5192,92м.
По итогам строительства, 03.08.2015 на основании представленных документов, в том числе технического плана сооружения от 26.11.2014, изготовленного кадастровым инженером ФИО5 ООО «Гео-Гид», администрацией Богородского муниципального района Нижегородской области выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию №52-308-040-2015. При этом в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию указаны земельные участки с кадастровыми номерами на которых располагается линейный объект: 52:24:0020:403:166, 52:24:0030:403:167, 52:24:0030:403:168, 52:24:0020:403:173, 52:24:0020:403:170, 52:24:0020:403:171, 52:24:0020:403:172, 52:24:0020:403:169.
В связи с несоответствием технического плана сооружения от 26.11.2014 требованиям для постановки на государственный кадастровый учет, подрядной организацией ООО «Гео-Гид» был изготовлен технический план от 07.12.2016 на основании актуальных кадастровых сведений. В соответствии с техническим планом сооружения от 07.12.2016 построенный линейный объект располагается в переделах земельных участков с кадастровыми номерами: 52:24:020001:5, 52:24:0020403:11, 52:24:0020403:379, 52:24:0020403:380, 52:24:0020403:384, 52:24:0020403:386, 52:24:0020403:166, 52:24:0020403:167, 52:24:0020403:168, 52:24:0020403:169, 52:24:0020403:170, 52:24:0020403:171, 52:24:0020403:172, 52:24:0020403:354.
В целях постановки на кадастровый учет построенного линейного объекта и регистрации права собственности, общество обратилось в Управление Росреестра, предоставив разрешение на ввод объекта в эксплуатацию №52-308-040-2015 от 03.08.2015 и технический план сооружения от 07.12.2016.
Уведомлением от 28.03.2017 Управление приостановило осуществление кадастрового учета, предложив заявителю представить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию с техническим планом сооружения от 26.11.2014.
Уведомлением от 29.06.2017 Управление отказало обществу в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости.
Письмами от 03.02.2017 №0721/04-04-49, от 05.06.2017 №0721/04-04-313 Общество обратилось в администрацию Богородского муниципального района с просьбой внести изменения в разрешение на ввод объекта в эксплуатацию №52-308-040-2015 от 03.08.2015 в части кадастровых номеров земельных участков, в пределах которых расположен объект недвижимости. При обращении в администрацию Общество указало, что технический план сооружения от 26.11.2014 года по форме не соответствует требованиям для постановки на государственный кадастровый учет, в связи с чем кадастровым инженером ООО «Гео-Гид» изготовлен технический план сооружения от 07.12.2016 на основании актуальных кадастровых сведений и в соответствии с данным техническим планом сооружения построенный линейный объект расположен в пределах земельных участков с кадастровыми номерами: 52:24:020001:5, 52:24:0020403:11, 52:24:0020403:379, 52:24:0020403:380, 52:24:0020403:384, 52:24:0020403:386, 52:24:0020403:166, 52:24:0020403:167, 52:24:0020403:168, 52:24:0020403:169, 52:24:0020403:170, 52:24:0020403:171, 52:24:0020403:172, 52:24:0020403:354.
На обращения общества, письмом от 23.06.2017 №160 администрация Богородского муниципального района Нижегородской области отказала внести изменения в разрешение на ввод объекта в эксплуатацию №52-308-040-2015 от 03.08.2015 указав, что статьей 55 ГрК РФ не предусмотрено внесение изменений в разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Посчитав, что оспариваемый отказ не соответствует нормам права и нарушает права и законные интересы общества на осуществление экономической деятельности, в том числе на постановку на кадастровый учет спорного объекта капитального строительства, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу пункта 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и подпункта 5 пункта 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к полномочиям органов местного самоуправления относится, в том числе, выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В силу статьи 8 ГрК РФ выдача разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях, подведомственных органам местного самоуправления, относится к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности.
На основании части 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных этим Кодексом.
Порядок выдачи разрешения на строительство объекта капитального строительства, в том числе перечень документов, представляемых в орган местного самоуправления для получения такого разрешения, установлен статьей 51 ГрК РФ.
В части 1 статьи 55 ГрК РФ определено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации (в ред. в ред. Федеральных законов от 20.03.2011 N 41-ФЗ, от 18.07.2011 N 243-ФЗ).
Следовательно, подтверждением выполнения строительства объекта является соответствующее разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Таким образом, только разрешение на ввод объекта в эксплуатацию свидетельствует о создании объекта как вещи, соответствующей проектной документации.
Пунктом 7 приказа Федеральной регистрационной службы от 08.06.2007 N 113 «Об утверждении Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации прав на создаваемые, созданные, реконструированные объекты недвижимого имущества» установлено, что документом, удостоверяющим выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструируемого, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (часть 1 статьи 55 ГрК РФ).
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.
Форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию установлена в соответствии с частью 12 статьи 55 Градостроительного кодекса приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19 февраля 2015 г. N 117/пр «Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 апреля 2015 г., регистрационный N 36782).
Согласно пункту 7 Приказа №117/пр в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию указывается кадастровый номер земельного участка (земельных участков), на котором (которых), над или под которым (которыми) расположено здание, сооружение
В соответствии с пунктом 3 статьи 55 ГрК РФ, в ред. действующей в спорный период, для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории;
3) разрешение на строительство;
4) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора);
5) документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство;
6) документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства;
7) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);
8) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта;
9) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса;
10) документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
11) акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, утвержденный соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", при проведении реставрации, консервации, ремонта этого объекта и его приспособления для современного использования;
12) технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
На основании части 5 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, орган, выдавший разрешение на строительство, в течение десяти дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обязан обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, указанных в части 3 настоящей статьи, осмотр объекта капитального строительства и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа. В случае, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства осуществляется государственный строительный надзор, осмотр такого объекта органом, выдавшим разрешение на строительство, не проводится.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства (пункт 10 статьи 55 ГрК РФ).
По правилам пункта 11 статьи 55 ГрК РФ в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию должны быть отражены сведения об объекте капитального строительства в объеме, необходимом для осуществления его государственного кадастрового учета. Состав таких сведений должен соответствовать установленным в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" требованиям к составу сведений в графической и текстовой частях технического плана.
Исходя из вышеизложенного, орган местного самоуправления при рассмотрении заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию должен обеспечить проверку правильности оформления документов, указанных в пункте 3 статьи 55 ГрК РФ, в том числе на соответствие построенного объекта градостроительному плану, в том числе соответствие технического плана сооружения фактическому указанию всех земельных участков в границах которых расположен объект капитального строительства с целью указания соответствующих данных (кадастровых номеров земельных участков) в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию.
Приказом Минэкономразвития России от 23.11.2011 N 693 утверждены Требования к подготовке технического плана сооружения.
Согласно пункту 2 Приказа технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости (ГКН), и указаны сведения о сооружении, необходимые для постановки на учет такого сооружения, сведения о части или частях сооружения, либо новые необходимые для внесения в ГКН сведения о сооружении, которому присвоен кадастровый номер.
В соответствии с пунктом 13 Приказа технический план составляется на основании сведений ГКН о сооружении, земельном участке, в границах которого расположено соответствующее сооружение, - кадастровой выписки об объекте недвижимости или кадастрового плана соответствующей территории. Если сооружение расположено на нескольких земельных участках, при подготовке технического плана используются кадастровые выписки обо всех земельных участках (кадастровые планы территории всех кадастровых кварталов), в границах которых расположено соответствующее сооружение.
Согласно п. 27 Требований к подготовке технического плана сооружения, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 23.11.2011 N 693, которые подлежали применению в период составления технического плана на сооружение, в случае если сооружение является подземным, контур такого сооружения на земельном участке определяется как совокупность контуров конструктивных элементов такого подземного сооружения, расположенных на поверхности земельного участка, и контуров подземных конструктивных элементов. В случае подготовки технического плана линейного сооружения указываются сведения в отношении всего линейного сооружения и в отношении каждой условной части линейного сооружения (номер кадастрового округа, кадастровый номер земельного участка (земельных участков), в пределах которого (которых) расположена условная часть линейного сооружения) (пункт 40).
В судебном заседании представитель администрации пояснила, что в разрешении на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства были указаны земельные участки, перечисленные в техническом плане сооружения от 26.11.2014 и на которые у общества имелись правоустанавливающие документы (представлены договоры аренды).
Между тем, как видно из материалов дела (градостроительный план земельного участка, проектная документация, технический план сооружения от 26.11.2014, от 07.12.2016, кадастровый паспорт земельных участков) строительство спорного линейного объекта (газопровода) на момент выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию осуществлялось в кадастровых кварталах 52:24:0020403, 52:24:0020001 на земельных участках с кадастровыми номерами:
52:24:0020:403:166, 52:24:0030:403:167, 52:24:0030:403:168, 52:24:0020:403:169, 52:24:0020:403:170, 52:24:0020:403:171, 52:24:0020:403:172, 52:24:0020:403:173, 52:24:0020001:5, 52:24:0020403:11, 52:24:0020403:34, 52:24:0020403:133.
При обращении с заявлением о выдаче разрешение на ввод объекта в эксплуатацию обществом представлены правоустанавливающие документы (договор аренды) на земельные участки с кадастровыми номерами 52:24:0020:403:166, 52:24:0030:403:167, 52:24:0030:403:168, 52:24:0020:403:169, 52:24:0020:403:170, 52:24:0020:403:171, 52:24:0020:403:172, 52:24:0020:403:173. На земельные участки с кадастровыми номерами 52:24:0020001:5, 52:24:0020403:11, 52:24:0020403:34, 52:24:0020403:133 правоустанавливающие документы не представлялись в связи с проведением на данных земельных участках работ методом наклонно-направленного бурения.
Как указано в пункте 8 статьи 90 ЗК РФ, в ред. действующей в спорный период, на земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.
Таким образом, формирование земельных участков, необходимых для строительства и эксплуатации спорных объектов недвижимого имущества, положениями земельного законодательства не предусмотрено.
Кроме того необходимо отметить, что земельные участки с кадастровыми номерами 52:24:0020001:5, 52:24:0020403:11, 52:24:0020403:34, 52:24:0020403:133 имели место быть на момент строительства и выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Вместе с тем, в нарушение положений статьи 55 ГрК РФ, Приказа №117/пр администрация не указала их в спорном разрешении.
В дальнейшем, как видно из материалов дела на момент обращения общества с заявлением о постановке на кадастровый учет земельные участки с кадастровыми номерами 52:24:0020403:34, 52:24:0020403:133 перераспределились.
01.12.2014 путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 52:24:0020403:133 был сформирован земельный участок с кадастровым номером 52:24:0020403:354.
При перераспределении земельного участка с кадастровым номером 52:24:0020403:34 03.03.2016 было образовано три земельных участка с кадастровыми номерами 52:24:0020403:381, 52:24:0020403:380, 52:24:0020403:379.
24.06.2016 путем переформирования земельного участка с кадастровым номером 52:24:0020403:381 были образованы земельные участки с кадастровыми номерами 52:24:0020403:384, 52:24:0020403:386.
Согласно заключениям кадастровых инженеров ООО «Гео-Гид», изложенного в техническом плане сооружения от 26.11.2014, от 07.12.2016 спорный объект капитального строительства расположен на земельных участках в кадастровых кварталах: 52:24:0020403, 52:24:0020001.
В соответствии с техническим планом сооружения от 07.12.2016 спорное сооружение (расширение газоснабжения Богородского района Нижегородской области.) расположено на земельных участках с кадастровыми номерами 52:24:0020001:5, 52:24:0020403:11, 52:24:0020403:379, 52:24:0020403:380, 52:24:0020403:384, 52:24:0020403:386, 52:24:0020403:166, 52:24:0020403:167, 52:24:0020403:168, 52:24:0020403:169, 52:24:0020403:170, 52:24:0020403:171, 52:24:0020403:172, 52:24:0020403:354.
Переход подземного газопровода через земельные участки 52:24:0020001:5, 52:24:0020403:11, 52:24:0020403:379, 52:24:0020403:380, 52:24:0020403:384, 52:24:0020403:386, 52:24:0020403:354 выполнен закрытым способом - методом наклонно-направленного бурения в соответствии с проектной документацией.
В соответствии со статьей 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Бремя доказывания факта нарушения прав и интересов заявителя следует также и из положений статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым лицо, заинтересованное в защите своих прав, вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав. Заинтересованность как процессуальная категория предполагает собой нарушение охраняемых законом прав и (или) интересов заявителя.
В рассматриваемом случае обществом представлены в материалы дела документальные доказательства, подтверждающие строительство спорного объекта в соответствии с проектной документацией, на которую выдано разрешение на строительство, в пределах границ земельных участков указанных в градостроительном плане. Вышеуказанные земельные участки расположены в границах утвержденного градостроительного плана земельного участка. Обратного администрацией не доказано.
При этом нормами действующего законодательства не установлен запрет на внесение изменений в разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, орган местного самоуправления, обладающий полномочиями на выдачу соответствующих разрешений, не лишен права внести в данное разрешение изменения в случае, если в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию указаны неверные данные.
Исследовав представленные в дело доказательства в их совокупности, суд с учетом фактических обстоятельств дела и норм действующего законодательства пришел к выводу о незаконности решения администрации Богородского муниципального района Нижегородской области об отказе внесения изменений в разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, и, как следствие, нарушение прав и законных интересов Общества в сфере экономической деятельности, что в соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для признания их недействительным.
В качестве правовосстановительной меры, в соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает необходимым обязать администрацию Богородского муниципального района Нижегородской области, органу, выдавшего разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ПАО «Газпром газораспределение Нижний Новгород», г.Н.Новгород (ИНН <***>) путем внесения изменений в разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 03.08.2015 №52-308-040-2015 в части указания земельных участков с кадастровыми номерами: 52:24:020001:5, 52:24:0020403:11, 52:24:0020403:379, 52:24:0020403:380, 52:24:0020403:384, 52:24:0020403:386, 52:24:0020403:166, 52:24:0020403:167, 52:24:0020403:168, 52:24:0020403:169, 52:24:0020403:170, 52:24:0020403:171, 52:24:0020403:172, 52:24:0020403:354.
Применяя вышеуказанную правовосстановительную меру, суд учитывает полномочия Министерства строительства Нижегородской области, закрепленные постановлением Правительства Нижегородской области №332 от 23.05.2017 с учетом положений пункта 2 постановления Правительства Нижегородской области от 12.01.2018 №16.
Согласно постановлению Правительства Нижегородской области от 12.01.2018 №16 «О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 23.05.2017 №332 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области» Министерство строительства Нижегородской области осуществляет выдачу разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении на территории городского округа город Нижний Новгород, городского округа город Дзержинск, Богородского и Кстовского муниципальных районов Нижегородской области, городских и сельских поселений, входящих в состав Богородского и Кстовского муниципальных районов Нижегородской области строительства, реконструкции объектов капитального строительства (включая выдачу разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, разрешения на строительство которых выданы органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований до 1 января 2018 года), за исключением случаев выдачи разрешений на строительство, разрешений на ввод в эксплуатацию объектов индивидуального жилищного строительства.
При этом согласно пункту 2 постановления Правительства Нижегородской области от 12.01.2018 №16, «действие настоящего постановления распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2018 года».
В силу вышеизложенного, учитывая, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдано 03.08.2015 администрацией Богородского муниципального района, с заявлением о внесении изменений общество обращалось в администрацию в феврале, в июне 2017 года, оснований для возложения обязанности по внесению изменений в разрешение на ввод объекта в эксплуатацию на Министерство строительства Нижегородской области у суда не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на администрацию Богородского муниципального района Нижегородской области.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180-182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Заявление ПАО «Газпром газораспределение Нижний Новгород», г.Н.Новгород (ИНН <***>), удовлетворить.
Признать незаконным решение администрации Богородского муниципального района Нижегородской области, изложенное в письме от 23.06.2017 №160, об отказе во внесении изменений в разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 03.08.2015 №52-308-040-2015.
Обязать администрацию Богородского муниципального района Нижегородской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ПАО «Газпром газораспределение Нижний Новгород», г.Н.Новгород (ИНН <***>) путем внесения изменений в разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 03.08.2015 №52-308-040-2015 в части указания земельных участков с кадастровыми номерами: 52:24:020001:5, 52:24:0020403:11, 52:24:0020403:379, 52:24:0020403:380, 52:24:0020403:384, 52:24:0020403:386, 52:24:0020403:166, 52:24:0020403:167, 52:24:0020403:168, 52:24:0020403:169, 52:24:0020403:170, 52:24:0020403:171, 52:24:0020403:172, 52:24:0020403:354.
Взыскать с администрации Богородского муниципального района Нижегородской области в пользу ПАО «Газпром газораспределение Нижний Новгород», г.Н.Новгород (ИНН <***>), судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Настоящее решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области.
Судья Л.В. Соколова