ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-32774/19 от 20.01.2020 АС Нижегородской области

9056/2020-12559(2)

 АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А43-32774/2019

г. Нижний Новгород 27 января 2020 года 

Резолютивная часть решения оглашена 20 января 2020 года  Решение в полном объеме изготовлено 27 января 2020 года 

Арбитражный суд Нижегородской области в составе судьи Чепурных  Марии Григорьевны (вн. шифр 43-692), при ведении протокола судебного  заседания секретарем судебного заседания Артемьевым Д.А., рассмотрел в  судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «НОКК»  (ОГРН 1095260013793) 

 о признании незаконным уведомления администрации Балахнинского  муниципального района Нижегородской области от 14.06.2019 г. №  01/3828/01-19 об отказе в выдаче разрешения на ввод объекта в  эксплуатацию: «газовая котельная с увеличением тепловой мощности до 9,0  МВТ и инженерных сетей по адресу: д. Истомино, ул. Генерала Маргелова  Балахнинского филиала АО «НОКК», расположенного по адресу:  Российская Федерация, Нижегородская область, Балахнинский  муниципальный район, сельское поселение Кочергинский сельсовет  Истомино деревня, ул. Генерала Маргелова, земельный участок,  расположенный в 120 м по направлению на юго-восток от д. 60; 

 и обязании администрации Балахнинского муниципального района  Нижегородской области выдать разрешение на ввод объекта в эксплуатацию:  «газовая котельная с увеличением тепловой мощности до 9,0 МВТ и  инженерных сетей по адресу: д. Истомино, ул. Генерала Маргелова  Балахнинского филиала АО «НОКК», расположенного по адресу:  Российская Федерация, Нижегородская область, Балахнинский  муниципальный район, сельское поселение Кочергинский сельсовет  Истомино деревня, ул. Генерала Маргелова, земельный участок,  расположенный в 120 м по направлению на юго-восток от д. 60, 

при участии представителей сторон:


от заявителя: Кудрявцева Ю.В. (доверенность от 01.01.2020), 

установил: в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось  акционерное общество «НОКК» (далее - заявитель, общество) с заявлением о  признании незаконным уведомления администрации Балахнинского  муниципального района Нижегородской области (далее - ответчик,  администрация) от 14.06.2019 г. № 01/3828/01-19 об отказе в выдаче  разрешения на ввод объекта в эксплуатацию: «газовая котельная с  увеличением тепловой мощности до 9,0 МВТ и инженерных сетей по адресу:  д. Истомино, ул. Генерала Маргелова Балахнинского филиала АО «НОКК»,  расположенного по адресу: Российская Федерация, Нижегородская область,  Балахнинский муниципальный район, сельское поселение Кочергинский  сельсовет Истомино деревня, ул. Генерала Маргелова, земельный участок,  расположенный в 120 м по направлению на юго-восток от д. 60; и обязании  администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской  области выдать разрешение на ввод объекта в эксплуатацию: «газовая  котельная с увеличением тепловой мощности до 9,0 МВТ и инженерных  сетей по адресу: д. Истомино, ул. Генерала Маргелова Балахнинского  филиала АО «НОКК», расположенного по адресу: Российская Федерация,  Нижегородская область, Балахнинский муниципальный район, сельское  поселение Кочергинский сельсовет Истомино деревня, ул. Генерала  Маргелова, земельный участок, расположенный в 120 м по направлению на  юго-восток от д. 60. 

В обоснование заявленного требования заявитель ссылается на  незаконность отказа администрации в выдаче разрешения на ввод объекта в  эксплуатацию в связи с нарушением п.9 ст.55 ГрК РФ, поскольку обществом  при обращении представлен комплект документов, подтверждающих  соответствие реконструируемого объекта требованиям технических  регламентов и проектной документации. 

Также представитель заявителя сообщил, что при обращении в  администрацию общество, в числе прочих, документов представило  документы, подтверждающие соответствие построенного объекта  требованиям технических регламентов и проектной документации (отчет  ООО "ИКЦ Экспертриск" от 16.05.2019 № 022-048-О/19). 

Представитель заявителя указывает на обязанность администрации  запрашивать в Инспекции государственного строительного надзора  Нижегородской области (далее - Инспекция, ИГСН НО) заключение органа  ГСН, однако данный запрос администрацией не осуществлен. При этом  администрация в соответствии со своими полномочиями в пределах ч.5 ст.55  ГрК РФ могла самостоятельно провести осмотр спорного объекта . 


Подробно позиция заявителя отражена в заявлении и поддержана  представителем в ходе судебного заседания. 

Администрация Балахнинского муниципального района  Нижегородской области, извещенная надлежащим образом о времени и  месте рассмотрения дела, явку своего представителя не обеспечила,  представила письменный отзыв на заявление, в котором просила рассмотреть  дело в отсутствие ее представителя, а также пояснила, что с требованием  заявителя не согласна, считает оспариваемый отказ законным и  обоснованным, поскольку заявителем не представлено заключение ИГСН НО  на данный объект, данного заключения не существует. 

При этом, администрация считает необоснованной ссылку на общества  на заключение органа ГСН от 17.10.2018 № 519-03/03-05-06/32, поскольку  общество после выдачи данного заключения произвело реконструкцию  объекта, в отношении которого выдавалось указанное заключение. Согласно  письма ИГСН НО от 28.08.2019 № Сл-519-232064/1, Инспекцией изменения в  заключение от 17.10.2018 № 519-03/03-05-10/05 не вносились. 

Также, администрация указывает на то, что отчет ООО «ИКЦ  Экспертриск» от 16.05.2019 № 022-048-О/19 по оценке соответствия  требованиям свода правил административно-бытовой части здания  реконструированной котельной не может заменить заключение органа  государственного строительного надзора при вводе объекта в эксплуатацию в  установленном законом порядке (в соответствии со ст. 55  Градостроительного кодекса РФ). 

Кроме того, администрация считает ошибочным довод заявителя о  необходимости проведения осмотра административно-бытовой части здания  реконструированной котельной администрацией Балахнинского района,  поскольку в отношении спорного объекта должен был осуществляться  именно государственный строительный надзор. 

Подробно позиция администрации отражена в отзыве.

Инспекция государственного строительного надзора Нижегородской  области, привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, не  заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора,  извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного  разбирательства явку своего представителя не обеспечила, заявила  ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, представила письменный  отзыв, которым пояснила, что на момент выдачи заключения от 17 октября  2018г. № 519-03/03-05-10/05 в составе предоставленной обществом  проектной документации по реконструкции объекта - газовой котельной,  отсутствовали проектные решения по реконструкции здания котельной под 


административно-бытовое здание, и соответственно надзор за данным  объектом со стороны инспекции не осуществлялся, при проведении  экспертизы проектной документации по реконструкции газовой котельной по  указанному адресу данный объект капитального строительства  (существующее здание котельной) не входил в состав рассматриваемой  проектной документации, что подтверждается сведениями п. 1.2  «Положительного заключения экспертизы», где указанный объект не  значится. 

Подробно позиция Инспекции отражена в отзыве.

Волжско-Окское управление Ростехнадзора, привлеченное к участию в  деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований  относительно предмета спора, извещенное надлежащим образом о времени и  месте судебного разбирательства явку своего представителя не обеспечило,  представило письменный отзыв, которым сообщило, что участие в  процедуре ввода в эксплуатацию и выдача разрешения на ввод объекта в  эксплуатацию не относится к компетенции Управления, и поскольку исход  настоящего дела не влияет на интересы Управления и его положение, то  просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя. 

Подробно позиция Волжско-Окского управления Ростехнадзора  отражено в отзыве. 

Выслушав позиции сторон, рассмотрев материалы дела, требование  заявителя не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. 

Как следует из материалов дела, между акционерным обществом  «Нижегородская областная коммунальная компания» и администрацией  муниципального образования «Кочергииский сельсовет» было заключено  концессионное соглашение oт 31.12.2016 № 4 (далее - Соглашение), в  соответствии с которым АО «НОКК» обязалось осуществить реконструкцию  котельной, расположенной в д. Истомило сельского поселения Кочергинскнй  сельсовет Балахнинского муниципального района Нижегородской области  (далее - объект). 

В целях реконструкции объекта АО «НОКК» разработана проектная  документация, в отношении которой получено положительное заключение  негосударственной экспертизы проектной документации и результатов  инженерных изысканий ООО «Инженерный консалтинговый центр  «Экспертриск» № 52-2-1-3-0015-18 от 23.05.2018 г. 

Также, АО «НОКК» получено разрешение па строительство объекта от  29.05.2018 г. № ru52-503306-1154-2018, на основании которого произведена  реконструкция объекта и получено заключение о соответствии  реконструированного объекта капитального строительства требованиям 


технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной  документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и  требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами  учета используемых энергетических ресурсов от 17.10.2018  №519-03/03-05- 10/05. 

По завершению реконструкции объекта в целях получения разрешения  па ввод объекта в эксплуатацию, заявитель 26.10.2018 г. обратился к  администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской  области с заявлением на получение разрешения па ввод объекта в  эксплуатацию. Однако, администрация сообщило о необходимости внесения  изменений в назначение административно-бытового здания (одной из  составных частей реконструированного объекта), в разрешение на  реконструкцию, в заключение органа государственного строительного  надзора и подготовить технический план на административное здание  (письмо от 17.12.2018 г. № 01/7234/01 -19). 

На основании данного обращения заявителем внесены изменения в  проектную документацию, получено заключение от экспертной организации  (ООО "Инженерный консалтинговый" центр «Экспертриск»), также  администрацией Балахнинского муниципального района внесены изменения  в разрешение на строительство объекта (Распоряжение администрации  Балахнинского муниципального района Нижегородской области от  17.12.2018 г. № 886-р). 

АО «НОКК» 28.03.2019 г. повторно обратилось с заявлением о выдаче  разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (исх. № 1500/115). Однако  администрация 02.04.2019 уведомила АО «НОКК» об отказе в выдаче  разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (уведомление от 02.04.2018 г.   № 01/2180/01-19) ввиду отсутствия заключения органа государственного  строительного надзора о соответствии реконструированного объекта  капитального строительства требованиям технических регламентов и  проектной документации, в том числе требованиям энергетической  эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального  строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов. 

Для подтверждения соответствия построенного объекта требованиям  технических регламентов и проектной документации АО «НОКК» получен  Отчет № 022-048-О/19 от 16.05.2019 ООО «ИКЦ Экспертриск». 

С целью получения разрешения на ввод спорного объекта в  эксплуатацию АО «НОКК» вновь обратилось в администрацию  Балахнинского муниципального района Нижегородской области с  соответствующим заявлением. 


Письмом от 14.06.2019 г. № 01/3828/01-19 администрация отказала  обществу в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию спорного объекта в  соответствии с пунктом 9 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса  Российской Федерации ввиду непредставления обществом заключения  органа государственного строительного надзора о соответствии  реконструированного объекта капитального строительства требованиям  технических регламентов и проектной документации, в том числе  требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности  объекта капитального строительства приборами учета используемых  энергетических ресурсов. 

Полагая, что вышеприведенный отказ ответчика, изложенный в письме  от 14.06.2019 № 01/3828/01-19, не соответствует действующему  законодательству, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением. 

Из положений части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации следует, что заинтересованное лицо вправе  обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или  оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном  кодексом. 

Из содержания статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого  ненормативного правового акта недействительным, решений и действий  (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия,  должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие  одновременно двух условий: 

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия  (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия,  должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному  правовому акту, 

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия  (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия,  должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере  предпринимательской и иной экономической деятельности. 

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного  правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности  принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий  (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на  принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий  (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для  принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий 


(бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение  или совершили действия (бездействие). 

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания,  установленных статьями 65, 198 и 200 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения  своих прав и законных интересов возлагается на заявителя. 

Согласно частям 1 и 2 статьи 55 Градостроительного кодекса  Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию  представляет собой документ, который удостоверяет выполнение  строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном  объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие  построенного, реконструированного объекта капитального строительства  градостроительному плану земельного участка, а также проектной  документации. 

Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в  федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти  субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления,  выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения  на ввод объекта в эксплуатацию. 

В соответствии с частью 3 статьи 55 Градостроительного кодекса  Российской Федерации для принятия решения о выдаче разрешения на ввод  объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы: 


документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и  требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами  учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом,  осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и  застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления  строительства, реконструкции на основании договора строительного  подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае  осуществления строительного контроля на основании договора); 


гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение  вреда в результате аварии на опасном объекте; 

В соответствии с частью 5 статьи 55 Градостроительного кодекса  Российской Федерации орган или уполномоченная организация,  осуществляющая государственное управление использованием атомной  энергии и государственное управление при осуществлении деятельности,  связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и  ядерных энергетических установок военного назначения, выдавшие  разрешение на строительство, в течение десяти дней со дня поступления  заявления о выдаче разрешения па ввод объекта в эксплуатацию обязаны  обеспечить проверял наличия и правильности оформления документов,  указанных в части 1 настоящей статьи, осмотр объекта капитального  строительства и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в  эксплуатацию или отказал» в выдаче такого разрешения с указанием причин  отказа. 

В ходе осмотра построенного, реконструированного объекта  капитального строительства осуществляется проверка соответствия такого  объекта требованиям, установленным в разрешении на строительство,  градостроительном плане земельного участка или в случае строительства,  реконструкции линейного объекта проекте планировки территории и проекте  межевания территории, а также требованиям проектной документации, в том  числе требованиям энергетической эффективности и требованиям  оснащенности объекта капитального строительства приборами умета  используемых энергетических ресурсов, за исключением случаев  осуществления строительства, реконструкции объекта индивидуального  жилищного строительства. В случае, если при строительстве, реконструкции  объекта капитального строительства осуществляется государственный  строительный надзор, осмотр такого объекта органом, выдавшим разрешение  на строительство, не провидится. 


Перечень оснований, по которым уполномоченный орган отказывает  заявителю в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, установлен  частью 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации,  согласно которой основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод  объекта в эксплуатацию является отсутствие документов, указанных в части  3 настоящей статьи. 

Таким образом, отсутствие заключения органа государственного  строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного  объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и  проектной документации, является основанием для отказа в выдаче  разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. 

Согласно пункту 1 части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса  Российской Федерации государственный строительный надзор  осуществляется при строительстве объектов капитального строительства,  проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со  статьей 49 настоящего Кодекса либо является модифицированной проектной  документацией. 

В соответствии с частью 1 статьи 49 Градостроительного кодекса  Российской Федерации проектная документация объектов капитального  строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для  подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за  исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи. 

Факт того, что газовая котельная с увеличением тепловой мощности до  9 мВт и инженерных сетей» по адресу: д. Истомино, ул. Г.Маргелова  Балахнинского филиала АО «НОКК» относится к объектам капитального  строительства, проектная документация которого и результаты инженерных  изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации,  подлежат экспертизе, заявителем не оспаривается. 

Следовательно, в отношении рассматриваемого объекта капитального  строительства должен осуществляться государственный строительный  надзор. 

В соответствии со статьей 54 Градостроительного кодекса Российской  Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от  01.02.2006 N54 утверждено Положение об осуществлении государственного  строительного надзора в Российской Федерации, устанавливающее порядок  осуществления государственного строительного надзора в Российской  Федерации (далее по тексту - Положение от 01.02.2006 N54). 

Согласно подпункту "а" пункта 2 Положения от 01.02.2006 N54  государственный строительный надзор осуществляется при строительстве 


объектов капитального строительства, если проектная документация на их  строительство подлежит государственной экспертизе в соответствии со  статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации. 

В соответствии с пунктом 3 Положения от 01.02.2006 N54 задачей  государственного строительного надзора является предупреждение,  выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, а также  лицом, осуществляющим строительство на основании договора с  застройщиком или заказчиком (далее - подрядчик), нарушений  законодательства о градостроительной деятельности, в том числе  технических регламентов, и проектной документации. 

По пункту 4 Положения от 01.02.2006 N54 предметом  государственного строительного надзора является проверка: 

а) соответствия выполнения работ и применяемых строительных  материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального  строительства, а также результатов таких работ требованиям технических  регламентов, иных нормативных актов и проектной документации, в том  числе требованиям в отношении энергетической эффективности и  требованиям в отношении оснащенности объекта капитального  строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов; 

б) наличия разрешения на строительство;

в) выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 Градостроительного  кодекса Российской Федерации. 

Пунктами 5 и 7 Положения от 01.02.2006 N54 определено, что  государственный строительный надзор осуществляется органами  исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными  на осуществление регионального государственного строительного надзора. 

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,  уполномоченные на осуществление регионального государственного  строительного надзора, осуществляют такой надзор за строительством,  реконструкцией иных, кроме указанных в пункте 6 настоящего Положения,  объектов капитального строительства, если при их строительстве,  реконструкции предусмотрено осуществление государственного  строительного надзора. 

Частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской  Федерации установлено, что в случае, если в соответствии с настоящим  Кодексом при осуществлении строительства объекта капитального  строительства предусмотрен государственный строительный надзор,  застройщик или технический заказчик заблаговременно, но не позднее чем за  семь рабочих дней до начала строительства объекта капитального 


строительства должен направить в уполномоченные на осуществление  государственного строительного надзора орган исполнительной власти  субъекта Российской Федерации извещение о начале таких работ. 

По пунктам 8, 9 и 16 Положения от 01.02.2006 N54 государственный  строительный надзор осуществляется органом государственного  строительного надзора с даты получения им в соответствии с частью 5 статьи  52 Градостроительного кодекса Российской Федерации извещения о начале  работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного,  реконструированного объекта капитального строительства требованиям  технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых  актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении  энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности  объекта капитального строительства приборами учета используемых  энергетических ресурсов. 

Государственный строительный надзор осуществляется в форме  проверок. 

После завершения строительства, реконструкции объекта капитального  строительства органом государственного строительного надзора проводится  проверка, по результатам которой оцениваются выполненные работы и  принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в  выдаче такого заключения. 

При этом государственный строительный надзор осуществляется в  процессе строительства объектов с нулевого этапа строительства до его  завершения и не может быть осуществлен в полном объеме только лишь по  окончанию строительства на стадии ввода объекта в эксплуатацию. 

Данный вывод нашел отражение в сложившейся судебной практике, в  том числе, в определении Верховного суда Российской Федерации от  17.11.2016 по делу N 306-ЭС16-11903, в определении Верховного суда  Российской Федерации от 09.11.2018 по делу N 302-КГ18-17866. 

Орган государственного строительного надзора выдает  соответствующее заключение, если при строительстве, реконструкции,  капитальном ремонте объекта капитального строительства не были  допущены нарушения соответствия выполняемых работ требованиям  технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых  актов и проектной документации либо такие нарушения были устранены до  даты выдачи заключения о соответствии (пункт 17 Положения от 01.02.2006  N54). 

При этом согласно пункту 18 Положения от 01.02.2006 N54 орган  государственного строительного надзора отказывает в выдаче упомянутого 


заключения в случае, если были допущены нарушения соответствия  выполненных работ требованиям технических регламентов (норм и правил),  иных нормативных правовых актов и проектной документации и такие  нарушения не были устранены до выдачи заключения о соответствии. 

Уполномоченным на осуществление государственного строительного  надзора органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации  является Инспекция государственного строительного надзора  Нижегородской области. 

Предоставление заключения органа государственного строительного  надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства  установленным требованиям является обязательным, иная позиция означала  бы произвольный подход к требованиям, установленным законом,  пренебрежительное отношение к нормам действующего законодательства. 

Материалами дела подтверждается, что заявитель при обращении в  администрацию для получения разрешения на реконструкцию котельной  обществом предоставлена проектная документация шифр 12022018-ГТР,  разработанная ООО «Приволжский центр экспертиз и проектирования»  (положительное заключение экспертизы ООО «Инженерный консалтинговый  центр «Экспертриск»). В технико-экономических показателях проектного  решения реконструируемого здания котельной приведены данные: здание  котельной - общей площадью 144,91кв.м, сооружение дымовой трубы -  площадью застройки 8,526кв.м и высотой 25м. баки -аккумуляторные (2шт) -  площадью застройки 85,54 кв.м и инженерные коммуникации (система  электроснабжения, система водоснабжения, система водоотведения, система  газоснабжения, система теплоснабжения). 

На основании проектной документации и экспертизы проекта  администрацией Балахнинского муниципального района выдано разрешение  на реконструкцию котельной № 52-503306-1154-2018 от 29.05.2018, в  котором отображены три объекта капитального строительства и пять 

линейных объекта. Объект административное здание прописан в проекте  как «существующее» здание, а не реконструируемое («проектируемое»). 

После завершения реконструкции котельной установлено, что на  рассматриваемом земельном участке находятся четыре объекта капитального  строительства: здание котельной, сооружение дымовой трубы, баки -  аккумуляторные (2шт) и административное здание. Административное  здание - это часть старой котельной, которая осталась после демонтажа  здания котельной с кадастровым номером 52:17:0020702:1227. 

Письмом от 17.12.2018 № 01/7234/01-19 Администрация Балахнинского  муниципального района Нижегородской области сообщила АО "НОКК", что 


для внесения изменений назначения здания и его характеристик необходимо  отразить это здание в проектной документации, в разрешении на  реконструкцию, в заключение органа государственного строительного  надзора и подготовить технический план на административное здание. 

При реконструкции объекта капитального строительства:  «Реконструкция газовой котельной с увеличением тепловой мощности до 9  мВт и инженерных сетей» по адресу: д. Истомино, ул. Г.Маргелова  Балахнинского филиала АО «НОКК» инспекцией осуществлялся  региональный государственный строительный надзор в период с июня 2018  г. по сентябрь 2018 . По завершению работ было выдано заключение от 17  октября 2018 г. № 519-03/03-05-10/05 о соответствии реконструируемого  объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и  проектной документации шифр № 12022018-ПР, разработанной ООО  «Приволжский центр экспертиз и проектирования» и № ИКЗ.023.283,  разработанной ООО «Ижевский котельный завод», получившей  положительное заключение негосударственной экспертизы от 23 мая 2018 г.   № 52-2-1-3-0015-18, выполненное ООО «Инженерный консалтинговый центр  «Экспертриск». 

На момент выдачи заключения в составе предоставленной проектной  документации по реконструкции вышеозначенного объекта, отсутствовали  проектные решения по реконструкции здания котельной под  административно-бытовое здание, и соответственно надзор за данным  объектом со стороны инспекции не осуществлялся. 

Кроме того, при проведении экспертизы проектной документации по  реконструкции газовой котельной по указанному адресу данный объект  капитального строительства (существующее здание котельной) не входил в  состав рассматриваемой проектной документации, что подтверждается  сведениями п. 1.2 «Положительного заключения экспертизы», где указанный  объект не значится. 

АО «НОКК» письмом от 28.03.2019 № 1500/115 обратилось в  администрацию Балахнинского муниципального района Нижегородской  области с целью получения разрешения на ввод объекта «Реконструкция  газовой котельной с увеличением тепловой мощности до 9,0МВт и  инженерных сетей по адресу: д. Истомино, ул. Генерала Маргелова  Балахнинского филиала АО «НОКК, администрацией выдано уведомление  об отказе в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (письмо от  02.04.2019 № 01/2180/01-19) в связи с отсутствием заключения органа  государственного строительного надзора о соответствии  реконструированного здания котельной под административно-бытовое 


здание требованиям проектной документации, в том числе требованиям  энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта  капитального строительства приборами учета используемых энергетических  ресурсов. 

В целях разрешения вопроса выдачи разрешения на ввод в  эксплуатацию администрация направила в инспекцию государственного  строительного надзора Нижегородской области обращение от 20.12.2018 №  01/7401/01-28 с просьбой отразить параметры реконструируемого здания  котельной под административно-бытовое здание в заключении органа  государственного строительного надзора, на что Инспекцией дан  отрицательный ответ. 

При этом, ранее на запрос администрации о предоставлении  заключения органа государственного строительного надзора о соответствии  построенного объекта капитального строительства «Газовая котельная с  увеличением тепловой мощности до 9,0 МВт и инженерных сетей по адресу:  д. Истомино, ул. Генерала Маргелова Балахнинского филиала АО «НОКК»  от Инспекции получен ответ (письмо от 16.11.2018 № Сл-519-34144/18) с  приложением заверенной копии заключения Инспекции от 17.10.2018 № 519- 03/03-05-06/32. 

АО «НОКК» предоставило в Администрацию проектную  документацию с внесенными изменениями в части уточнения параметров  реконструируемого здания котельной под административно-бытовое здание  и письмо от 07.12.2018 № 0056-11Э ООО «Инженерный консалтинговый  центр «Экспертриск». На основании этих документов распоряжением  Администрации от 11.12.2018г № 886-р в разрешение на строительство от  29.05.2018 № ru52-503306-1154-2018 внесены изменения (в разрешение на  строительство добавлен объект «Реконструируемое здание котельной под  административно-бытовое здание» и его параметры). Так, площадь  реконструируемого здания котельной под административно-бытовое здание  составила 75,6 кв.м. 

Письмом от 13.06.2019 № 1400/250АО «НОКК» повторно обратилось в  Администрацию с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в  эксплуатацию. В данном заявлении в «описи документов, представленных  заявителем» в пункте 12 указано: «Заключение органа государственного  строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление  государственного строительного надзора) (документ передан 28.03.2019 г. с  описью в письме исх. № 1500/115 от 28.03.2019)», т.е. АО «НОКК» ссылается  на предоставленное ранее заключение органа государственного  строительного надзора от 17.10.2018 № 519-03/03-05-06/32 о соответствии 


построенного, реконструированного объекта капитального строительства  требованиям проектной документации в том числе требованиям  энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта  капитального строительства приборами учета используемых энергетических  ресурсов, в котором отсутствуют параметры реконструируемого здания  котельной под административно-бытовое здание. 

По результатам рассмотрения указанного заявления администрацией  заявителю выдано уведомление об отказе в выдаче разрешения на ввод  объекта в эксплуатацию (от 14.06.19 № 01/3828/01-19) по причине отсутствия  заключения органа государственного строительного надзора о соответствии  реконструированного здания котельной под административно-бытовое  здание требованиям проектной документации, в том числе требованиям  энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта  капитального строительства приборами учета используемых энергетических  ресурсов. 

Также к заявлению на ввод объекта в эксплуатацию приложен отчет  ООО «ИКЦ Экспертриск» от 16.05.2019 № 022-048-О/19 по оценке  соответствия требованиям свода правил административно-бытовой части  здания реконструированной котельной, расположенной по адресу:  Нижегородская область, Балахнинский муниципальный район, сельское  поселение Кочергинский сельсовет, деревня Истомино, ул. Генерала  Маргелова, земельный участок, расположенный в 120 м по направлению на  юго-восток от д. 60 (далее - экспертное заключение). 

Однако данное экспертное заключение не может заменить заключение  органа государственного строительного надзора при вводе объекта в  эксплуатацию в установленном законом порядке (в соответствии со ст. 55  Градостроительного кодекса РФ). 

Письмом от 26.08.2019 № Сл-103-227332/19 в целях подтверждения  наличия либо отсутствии заключения органа государственного  строительного надзора о соответствии реконструированного здания  котельной под административно-бытовое здание требованиям проектной  документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и  требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами  учета используемых энергетических ресурсов администрация сделала запрос  в Инспекцию. 

Письмом от 28.08.2019 № Сл-519-232064/19 ИГСН НО сообщила, что  Инспекцией изменения в заключение от 17.10.2018 № 519-03/03-05-10/05 не  вносились. 


Таким образом, заключение о соответствии построенного,  реконструированного объекта капитального строительства требованиям  проектной документации в том числе требованиям энергетической  эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального  строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов,  содержащее параметры реконструируемого здания котельной под  административно-бытовое здание, отсутствует. Доказательств обратного в  нарушение требований ст.9, 65 АПК РФ заявителем в материалы дела не  представлено. 

Поскольку административно-бытовое здание, образовавшееся после  реконструкции, является самостоятельным объектом капитального строения,  то оно также подлежало государственному строительному надзору, в связи с  чем общество обязано при подаче документов на ввод данного объекта в  эксплуатацию предоставить также заключение ИГСН НО. 

Однако при подаче заявлений в администрацию, общество не  выполнило требования пункта 9 части 3 статьи 55 Градостроительного  кодекса Российской Федерации (не представило заключение органа  государственного строительного надзора); строительство осуществлено  обществом без извещения органа государственного строительного надзора о  начале выполнения работ; в ходе строительных работ надзор за соблюдением  строительных норм и правил уполномоченный орган не осуществлял.  Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют, суду об их  наличии не заявлено. 

Изложенное подтверждает факт строительства обществом спорного  объекта капитального строительства без осуществления в ходе строительных  работ надзора за соблюдением строительных норм и правил  уполномоченным органом. 

Довод заявителя о наличии заключения ООО «ИКЦ Экспертриск» от  16.05.2019 № 022-048-О/19 о соответствии объекта проектной документации,  строительным нормам и правилам судом признается несостоятельным и  судом отклоняется, поскольку указанное заключение не подменяет  необходимое к представлению заключение уполномоченного органа. 

В связи с чем предусмотренная частью 3.2 статьи 55  Градостроительного кодекса Российской Федерации обязанность органа  местного самоуправления запросить соответствующие документы у  уполномоченного органа не влияет на оценку законности оспариваемого  отказа. 

Поскольку обществом не соблюдены требования градостроительного  законодательства в части обеспечения своевременного государственного 


строительного надзора, то у администрации, осуществляющей оформление и  организацию выдачи разрешений на ввод в эксплуатацию или подготовку  документов об отказе в выдаче разрешений с указанием причин отказа в  рамках возложенных полномочий, имелись законные основания для отказа в  выдаче заявителю такого разрешения. 

Довод общества о возможности администрации провести  самостоятельный осмотр отклоняется судом, так как у администрации  отсутствует обязанность по проведению осмотра объекта и именно в  обязанности застройщика входит получение заключения органа  государственного строительного надзора и предоставление всех  необходимый документов в администрацию для получения разрешения на  ввод в эксплуатацию построенного объекта. 

Учитывая вышеизложенное, отказ администрации в выдаче разрешения  на ввод объекта в эксплуатацию соответствует действующему  законодательству, права и интересы заявителя не нарушает. 

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит,  что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия  (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия,  должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому  акту и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере  предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает  решение об отказе в удовлетворении заявленного требования. 

Учитывая изложенное, суд отказывает заявителю в удовлетворении  заявленного требования. 

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины  относятся на заявителя. 

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180-182, 201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  арбитражный суд 

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленного требования заявителю отказать в  полном объеме. 

Расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000рублей  отнести на заявителя. 

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного  месяца со дня принятия и может быть обжаловано в Первый арбитражный 


апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в  месячный срок со дня принятия решения. 

Судья М.Г.Чепурных