АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А43-33078/2014
г. Нижний Новгород 08 апреля 2015 года
Резолютивная часть решения объявлена 18 марта 2015 года
Решение изготовлено в полном объеме 08 апреля 2015 года
Арбитражный суд Нижегородской области в составе:
судьи Садовской Галины Андреевны (шифр 35-67),
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хохловой Е.В., секретарем судебного заседания Евстафеевой Ю.М.,
при участии представителя заявителя: ФИО1 (доверенность от 30 декабря 2014 года № 3);
представителя заинтересованного лица: ФИО2 (доверенность от 18 ноября 2014 года);
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Поль НН», г.Н.Новгород (ОГРН <***>; ИНН <***>) к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу (далее - заявитель, Управление) о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Поль НН», г.Н.Новгород (далее - заинтересованное лицо, Общество) к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности.
Заявитель надлежащим образом извещен о рассмотрении дела, что подтверждается почтовым уведомлением; почтовое отправление, направленное в адрес ответчика по его юридическому адресу, возвращено отделением почтовой связи за истечением срока хранения (л.д.3).
В судебном заседании представитель Управления требования, изложенные в заявлении, поддержал, просил суд привлечь ответчика к административной ответственности.
Представитель Общества в судебном заседании требование заявителя отклонил, указав, что товары находились под таможенным контролем (режим беспошлинной торговли) и хранились на складе в зоне таможенного контроля аэропорта Нижний Новгород, для завершения таможенной процедуры беспошлинной торговли был заключен агентский договор с ООО «РУС-ОТЕЛЬ» для перемещения товаров на склад временного хранения «Альфа-Транс Терминал», и по настоящее время товар находится под таможенным контролем. Также считает, что вина Общества и событие вменяемого административного правонарушения отсутствуют, Общество не вводило в оборот на территории РФ алкогольную продукцию и не осуществляло перевозку товара.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 18.03.2015 до 15 час. 30 мин., после окончания перерыва рассмотрение дела продолжено в присутствии представителей сторон.
Проверив обстоятельства возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ответчика, полномочия должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, порядок фиксации признаков административного правонарушения, сроки давности привлечения к административной ответственности, заслушав доводы сторон, изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
Как следует из материалов административного дела, сотрудниками Управления проведен анализ сведений государственного сводного реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство, хранение и оптовую реализацию этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и сведений Единого государственного реестра юридических лиц, в ходе которого было установлено, что ООО «Поль НН», имеющее лицензию № 19041 от 05.05.2006 (л.д.19-20, том 1) сроком до 05.05.2011 на осуществление закупки, хранения и поставку алкогольной продукции по юридическому адресу: г. Нижний Новгород, Аэропорт, 56, в настоящее время деятельности на территории Аэропорта не осуществляет.
Согласно акту приема-передачи вещественных доказательств от 10.09.2014 генеральному директору ООО «Поль НН» ФИО3 была передана алкогольная продукция, изъятая по уголовному делу № 100198 от 23.03.2011.
Усмотрев в действиях Общества признаки состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, уполномоченным должностным лицом административного органа 17 декабря 2014 года, в отсутствие законного представителя Общества, извещенного надлежащим образом телеграммой от 11.12.2014 №уч-16198/06-12 о необходимости явки для составления протокола об административном правонарушении, врученной директору ООО «Поль НН» ФИО3 12.12.2014 (л.д.116, том 2), в присутствии представителя по доверенности ФИО2, составлен протокол об административном правонарушении № 06-12/448 (л.д.121-126, том 2).
Таким образом, процессуальных нарушений, влекущих ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве по делу об административном правонарушении Управлением не допущено.
В соответствии с пунктом 3 статьи 23.1 КоАП РФ материалы административного дела переданы для рассмотрения в Арбитражный суд Нижегородской области.
Оценив обоснованность заявленных требований, суд не находит оснований для удовлетворения заявления ввиду следующего.
Принимая данное решение, арбитражный суд исходит из следующих фактических и юридических обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 1.6. КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 3 статьи 14.17 КоАП РФ производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
Объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, выступают общественные отношения в области осуществления предпринимательской деятельности, при этом круг таких отношений ограничивается производством и (или) оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объективная сторона деяния выражается в производстве (изготовлении, переработке) или обороте (продажи во всех случаях, кроме использования в личных целях) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без лицензии, т.е. в отсутствие обязательного разрешения государства на осуществление данного вида деятельности.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции определены Федеральным законом от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона № 171-ФЗ лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением производства и оборота этилового спирта по фармакопейным статьям, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи; розничной продажи спиртосодержащей продукции; закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях; перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, осуществляемых в объеме, не превышающем 200 декалитров в год, организациями, закупившими указанную продукцию в целях использования ее в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на транспортных средствах, находящихся в собственности, оперативном управлении, хозяйственном ведении таких организаций.
Согласно пунктам 19 и 20 статьи 19 указанного Закона в лицензии указываются наименование лицензирующего органа, полное и (или) сокращенное наименования и организационно-правовая форма организации, место ее нахождения, адрес ее электронной почты, по которому лицензирующий орган осуществляет переписку, направление решений, извещений, уведомлений с использованием электронной подписи, места нахождения ее обособленных подразделений (мест торговли), независимо от того, отражено или не отражено их создание в учредительных и иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяются указанные подразделения, осуществляющих лицензируемые виды деятельности, вид продукции, срок действия лицензии, ее номер и дата ее выдачи. Указанный перечень сведений является исчерпывающим. При этом действие лицензии, выданной организации, распространяется на деятельность ее обособленных подразделений только при условии указания в лицензии мест их нахождения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона № 171-ФЗ запрещается оборот алкогольной продукции без соответствующей лицензии.
Согласно пункту 16 статьи 2 данного Закона под оборотом алкогольной продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа.
Из протокола судебного заседания от 09.02.2015 и аудиозаписи указанного судебного заседания усматривается, что вменяемое Обществу нарушение выразилось в осуществлении оборота алкогольной продукции в виде перевозки и хранения.
Факт хранения алкогольной продукции административным органом не доказан, так как вещественные доказательства (изъятый товар) переданы ООО «Поль-НН» 10.09.2014, согласно акту приема-передачи вещественных доказательств (л.д.84-89, том 2). В этом же день в 09 час.51 мин. алкогольная продукция, находившаяся в картонных коробках, заклеенных скотчем, опечатанных круглой печатью, скрепленных подписями следователя и двух понятых, помещена на 20 паллетов и погружена на автомобиль марки Вольво гос.номер К933 КУ 197, прицеп гос.номер ЕА 9297 77. На двери прицепа наложено таможенное обеспечение – две пломбы ФТС России №№ 10 7389772, 10 7389780. Указанные обстоятельства отражены в акте таможенного наблюдения от 10.09.2014 (л.д.103, том 1).
Согласно письму Центральной акцизной таможни Федеральной таможенной службы от 08.10.2014 № 08-13/22661 (л.д.127-128, том 1), 11.09.2014 таможенным постом Аэропорт Нижний Новгород Нижегородской таможни в адрес Смоленского акцизного таможенного поста Центральной акцизной таможни по транзитной декларации 10408030/110914/0000091 направлен указанный товар (алкогольная продукция).
12.09.2014 указанный товар был доставлен на Смоленский акцизный таможенный пост. Таможенная процедура таможенного транзита завершена в 15 час. 06 мин.
12.09.2014 в 16 час. 05 мин. Указанный товар помещен на склад временного хранения ООО «Альфа Транс Терминал».
В этот же день в 16 час. 40 мин. ООО «Альфа Транс Терминал» представило отчетность, согласно которой указанный товар находится на временном хранении в транспортном средстве на открытой площадке СВХ ООО «Альфа Транс Терминал».
Относительно факта перевозки товара суд отмечает следующее.
Общество до мая 2011 года имела лицензию на осуществление деятельности по закупке, хранению, поставкам алкогольной продукции, а также было включено в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли.
Товары находились под таможенным контролем (режим беспошлинной торговли) и хранились на складе в зоне таможенного контроля аэропорта Нижний Новгород. В марте 2011 года данные товары были изъяты в качестве вещественных доказательств по уголовному делу № 100198. В августе 2014 года уголовное дело №100198 было прекращено. В постановлении о прекращении уголовного дела также указывалось на необходимость возврата товаров ООО «Поль» НН. Поскольку товары продолжали находиться под таможенным контролем (данное обстоятельство подтверждается полученными ответами ФТС России на адвокатские запросы), а ООО «Поль» НН более не являлось владельцем магазина беспошлинной торговли, Общество обратилось с запросом о порядке своих дальнейших действий в Нижегородскую таможню. Письмом от 21.08.2011 № 02-01-40/14962 Нижегородская таможня указала ООО «Поль» НН на необходимость завершить таможенную процедуру беспошлинной торговли путем помещения под другие таможенные процедуры, включая процедуру таможенного транзита.
В связи с указанными обстоятельствами ООО «Поль» НН заключило агентский договор с ООО «РУС-ОТЕЛЬ», у которого имелись все необходимые лицензии и разрешения на проведение операций с алкогольной продукцией, в том числе находящейся под таможенным контролем, и подать транзитную декларацию № 10408030/110814/0000091 для перемещения товаров на СВХ «Альфа-Транс Терминал», поскольку в Нижнем Новгороде отсутствуют склады, имеющие лицензию на хранение алкогольной продукции, находящейся под таможенным контролем. Договоры на перевозку, хранение на складе СВХ и таможенное оформление товаров ООО «Поль НН» также не заключались.
Указанный договор вступает в законную силу с момента его подписания, то есть с 08.09.2014, таким образом, права и обязанности, связанные исполнением договра, возникли у ООО «РУС-ОТЕЛЬ» с указанной даты.
Перевозчиком спорной алкогольной продукции согласно товарно-транспортной накладной от 11.09.2014 № б/н является ЗАО ТК «ОПТГАЛАНТ», заказчиком (плательщиком) по организации отправки груза является ООО «Аэро-Карго НН», оплату по договору за организацию отправки груза по таможенной процедуре таможенного транзита осуществляло ООО «РУС-ОТЕЛЬ» (л.д.32-40, том 2).
ЗАО ТК «ОПТГАЛАНТ» зарегистрировано в качестве официального таможенного перевозчика в реестре таможенных перевозчиков (свидетельство № 10000/0159А – л.д.111, том 1). То есть процедура таможенного транзита осуществлена официально зарегистрированным перевозчиком под таможенным контролем.
Ввиду изложенного за все время проведения таможенных процедур алкогольная продукция находилась под таможенным контролем, факта осуществления перевозки и (или) хранения алкогольной продукции ООО «Поль-НН» судом не установлено.
Таким образом, в рассматриваемом случае выводы Управления о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поскольку Общество не осуществляло поставку алкогольной продукции в адрес ООО «РУС-ОТЕЛЬ», а спорные товары до настоящего времени находятся на складе СВХ под таможенным контролем.
Учитывая указанные обстоятельства, а также положения статей 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд пришел к выводу о недоказанности административным органом совершения Обществом вмененного ему правонарушения.
Таким образом, основания для привлечения ООО «Поль НН» за оборот (хранение и перевозка) алкогольной продукции по части 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствуют.
При указанных выше обстоятельствах, заявление Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу о привлечении ООО «Поль НН» удовлетворению не подлежит.
Вопрос о государственной пошлине судом не рассматривается, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 180-182, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
отказать Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу в удовлетворении заявления о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Поль НН», г. Нижний Новгород (ОГРН <***>; ИНН <***>) к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение вступит в законную силу по истечении 10-ти дней со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы, решение, если оно не будет изменено или отменено, вступит в законную силу со дня принятия постановления судом апелляционной инстанции.
Настоящее решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение 10-ти дневного срока со дня принятия решения.
Данное решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа - при условии, что оно было предметом рассмотрения Первого арбитражного апелляционного суда или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, - только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Г.А. Садовская