АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А43-33152/2020
г. Нижний Новгород 05 марта 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 24 февраля 2021 года
Решение изготовлено в полном объеме 05 марта 2021 года
Арбитражный суд Нижегородской области в составе:
судьи Мукабенова Игоря Юрьевича (шифр дела 16-453),
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи при помощи Арбитражного суда Республики Марий Эл помощником судьи Шутовой Н.С.,
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1 (доверенность в деле), ФИО2 (доверенность в деле),
от Управления: ФИО3.(доверенность в деле), ФИО4 (инспектор, служебное удостоверение),
рассмотрел в открытом судебном заседании заявление
общества с ограниченной ответственностью "КиПиАй Агро Сеченово", г. Чебоксары (ОГРН <***> ИНН <***>), о признании незаконным и отмене постановления 07-52-4С/2020 от 01.10.2020 по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания, вынесенного заместителем начальника отдела фитосанитарного надзора, семенного контроля и надзора за качеством зерна Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл.
Определением суда от 23.10.2020 настоящее дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова участвующих в деле лиц в порядке статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Лицам, участвующим в деле, предложено в установленный срок представить дополнительные доказательства в обоснование заявленных требований и возражений и отзыв на заявление с правовым обоснованием своей позиции по делу.
В ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного производства суд пришел к выводу о наличии оснований для его рассмотрения по общим правилам административного судопроизводства, предусмотренных пунктом 2 части 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем на основании части 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства.
В судебном заседании 16.02.2021 судом в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 24.02.2021, после чего рассмотрение дела было продолжено.
После перерыва в судебное заседание участники процесса, надлежащим образом уведомленные о времени и месте продолжения судебного заседания, явку своих представителей не обеспечили, в связи с чем, согласно положениям частей 3 и 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проведено в отсутствие сторон по имеющимся в деле документам.
В ходе судебного разбирательства заявитель настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Административный орган заявленные требования не признает, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным, в связи с чем просит суд заявление Общества оставить без удовлетворения.
Проверив обстоятельства возбуждения дела об административном правонарушении в отношении заявителя, порядок фиксации признаков административного правонарушения, полномочия должностных лиц, осуществлявших производство по делу об административном правонарушении, сроки давности привлечения к административной ответственности, изучив материалы дела и заслушав доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее.
На основании приказа руководителя Управления от 07.08.2020 №872-ООД должностными лицами Управления в период с 11.08.2020 по 24.08.2020 в рамках государственного сортового и семенного контроля проведена внеплановая выездная проверка Общества.
В ходе проведенной проверки Управлением выявлено следующее.
Общество использует для посева семена рапса ярового на посевной площади 549,76 га участка с кадастровым №52:48:0000000:0101 (окрестности с. Красное Сеченовского района Нижегородской области) в количестве 4,04т, в отсутствии документов, подтверждающих проверку на сортовую принадлежность, о чем свидетельствуют:
- акт от 14.06.2020 №16 расхода семян и посадочного материала,
- протокол испытаний от 24.03.2020 №356-357,
- акт №6 отбора средних проб для определения посевных качеств от 17.03.2020;
- сведения об итогах сева под урожай 2020 года форма отчетности 1- фермер, чем нарушило требования статей 21, 25, 26 Федерального закона от 17.12.1997 №149-ФЗ «О семеноводстве» (далее - Закон №149-ФЗ).
Общество использует:
- семена рапса с 14.06.2020 по 24.08.2020 по акту расхода семян и посадочного материала от 14.06.2020 №16 на поле С1(посевная площадь 394,92 га) в количестве 2,902т;
- семена рапса с 14.06.2020 по 18.08.2020 по акту расхода семян и посадочного материала от 14.06.2020 №16 на поле С24 (посевная площадь 107,47 га), в количестве 0,790т;
- семена рапса с 14.06.2020 по 18.08.2020 по акту расхода семян и посадочного материала от 14.06.2020 №16 на поле С26 (посевная площадь 47,37 га), в количестве 0,348т.
В процессе проверки семян (сельскохозяйственных растений) ярового рапса, с участков производства рапса (полей C1, С26, С24 - кадастровый №52:48:0000000:0101 (окрестности с. Красное Сеченовского района Нижегородской области) по акту отбора средних проб от 11.08.2020 №52-07/70 для определения ГМО отобраны средние пробы на наличие ГМО.
Координаты полей зафиксированы при помощи фотосъемки: поле С1 - координаты 55.30711, 45.97483,поле № С26 - координаты 55.30557, 46.02506,поле № С24 - координаты 55.29182, 46.05957.
С поля №С1 посевной площади 394,92 га отобрана средняя проба (вегетативная масса части растений ярового рапса), упакована в сейф - пакеты 59693496 и 59693497, координаты 55.30711, 45.97483.
С поля №С26 посевной площади 47,37 га отобрана средняя проба (вегетативная масса части растений ярового рапса), упакована в сейф - пакеты 59693491 и 59693492, координаты 55.30557, 46.02506.
С поля №С24 посевной площади 107,47 га отобрана средняя проба (вегетативная масса части растений ярового рапса), упакована в сейф - пакеты 596934493 и 596934494, координаты 55.29182, 46.05957.
На базе Общества в складе №3 (деревянный) (окрестности с. Красное Сеченовского района Нижегородской области) выявлена находящаяся на хранении семенная продукция рапса в количестве 10 мест (биг-бэгов) в отсутствии маркировки установленного образца. От указанных семян рапса по акту отбора средних проб от 11.08.2020 №52-07/70 для определения ГМО отобрана средняя проба, упакована в сейф - пакеты 59692349 и 59692350 (координаты места хранения семян - 55.29455, 45.96719; 55.29385, 45.96831; 55.29468, 45.96723).
Пробы в сейф-пакетах 59693496, 596934493, 59693491, 59692349 направлены для исследования в Испытательный центр ФГБУ «Нижегородский референтный центр Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору» (аттестат аккредитации от 04.07.2016 №ААС.А.00180).
Пробы в сейф-пакетах59692350, 59693494, 59693492, 59693497направлены для исследования в ФГБУ «ВНИИКР» (аттестат аккредитации от 07.06.2018 №RA.RU.21HE52) через ФГБУ «Нижегородский референтный центр Россельхознадзора» (аттестат аккредитации от 04.07.2016 №ААС.А.00180).
В результате испытаний:
- в образце вегетативной массы частей растений рапса, отобранного на поле С1, обнаружен ГМО ген ср4 EPSPS и наличие в образце рекомбинантной ДНК, что подтверждается протоколами испытаний от 14.08.2020 №11933А и исследований (испытаний) от 17.08.2020 №784-O.1.20, составленными испытательным центром ФГБУ «Нижегородский Референтный центр Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору» (аттестат аккредитации от 04.07.2016 №ААС.А.00180; далее - ФГБУ "НРЦФСВФН");
- в образце вегетативной массы частей растений рапса, отобранного на поле С24,обнаружен ГМО ген ср4EPSPS и наличие в образце рекомбинантной ДНК, что подтверждается протоколами испытаний от 14.08.2020 №11934А и исследований (испытаний) от 17.08.2020 №784-0.1.20, составленными ФГБУ "НРЦФСВФН";
- в образце вегетативной массы частей растений рапса, отобранного на поле С1,обнаружен ГМО ген ср4 EPSPS и наличие в образце рекомбинантной ДНК, что подтверждается протоколами испытаний от 14.08.2020 №11935А и исследований (испытаний) от 17.08.2020 №784-0.1.20, составленными ФГБУ "НРЦФСВФН";
- в образце семян рапса не сортового, отобранного от хранящейся партии семян (10 биг-бэгов), генетически модифицированные организмы растительного происхождения не выявлены, о чем свидетельствуют протоколы испытаний от 14.08.2020 №11936А и исследований (испытаний) от 17.08.2020 №784-0.1.20, составленные ФГБУ "НРЦФСВФН".
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 24.08.2020 №872.
Усмотрев в действиях Общества признаки состава правонарушения, предусмотренного статьей 10.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом административного органа в пределах полномочий, предоставленных статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 08.09.2020 составлен протокол №52-07/59 С об административном правонарушении. Данный протокол составлен в отсутствие законного представителя Общества, уведомленного о времени и месте составления протокола об административном правонарушении надлежащим образом.
В связи с выявленными нарушениями 01.10.2020 Управлением вынесено постановление №07-52-4С/2020 по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 10.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушенияхс назначением наказанияв виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Не согласившись с оспариваемым постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым требованием.
В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Статьей 10.12 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил производства, заготовки, обработки, хранения, реализации, транспортировки и использования семян сельскохозяйственных растений.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в области семеноводства.
Предмет правонарушения - семена и части сельскохозяйственных растений (клубни, луковицы, плоды, саженцы, собственно семена и другое), применяемые для воспроизводства сортов сельскохозяйственных растений или для воспроизводства видов лесных растений, обладающих сортовыми и посевными качествами.
Объективная сторона данного правонарушения - действие или бездействие, состоящее в нарушении правил производства, заготовки, обработки, хранения, реализации, транспортировки и использования семян.
Нарушения могут допускаться, в том числе и при использовании для производства таких семян, сортовые и посевные качества которых не соответствуют требованиям государственных стандартов; в использовании для посева (посадки) семян, засоренных семенами карантинных растений.
Для привлечения к административной ответственности достаточно совершения любого действия (бездействия) на любом из этапов обращения с семенами сельскохозяйственных культур и наступления последствий не требуется.
Федеральным законом от 17.12.1997 N 149-ФЗ "О семеноводстве" (далее - Закон N 149-ФЗ) определена правовая основа деятельности по производству, заготовке, обработке, хранению, реализации, транспортировке и использованию семян сельскохозяйственных и лесных растений, а также организации и проведения сортового контроля и семенного контроля.
В соответствии со статьей 17 Закона N 149-ФЗ для производства семян должны использоваться семена, сортовые и посевные качества которых соответствуют требованиям нормативных документов в области семеноводства, утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 21 Закона N 149-ФЗ порядок заготовки, обработки, хранения и использования семян сельскохозяйственных растений и семян лесных растений определяется соответственно специально уполномоченным федеральным органом управления сельским хозяйством и специально уполномоченным федеральным органом управления лесным хозяйством.
Запрещается использовать для посева (посадки) семена, сортовые и посевные качества которых не соответствуют требованиям нормативных документов в области семеноводства, утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статьей 25 Закона N 149-ФЗ установлено, что семена, предназначенные для посева (посадки), подлежат проверке на сортовые и посевные качества. Для определения сортовых и посевных качеств семян применяются единые методы, терминология и нормативные документы в области семеноводства, а также единые образцы технических средств. Посевные качества семян определяются на основе требований нормативных документов в области семеноводства, утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу статьи 26 Закона N 149-ФЗ определение сортовых качеств семян сельскохозяйственных растений проводится посредством проведения апробации посевов, грунтового контроля и лабораторного сортового контроля.
Обязательной апробации подлежат посевы сельскохозяйственных растений, семена которых предназначены для реализации.
Апробация посевов сельскохозяйственных растений проводится по заявкам производителей семян семенными инспекциями с привлечением при необходимости оригинаторов сортов сельскохозяйственных растений, а также организаций и физических лиц, определенных в статье 16 настоящего Федерального закона.
Грунтовому контролю подлежат оригинальные, элитные (семена элиты) и репродукционные семена, поступающие в оборот в соответствии с перечнем сельскохозяйственных растений, утвержденным специально уполномоченным федеральным органом управления сельским хозяйством.
Лабораторному сортовому контролю подлежат элитные (семена элиты) и репродукционные семена, поступающие в оборот в соответствии с перечнем сельскохозяйственных растений, утвержденным специально уполномоченным федеральным органом управления сельским хозяйством.
Посевы сельскохозяйственных растений, семена которых предназначены для собственных нужд производителей семян, подлежат регистрации.
Порядок проведения апробации посевов сельскохозяйственных растений, грунтового контроля и лабораторного сортового контроля, а также регистрации посевов сельскохозяйственных растений определяется специально уполномоченным федеральным органом управления сельским хозяйством.
Факт использования Обществом для посева семян рапса ярового на посевной площади 549,76 га участка с кадастровым №52:48:0000000:0101 (окрестности с. Красное Сеченовского района Нижегородской области) в количестве 4,04 т, в отсутствии документов, подтверждающих проверку на сортовую принадлежность, и содержащих в вегетативной массе ГМО ген 4ср EPSPS, подтвержден материалами дела, в том числе актом проверки от 24.08.2020 №872, протоколами испытаний от 14.08.2020№11933А, №11934А, №11935А, №11936Л и другими материалами дела.
Кроме того, в ходе судебного разбирательства по настоящему делу суд установил, что в Арбитражном суде Нижегородской области рассматривалось дело №А43-28958/2020 по заявлению ООО «КиПиАй Агро Сеченово» о признании недействительным предписания от 24.08.2020 №872 ГМО об устранении выявленных нарушений, вынесенное Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республике Марий Эл.
В рамках указанного дела Арбитражный суд Нижегородской области установил законность предписания от 24.08.2020 №872 ГМО об устранении выявленных нарушений.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2021 решение Арбитражного суда Нижегородской области от 11.12.2020 по делу №А43-28958/2020 вступило в законную силу и оставлено без изменения.
Обстоятельства, установленные в рамках дела №А43-28958/2020, в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеют преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела.
При таких обстоятельствах, вывод административного органа о доказанности состава административного правонарушения, ответственность за которые предусмотрена вмененной статьей, является обоснованным.
Судом не установлено процессуальных нарушений со стороны Управления в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении. Отсутствие в извещении от 01.09.2020 №07-07/182 подробно изложенных выявленных в ходе проверки нарушений не свидетельствует о нарушении прав Общества при производстве в отношении него дела об административном правонарушении.
Согласно части 1 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
В соответствии с частью 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае неявки законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если он извещен в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Установленный законом порядок применения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание.
В рассматриваемом случае Общество о времени и месте извещено надлежащим образом заблаговременно до даты составления протокола об административном правонарушении, о чем свидетельствует почтовое уведомление с отметкой о получении.
Общество не было лишено возможности защищать свои интересы, направив своего законного представителя или представителя, действующего на основании доверенности, либо направить в адрес Управления свои возражения, объяснения, однако не воспользовалось своими правами при составлении протокола.
Таким образом, протокол об административном правонарушении от 08.09.2020 нельзя признать недопустимым доказательством по делу.
Судом не принимаются доводы Общества о нарушении Управлением Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", поскольку аналогичные доводы были рассмотрены Арбитражным судом Нижегородской области в рамках дела №А43-28958/2020, вступившее в законную силу решение по которому, как отмечалось выше, имеет преюдициальное значение.
Также суд считает ошибочным мнение заявителя о пропуске Управлением срока привлечения Общества к административной ответственности. Срок привлечения к административной ответственности, как полагает Общество, истек 14.06.2020 (посев семян сельскохозяйственных растений).
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ, если иное не предусмотрено данной нормой, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2 статьи 4.5 КоАП РФ).
Согласно пункту 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в силу части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль).
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
Поскольку срок давности является пресекательным и восстановлению не подлежит, указанное обстоятельство, в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ исключает производство по делу об административном правонарушении.
Из материалов дела следует, что нарушения использования семян с нарушением установленных правил выявлены Управлением в ходе проверки, результаты которой отражены в Акте проверки от 24.08.2020. При этом использование семян предполагает извлечение из посева полезных свойств семян, соответственно, использование семян сельскохозяйственных растений самим фактом посева не завершается.
При таких обстоятельствах срок привлечения Общества к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного вмененное статьей, подтверждается материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении, Актом проверки, иными материалами административного дела.
Доказательств, подтверждающих, что Общество предприняло все зависящие от него меры по надлежащему и полному исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, в материалах дела не имеется.
Исключительных оснований для признания совершенного заявителем административного правонарушения малозначительным судом не усматривается в силу следующих обстоятельств.
На основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения суд может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться вынесением устного замечания.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», указано, что малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.
Следовательно, совершение правонарушения впервые, отсутствие вреда, устранение нарушения являются смягчающими ответственность обстоятельствами, но не освобождают заявителя от административной ответственности за совершенное правонарушение.
Отсутствие негативных последствий и прямого ущерба охраняемым законом интересам, само по себе не является основанием для вывода о малозначительности правонарушения.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в пренебрежительном отношении Общества к исполнению требований, установленных законодательством.
Возможности замены административного наказания на предупреждение судом не усматривается в силу следующего.
Частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
На основании части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Частью 3 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу.
Таким образом, условиями применения правила статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является: 1) наличие в деле достоверных доказательств того, что привлеченное к ответственности лицо является субъектом малого и среднего предпринимательства; 2) правонарушение совершено им впервые; 3) вследствие совершения правонарушения не причинен вред и не создана угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствует имущественный ущерб; 4) правонарушение выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В отсутствие в совокупности всех указанных выше обстоятельств возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением не допускается.
Один лишь факт того, что Общество состоит в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства не свидетельствует о возможности замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение.
В рассматриваемом случае выявленные административным органом нарушения посягают на установленный законодательными и нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере семеноводства. При этом потенциальность угрозы связана с тем, что подавляющее большинство усилий разработчиков направлено на придание растениям устойчивости к чему-то (пестицидам и т.п.). Однако отсутствие контроля в рассматриваемой сфере деятельности может повлечь распространение ГМО растений (произрасти в ином месте, неподконтрольном Обществу), что несет угрозу жизни человека, животного.
При таких обстоятельствах, в силу части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях у суда отсутствуют достаточные и необходимые в совокупности основания для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ и назначения Обществу административного наказания в виде предупреждения.
Наказание по статье 10.12Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Оспариваемым постановлением Обществу назначен административный штраф в размере 5000 рублей, т.е. в пределах санкции, установленной вменяемой статьей. Основания для уменьшения размера штрафа у суда отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу об отсутствии совокупности оснований для отмены оспариваемого постановления, в связи с чем заявленные требования Общества удовлетворению не подлежат.
Вопросы, связанные с государственной пошлиной, судом не рассматриваются, поскольку в силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 180-182, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
заявленные требования общества с ограниченной ответственностью "КиПиАй Агро Сеченово", г. Чебоксары (ОГРН <***> ИНН <***>), о признании незаконным и отмене постановления 07-52-4С/2020 от 01.10.2020 по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания, вынесенного заместителем начальника отдела фитосанитарного надзора, семенного контроля и надзора за качеством зерна Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл, оставить без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Настоящее решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области.
Судья И.Ю. Мукабенов