АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А43-33559/2018
г. Нижний Новгород 11 декабря 2018 года
Резолютивная часть решения объявлена 04 декабря 2018 года
Решение в полном объеме изготовлено 11 декабря 2018 года
Арбитражный суд Нижегородской области в составе судьи Чепурных Марии Григорьевны (вн. шифр 43-766), при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Артемьевым Д.А., после перерыва - помощником судьи Пятановой Е.Н., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению, уточненному в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, общества с ограниченной ответственностью "С-300" (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области от 30.07.2018г. № КУВД-52/241/300/2018-9280 об отказе в государственной регистрации договора купли-продажи земельного участка
и обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области устранить нарушение прав и законных интересов ООО «С-300» (ИНН <***>) произвести государственную регистрацию перехода права собственности на земельный участок - площадью 33 320 кв.м., кадастровый номер: 52:20:19 00 015:0048, категория земель: сельскохозяйственного назначения, назначение: для сельскохозяйственного использования, границы земельного участка имеют следующее местоположение: Нижегородская область, Борский район, район БОРСКИЙ, участок1, левый берег р. Волга, южнее базы отдыха «Дубки», с ООО «С-300» на ФИО1,
при участии представителей сторон:
от заявителя: ФИО2 (доверенность от 01.03.2018),
от ответчика: ФИО3 (доверенность от 10.01.2018),
от ФИО1: ФИО2 (доверенность от 27.10.2015),
от Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области: не явились, ходатайство в отсутствие,
от Администрации городского округа город Бор Нижегородской области: не явились, ходатайство в отсутствие,
установил: в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «С-300» (далее – заявитель, общество) с заявлением, содержащим вышеуказанное требование.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены ФИО1, Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области (далее – Министерство), Администрация городского округа город Бор Нижегородской области (далее – Администрация г.о.г.Бор).
В обоснование заявленного требования общество ссылается на соблюдение им требований статьи 8 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закон № 101-ФЗ) и статьи 11 Закона Нижегородской области № 195-З от 27.12.2007 «Об осуществлении оборота земель сельскохозяйственного назначения в Нижегородской области (далее – Закон № 195-З).
При этом общество поясняет, что оно 16.05.2018 обратилось в уполномоченный орган с уведомлением о намерении продать земельный участок и указало условия продажи, на что получило письменный ответ от 29.08.2018 № 326-03-02 12895/18 об отказе от покупки земельного участка сельскохозяйственного назначения, который в дальнейшем и был предоставлен в регистрирующий орган.
По мнению заявителя, заключенный 21.06.2018 договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 52:20:1900015:48 площадью 33 320 кв.м. с ФИО1 не нарушает законодательство, так как тридцатидневный срок представления уведомления о покупке или отказе от покупки данного земельного участка от субъекта Российской Федерации или в соответствие с законом субъекта Российской Федерации муниципального образования истек 16.06.2018.
Подробно позиция общества изложена в заявлении, возражении на отзыв и поддержана в судебном заседании.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области (далее – Управление Росреестра) возражает против удовлетворения требования заявителя, считая вынесенный отказ законным и обоснованным, поскольку в орган регистрации прав обществом представлено уведомление от 29.05.2018 и решение от 28.05.2018 Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области об отказе от покупки земельного участка сельскохозяйственного назначения, которое по своей сути подтверждает возникновение права преимущественной покупки земельного участка у органа местного самоуправления, на территории которого находится отчуждаемый земельный участок, - Администрации городского округа г. Бор Нижегородской области.
Представитель Управления Росреестра пояснил, что из содержания представленных на регистрацию документов установить юридически значимый факт извещения данного органа местного самоуправления о намерении продажи земельного участка и соблюдения преимущественного права покупки невозможно, в связи с чем у регистрирующего органа возникло сомнение в действительности совершенной сделки купли-продажи и 28.06.2018 осуществление государственной регистрации прав приостановлено по решению государственного регистратора, а 30.07.2018 в ее проведении отказано.
Также Управление Ростреестра отмечает, что в ответ на запрос государственного регистратора от 22.06.2018 Департамент имущественных и земельных отношений администрации г.Бор сообщил, что решение об отказе от преимущественной покупки земельного участка с кадастровым номером 52:20:1900015:48 им не выдавалось.
Подробно позиция Управления Росреестра подробно отражена в отзыве и поддержана представителем в судебном заседании.
Представитель ФИО1 в судебном заседании поддержал позицию заявителя и просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Представитель Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области в судебное заседание не явился, предоставив письменный отзыв, в котором пояснил, что 16.05.2018 от ФИО1 в Министерство поступило извещение о намерении продать земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Нижегородская область, Борский район, уч. 1, левый берег р. Волга, южнее базы отдыха «Дубки», КН 52:20:1900015:0048. Министерством 28.05.2018 принято решение об отказе от покупки вышеуказанного земельного участка, о чем письмом от 29.05.2018 проинформирован заявитель и администрация г.о.г.Бор Нижегородской области.
Подробно позиция Министерства изложена в отзыве на заявление.
Администрация городского округа город Бор Нижегородской области в судебное заседание явку своего представителя не обеспечила, направила письменный отзыв на заявление, в котором пояснила, что не согласна с требованиями заявителя, так как 29.05.2018 (исх. № 326-03-02 12896/18) Министерством в адрес Администрации направлено уведомление об отказе от покупки земельного участка сельскохозяйственного назначения, которое поступило только 14.06.2018. Администрацией 21.06.2018г. (исх. № 3178) в адрес ФИО2 (представителю ФИО1) направлено уведомление о намерении приобретения в собственность вышеуказанного земельного участка.
В данном случае, по мнению Администрации, задержка отправки (доставки) почтового отправления могла повлечь нарушение права муниципального образования на преимущественную покупку земельного участка.
Подробно позиция Администрации изложена в отзыве на заявление.
Изучив материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, судом установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела и сторонами не оспаривается, 16.05.2018 ООО «С-300» обратилось в Министерство имущественных и земельных отношений с уведомлением о намерении продать земельный участок и указало условия продажи.
28.05.2018 Министерством принято решение об отказе от покупки вышеуказанного земельного участка, о чем письмом от 29.05.2018 проинформирован заявитель и администрация г.о. г.Бор Нижегородской области.
21.06.2018 между ООО «С-300» и ФИО1 заключен договор купли-продажи земельного участка площадью 33 320 кв.м., кадастровый номер: 52:20:19 00015:0048, категория земель: сельскохозяйственного назначения, назначение: для сельскохозяйственного использования, границы земельного участка имеют следующее местоположение: Нижегородская область, Борский район, район БОРСКИЙ, участок 1, левый берег р. Волга, южнее базы отдыха «Дубки», и подано заявление на регистрацию.
30.07.2018 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области вынесло решение № КУВД-52/241/300/2018-9280 об отказе в государственной регистрации договора купли-продажи земельного участка на основании того, что сторонами договора при регистрации не представлено документов, подтверждающих отказа или согласия Департамента имущественных и земельных отношений администрации г. Бор на приобретение данного земельного участка.
Изложенные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с рассматриваемым требованием.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
На основании статьи 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственник, может быть приобретено другим лицом на основании сделки об отчуждении этого имущества, в частности договора купли-продажи.
В силу пункта 2 статьи 223 ГК РФ, в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.
Государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 ГК РФ, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты (статья 4 Закона № 122-ФЗ).
В соответствии со статьей 16 Закона № 122-ФЗ государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного на то им (ими) лицами, и документов, необходимых для ее осуществления (правоустанавливающих документов), которые должны пройти правовую экспертизу (статья 13 Закона) с целью установления отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
При отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав осуществляется внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество, совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
В силу абзацев 9, 10 пункта 1 статьи 20 Закона № 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов.
Продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет. Срок для осуществления взаимных расчетов по таким сделкам не может быть более чем девяносто дней. Извещение вручается под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении (пункт 2 статьи 8 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).
На основании пункта 3 статьи 8 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в случае, если субъект Российской Федерации или в соответствии с законом субъекта Российской Федерации муниципальное образование откажется от покупки, либо не уведомит в письменной форме продавца о намерении приобрести продаваемый земельный участок в течение тридцати дней со дня поступления извещения, продавец в течение года вправе продать земельный участок третьему лицу по цене не ниже, указанной в извещении цены. При продаже земельного участка по цене ниже ранее заявленной цены или с изменением других существенных условий договора продавец обязан направить новое извещение по правилам, установленным настоящей статьей.
Аналогичные положения содержатся в статье 11 Закона Нижегородской области №195-3 от 27.12.2007 «Об осуществлении оборота земель сельскохозяйственного назначения в Нижегородской области».
Согласно статье 11 Закона N 195-3 Правительство области или орган местного самоуправления в случае, установленном статьей 14 настоящего Закона, имеют преимущественное право покупки земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов и случаев изъятия земельного участка для государственных нужд Нижегородской области или муниципальных нужд.
Статьей 12 Закона N 195-3 установлено, что продавец земельного участка обязан известить в письменной форме Правительство области о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет. Извещение вручается под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении. Если Правительство области или орган местного самоуправления, а в случае, предусмотренном настоящим Законом, откажутся от покупки либо не уведомят в письменной форме продавца земельного участка о намерении приобрести продаваемый земельный участок в течение тридцати дней со дня поступления извещения, продавец земельного участка вправе в течение года продать земельный участок третьему лицу на условиях, указанных в извещении, и не ниже указанной в извещении цены.
В соответствии со статьей 14 Закона № 195-3 орган местного самоуправления имеет преимущественное право покупки земельного участка по цене, за которую он продается, в случае отказа Правительства области от покупки земельного участка. Орган местного самоуправления после получения уведомления Правительства области об отказе от покупки земельного участка уведомляет продавца земельного участка о покупке либо об отказе от покупки земельного участка в срок, не превышающий тридцати дней со дня поступления извещения от продавца в Правительство области.
Согласно Постановлению Правительства Нижегородской области от 13.10.2003 N302 (ред. от 19.03.2007) "О передаче полномочий по управлению и распоряжению земельными участками (долями в праве общей собственности на земельные участки) из земель сельскохозяйственного назначения" во исполнение Плана мероприятий по реализации законодательства об обороте земель сельскохозяйственного назначения, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2003 года N 120, в целях обеспечения рационального использования земельных участков (их долей в праве общей собственности) из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности Нижегородской области, исходя из принципов эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков (их долей в праве общей собственности) из земель сельскохозяйственного назначения, в соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации, ст. 2, п. 2 ст. 10 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 года N 136-ФЗ, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Уставом Нижегородской области Правительство Нижегородской области постановило передать министерству государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области полномочия по управлению и распоряжению земельными участками и долями в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящимися в собственности Нижегородской области, в том числе и осуществление преимущественного права Правительства Нижегородской области по покупке земельных участков (долей в праве общей собственности на земельные участки) из земель сельскохозяйственного назначения, а также проведение необходимых действий по принудительному изъятию ненадлежаще используемых и неиспользуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, (в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 19.03.2007 N 77).
Пунктом 1.1 Постановления Правительства Нижегородской области от 16.10.2015 N666 (ред. от 29.07.2016) "Об утверждении Положения о министерстве инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области" установлено, что Министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области (далее - Министерство) образовано в соответствии с Законом Нижегородской области от 3 октября 2007 года N 129-3 "О Правительстве Нижегородской области", Указом Губернатора Нижегородской области от 15 октября 2014 года N 115 "Об утверждении структуры органов исполнительной власти Нижегородской области" в результате реорганизации министерства инвестиционной политики Нижегородской области и министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области путем их слияния и является органом исполнительной власти Нижегородской области, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области инвестиционной деятельности, земельно-имущественных отношений Нижегородской области.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 22.03.2018 N 183 (в ред. от 12 10.2018) "Об утверждении Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Нижегородской области" утверждено Положение о министерстве имущественных и земельных отношений Нижегородской области, согласно которому Министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области переименовано в министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области в соответствии с Указом Губернатора Нижегородской области от 15 января 2018 г. N 6 "Об утверждении структуры органов исполнительной власти Нижегородской области". Министерство является правопреемником министерства инвестиционной политики Нижегородской области и министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области в результате реорганизации министерства инвестиционной политики Нижегородской области и министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области путем их слияния в соответствии с Указом Губернатора Нижегородской области от 15 октября 2014 г. N 115 "Об утверждении структуры органов исполнительной власти Нижегородской области" (пункты 1.1, 1.4 Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Нижегородской области).
Заявитель исполнил свою обязанность по направлению уведомления о намерении продать земельный участок в уполномоченный орган - Правительство Нижегородской области в лице Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.
Получив в установленный действующим законодательством тридцатидневный срок от Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородскойобласти уведомление об отказе от покупки земельного участка, заключило договор купли - продажи с ФИО1 и обратилось в Управление за государственной регистрацией прав, представив необходимый перечень документов, что Управлением не оспаривается.
Ссылка Управления на отсутствие отказа администрации г.о.г. Бор на приобретение данного земельного участка судом отклоняется, поскольку установленный действующим законодательством тридцатидневный срок обществом соблюден, следовательно, у администрации г.о.г.Бор имелась реальная возможность воспользоваться предоставленным ей преимущественным правом покупки, которую орган не реализовал.
Довод администрации г.о.г. Бор о том, что задержка отправки (доставки) почтового отправления могла повлечь нарушение права муниципального образования на преимущественную покупку земельного участка судом отклоняется, поскольку администрацией уведомление получено от Министерства до истечения тридцатидневного срока и у нее имелась возможность представить ответ до 16.06.2018. Однако свое уведомление о приобретении в собственность земельного участка администрация направила в адрес заявителя только 21.06.2018 исх.№3178, то есть за истечением установленного действующим законодательством тридцатидневного срока.
Поскольку администрацией г.о.г. Бор в установленный законом срок не выражена заинтересованность в реализации преимущественного права покупки земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, следовательно, отсутствует и нарушение его преимущественного права на приобретение земельного участка.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Заключенный 21.06.2018 договор купли-продажи земельного участка никем не оспорен в установленном законом порядке, является действующим .
Учитывая вышеизложенное, у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации права собственности по договору купли-продажи земельного участка.
Установленные обстоятельства свидетельствуют о наличии совокупности двух условий, при которых оспариваемый отказ регистрирующего органа в соответствии частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ подлежит признанию недействительным, в связи с чем суд удовлетворяет заявленное требование в силу части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ применяет правовосстановительную меру.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей относятся на ответчика и подлежат взысканию с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180-182, 201, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Заявленное требование общества с ограниченной ответственностью "С-300" (ОГРН <***>, ИНН <***>) удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области от 30.07.2018г. № КУВД-52/241/300/2018-9280 об отказе в государственной регистрации прав и обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области после вступления настоящего решения суда в законную силу устранить нарушение прав и законных интересов ООО «С-300» (ИНН <***>) путем государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок - площадью 33 320 кв.м., кадастровый номер: 52:20:19 00 015:0048, категория земель: сельскохозяйственного назначения, назначение: для сельскохозяйственного использования, границы земельного участка имеют следующее местоположение: Нижегородская область, г.Бор, левый берег р. Волга, южнее базы отдыха «Дубки», участок №1, с ООО «С-300» на ФИО1.
Взыскать с ответчика в пользу заявителя 3000рублей расходы по уплате государственной пошлины.
Исполнительный лист на взыскание государственной пошлины выдать после вступления решения суда в законную силу.
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия и может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в месячный срок со дня принятия решения.
Судья М.Г.Чепурных