ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-3502/16 от 17.05.2016 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-3502/2016

г. Нижний Новгород 17 мая 2016 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Леонова Андрея Владимировича (шифр 51-139),

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению

Страхового акционерного общества «ВСК» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 03.02.2016 по делу об административном правонарушении №1846-ФАС52-07/15,

установил:

в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось САО «ВСК» (далее - заявитель, Общество) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее – административный орган, Управление, УФАС) от 03.02.2016 по делу об административном правонарушении №1846-ФАС52-07/15.

Определением от 22.03.2016 заявление было принято к производству и назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства. Заявитель и ответчик надлежащим образом извещены о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства и о необходимости представления в установленный срок необходимых документов и доказательств.

Сторонам было предоставлено время для направления доказательств и отзыва на заявление, в соответствии с частью 2 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

От Управления поступили отзыв и материалы административного дела.

На основании статей 226, 228 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассматривается в порядке упрощенного производства без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.

Подробно позиция заявителя изложена в заявлении. В обоснование своих доводов заявитель считает, что им правомерно были применены новые базовые ставки и действия Общества не подпадают под действие п.9 ст.4 ФЗ от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции». При этом, Общество указывает на то, что даже если предположить, что в его действиях имеется состав вменяемого правонарушения, то в данном случае возможно применение положения статьи 2.9 КоАП РФ и признания выявленного правонарушения малозначительным.

Административный орган возражает против удовлетворения требований заявителя, считает, что оспариваемое постановление законно и обоснованно. Кроме того, по мнению Управления в материалах дела отсутствуют основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ.

Проверив обстоятельства возбуждения дела об административном правонарушении в отношении Общества, полномочия лица, составившего протокол об административном правонарушении, порядок фиксации признаков административного правонарушения, сроки давности привлечения к административной ответственности, изучив материалы дела, арбитражный суд пришел к выводу о необходимости отказать в удовлетворении заявленных требований в связи со следующим.

Как следует из материалов рассматриваемого дела, в адрес Управления поступило обращение СПАО «РЕСО-Гарантия» на действия САО «ВСК», содержащие, по мнению СПАО «РЕСО-Гарантия», признаки недобросовестной конкуренции и противоречащие требованиям части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-Ф3 «О защите конкуренции». В своем обращении СПАО «РЕСО-Гарантия» сообщил, что 05.03.2015 ГКУ НО «Автобаза управления делами Правительства Нижегородской области» разместило на сайте: zakupki.gov.ru извещение №0332200066815000015 о проведении запроса котировок на право заключения государственного контракта по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО). По мнению заявителя, САО «ВСК» необоснованно занизило начальную цену контракта, в результате чего стало победителем.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства решением от 01.12.2015г. по делу №1552-ФАС52-07/15 признала действия САО «ВСК» нарушением части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции».

Нарушение статьи 14 Федерального Закона «О защите конкуренции» образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Уведомлением от 15.12.2015 заявитель был извещен о дате и месте составления протокола об административном правонарушении.

Сотрудник административного органа 20.01.2016 в пределах полномочий, предоставленных статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составил протокол об административном правонарушении № 1846-ФАС52-07/15. Указанный протокол составлен в присутствии представителя Общества по доверенности.

Определением от 20.01.2016 заявитель был извещен о дате и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.

Усматривая в действиях Общества состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель руководителя Управления 03.02.2016 вынес постановление по делу об административном правонарушении № 1846-ФАС52-07/15 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

Заявитель не согласился с указанным постановлением и обратился в суд с соответствующим заявлением.

В силу частей 6 и 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Как установлено судом, САО «ВСК» зарегистрировано за основным регистрационным номером <***> согласно Свидетельства серия 77 №007809091. САО «ВСК» имеет лицензию от 19.11.2011 С №0621 77 на осуществление различных видов страхования. На территории Нижегородской области находится филиал САО «ВСК».

СПАО «РЕСО-Гарантия» зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером 1027700042413 согласно Свидетельства о государственной регистрации №005.537. Основной целью общества является получение прибыли за счет осуществления страховой деятельности. СПАО «РЕСО-Гарантия» имеет лицензию от 20.08.2015 ОС №1209-03 на осуществление страхования. На территории Нижегородской области находится филиал СПАО «РЕСО-Гарантия».

Таким образом, СОАО «ВСК» и СПАО «РЕСО-Гарантия» осуществляют деятельность на одном рынке - рынке страховых услуг в границах Нижегородской области и являются конкурентами.

05.03.2015 на официальном сайте zakupki.gov.ru размещена информация о проведении запроса котировок на право заключения государственного контракта по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств для нужд ГКУ НО «Автобаза управления делами Правительства Нижегородской области». Дата начала подачи заявок - 27.03.2015, дата окончания подачи заявок - 07.04.2015г.

Четыре страховых организации подали котировочные заявки.

Начальная (максимальная) цена контракта составила 499 763,90 рублей. Три страховые компании предложили цену контракта в сумме 473 700,31 рублей, САО «ВСК» предложило цену контракта в сумме 426 893 рублей.

Решением комиссии от 07.04.2015 победителем признано САО «ВСК» как участник, предложивший минимальную цену контракта в сумме 426 893 руб.

В пояснениях от 18.08.2015 №СС-07/8307, от 23.11.2015г. (вх.№7538) САО «ВСК» сообщило, что расчет цены контракта произведен с использованием минимальных значений коэффициента Тб согласно приказа общества от 02.04.2015. При рассмотрении ценового предложения САО «ВСК» использовало страховые тарифы, которые будут действовать на момент заключения договора.

Согласно части 6 статьи 9 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» установленные в соответствии с настоящим законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.

Частью 1 статьи 9 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» предусмотрено, что страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов. Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.

Страховые тарифы, коэффициенты страховых тарифов по обязательному страхованию (их предельные уровни), структура страховых тарифов, коэффициентов страховых тарифов и порядок их применения при определении страховой премии по договору обязательного страхования установлены Указанием Центрального банка РФ от 19.09.2014 №33 84-У с последующими изменениями.

Размер суммы страховой премии определяется как произведение базового страхового тарифа на соответствующие коэффициенты.

Указанием Центрального банка РФ от 19.09.2014г. №3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» установлены следующие предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (Тб) (Приложение 1):

1. транспортные средства категории «В», «ВЕ» для юридических лиц: от 2926
 рублей до 3087 рублей;

2. транспортные средства категорий «D» и «DE»:

- с числом пассажирских мест до 16 включительно: от 1996 рублей до 2106 рублей;

- с числом пассажирских мест более 16: с 2495 рублей до 2632 рублей;

3. тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины: от 1497
 рублей до 1579 рублей.

20.03.2015 №3604-У в Указания Центрального банка РФ от 19.09.2014 №3384-У внесены изменения, согласно пункту 1.1 которых вводились новые базовые ставки страхового тарифа Тб. Между тем, пункт 1.1 изменений в Указание вводился в действие только с 12.04.2015.

Приказом САО «ВСК» от 02.04.2015 №00-70-05/103-ОД утверждены следующие размеры базовой ставки страхового тарифа (Тб):

1. транспортные средства категории «В», «ВЕ» для юридических лиц: 2573
 рубля;

2. транспортные средства категорий «D» и «DE»:

- с числом пассажирских мест до 16 включительно: 2808 рублей;

- с числом пассажирских мест более 16: с 3509 рублей;

3. тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины: 1124 рублей.

Приказ ввел в действие базовые ставки страхового тарифа (Тб) с 12 апреля 2015 года.

САО «ВСК» применило для расчета начальной цены контракта базовые ставки, утвержденные данным приказом.

Однако в период с момента подачи заявок на участие в запросе котировок (27.03.2015) до момента рассмотрения и оценки заявок Комиссией (07.04.2015) действовали прежние базовые ставки страховых тарифов, поскольку изменения в Указание Центрального банка РФ от 19.09.2014 №3384-У вводились только с 12.04.2015.

Таким образом, САО «ВСК» неправомерно применило новые базовые ставки страховых тарифов согласно Приказа общества от 02.04.2015 №00-70-05/103-ОД, поскольку они не были введены в действие на момент подачи и рассмотрения заявок при участии в запросе котировок на право заключения государственного контракта по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств для нужд ПСУ НО «Автобаза управления делами Правительства Нижегородской области».

Кроме того, Управление Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Банка России в Приволжском федеральном округе в письме от 08.10.2015 исх.3С59-7-2-3/22176 пояснило, что Приказ САО «ВСК» от 02.04.2015 №00-70-05/103-ОД не соответствует требованиям Указания Банка России, поскольку в данном приказе размер базового страхового тарифа определен для каждой категории транспортных средств без указания сведений о размере базовой ставки страхового тарифа применительно к каждой территории преимущественного использования транспортного средства.

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Федерального закона «О защите конкуренции», недобросовестной конкуренцией являются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам -конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Для признания действий хозяйствующего субъекта недобросовестной конкуренцией необходимо исходить из признаков недобросовестной конкуренции, изложенных в пункте 9 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции». Такими признаками являются:

- хозяйствующие субъекты должны осуществлять предпринимательскую деятельность;

- действия недобросовестного хозяйствующего субъекта должны быть направлены на получение преимуществ;

- действия недобросовестного хозяйствующего субъекта должны быть противозаконны;

- действия недобросовестного хозяйствующего субъекта должны причинить или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам.

Закон обязывает квалифицировать действия хозяйствующего субъекта как недобросовестную конкуренцию только при наличии в его действиях всех признаков недобросовестной конкуренции, предусмотренных Федерального закона «О защите конкуренции».

Частью 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции» определено, что не допускается недобросовестная конкуренция.

САО «ВСК» и СПАО «РЕСО-Гарантия» работают на одном рынке оказания услуг страхования, в том числе обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в границах Нижегородской области, следовательно, являются конкурентами.

САО «ВСК», рассчитывая страховую премию, применило базовые ставки страховых тарифов (Тб), отличные от установленных Указанием Центрального банка РФ от 19.09.2014 №3384-У.

Применив иные базовые ставки страховых тарифов (Тб), САО «ВСК» предложило наименьшую итоговую сумму начальной цены контракта в размере 426893 рублей. В результате уменьшения суммы начальной цены контракта при подведении итогов запроса котировок САО «ВСК» признано победителем.

Действия САО «ВСК» противоречат требованиям законодательства Российской Федерации, а именно статье 9 Федерального закона от 25 апреля 2002 года №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», которым установлено, что страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.

САО «ВСК» своими неправомерными действиями по занижению страховых тарифов, и в итоге начальной цены контракта (страховой премии), получило преимущество, увеличив количество своих страхователей. Заказчик заключил государственный контракт от 20.04.2015 №8-ЗК именно с САО «ВСК».

Таким образом, действия САО «ВСК» направлены на получение преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности.

Действия САО «ВСК» причинили убытки добросовестным страховщикам, участвующим в запросе котировок, в том числе заявителю СПАО «РЕСО-Гарантия», поскольку конкуренты лишились возможности участвовать в честной конкурентной борьбе и заключить договор со страхователем - ГКУ НО «Автобаза управления делами Правительства Нижегородской области».

Данные действия САО «ВСК» являются недобросовестной конкуренцией.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция не допускается.

Таким образом, действия САО «ВСК» противоречат требованиям части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно части 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях недобросовестная конкуренция, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.3 настоящего кодекса и частью 2 настоящей статьи, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Действия САО «ВСК» содержат состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.33 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Факт нарушения САО «ВСК» требований части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции» установлен решением №1552-ФАС52-07/15 от 01.12.2015 Комиссии Нижегородского УФАС России.

Обстоятельств, свидетельствующих о возможности применения положений
 ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного правонарушения не установлено.

По смыслу статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности административного правонарушения.

Согласно пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.

Малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий нарушения, возмещение причиненного ущерба не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания и являются смягчающими вину.

В материалах дела отсутствуют сведения о каких-либо исключительных, форс-мажорных обстоятельствах, при которых САО «ВСК» совершило указанные правонарушения.

Оценив конкретные обстоятельства совершения административного правонарушения и роль правонарушителя, а также имеющиеся в материалах дела доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу том, что рассматриваемое правонарушение несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, в связи с чем отсутствуют основания для признания его малозначительным.

Кроме того, суд не находит оснований для применения положений п.3.2 ч.3 ст.4.1 КоАП РФ. В материалах дела отсутствуют, документы, свидетельствующие о тяжелом имущественном или финансовом положении привлеченного к административной ответственности юридического лица.

На основании изложенного требование заявителя удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 167-170, 180-182, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении заявленных требований Страховому акционерному обществу «ВСК» (ИНН <***>, ОГРН <***>), отказать.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не будет изменено или отменено, вступит в силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение 10-ти дневного срока со дня принятия решения.

Судья А.В.Леонов