ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-35718/19 от 22.07.2020 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ  ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело №А43-35718/2019

г.Нижний Новгород                                                                                          31 июля 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 22 июля 2020 года.

Полный текст решения изготовлен 31 июля 2020 года.

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Беляниной Евгении Владимировны (шифр 37-995),

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Анпилоговой А.Д., секретарем судебного заседания Матвеевой Д.Е.,

рассмотрев в судебном заседании дело

по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>)

к Межрайонной инспекции ФНС России №2 по Нижегородской области

о признании незаконным отказа в возврате излишне взысканных страховых взносов и об обязании возвратить излишне взысканные страховые взносы в сумме 13 075,80 руб.,

третье лицо: Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе город Дзержинск Нижегородской области,

при участии

от заявителя: ФИО1 (паспорт, выписка из ЕГРИП),

от ответчика: ФИО2 (доверенность от 20.12.2019 со сроком действия до 31.12.2020),

от третьего лица: ФИО3 (доверенность от 01.06.2020 со сроком действия до 01.06.2021),

в судебном заседании 15.07.2020 объявлялся перерыв в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ до 22.07.2020,

установил:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Нижегородской области о признании незаконным отказа в возврате излишне взысканных страховых взносов в сумме 13 075,80 руб. (решение от 04.04.2019 №10-70-ЗГ/2064) и об обязании возвратить излишне взысканные страховые взносы в сумме 13 075,80 руб. с начисленными процентами; третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе город Дзержинск Нижегородской области.

Заявитель полагает, что указание им неверного КБК не может служить основанием для признания обязанности по уплате страховых взносов неисполненной.

Ответчик заявленные требования отклонил, полагает, что у него не имеется оснований для возврата заявителю спорных денежных средств, поскольку последние уже возвращены ему в составе суммы 28 790,69 руб.

Третье лицо, пояснив ранее, что спорные денежные средства не входят в состав суммы 28 790,69 руб. (протокол судебного заседания от 12.02.2020), в дальнейшем пояснило, что причиной образования переплаты в сумме 28 790,69 руб. явилась уплата заявителем страховых взносов в течение 2017, 2018 годов на неверный КБК, данная переплата была возвращена заявителю на основании его заявления, поданного в декабре 2019 года (пояснения от 14.07.2020).

Изучив материалы дела, суд установил следующее.

Заявитель зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 22.04.2013; заявитель применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы».

В связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 №243-ФЗ полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование с 01.01.2017 переданы налоговым органам.

В этой связи органом Пенсионного фонда РФ в налоговый орган переданы сальдовые остатки по заявителю по состоянию на 31.12.2016; так, по данным органа Пенсионного фонда РФ, за заявителем числится задолженность по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере за 2016 год в сумме 4 839,12 руб. и по страховым взносам на ОПС в размере 1% от суммы дохода, превышающей 300 000 руб., за 2016 год в сумме 4 059,34 руб. Как следует из пояснений третьего лица, в настоящее время данная задолженность у заявителя отсутствует (в частности, страховые взносы на ОПС в фиксированном размере за 4 квартал 2016 года, уплаченные заявителем 30.12.2016, учтены органом Пенсионного фонда РФ 22.01.2017).

Согласно налоговой декларации заявителя за 2017 год сумма полученных доходов за налоговый период – 1 607 580 руб., соответственно, сумма страховых взносов на ОПС в размере 1% от суммы дохода, превышающей 300 000 руб., - 13 075,80 руб.; страховые взносы на ОПС в фиксированном размере – 23 400 руб.

Согласно налоговой декларации заявителя за 2018 год сумма полученных доходов за налоговый период – 1 821 603 руб., соответственно, сумма страховых взносов на ОПС в размере 1% от суммы дохода, превышающей 300 000 руб., - 15 216,03 руб.; страховые взносы на ОПС в фиксированном размере – 26 545 руб.

Платежными документами от 25.04.2017, от 24.07.2017, от 25.10.2017, от 26.04.2018 заявитель перечислил страховые взносы на ОПС в размере 1% от суммы дохода, превышающей 300 000 руб., за 1, 2, 3, 4 кварталы 2017 года в сумме 988 руб., 3 872 руб., 3 098 руб., 5 118 руб. соответственно (всего – 13 076 руб.), указав при этом КБК 18210202140061200160 (за периоды до 01.01.2017).

Платежными документами от 24.04.2018, от 29.06.2018, от 24.10.2018, от 29.12.2018 заявитель перечислил страховые взносы на ОПС в размере 1% от суммы дохода, превышающей 300 000 руб., за 1, 2, 3, 4 кварталы 2018 года в сумме 655,41 руб., 4 351,42 руб., 4 643,30 руб., 5 565,90 руб. соответственно (всего – 15 216,03 руб.), указав при этом КБК 18210202140061200160 (за периоды до 01.01.2017).

Поскольку с 01.01.2017 данные страховые взносы подлежат перечислению на КБК 18210202140061110160 и ввиду указания заявителем неверного КБК, данные платежи налоговым органом учтены не были.  

Как следует из пояснений ответчика: в течение 2017 года заявителем уплачены страховые взносы на ОПС в фиксированном размере – 23 400 руб. (с указанием КБК 18210202140061110160), данные платежи налоговым органом учтены; в течение 2018 года заявителем уплачены страховые взносы на ОПС в фиксированном размере – 26 545 руб. (с указанием КБК 18210202140061110160, но без указания отчетного периода по двум последним платежам), данные платежи налоговым органом учтены частично - два последних платежа направлены на погашение задолженности по страховым взносам за 2017 год (1% от суммы дохода, превышающей 300 000 руб.), числящейся за заявителем по данным налогового органа.

В результате данных действий налогового органа у заявителя образовалась недоимка по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере за 2018 год. В этой связи Инспекцией в адрес заявителя выставлено требование от 22.01.2019 №5045 об уплате данной недоимки – в сумме 13 075,80 руб. и пени – в сумме 27,02 руб. со сроком исполнения до 11.02.2019, а впоследствии – произведено ее взыскание на основании решения от 12.02.2019 №1399 о взыскании налога за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках (инкассовое поручение от 12.02.2019 №1071, исполненное банком 18.02.2019).

Полагая данные действия Инспекции незаконными, заявитель обратился с соответствующей жалобой в вышестоящий налоговый орган.

Решением Управления ФНС России по Нижегородской области от 25.07.2019 №09-11-ЗГ/02224@ решение Инспекции от 12.02.2019 №1399 отменено – как вынесенное с нарушением процедуры взыскания, установленной Налоговым кодексом РФ, в то же время требование о возврате взысканных по инкассовому поручению от 12.02.2019 №1071 страховых взносов в сумме 13 075,80 руб. оставлено без удовлетворения – ввиду отсутствия доказательств наличия переплаты по страховым взносам (на момент рассмотрения жалобы заявителя реакции последнего на предложение об урегулировании возникшей ситуации (письмо Инспекции от 17.06.2019 №10-69/007646) не последовало).

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в суд с вышеуказанным заявлением.

Изучив материалы дела, оценив доказательства и доводы, приведенные сторонами  в обоснование своих требований и возражений, суд приходит к следующим выводам.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов. Указанному праву налогоплательщика корреспондирует установленная подпунктом 7 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса РФ обязанность налогового органа осуществлять возврат и зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней, штрафов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ.

При этом излишне уплаченной суммой налога может быть признано зачисление на счета соответствующего бюджета денежных средств в размере, превышающем подлежащие уплате суммы налога за определенные налоговые периоды. Наличие переплаты выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный налоговый период, с платежными документами, относящимися к тому же периоду, с учетом сведений о расчетах налогоплательщика с бюджетами.

Согласно пункту 1.1 статьи 79 Налогового кодекса РФ сумма излишне взысканных страховых взносов подлежит возврату плательщику страховых взносов с учетом особенностей, предусмотренных данным пунктом.

Возврат плательщику страховых взносов суммы излишне взысканных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, штрафам производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной задолженности по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в который эта сумма была зачислена, в соответствии со статьей 78 Налогового кодекса РФ.

Согласно пункту 5 статьи 79 Налогового кодекса РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.

Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка РФ.

Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 45 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика (со счета иного лица в случае уплаты им налога за налогоплательщика) в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

Обязанность по уплате налога не признается исполненной в случаях, перечисленных в пункте 4 статьи 45 Налогового кодекса РФ, при этом неправильное указание кода бюджетной классификации в платежном поручении не является основанием для признания обязанности по уплате налога неисполненной.

В соответствии с пунктом 7 статьи 45 Налогового кодекса РФ при обнаружении налогоплательщиком (иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика) ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, налогоплательщик в течение трех лет с даты перечисления таких денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации вправе представить в налоговый орган по месту учета заявление об уточнении платежа в связи с допущенной ошибкой с приложением к нему документов, подтверждающих уплату соответствующего налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика или счет Федерального казначейства.

Код бюджетной классификации относится к группе реквизитов, позволяющих определить принадлежность платежа.

Указанные разъяснения содержатся, в частности, в письме ФНС России от 10.10.2016 №СА-4-7/19125@, в письме Минфина России от 19.01.2017 №03-02-07/1/2145.

Порядок работы налоговых органов с невыясненными платежами утвержден Приказом ФНС России от 25.07.2017 №ММВ-7-22/579@.

Работа с невыясненными платежами осуществляется по расчетным документам, в полях которых не указана или неверно указана информация плательщиком либо кредитным учреждением при формировании ЭПД, а также платежи, которые невозможно однозначно определить к отражению в информационных ресурсах налоговых органов.

Уточнение платежей налоговые органы осуществляют в порядке, предусмотренном пунктами 7, 9 статьи 45 Налогового кодекса РФ.

В ходе судебного разбирательства сторонами и третьим лицом, по предложению суда, произведена сверка расчетов по обязательствам заявителя. В рамках данной сверки органом Пенсионного фонда РФ представлена справка от 20.11.2019 о состоянии расчетов по страховым взносам по состоянию на 31.12.2016, согласно которой у заявителя имеется переплата по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере в сумме 29 080,96 руб.

В этой связи заявитель обратился в орган Пенсионного фонда РФ с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов в сумме 28 790,69 руб. (разница в 290,27 руб. – за пределами 3-летнего периода). На основании решения от 20.01.2020 №985 заявителю возвращены излишне уплаченные страховые взносы в сумме 23 774,06 руб. (платежное поручение от 21.01.2020 №818800), а также в дальнейшем – в сумме 5 016,63 руб. (что сторонами не оспаривается).

Как установлено в ходе судебного разбирательства (а иное из материалов дела не следует), причиной образования переплаты в сумме 28 790,69 руб. явилась уплата заявителем страховых взносов в течение 2017, 2018 годов на неверный КБК. В результате данных действий органа Пенсионного фонда РФ (правомерность которых не является предметом рассмотрения по настоящему делу) заявителю фактически возвращены уплаченные им страховые взносы на ОПС в размере 1% от суммы дохода, превышающей 300 000 руб., за 1, 2, 3, 4 кварталы 2017 года, 1, 2, 3, 4 кварталы 2018 года.

Соответственно, оснований считать, что в настоящее время на счетах соответствующего бюджета имеются денежные средства в размере, превышающем подлежащие уплате суммы страховых взносов за 2017, 2018 годы, не имеется. В этой связи оснований для возврата суммы 13 075,80 руб., в период с 18.02.2019 по 21.01.2020 действительно являвшейся излишне взысканной (в свете положений статьи 45 Налогового кодекса РФ - применительно к невыясненным платежам заявителя), в настоящее время не имеется.

В свою очередь, проценты за период с 19.02.2019 по 21.01.2020 подлежат уплате налоговым органом.

Также суд отмечает, что данного судебного разбирательства можно было бы избежать в случае своевременного и адекватного реагирования заявителя на предложение налогового органа об урегулировании возникшей ситуации – путем предоставления в налоговый орган заявления о необходимости уточнения реквизитов платежного документа (письмо Инспекции от 17.06.2019 №10-69/007646, решение Управления от 25.07.2019 №09-11-ЗГ/02224@).

В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы относятся на стороны пропорционально размеру удовлетворенных требований.

Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Судебные расходы, понесенные заявителем и состоящие из государственной пошлины, с учетом Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.11.2008 №7959/08 относятся на ответчика.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 110, 167-170, 180, 201, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным отказ Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Нижегородской области в возврате индивидуальному предпринимателю ФИО1 излишне взысканных страховых взносов в сумме 13 075,80 руб. (решение от 04.04.2019 №10-70-ЗГ/2064).

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Нижегородской области в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>; зарегистрирован 22.04.2013 Межрайонной инспекцией ФНС России №2 по Нижегородской области) 869,23 руб. процентов, 300 руб. государственной пошлины.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу по заявлению взыскателя.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия. Решение может быть обжаловано в порядке, установленном статьей 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, через принявший решение арбитражный суд первой инстанции.

Судья                                                                                                                         Е.В.Белянина