АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело №А43-35830/2009
10 – 591
г. Нижний Новгород 28 декабря 2009 года
Арбитражный суд Нижегородской области в составе судьи Иванова Алексея Викторовича,
при ведении протокола судебного заседания судьей Ивановым А.В.,
при участии представителей:
от заявителя — ФИО1 (доверенность от 18 августа 2009 года),
от администрации Выксунского муниципального района — главного специалиста юридического отдела ФИО2 (доверенность №87 от 19 октября 2009 года),
рассмотрев 21 декабря 2009 года в открытом судебном заседании с объявлением резолютивной части судебного решения заявление
общества с ограниченной ответственностью «Главспецстрой» г. Нижний Новгород об оспаривании бездействия финансового органа, осуществляющего открытие и ведение лицевых счетов получателей средств бюджета муниципального образования Выксунский район Нижегородской области, при принудительном исполнении судебного акта и исполнительного листа, выданного Арбитражным судом Нижегородской области,
установил:
заявитель, с учетом уточнения в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявленных требований, просит признать незаконным бездействие Управления финансов администрации Выксунского муниципального района Нижегородской области, выразившееся в неприятии надлежащих и установленных законом мер для принудительного исполнения судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства местного бюджета по исполнительному листу №059418*, выданному Арбитражным судом Нижегородской области 9 апреля 2009 года, и обязать заинтересованное лицо исполнить судебный акт Арбитражного суда Нижегородской области от 3 марта 2009 года по делу №А43-1250/2009 3-7. При разрешении вопроса о судебных расходах, заявитель просит взыскать понесенные им при обращении в суд расходы по уплате государственной пошлины с администрации Выксунского муниципального района Нижегородской области (как с субъекта имущественных правоотношений).
Заявленные требования общество с ограниченной ответственностью «Главспецстрой» мотивирует нарушением финансовым органом, исполняющим местный бюджет, положений ст. 242.1, 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации. По мнению заявителя, допустимые законом меры по понуждению к исполнению требований судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам учреждения, финансируемого за счет средств местного бюджета, должностными лицами финансового органа не были приняты. В частности, операции по расходованию средств на лицевых счетах бюджетополучателя не приостанавливались.
В судебном заседании представитель администрации Выксунского муниципального района Нижегородской области требования заявителя не признает, а доводы полагает необоснованными и подлежащими отклонению. При этом названный представитель указывает, что требование соответствующего судебного акта частично исполнялось по мере накопления средств бюджета, направляемых на финансирование расходных обязательств по благоустройству муниципального образования. Более того, судебный акт и исполнительный лист был предъявлен заявителем повторно в сентябре 2009 года (поступили в финансовый орган для исполнения 18 сентября 2009 года). В течение установленных сроков исполнения требований этого судебного акта, администрация Выксунского муниципального района инициировала внесение на рассмотрение представительного органа местного самоуправления вопроса об изменении местного бюджета на 2009 год в части, урегулирования погашения задолженности перед обществом с ограниченной ответственностью «Главспецстрой». Представительный орган местного самоуправления инициативу исполнительного органа местного самоуправления поддержал. В настоящее время изыскиваются возможности для осуществления бюджетных заимствований с целью полного расчета с заявителем.
Заслушав доводы представителей лиц, принявших участие в судебном заседании, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд считает, что требования общества с ограниченной ответственностью «Главспецстрой» подлежат удовлетворению в силу следующего.
Как следует из материалов дела, 3 марта 2009 года Арбитражным судом Нижегородской области по делу №А43-1250/2009 3-7 утверждено мировое соглашение между обществом с ограниченной ответственностью «Главспецстрой» и администрацией Выксунского муниципального района Нижегородской области, согласно условиям которого администрация Выксунского муниципального района Нижегородской области обязалась оплатить заявителю задолженность по муниципальному контракту №07-381-ОК от 10 августа 2007 года в размере 3617311 рублей 22 копейки, а также часть начисленных процентов за просрочку по оплате долга в сумме 355164 рубля, в следующие сроки:
до 1 апреля 2009 года — 1205770 рублей 41 коп. долга и 118388 рублей процентов;
до 1 мая 2009 года — 1205770 рублей 41 коп. долга и 118388 рублей процентов;
до 1 июня 2009 года — 1205770 рублей 41 коп. долга и 118388 рублей процентов.
Поскольку к первоначальному сроку погашения установленных в мировом соглашении денежных обязательств не состоялось, заявитель как взыскатель обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с требованием о выдаче исполнительного листа для принудительного исполнения мирового соглашения, утвержденного этим судом.
Такой исполнительный лист был выдан заявителю 9 апреля 2009 года. В связи с чем, указанный исполнительный лист был предъявлен заявителем вместе с судебным актом (заверенной судом копией определения от 3 марта 2009 года по делу №А43-1250/2009 3-7) и заявлением взыскателя 30 апреля 2009 года в Управление финансов администрации Выксунского муниципального района Нижегородской области.
Согласно отметке на указанном исполнительном документе, 19 августа 2009 года исполнительный лист был возвращен заявителю (взыскателю) частично исполненным (с указанием перечисленных сумм). Неоплаченный остаток составил 1055785 рублей 99 копеек.
Указанный исполнительный лист вместе с судебным актом и заявлением о принятии финансовым органом исполнительного документа к исполнению (повторно) вновь предъявлен заявителем в Управление финансов Выксунского муниципального района Нижегородской области 18 сентября 2009 года.
На момент завершения рассмотрения дела (21 декабря 2009 года) исполнение требований вышеназванного судебного акта так и не было осуществлено. Полагая, что финансовый орган, исполняющий местный бюджет и осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов получателей средств местного бюджета, бездействует и не принимает тех мер принуждения, которые установлены в ст.242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценивая названные обстоятельства, арбитражный суд исходит из следующих правовых положений.
Согласно ст.16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан, и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Применительно к исполнению мировых соглашений, утвержденных арбитражными судами, которые не были исполнены сторонами добровольно, правила ч.2 ст.142 Арбитражного процессуального кодекса РРрР
оссийской Федерации устанавливают принудительный порядок исполнения мировых соглашения по тем же правилам, которые применяются к принудительному исполнению решений арбитражных судов первой инстанции и постановлений вышестоящих судов (раздел VIIАрбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, при неисполнении мирового соглашения получателем средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации добровольно, требования мирового соглашения подлежат исполнению по правилам, установленным главою 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В силу ст.242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации на основании исполнительных документов, выданных и предъявляемых в установленном законом порядке. К такому исполнительному документу должны быть приложены надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию. Основания возврата исполнительного документа взыскателю предусмотрены законом, их перечень носит исчерпывающий характер (п. 3, 3.1 ст.241.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Возвращение исполнительного документа взыскателю не является препятствием для нового предъявления указанного документа к исполнению в пределах срока, исчисляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации. Действие (бездействие) органов, исполняющих судебные акты в порядке, определенном названной главой Бюджетного кодекса Российской Федерации, либо отказ в совершении таких действий могут быть обжалованы взыскателем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу правил ст.242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляется взыскателем в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. При этом орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя. Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, информацию об источнике образования задолженности (по деятельности, финансируемой за счет средств местного бюджета, либо предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года. Если выплаты по исполнению исполнительного документа имеют периодический характер, должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом настоящего пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, информацию о дате ежемесячной выплаты по данному исполнительному документу. Для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета должник одновременно с вышеуказанной информацией, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации. При нарушении должником этих требований, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений. При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов и остатка средств, полученных должником от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, для полного исполнения исполнительного документа должник направляет главному распорядителю (распорядителю) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений. Главный распорядитель (распорядитель) средств местного бюджета в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием . При неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений. Операции по лицевым счетам должника не приостанавливаются при предъявлении должником в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, документа, подтверждающего исполнение исполнительного документа, документа об отсрочке, о рассрочке или об отложении исполнения судебных актов либо документа, отменяющего или приостанавливающего исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ. При поступлении в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, заявления взыскателя об отзыве исполнительного документа указанный орган возвращает взыскателю полностью или частично неисполненный исполнительный документ с указанием в сопроводительном письме причины его неисполнения .
Таким образом, правилами ст.242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, среди прочего, установлены сроки принудительного исполнения требований судебных актов , предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений, сроки рассмотрения и решения вопроса об утверждении для должника дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) , и меры принуждения, понуждающие к реальному исполнению судебных актов .
Однако по настоящему делу все вышеупомянутые сроки со стороны как должника (администрации Выксунского муниципального района Нижегородской области), так и финансового органа (Управления финансов администрации Выксунского муниципального района Нижегородской области) пропущены значительно. Довод заинтересованного лица о том, что упомянутые сроки следует исчислять с учетом повторного предъявления спорных судебного акта и исполнительного документа (с 18 сентября 2009 года), суд отклоняет, поскольку заинтересованным лицом не предъявлено доказательств поступления к нему заявления общества с ограниченной ответственностью «Главспецстрой» об отзыве исполнительного документа. По этой причине заинтересованным лицом не доказано обстоятельство правомерности возврата заявителю 19 августа 2009 года исполнительного листа №059418*, который на момент такового возврата не был исполнен полностью.
В этой связи суд оценивает действия заинтересованного лица по исполнению требований судебного акта с момента первоначального предъявления исполнительного листа №059418*, т.е. с 30 апреля 2009 года.
При этом последний срок, установленный исполнительным документом для уплаты последнего платежа со стороны должника, — это 1 июня 2009 года. Однако к моменту обращения заявителя за судебной защитой — 22 сентября 2009 года , сроки, установленные ст.242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации истекли, однако меры принуждения, предусмотренные названной статьей для должника, со стороны заинтересованного лица не применялись.Хотя предусмотренные законом основания для их применения имелись.
При изложенных обстоятельствах суд соглашается с доводами заявителя о том, что финансовым органом, исполняющим местный бюджет, не были приняты предусмотренные федеральным законодательством меры принуждения, направленные на принудительное исполнение судебного акта.
Поэтому оснований для отклонения требований заявителя у суда не имеется.
В силу чего, заявленные требования подлежат удовлетворению. Для восстановления нарушенных прав заявителя, в порядке реализации правовосстановительной функции суда — п.3 ч.4 ст.201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, следует обязать финансовый орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов получателей средств бюджета муниципального образования Выксунский район Нижегородской области, принять незамедлительные меры принуждения, предусмотренные ст.242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, для реального исполнения требований определения Арбитражного суда Нижегородской области от 3 марта 2009 года по делу №А43-1250/2009 3-7 и выданного на его основании исполнительного листа №059418*.
При разрешении вопроса о судебных расходах, арбитражный суд исходит из того, что при обращении за судебной защитой заявитель уплатил в бюджет государственную пошлину в размере 2000 рублей. В силу положений пп.1 п.3 ст.44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора. Поэтому после уплаты заявителем государственной пошлины при его обращении в арбитражный суд, отношения между плательщиком и государством по поводу уплаты государственной пошлины прекращаются.
В соответствии со ст. 101, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, включая расходы по уплате государственной пошлины, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с соответствующей стороны. Действующим законодательством не предусмотрено освобождение органов местного самоуправления от возмещения стороне, в пользу которой принят судебный акт, судебных расходов. В связи с чем, расходы заявителя по оплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей подлежат взысканию с администрации Выксунского муниципального района Нижегородской области (субъекта имущественных отношений, структурным подразделением которого является орган, исполняющий местный бюджет) в пользу заявителя.
Исходя из изложенного и руководствуясь ст. 110, 167 — 170, 176, 180 — 182, 201, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие финансового органа, осуществляющего открытие и ведение лицевых счетов получателей средств бюджета муниципального образования Выксунский район, — Управления финансов администрации Выксунского муниципального района Нижегородской области, выразившееся в неприменении в установленные сроки мер принуждения для реального исполнения требований определения Арбитражного суда Нижегородской области от 3 марта 2009 года по делу №А43-1250/2009 3-7 и выданного на его основании исполнительного листа №059418*, как несоответствующее положениям ст. 242.1, 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Обязать финансовый орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов получателей средств бюджета муниципального образования Выксунский район Нижегородской области, принять незамедлительные меры принуждения, предусмотренные ст.242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, для реального исполнения требований определения Арбитражного суда Нижегородской области от 3 марта 2009 года по делу №А43-1250/2009 3-7 и выданного на его основании исполнительного листа №059418*.
Решение в вышеупомянутой части подлежит немедленному исполнению.
Взыскать с администрации Выксунского муниципального района Нижегородской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Главспецстрой» г. Нижний Новгород (ИНН <***>) 2000 рублей — судебных расходов. По вступлению настоящего решения в законную силу выдать исполнительный лист на взыскание судебных расходов.
Настоящее решение вступит в законную силу по истечении месяца со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не будет изменено или отменено, вступит в силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Настоящее решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в месячный срок со дня принятия.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта.
Судья А.В. Иванов