ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-36076/19 от 18.09.2019 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-36076/2019

г. Нижний Новгород

Резолютивная часть решения объявлена 18 сентября 2019 года

Решение изготовлено в полном объеме 23 сентября 2019 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе

Судьи Соколовой Лианы Владимировны (шифр 53-833),

при ведении протокола судебного заседания секретарем Мартыновой Ю.М.,

при участии в судебном заседании представителей сторон:

от заявителя: ФИО1 (по доверенности от 09.01.2019),

от ООО «Стандартъ»: ФИО2 (генеральный директор - паспорт, выписка из ЕГРЮЛ), ФИО3 (доверенность от 20.08.2019),

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению МРУ Росалкогольрегулирования по Приволжскому федеральному округу о привлечении ООО «Стандартъ», г.Выкса Нижегородская область (ОГРН <***>), к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому Федеральному округу с заявлением о привлечении ООО «Стандартъ» к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В ходе судебного заседания представитель Управления поддержал заявленное требование.

Представители Общества с заявленным требованием не согласились по доводам, изложенным в письменном отзыве, указали на отсутствие состава вменяемого правонарушения, также ходатайствовали об оставлении заявления Управления без рассмотрения ввиду отсутствия подписи представителя.

Рассмотрев ходатайство Общества об оставлении заявления без рассмотрения, суд счел данное ходатайство подлежащим отклонению в силу следующего.

В силу пункта 7 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что исковое заявление не подписано или подписано лицом, не имеющим права подписывать его, либо лицом, должностное положение которого не указано.

Указанная норма направлена на предотвращение случаев осуществления действий неуполномоченных лиц от имени истца (заявителя) в арбитражном процессе, то есть по существу защищает интересы истца (заявителя), а не ответчика.

При этом, в ходе судебного заседания надлежащим образом уполномоченный представитель МРУ Росалкогольрегулирования по Приволжскому федеральному округу, действовавший на основании доверенности от 09.01.2019, предусматривающей право данного представителя в том числе на подписание искового заявления и предъявление его в суд, заявленные требования поддержал, настаивал на рассмотрении дела.

Названные обстоятельства, равно как и сам факт формирования материалов административного дела, составление протокола об административном правонарушении и направление данных материалов в суд для рассмотрения по подведомственности свидетельствуют о направленности воли Управления на обращение в суд с требованием о привлечении Общества к административной ответственности и рассмотрение данного заявления.

В связи с чем, ввиду наличия у представителя Управления ФИО1 полномочий на подписание искового заявления и предъявление его в суд, подтвержденных доверенность от 09.01.2019, в ходе судебного заседания заявление о привлечении ООО "Стандартъ" к административной ответственности по ч.1 ст.14.17 КоАП РФ подписано вышеназванным представителем.

При изложенных обстоятельствах, оснований для оставления заявления Управления без рассмотрения не имеется.

Проверив обстоятельства возбуждения дела об административном правонарушении в отношении общества, полномочия должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, порядок фиксации признаков административного правонарушения, сроки давности привлечения к административной ответственности, изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Как следует из материалов административного дела, в ходе проведенной в отношении ООО "Стандартъ" внеплановой выездной проверки должностные лица Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому Федеральному округу пришли к выводу о нарушении Обществом лицензионных требований в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предусмотренные статьей 26 Федерального закона №171-ФЗ, выразившиеся в непредставлении в уполномоченный орган уведомления о начале оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции: Водка "Squadra Russa Premium (Русская эскадра премиум)" 40,000% 0,7000л., код АП:0015218000003550554, дата ТТН с первой поставкой 29.08.2018.

Результаты проверочного мероприятия зафиксированы в акте проверки №У4-А 576/06-14 от 17.07.2019.

Усматривая в деянии ООО "Стандартъ" признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ, должностным лицом Управления 12 августа 2019 года, при участии законного представителя Общества - генерального директора ФИО2, составлен протокол об административном правонарушении №06-12/298/2019.

Вышеназванный протокол об административном правонарушении с приложенными материалами переданы на рассмотрение в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении ответчика к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений, влекущих ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено.

Часть 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.

Федеральный закон от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Закон №171) устанавливает правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации.

Государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области (часть 1 статьи 1).

Федеральный закон №171 регулирует отношения, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и отношения, связанные с потреблением (распитием) алкогольной продукции (часть 2 статьи 1).

Виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, подлежащие лицензированию, предусмотрены статьей 18 Закона №171-ФЗ.

В силу подпункта 1 пункта 9 статьи 19 и пункта 4 статьи 23.2 Закона №171-ФЗ, применительно к деятельности, связанной с производством и оборотом алкогольной продукции, лицензионными признаются требования, установленные в статьях 2, 8, 9, 10.1, 11, 16, 19, 20, 25 и 26 данного Закона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона №171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается, в том числе, оборот алкогольной продукции без уведомления о начале оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции.

Согласно статье 2 Закона №171-ФЗ реализация, в том числе и розничная продажа спиртосодержащей продукции, а также закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение такой продукции охватывается общим понятием "оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"; под уведомлением о начале оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции понимается документ, содержащий дату первой поставки на территорию Российской Федерации алкогольной продукции определенного наименования, описание ее характеристик и свойств, технологических процессов производства, производственного контроля, хранения, перевозки, реализации, утилизации, маркировки алкогольной продукции, подаваемый в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Информация, содержащаяся в уведомлении о начале оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, вносится в федеральный реестр алкогольной продукции.

Положение о представлении уведомлений о начале оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции утверждено Постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 №474, устанавливающее порядок представления уведомлений о начале оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции и порядок ведения федерального реестра алкогольной продукции.

В пункте 2 Положения определено, что уведомления представляются в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка организациями - юридическими лицами, а также сельскохозяйственными товаропроизводителями (организациями, индивидуальными предпринимателями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами), признаваемыми таковыми в соответствии с Федеральным законом "О развитии сельского хозяйства", которые осуществляют поставку алкогольной продукции определенного наименования на территорию Российской Федерации.

Согласно пункту 6 Положения уведомление содержит следующую информацию:

а) полное и сокращенное наименование организации или сельскохозяйственного товаропроизводителя, зарегистрированного в качестве юридического лица, представляющих уведомление, и производителя алкогольной продукции, их место нахождения, а также для организации и сельскохозяйственного товаропроизводителя, зарегистрированного в качестве юридического лица, - идентификационный номер налогоплательщика;

а(1)) фамилия, имя, отчество, место жительства и идентификационный номер налогоплательщика индивидуального предпринимателя или сельскохозяйственного товаропроизводителя, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

б) дата первой поставки (указывается в соответствии с договором поставки);

в) наименование алкогольной продукции (указываются присвоенные производителем и предназначенные для обозначения алкогольной продукции слово или группа слов, под которыми она выпускается в оборот, а также вид алкогольной продукции, определенный в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", и сведения о товарном знаке (при наличии);

г) описание характеристик и свойств алкогольной продукции: сведения, идентифицирующие алкогольную продукцию (указывается код товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза - для организаций, осуществляющих ввоз алкогольной продукции на территорию Российской Федерации, в том числе с территорий государств - членов Таможенного союза, или код товара в соответствии с Общероссийским классификатором продукции - для организаций и сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих поставку алкогольной продукции, произведенной на территории Российской Федерации); состав алкогольной продукции (указываются перечень компонентов алкогольной продукции (для винных напитков, пива и пивных напитков - доли (проценты) используемых компонентов на момент производства алкогольной продукции) и содержание этилового спирта (процентов) (для вин и фруктовых вин - диапазон содержания этилового спирта); срок годности алкогольной продукции (указывается установленный производителем алкогольной продукции срок годности на данный вид алкогольной продукции);

д) описание технологического процесса производства алкогольной продукции и производственного контроля (указываются наименование и реквизиты документов, в соответствии с которыми произведена алкогольная продукция, в том числе национальных или международных стандартов и иной технической документации);

е) условия хранения алкогольной продукции: температура (градусов Цельсия); влажность (относительная влажность, процентов);

ж) условия перевозки алкогольной продукции;

з) условия реализации алкогольной продукции;

и) условия утилизации алкогольной продукции;

к) описание маркировки алкогольной продукции;

л) иные сведения об алкогольной продукции (по усмотрению организации или сельскохозяйственного товаропроизводителя).

Приказом Росалкогольрегулирования от 04.12.2013 N 306 утверждены Методические рекомендации по заполнению уведомления о начале оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции.

Исходя из пункта 37 названных Методических рекомендаций поле уведомления "Емкости" в соответствии с подпунктом "л" пункта 6 Положения относится к иным сведениям об алкогольной продукции и заполняется по усмотрению организации. В данном поле рекомендуется указывать объем потребительской тары, а также описание тары (стеклянная, керамическая, хрустальная бутылка, bag in box и другие), в которую разливается алкогольная продукция определенного наименования, в отношении которой формируется уведомление.

В случае наличия информации о том, что алкогольная продукция определенного наименования разливается в различные виды тары (стекло, керамика и другие), рекомендуется представлять одно уведомление на данную алкогольную продукции с внесением в поле "Емкости" информации обо всех используемых видах тары и указанием ее объема.

Таким образом, исходя из требований пункта 6 Положения и указанных Методических рекомендаций, сведения о емкости алкогольной продукции, предполагаемой к обороту, не являются обязательными для отражения в уведомлении о начале оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, и могут быть указаны по усмотрению организации, в том числе и в случае, если алкогольная продукция определенного наименования разливается в тары различного объема.

Как следует из материалов административного дела (в том числе протокола об административном правонарушении от 12.08.2019, акта проверки от 17.07.2019), а также поданного в суд заявления, в рассматриваемом случае Обществу вменяется в вину непредставление в уполномоченный орган уведомления о начале оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции: Водка "Squadra Russa Premium (Русская эскадра премиум)" 40,000% 0,7000л., код АП:0015218000003550554, дата ТТН с первой поставкой 29.08.2018.

Вместе с тем, из акта проверки от 17.07.2019 (страница 8 акта, таблица №2), протокола об административном правонарушении от 12.08.2019 и поданного Управлением в суд заявления следует, что фактически Обществом до начала первой поставки Водки "Squadra Russa Premium (Русская эскадра премиум)" объемом 0,7000л. (29.08.2018) в Управление представлено уведомление №24 от 28.11.2014 о начале оборота указанной алкогольной продукции в емкостях объемом 0,5000л.

Таким образом, учитывая, что информация об объеме емкостей (тары), в которые разливается предполагаемая к обороту алкогольная продукция, подлежит указанию в уведомлении по усмотрению организации, факт представления уведомления №24 от 28.11.2014 о начале оборота алкогольной продукции - Водки "Squadra Russa Premium (Русская эскадра премиум)", свидетельствует о соблюдении Обществом требований законодательства в области оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции вне зависимости от последующего оборота этой же алкогольной продукции в емкостях (таре) иных объемов.

Исходя из совокупного толкования вышеназванных норма права, в том числе понятия "Уведомление о начале оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции", следует, что данный документ подлежит представлению в уполномоченный орган до начала оборота конкретного наименования алкогольной продукции с определенными характеристиками и свойствами, указываемыми в Уведомлении именно в отношении самой алкогольной продукции. Изменение производителем объема тары алкогольной продукции, до начала оборота которой соответствующее уведомление представлено в уполномоченный орган, не влечет обязанности организации представления в Управление нового уведомления на ту же самую алкогольную продукцию.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии в рассматриваемом случае события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ, что в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Кроме того, на момент рассмотрения настоящего дела истек срок давности привлечения Общества к административной ответственности, что в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ также является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Так, статьей 4.5 КоАП предусмотрено, что постановление (итоговое решение) по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания, рассматриваемому судьей за нарушение законодательства Российской Федерации производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - со дня его обнаружения.

Установленный в законе срок привлечения к административной ответственности является пресекательным и восстановлению не подлежит.

В силу пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).

Из материалов дела следует, что учитывая обязанность представления уведомления до начала оборота алкогольной продукции, датой совершения вменяемого Обществу правонарушения является 29 августа 2018 года (дата ТТН с с первой поставкой спорной алкогольной продукции), в связи с чем, срок давности привлечения ответчика к ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, истек 29 августа 2019 года.

Между тем, с заявлением о привлечении ООО «Стандартъ» к административной ответственности административный орган обратился в арбитражный суд только 23 августа 2019 года (штамп регистрации входящей корреспонденции), то есть за шесть дней до истечения срока давности привлечения к административной ответственности.

Судом дело рассмотрено в срок, установленный Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Однако, на момент рассмотрения дела арбитражным судом (18 сентября 2019 года) срок давности привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.17 КоАП, истек.

В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 января 2013 года № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные в статье 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, восстановлению не подлежат, суд в случае их пропуска принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

В силу вышеизложенного, учитывая отсутствие события вменяемого Обществу административного правонарушения, а также истечение срока давности привлечения ответчика к административной ответственности, требование МРУ Росалкогольрегулирования по Приволжскому федеральному округу о привлечении ООО «Стандартъ» к административной ответственности удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 167-170, 180-182, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

МРУ Росалкогольрегулирования по Приволжскому федеральному округу в удовлетворении заявления о привлечении ООО «Стандартъ», г.Выкса Нижегородская область (ОГРН <***>), к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступит в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Настоящее решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области.

Судья Л.В. Соколова