АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А43-36079/2019
г. Нижний Новгород28 октября 2019 года
Резолютивная часть решения оглашена 22 октября 2019 года
Решение в полном объеме изготовлено 28 октября 2019 года
Арбитражный суд Нижегородской области в составе судьи Чепурных Марии Григорьевны (вн. шифр 43-753), при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пятановой Е.Н., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ПАО "Заволжский моторный завод" (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Нижегородской области №П-08/07/19 ТЭК от 08.07.2019,
при участии представителей сторон:
от заявителя: ФИО1 (доверенность от 09.09.2019), ФИО2 (доверенность от 18.12.2018),
от ответчика: ФИО3 (доверенность от 11.04.2019),
установил: в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось публичное акционерное общество "Заволжский моторный завод" (далее - заявитель, общество, ПАО "ЗМЗ") с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Нижегородской области (далее - Управление) №П-08/07/19 ТЭК от 08.07.2019.
По мнению заявителя, им соблюдены требования пп. "а" и пп. "б" п. 1, п. 2, п. 3, пп. "а" п. 4, пп. "а" п. 3, п. 8, пп. "г" п.7, п.13, п.265 Приложения №1 к Правилам, ссылаясь при этом на акт обследования комиссии от 29.11.2018, информационную справку от 18.06.2019 №16-00/05-67 главного энергетика общества. В отношении выявленных нарушений подпунктов "г" и "д" п.2 Приложения №1 к Правилам, отмечают невозможность исполнения по основаниям, изложенным в заявлении и ответе на отзыв.
Подробно позиция заявителя отражена в заявлении, ответе на отзыв и поддержана представителями в судебном заседании.
Представитель Управления считает оспариваемое предписание законным и обоснованным, выданным в соответствии с нормами действующего законодательства, поскольку общество не исполняет Правила по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности, установленные Правительством РФ.
Доводы заявителя ответчик считает несостоятельными, поскольку общество не проводит различия между территорией завода и территорией объектов - котельных, которые согласно реестра объектов ТЭК по Нижегородской области являются категорированными объектами.
Акты обследований в силу п.23 Правил предназначены для оценки субъектом ТЭК анализа уязвимости объектов в целом, выявления потенциально опасных участков, критических элементов и т.п. Объекты низкой категории опасности обследуются не реже одного раза в три года. Следовательно, указанный акт не отменяет соблюдение обществом требований Правил №458.
Подробно позиция Управления отражена в отзывах и поддержана представителем в судебном заседании.
Изучив материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, судом установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Распоряжением №33р от 29.05.2019 с целью осуществления контроля за устранением выявленных нарушений, указанных в предписании от 08 июня 2018г. Управлением Росгвардни по Нижегородской области проведена внеплановая (выездная) проверка объектов топливно-энергетического комплекса ПАО «Заволжский моторный завод»: водогрейная котельная №1 и паровая котельная №3 ПАО «ЗМЗ».
В результате проведенной проверки Управлением Росгвардии по Нижегородской области выявлены нарушения требований обеспечения безопасности топливно-энергетического комплекса (далее - ТЭК).
По результатам проверки Управлением Росгвардни по Нижегородской области составлен акт проверки №08/07/19 ТЭК от 08.07.2019г. и ПАО «ЗМЗ» выдано предписание №П-08/07/19 ТЭК от 08.07.2019 об устранении выявленных нарушений.
Согласно предписанию № П-08/07/19 ТЭК от 08.07.2019 в срок до 08.07.2020 ПАО «ЗМЗ» обязано устранить следующие нарушения требований «Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 г. №458 (далее - Правила):
Водогрейная котельная №1:
-подпункт «а» пункт 1 приложения №1 к Правилам - установить основное ограждение объекта ТЭК,
-подпункт «б» пункт 1 приложения №1 к Правилам - установить дополнительное ограждение объекта ТЭК,
-пункт 2 приложения №1 к Правилам - установить инженерные средства и сооружения объекта ТЭК,
- подпункт «г» пункт 2 приложения №1 к Правилам - установить защитные металлические оконные конструкции для уязвимых мест объекта ТЭК,
-подпункт «д» пункт 2 приложения №1 к Правилам - установить предупредительные разграничительные и запрещающие знаки объекта ТЭК,
-пункт 3 приложения №1 к Правилам - установить контрольно-пропускной пункт объекта ТЭК,
-подпункт «а» пункта 4 приложения №1 к Правилам - оборудовать системой охранной сигнализации периметр территории объекта ТЭК,
-подпункт «г» пункта 7 приложения №1 к Правилам - оборудовать объект ТЭК стационарной кнопкой для подачи извещения о тревоге с выводом на пульт дежурного органов внутренних дел,
-подпункт «а» пункта 3 приложения №1 к Правилам - оборудовать объект ТЭК системой контроля и управления доступом с возможностью идентификации по одному признаку,
-пункт 8 приложения №1 к Правилам - оборудовать системой охранного телевидения объект ТЭК,
-пункт 13 приложения №1 к Правилам - оборудовать охранным освещением объект ТЭК,
-пункт 265 - оборудовать резервным электропитанием инженерно-технические средства охраны охраняемого объекта ТЭК.
Паровая котельная №3:
- подпункт «а» пункт 1 приложения №1 к Правилам - установить основное ограждение объекта ТЭК,
- подпункт «б» пункт 1 приложения №1 к Правилам - установить дополнительное ограждение объекта ТЭК,
- пункт 2 приложения №1 к Правилам - установить инженерные средства и сооружения объекта ТЭК,
- подпункт «г» пункт 2 приложения №1 к Правилам - установить защитные металлические оконные конструкции для уязвимых мест объекта ТЭК,
- подпункт «д» пункт 2 приложения №1 к Правилам - установить предупредительные разграничительные и запрещающие знаки объекта ТЭК,
- пункт 3 приложения №1 к Правилам - установить контрольно-пропускной пункт объекта ТЭК,
- подпункт «а» пункта 4 приложения №1 к Правилам - оборудовать системой охранной сигнализации периметр территории объекта ТЭК,
- подпункт «г» пункта 7 приложения №1 к Правилам - оборудовать объект ТЭК стационарной кнопкой для подачи извещения о тревоге с выводом на пульт дежурного органов внутренних дел,
- подпункт «а» пункта 3 приложения №1 к Правилам - оборудовать объект ТЭК системой контроля и управления доступом с возможностью идентификации по одному признаку,
- пункт 8 приложения №1 к Правилам - оборудовать системой охранного телевидения объект ТЭК,
- пункт 13 приложения №1 к Правилам - оборудовать охранным освещением объект ТЭК,
- пункт 265 - оборудовать резервным электропитанием инженерно-технические средства охраны охраняемого объекта ТЭК.
Не согласившись с предписанием, общество обратилось в суд с рассматриваемым требованием.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности
В соответствии со статьей 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными в случае если установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания оспариваемого предписания незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 №458 утверждены «Правила по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса».
Согласно материалам дела, объектами проверки являлись Водогрейная котельная №1 ПАО "ЗМЗ" и Паровая котельная №3 ПАО "ЗМЗ", расположенное на территории предприятия ПАО "ЗМЗ", которые согласно реестра объектов ТЭК по Нижегородской области являются категорированными объектами с низкой категорией опасности, что подтверждается выпиской из реестра объектов ТЭК по Нижегородской области и заявителем не оспаривается (т.1 л.д. 134).
Управление при осуществлении внеплановой проверки за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса ПАО «Заволжский моторный завод» руководствовалось «Правилами осуществления Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и ее территориальными органами федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2016 г. N 1067 (далее - Правила осуществления государственного контроля).
Правила осуществления государственного контроля устанавливают порядок осуществления Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и ее территориальными органами мероприятий по федеральному государственному контролю (надзору) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.
В соответствии с пунктом 2 Правил осуществления государственного контроля, мероприятия по государственному контролю (надзору) включают в себя действия должностного лица (лиц) органа государственного контроля (надзора) по рассмотрению документов субъекта топливно-энергетического комплекса, проверке объектов топливно-энергетического комплекса на предмет соответствия их состояния требованиям обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в соответствии с Федеральным законом "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса".
В данном случае ПАО «Заволжский моторный завод» нарушило п.п. "а" и п.п."б" п. 1, п. 2, п.п."г" и п.п."д" п. 2, п. 3, п.п. "а" п. 4, п.п. "г" п.7, п.п. "а" п. 3, п. 8, п. 13, п. 265 Приложения №1 к Правилам по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 года № 458 (далее - Правила), которые в силу части 1 статьи 7 Федерального закона «О безопасности объектов ТЭК» от 21 июля 2011 года № 256-ФЗ являются обязательными для выполнения субъектами ТЭК.
Объекты ТЭК, которым установлена категория опасности, требуют дополнительной защиты, в соответствии с присвоенной категорией опасности в соответствии с требованиями Правил №458, является специальным по отношению ко всем остальным нормам действующего законодательства, на которые ссылается заявитель.
Довод общества о том, что Управление при проведении внеплановой проверки не учло выводы, изложенные в актах обследований от 29.11.2018 является несостоятельным в силу следующего.
Акты обследований объектов ТЭК, в силу пункта 23 Правил, предназначены для оценки субъектом ТЭК анализа уязвимости объектов в целом, выявления потенциальных опасных участков, критических элементов и т.п. Объекты низкой категории опасности обследуются не реже одного раза в 3 года.
В соответствии с пунктом 24 Правил, комиссия определяет степень потенциальной опасности отдельных локальных зон объекта и устанавливает: а) местоположение и характер потенциально опасных (уязвимых) участков; б) местоположение и характер критических элементов объекта; в) масштабы возможных социально-экономических последствий вследствие акта незаконного вмешательства; г) является ли объект критически важным объектом инфраструктуры топливно-энергетического комплекса; д) порядок силового и технологического реагирования на установленные угрозы противоправных действий. В соответствии с пунктом 25 Правил, по результатам работы данной комиссии составляются: а) акт обследования объекта; б) техническое задание на проектирование (модернизацию, реконструкцию) инженерно-технических средств охраны объекта. В соответствии с пунктом 52 Правил, состав инженерно-технических средств охраны согласно приложению № 1 определяется категорией опасности объекта (высокая, средняя, низкая) и включает в себя необходимые системы (система охранной сигнализации, система контроля и управления доступом и др.) для его защиты.
Подтверждение (изменение) ранее присвоенной категории опасности объектов ТЭК не входит в компетенцию комиссии при проведении обследования объектов ТЭК. Акты обследований обязательных для исполнения требований не содержат.
Процедура определения соответствия объектов ТЭК ранее присвоенной категории опасности предусмотрена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 459 «Об утверждении положения об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования» (далее -Положение об исходных данных). В соответствии со статьей 18 Положения об исходных данных, подтверждение (изменение) категории опасности объекта ТЭК, проводится в случаях, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 460 «Об утверждении правил актуализации паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса» (далее - Правила актуализации паспорта).
К таким случаям, в соответствии с пунктом 3 Правил актуализации паспорта относится изменение: а) основного вида деятельности объекта; б) общей площади и периметра территории объекта; в) количества потенциально опасных участков и критических элементов на объекте; г) моделей нарушителей в отношении объекта; д) базовых угроз для критических элементов объекта; е) компонентов организации охраны и защиты объекта (в том числе пропускного и внутриобъектового режимов) и инженерно-технических средств его охраны (в соответствии с требованиями обеспечения безопасности объектов и требованиями антитеррористической защищенности объектов), оказывающих влияние на эффективность системы физической защиты объекта.
Итоговым документом, в данном случае, является акт категорирования объекта ТЭК, который являться основанием для внесения субъектом ТЭК в проект паспорта безопасности изменения категории опасности (пункт 19 Положения об исходных данных). Проект паспорта безопасности должен быть согласован с председателем антитеррористической комиссии (приложение к Федеральному закону «О безопасности объектов ТЭК» от 21 июля 2011 года № 256-ФЗ).
ПАО «Заволжский моторный завод» акты категорирования не разрабатывал.
Форма актов установлена пунктом 3 «Методических рекомендаций по анализу уязвимости производственно-технологического процесса и выявлению критических элементов объекта, оценке социально-экономических последствий совершения на объекте террористического акта и антитеррористической защищенности объекта при проведении категорирования и составления паспорта безопасности объекта ТЭК» от 10.10.2012, утвержденных Статс-секретарем - заместителем Министра энергетики РФ ФИО4.
Вопрос согласования проектов паспортов ПАО «Заволжский моторный завод» рассмотрен на заседании антитеррористической комиссии в Нижегородской области и согласно протоколу от 22.05.2019 №2 принято решение ПАО «ЗМЗ» в согласовании паспортов безопасности отказать.
Соответственно, после проведенных обследований, категория опасности объектов ТЭК ПАО «Заволжский моторный завод» соответствует низкой категории опасности, на дату проведения проверки и рассмотрения дела в суде объекты внесены в реестр объектов с низкой категорией опасности, на которые в полном объеме распространяются требования Правил №458, в связи с чем, судом не принимается ссылка общества на протокол от 27.08.2019 заседания антитеррористической комиссии в Нижегородской области.
Управлением Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Нижегородской области, при осуществлении выездной внеплановой проверки, произведен визуальный осмотр объектов ТЭК, изучено фактическое состояния дел по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК, принята во внимание вся предоставленная субъектом ТЭК информация, реально оказывающая влияние на обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса ПАО «Заволжский моторный завод».
По результатам проверки составлен соответствующий акт и выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 15.08.2019 г. № П-08/07/19 ТЭК от 08.07.2019.
Ссылка общества на то, что имеется ограждение всего предприятия общества, не является доказательством соблюдения обществом Правил №458 по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности, поскольку на территории предприятия помимо объектов ТЭК находятся производственные корпуса для изготовления двигателей (механосборочные, сборочные цеха), литейное производство, что подтвердили в судебном заседании 17.10.2019 в 10час. представители общества.
Следовательно, объекты ТЭК (водогрейная котельная №1, паровая котельная №3), находясь на территории предприятия, не защищены в соответствии с требованиями Правил №458. В реестр объектов ТЭК внесены только 2 котельные, а не все предприятие в целом.
Состав инженерно-технических средств охраны в зависимости от категории объектов ТЭК определен в приложении № 1 к Правилам. В соответствии с пунктом 2 примечаний к указанному приложению (далее - Примечаний к Приложению) знак «+» показывает обязательность (при наличии технической возможности) применения соответствующих средств охраны.
В соответствии с пунктом 4 Примечаний к Приложению, при отсутствии возможности, обусловленной объективными факторами, допускается не применять отдельные инженерно-технические средства охраны, при этом обеспечение заданной защищенности объекта достигается созданием дополнительных рубежей охраны, организуемых с помощью технических средств охраны.
В связи с чем позиция общества об обратном является несостоятельной и судом отклоняется.
Довод общества об отсутствии возможности установить предупредительные, разграничительные и запрещающие знаки также не обоснован, поскольку периметр категорированных объектов ТЭК не выходит за территорию ПАО «Заволжский моторный завод», в связи с чем предупредительные, разграничительные и запрещающие знаки устанавливаются в соответствии с требованиями Правил №458.
Ссылка ПАО «Заволжский моторный завод» на «Методические рекомендации по анализу уязвимости производственно-технологического процесса и выявлению критических элементов объекта, оценке социально-экономических последствий совершения на объекте террористического акта и антитеррористической защищенности объекта при проведении категорирования и составления паспорта безопасности объекта ТЭК» от 10.10.2012, утвержденные Статс-секретарем - заместителем Министра энергетики РФ ФИО4, в данном случае несостоятельна. Как следует из названия, указанные выше Методические рекомендации предназначены для использования при проведении категорирования и составления паспорта безопасности объекта ТЭК.
Для объектов ТЭК, которым установлена категория опасности, требования по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК установлены Правилами.
Таким образом, ссылка общества на Методические рекомендации является несостоятельной и судом не принимается.
Ссылка заявителя на паспорт безопасности, действующий ранее (на дату судебного заседания паспорт безопасности не утвержден), судом не принимается, поскольку паспорт безопасности - это справочный документ, содержащий любую информацию, которую субъект ТЭК считает необходимым в него внести.
Таким образом, ПАО «Заволжский моторный завод» не исполняет Правила по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности, установленные Правительством Российской Федерации, в связи с чем выданное Росгвардией предписание об устранении выявленных нарушений №П-08/07/19 ТЭК от 08.07.2019 является законным и обоснованным, соответствует нормативным правовым актам Российской Федерации.
В соответствии с части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного, требование заявителя удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180-182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Отказать публичному акционерному обществу "Заволжский моторный завод" (ОГРН <***>, ИНН <***>) в удовлетворении заявленного требования.
Расходы по уплате государственной пошлины отнести на заявителя.
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия и может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в месячный срок со дня принятия решения.
Судья М.Г.Чепурных