ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-36568/09 от 14.10.2009 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-36568/2009

9-801

г. Н. Новгород 14 октября 2009 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе судьиСандовой Елены Михайловны,   при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чепурных М.Г., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению администрации муниципального образования «рабочий посёлок Гидроторф» Балахнинского района Нижегородской области (далее - МО «р.п. Гидроторф») о признании незаконным и отмене постановления №438 от 01.07.2009 года главного государственного инспектора Балахнинского района по пожарному надзору ФИО1 о привлечении администрации муниципального образования «рабочий посёлок Гидроторф» Балахнинского района Нижегородской области к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии представителей:

от заявителя  : ФИО2 по доверенности 07.10.2009; ФИО3 по доверенности 07.10.2009,

от административного органа  : ФИО4 по доверенности от 01.09.2009 №2; ФИО1 по доверенности от 19.01.2009 №30; ФИО5 по доверенности №57 от 11.01.2009,

Установил:   в Арбитражный суд Нижегородской области обратилась администрация муниципального образования «рабочий посёлок Гидроторф» Балахнинского района Нижегородской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления №438 от 01.07.2009 года главного государственного инспектора Балахнинского района по пожарному надзору ФИО1 о привлечении администрации муниципального образования «рабочий посёлок Гидроторф» Балахнинского района Нижегородской области к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 10 000рублей.

Проверив обстоятельства привлечения МО «р.п. Гидроторф» к административной ответственности, изучив материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, суд находит требования заявителя об отмене оспариваемого постановления подлежащими удовлетворению, исходя из следующих обстоятельств дела.

Как видно из материалов дела, 22.06.2009г. должностными лицами Отдела государственного пожарного надзора г.Балахны и Балахнинского района проведена проверка на территории муниципального образования «рабочий посёлок Гидроторф» на территории муниципального образования «рабочий посёлок Гидроторф» с целью надзора за выполнением обязательных требований пожарной безопасности.

В ходе проверки были выявлены нарушения МО «р.п. Гидроторф» требований п.2, 4, 6, 8 статьи 63 Федерального закона от 22.07.2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее- №123-ФЗ), а именно:

- в плане социально-экономического развития МО «р.п. Гидроторф» на период 2008г.-2010г. к решению Поселкового Совета МО «р.п. Гидроторф» от 29.07.2008г. №6/6 не внесены мероприятия по содержанию источников противопожарного водоснабжения: очистка водоемов улиц: Торфяник, Харенка, Совхозная, Кирпичная, Железнодорожная, Сергеевка, Федотиха. Водоемы и съезды к реке на улицах Сергеевка, Ме­лиораторов и Горшиха, Школьная не оборудованы пирсами с площадками размером 12X12 метров для раз­ворота пожарных автомобилей. У водоёмов в улицах Совхозная, Мелиораторов а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели объемные со светильником или плоские, вы­полненные с использованием светоотражающих покрытий. На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника;

- не разработан план привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;

- не обеспечен беспрепятственный проезд для пожарных автомобилей в районе строительства новой объездной дороги по ул. Сергеевка, садовых обществ «Балахна-6», «Мебельщик», «Микробиолог»);

- не организована пропаганда в области пожарной безопасности (отсутствуют информационные стенды с наглядной агитацией по обучению населения мерам пожарной безопасности на улицах: Харенка, Серге­евка, Горшиха, Федотиха, Торфяник, Горького, не обновлены имеющиеся стенды на улицах: Юбилейная, Административная (нарушение статьи 63 «Первичные меры пожарной безопасности» Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ);

- здание администрации МО «р.п. Гидроторф»: покрытие пола в общем коридоре выполнено из горючего материала с не исследованными показателями пожарной опасности (не представлен сертификат пожарной безопасности) (нарушение №123-ФЗ от 22.07.08г. п.4, СНиП 21.01-97* п. 6.25*); отсутствует аварийное освещение в месте нахождения приемно-контрольного прибора АПС (нарушение №123-ФЗ от 22.07.08г. п.4, ППБ 88-2001п.12.55,56., ППБ 01-03 п.3); дверь складского помещения выполнена не противопожарной, с пределом огнестойкости ниже EI-30 (нарушение №123-ФЗ от 22.07.08г. п.4, ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* п. п.7.4, п.5.14*); аппараты, предназначенные для отключения электроэнергии склада выполнены внутри самого склада (нарушение №123-ФЗ от 22.07.08г. п.4, ППБ 01-03 п.507); для складского помещения не определена категория взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по ПУЭ (нарушение №123-ФЗ от22.07.08г. п.4, ППБ 01-03 п.33); план эвакуации людей на случай возникновения пожара не соответствует требованиям ГОСТ (нарушение №123-ФЗ от 22.07.08г. п.4, ППБ 01-03 п.З, ГОСТ Р 12.21.2.143-2002 п.6.7); нарушен нормативный противопожарный разрыв между зданием администрации и мини-маркетом (ме­нее 15 метров) (нарушение №123-ФЗ от 22.07.08г. п.4, ППБ 01-03, п.24); не проведены замеры сопротивления изоляции электропроводки и токоведущих частей электрооборудо­вания (нарушение №123-ФЗ от 22.07.08г. п.4, ППБ 01-03 п.3, ПТЭЭП прил.3.1 табл.37).

Результаты проверки отражены в акте проверки №161 от 22.06.2009 года.

Усмотрев в действиях МО «р.п. Гидроторф» признаки состава административного правонарушения, предусмотренного в части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, главный государственный инспектор Балахнинского района по пожарному надзору ФИО1 составил протокол об административном правонарушении № 438 от 22.06.2009 года и вынес постановление № 438 от 01.07.2009г. о привлечении заявителя к административной ответственности в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Часть 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 Кодекса.

Данная норма права является отсылочной и предусматривает привлечение к ответственности за нарушение требований пожарной безопасности, установленных конкретными пунктами стандартов, норм и правил пожарной безопасности.

В силу статьи 26.2 КоАП РФ наличие или отсутствие события административного правонарушения, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, устанавливаются на основании фактических данных, являющихся доказательствами по делу об административном правонарушении. Эти данные устанавливаются, в частности, протоколом об административном правонарушении.

Исходя из содержания пункта 1 протокола об административном правонарушении №438 от 22.06.2009 года, МО «р.п. Гидроторф» вменено нарушение требований пунктов 2, 4, 6, 8 статьи 63 Федерального закона от 22.07.2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и не содержит ссылок на пункты стандартов, норм и правил пожарной безопасности.

Кроме того, подпункты 3 и 4 пункта 1 обжалуемого постановления вменены заявителю необоснованно, поскольку новая объездная дорога является федеральной собственностью, а Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденные Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 № 313 не требуют установления информационных стендов с наглядной агитацией по обучению населения мерам пожарной безопасности на каждой улице. В штате администрации работают два инструктора, которые проводят инструктаж с населением, где населению разъясняют правила пожарной безопасности.

По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В нарушение названной нормы в материалы настоящего дела административным органом не представлены доказательства, подтверждающие, что пол в общем коридоре выполнен из горючего материала с неисследованными показателями пожарной безопасности, не ясно, на соответствие каким показателям проверялось покрытие пола.

Ссылка административного органа в пункте 3 оспариваемого постановления на пункты 12.55, 12.56 ППБ 88-2001 необоснованна, так как данные пункты предъявляют требования к пожарному посту, который в здании администрации отсутствует, поскольку установлена сигнализация.

Никак не зафиксировано, что помещение, о котором идет речь в пунках 4 - 6 оспариваемого постановления, является складом (в материалах административного дела не отражено что хранится в помещении, отсутствуют копии накладных и т.д). В представленном заявителем плане эвакуации такое помещение как склад отсутствует.

Относительно пункта 7 постановления суд отмечает, что у МО «р.п. Гидроторф» имеется план эвакуации людей, который в 2006 году согласован с начальником ОГПН г.Балахны ФИО5 (на документе имеется ее подпись), какие требования ГОСТа не соблюдены, административный орган не пояснил.

Нарушение, зафиксированное в пункте 8 оспариваемого заявителем постановления, вменено заявителю необоснованно, поскольку расположение минимаркета рядом с администрацией утверждено межведомственной комиссией, в состав которой входит также начальник ОГПН г.Балахны ФИО5 (распоряжение в деле); стена администрации выполнена из железобетона и является противопожарной.

Иного административный орган не доказал.

Таким образом, суду не представляется возможным сделать вывод о наличии либо отсутствии в действиях (бездействии) МО «р.п. Гидроторф» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.

Правонарушение, выразившееся в отсутствии замеров сопротивления изоляции электропроводки и токоведущих частей электрооборудования, суд считает установленным. Вместе с тем, оценив совершенное правонарушение, суд указывает, что само нарушение не содержит какой-либо опасной угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило существенного вреда интересам граждан, общества и государства. Доказательств возникновения в результате этого нарушения существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, причинения вреда обществу или государству административный орган не представил.

Существенная угроза правоохраняемым интересам характеризуется, прежде всего, безразличным, пренебрежительным отношением виновного к принятой на себя публично-правовой обязанности.

В рассматриваемом случае заявителя нельзя считать пренебрегшим формальными требованиями публичного права, так как совершенное им противоправное деяние не связано с умышленным нарушением законодательства. Замеры сопротивления изоляции электропроводки и токоведущих частей электрооборудования подрядчиком (ООО «Электрическая компания») выполнены, но в связи с отсутствием средств на оплату работ документы заявитель на момент проверки не получил и представил их в судебное заседание (договор и акт выполненных работ в деле).

Учитывая изложенное, а также оценку характера совершенного МО «р.п. Гидроторф» правонарушения, роль правонарушителя, установленное отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, арбитражный суд пришел к выводу о малозначительности совершенного заявителем правонарушения.

Процессуальных нарушений, влекущих ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено.

Руководствуясь статьей 2.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 167-170, 180-182, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным и отменить постановление №438 о назначении административного наказания за нарушение требований в области пожарной безопасности от 01.07.2009 года главного государственного инспектора Балахнинского района по пожарному надзору ФИО1 о привлечении администрации муниципального образования «рабочий посёлок Гидроторф» Балахнинского района Нижегородской области к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 10000рублей.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия и может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области.

Судья Е.М. Сандова