ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-37766/18 от 06.03.2019 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ  ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-37766/2018

г. Нижний Новгород                                                                                              14 марта 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 06 марта 2019 года

Решение в полном объеме изготовлено 14 марта 2019 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Леонова Андрея Владимировича (шифр дела 51-925),

при ведении протокола секретарем судебного заседания Башевой Е.С.,

в отсутствие представителей надлежащим образом извещенных заявителя и заинтересованного лица,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление

общества с ограниченной ответственностью "Газэнергосеть розница" (ОГРН1146164001807, ИНН6164317329), г.Ростов-на-Дону, о признании недействительным предписания Приволжского межрегионального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии №110-18 от 16.07.2018 в части, относящейся к отсутствию в паспорте качества, выданного заявителем, фактических результатов испытаний топлива,

установил:

ООО "Газэнергосеть розница" (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным предписания Приволжского межрегионального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии   (далее – административный орган, Управление) №110-18 от 16.07.2018 в части, относящейся к отсутствию в паспорте качества, выданного заявителем, фактических результатов испытаний топлива.

Стороны о дате судебного заседания извещены надлежащим образом, явку представителей не обеспечили.

Позиция заявителя подробно изложена в заявлении и поддержана в судебных заседаниях.

В обоснование своей позиции Общество указывает на то, что единственным поставщиком топлива всегда 5 класса для Общества является ООО «Газпром нефтехим Салават», с паспорта которого №28536 от  31.05.2018 и были проставлены результаты испытаний.

При этом, учитывалось, что бензин всегда поступает от одного поставщика, одного 5 класса, имеет одинаковые показатели, и смешения с каким-либо другим видом топлива, или с топливом другого поставщика не происходит.

Следовательно, по мнению Общества, оно не допустило нарушений Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 013/2011 «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту», утвержденного Решением комиссии Таможенного союза от 18.102011 №826 (далее - ТР ТС 013/2011), поскольку паспорт продукции от 20.06.2018 №59 выданный Обществу, с учетом исправления технической ошибки, содержит достоверную и полную информацию о соответствии продукции требованиям ТР ТС 013/2011, то есть оформлен в соответствии с требованиями ТР ТС 013/2011.

Управление возражает против заявленных требований, по основаниям подробно изложенным в письменном отзыве.

Более того, административный орган указывает на то, что за выявленное нарушение Общество было привлечено к административной ответственности и в настоящее время нарушение устранено.

Рассмотрев материалы дела, суд находит требование заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, на основании приказа административного органа от 25.06.2018 №04/05-14/171 в период с 03.07.2018 по 30.07.2018 в отношении Общества была проведена по согласованию с Прокуратурой Нижегородской области внеплановая выездная проверка. Основанием для проведения внеплановой проверки послужило обращение гражданина от 29.05.2018 и мотивированное представление от 25.06.2018 № 04/05-14/171.

В результате проверки установлено, что в период с 03.07.2018 по 16.07.2018 Общество по адресу: Нижегородская область, Дивеевский р-н, 100 м на юго-запад от развилки автодорог Выездное-Дивеево-Сатис и объездная с.Дивеево, АЗС №432, допустило реализацию нефтепродукта (бензин автомобильный неэтилированный Регуляр-92 (АИ-95-К5)) несоответствующего требованиям безопасности п.4.13 ст.4 TP ТС 013/2011, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 №826:

-бензин автомобильный неэтилированный Регуляр-92 (АИ-95-К5) по нормативному документу (TP ТС 013/2011) должен:

-каждая партия топлива, выпускаемого в обращение и (или) находящегося в обращении, должна сопровождаться документом о качестве (паспортом). Паспорт должен содержать, в том числе: нормативные значения и фактические результаты испытаний, подтверждающие соответствие топлива данной марки требованиям Технического регламента; сведения о декларации соответствия (действует декларация о соответствии ЕАЭС N RUД-RU.AE81.B.13933 сроком действия с 15.06.2018 по 14.06.2021).

Фактически паспорт качества от 20.06.2018 №59 не содержит фактические результаты испытаний, подтверждающие соответствие топлива данной марки требованиям Технического регламента по показателям отмеченным символом *

-октановое число по исследовательскому методу и моторному методу;

-концентрация свинца, железа, марганца, мг/дм3;

-объемная доля углеводородов (ароматических, олефиновых) %;

-объемная доля бензола, %;

-массовая доля кислорода, %;

- объемная доля оксигенатов (метанола, этанола, изопропанола, третбутанола, изобутанола, эфиров (содержащих 5 или более атомов углерода в молекуле), других оксигенатов), %,

-давление насыщенных паров бензина, кПа;

-объемная доля монометиланилина, %;

-других оксигенатов (с температурой кипения не выше 210°С.

В паспорте ссылкой * отмечены результаты испытаний показателей, проставленные с паспорта №28536 от 31.05.2018, выданного ООО «Газпром нефтехим Салават».

В паспорте указаны недостоверные сведения о декларации соответствия №ТС N RU. Д-RU.AE81.B.06548 (срок действия с 03.06.2015 до 02.06.2018).

Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки юридического лица №110-18 от 16.07.2018.

На основании указанной проверки Обществу было выдано предписание об устранении требований технического регламента в срок до 20.09.2018.

Не согласившись с предписанием от 20.09.2018 в части, относящейся к отсутствию в паспорте качества, выданного заявителем, фактических результатов испытаний топлива Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с рассматриваемым требованием.

В соответствии с пунктом 2 статьи 29 и частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершении действия (бездействие).

Приказом Минпромторга России от 01.08.2017 №2514 утвержден Административный регламент исполнения Росстандарта государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований национальных стандартов и технических регламентов (далее – Административный регламент)

В соответствии с п.1 Административного регламента государственной функцией, регулируемой данным регламентом исполнения Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований национальных стандартов и технических регламентов, является осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований национальных стандартов Российской Федерации (далее - национальные стандарты) и технических регламентов.

Согласно п.2 Административного регламента исполнение государственной функции осуществляют: Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, его территориальные органы - межрегиональные территориальные управления Росстандарта.

В соответствии с п.3 Административного регламента организация и исполнение государственной функции осуществляется должностными лицами Росстандарта, в обязанности которых входят вопросы осуществления государственного контроля (надзора), а также должностными лицами МТУ Росстандарта (далее - должностные лица).

Так в соответствии с п.6 Административного регламента должностные лица, осуществляющие государственный контроль (надзор), имеют право:

1) требовать от изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) предъявления декларации о соответствии или сертификата соответствия, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов, или их копий либо регистрационный номер декларации о соответствии или сертификата соответствия, если применение таких документов предусмотрено соответствующим техническим регламентом;

2) требовать от изготовителя (лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) предъявления доказательственных материалов, использованных при осуществлении обязательного подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента;

3) в случае получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов требовать от изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) материалы проверки достоверности информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов;

4) направлять информацию о необходимости приостановления или прекращения действия сертификата соответствия в выдавший его орган по сертификации;

5) выдавать предписание о приостановлении или прекращении действия декларации о соответствии лицу, принявшему декларацию, и информировать об этом федеральный орган исполнительной власти, организующий формирование и ведение единого реестра деклараций о соответствии;

6) запрашивать у изготовителя (исполнителя, продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) и иных лиц дополнительную информацию о продукции или связанных с требованиями к ней процессах проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в том числе результаты исследований (испытаний) и измерений, проведенных при осуществлении обязательного подтверждения соответствия;

7) запрашивать информацию и документы в рамках межведомственного взаимодействия в других федеральных органах исполнительной власти в соответствии с Правилами направления запроса и получения на безвозмездной основе, в том числе в электронной форме, документов и (или) информации органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, в рамках межведомственного информационного взаимодействия, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. N 323 "О направлении запроса и получении на безвозмездной основе, в том числе в электронной форме, документов и (или) информации органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, в рамках межведомственного информационного взаимодействия";

8) при необходимости привлекать специалистов (экспертов), обладающих специальными знаниями, для анализа полученных материалов;

9) запрашивать у изготовителя (лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) доказательственные материалы, использованные при осуществлении обязательного подтверждения соответствия продукции обязательным требованиям национальных стандартов и технических регламентов;

10) осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору) за соблюдением обязательных требований национальных стандартов и технических регламентов;

11) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований национальных стандартов и технических регламентов с указанием сроков их устранения;

12) привлекать изготовителя (исполнителя, продавца, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации;

13) выдавать юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований национальных стандартов и технических регламентов.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.

В силу ст.2 ТР ТС 013/2011 выпуск в обращение - первичный переход паспортизированного топлива от изготовителя к потребителю; обращение топлива на рынке - этапы движениятоплива от изготовителя к потребителю, охватывающие все стадии, которые проходит паспортизированное топливо после выпуска его в обращение; изготовителем является юридическое либо физическое лицо, в том числе иностранное, осуществляющее от своего имени или по поручениюизготовление и (или) реализацию топлива, ответственное за его соответствие требованиям Технического регламента ТС; потребителем - юридическое либо физическое лицо, имеющее намерение приобрести или приобретающее паспортизированное топливо для собственных нужд; продавцом - юридическое либо физическое лицо, являющееся резидентом государства - члена ТС, осуществляющее оптовую и (или) розничную реализацию паспортизированного топлива потребителю в соответствии с национальным законодательством государства - члена ТС и ответственное за размещение на рынке топлива, соответствующего требованиям Технического регламента ТС; партия топлива - это количество топлива одной марки, сопровождаемое одним документом о качестве (паспортом).

Таким образом, к изготовителю приравнивается также лицо, реализующее топливо, ответственное за его соответствие требованиям данного регламента. При этом согласно данной статье при обращении топлива на рынке все стадии движения топлива проходят паспортизацию топлива, а партией считается количество топлива одной марки, оформленное одним документом о качестве.

В соответствии с п.3.1 ТР ТС 013/2011  допускается выпуск в обращение и обращение топлива, соответствие которого подтверждено требованиям согласно статье 6 Технического регламента ТС.

Согласно п.3.2 ТР ТС 013/2011  при реализации автомобильного бензина и дизельного топлива продавец обязан предоставить потребителю информацию о:

наименовании и марке топлива;

соответствии топлива требованиям Технического регламента ТС.

При розничной реализации автомобильного бензина и дизельного топлива информация о наименовании, марке топлива, в том числе об экологическом классе, должна быть размещена в местах, доступных для потребителей. На топливно-раздаточном оборудовании размещается и в кассовых чеках отражается информация о марке топлива.

По требованию потребителя продавец обязан предъявить копию документа о качестве (паспорт) топлива.

В соответствии с п. 6.1 TP ТС 013/2011 перед выпуском топлива в обращение проводится подтверждение соответствия топлива требованиям Технического регламента ТС в форме декларирования соответствия.

Процедуру подтверждения соответствия топлива проводит заявитель.

При декларировании соответствия топлива заявителем может быть зарегистрированное в соответствии с законодательством государства - члена ТС на его территории юридическое лицо или физическое лицо, являющееся либо изготовителем, либо уполномоченным представителем изготовителя, либо импортером.

Подтверждение соответствия топлива проводится по схемам декларирования соответствия топлива, установленным в настоящей статье и описанным в Приложении 8 к Техническому регламенту ТС.

Для целей подтверждения соответствия топлива требованиям Технического регламента ТС испытательная лаборатория (центр) должна быть аккредитована и включена в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий Таможенного Союза.

Испытания топлива опытно-промышленной партии для целей подтверждения соответствия допускается проводить в испытательной лаборатории.

Заявитель принимает декларацию о соответствии топлива Техническому регламенту ТС по единой форме, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза.

В материалах административного дела представлена декларация о соответствии ЕАЭС N RU Д-RU.АЕ81.В.13933 сроком действия с 15.06.2018 по 14.06.2021 в которой Общество заявляет, что является изготовителем нефтепродукта и то, что бензин автомобильный неэтилированный марки Регуляр-92 (АИ-92-К5) соответствует требованиям TP ТС 013/2011.

Пунктом 4.13 ст. 4 TP ТС 013/2011 предусмотрено, что каждая партия топлива, выпускаемого в обращение и (или) находящегося в обращении, должна сопровождаться документом о качестве (паспортом).

Паспорт должен содержать: наименование и обозначение марки топлива; наименование изготовителя (уполномоченного изготовителем лица) или импортера, или продавца, их местонахождение (с указанием страны); обозначение документа, устанавливающего требования к топливу данной марки (при наличии); нормативные значения и фактические результаты испытаний, подтверждающие соответствие топлива.

Суд отмечает, что в рамках дела №А43-31658/2018 Обществом оспаривалось постановление о назначении административного наказания по ч.1 ст. 14.43.1 КоАП РФ, которое было вынесено в рамках рассматриваемой проверки. Данное решение не обжаловалось, вступило в законную силу. Факт правонарушения в рамках названного дела был установлен, правонарушение признано малозначительным.

Кроме того, 18.10.2018 была проведена внеплановая выездная проверка в отношении Общества с целью контроля исполнения ранее выданного предписания. По результатам проверки был составлен акт от 18.10.2018 № 72П-18 и установлено, что оспариваемое предписание №110-18 от 16.07.2018 исполнено в установленный срок в полном объеме.

Доводы Общества о том, что бензин всегда поступает от одного и того же поставщика, одного класса, имеет одинаковые покатали и смешения с каким-либо другим видом топлива, или с топливом другого поставщика не происходит, судом отклоняются в силу следующего.

Согласно пункту 4.5 Правил технической эксплуатации нефтебаз, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19.06.2003 N 232 (далее - Правила N 232) нефтепродукт, поступающий на нефтебазу или отпускаемый с нефтебазы, должен сопровождаться паспортом качества на партию нефтепродуктов, заполненным в объеме требований нормативного документа, и информацией об обязательной сертификации (декларации) для нефтепродуктов, если они подлежат обязательной сертификации.

В соответствии с пунктом 4.6 Правил N 232 любое количество нефтепродукта, изготовленного в ходе непрерывного технологического процесса, однородного по своим показателям качества и сопровождаемого одним документом о качестве, рекомендуется называть изготовленной партией.

Одноименный продукт независимо от количества, поставленный по единому товарно-транспортному документу и сопровождаемый одним паспортом качества, поступивший на нефтебазу, рекомендуется называть поступившей партией. После слива нефтепродукта в резервуар на остатки одноименного нефтепродукта количество нефтепродукта в партии считается как сумма остатка и поступившего продукта. Паспорт качества на такую партию выписывается лабораторией нефтебазы после проведения анализов контрольной пробы, взятой из резервуара нефтебазы.

Нефтепродукты одной марки, поступившие в расфасованном виде по одному товарно-транспортному документу и имеющие один паспорт качества, рекомендуется называть поступившей партией тарных нефтепродуктов. Каждая партия тарных нефтепродуктов хранится в складских помещениях отдельно от других партий.

В пункте 6.2 Правил N 232 указано, что допускается хранение нефтепродуктов одной марки в одном резервуаре.

При этом действующее законодательство не содержит запрета на слив в тот же резервуар продуктов той же марки, но от других партий.

Кроме того, в силу пунктов 10.1 - 10.6приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 19.06.2003 N 231 "Об утверждении Инструкции по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов в организациях нефтепродуктообеспечения" (далее - Инструкция N 231), при обнаружении некондиционности нефтепродукта (отклонения от качества реализуемого нефтепродукта от требований нормативного документа хотя бы по одному показателю) организация должна принять меры по восстановлению его качества путем смешения его с той же маркой нефтепродукта, имеющего запас качества по требуемому показателю.

Проанализировав указанные нормы, суд приходит к выводу о том, что паспорт качества выдается не только нефтеперерабатывающим заводом (НПЗ), но и нефтебазой (лицом хранящим и реализующим топливо), отпускающей эту продукцию, в отношении партии, образовавшейся в результате слива нефтепродукта в резервуар, на остатки одноименного нефтепродукта после проведения лабораторией нефтебазы анализов контрольной пробы из этого резервуара.

Так, в соответствии с пунктом 6.1 ТР ТС 013/2011 при декларировании соответствия топлива и выдаче паспорта нефтебаза с этого момента ответственна за его соответствие требованиям Технического регламента ТС.

Аналогичные выводы изложены в постановлении Арбитражный суд Волго-Вятского округа от 14.09.2018 по делу N А29-7642/2015

На основании вышеизложенного, суд находит предписание административного органа соответствующим нормам действующего законодательства и не нарушающим права и законные интересы Общества, что в соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для принятия решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Таким образом, суд отказывает в удовлетворении требований заявителя.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180-182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р  Е  Ш  И  Л  :

в удовлетворении заявленных требований обществу с ограниченной ответственностью "Газэнергосеть розница" (ОГРН1146164001807, ИНН6164317329), г.Ростов-на-Дону, отказать.

Расходы по уплате государственной пошлины отнести на заявителя.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не будет подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступит в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение месяца с момента принятия решения.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта.

Судья                                                                                                                                          А.В.Леонов