ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-37987/18 от 14.01.2019 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-37987/2018

г. Нижний Новгород 21 января 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 14 января 2019 года

Решение в полном объеме изготовлено 21 января 2019 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе судьи Вершининой Екатерины Игоревны (вн. шифр 56-172), при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шлюндиной Ю.Е., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Жилищно-строительного кооператива "На Советской №1", г. Арзамас, Нижегородская область (ОГРН 1165275022483, ИНН 5243037026) о признании недействительным (незаконным) предписания Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области №208/2 от 20.07.2018,

при участии представителей сторон:

от заявителя: Стрижов С.В. (председатель - паспорт, выписка ЕГРЮЛ), Гаврилов С.И. (доверенность от 12.10.2018),

от ответчика: Лебедев М.А. (доверенность от 09.01.2019),

от третьих лиц: Стрижов С.В. (паспорт), от Правительства Нижегородской области, от Инспекции государственного строительного надзора Нижегородской области, Администрации города Арзамаса, Департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области - не явились, извещены,

установил: в Арбитражный суд Нижегородской области обратился Жилищно-строительный кооператив "На Советской №1" (далее – заявитель, Кооператив) с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области (далее – Управление) №208/2 от 20.07.2018.

Заявитель полагает оспариваемое предписание не соответствующим требованиям статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее – Закон №73-ФЗ), нарушающим его права и законные интересы.

Заявитель отмечает, что основания для вынесения оспариваемого предписания отсутствовали, поскольку Кооператив является добросовестным застройщиком многоквартирного жилого дома на земельном участке 52:40:0301002:2595 по адресу: Нижегородская область, г.Арзамас, ул.Советская, д.50. Строительство указанного объекта ведется в соответствии с утвержденной проектной документацией, в том числе, согласованной Управлением, на основании действующего разрешения на строительство, а также соответствует постановлению Правительства Нижегородской области от 06.12.2017 №864 об утверждении зон охраны объектов культурного наследия, режиму использования земель и требованиям градостроительного регламента.

Заявитель полагает неисполнимым оспариваемое предписание в части вмененного нарушения об отсутствии открытого листа, поскольку на момент выдачи предписания земляные работы были завершены, выполнялась кладка пятого этажа многоквартирного дома. При этом заявитель отмечает, что земляные работы при строительстве дома осуществлены в соответствии с Разделом документации, обеспечивающей сохранность объекта культурного наследия «Культурный слой г.Арзамаса XVI-XVIII в.в.», согласованным самим Управлением.

Требование оспариваемого предписания о приведении строящегося объекта в соответствии с пунктом 2.10 приказа Министерства культуры Российской Федерации от 26.10.2017 №1810 заявитель полагает неправомерным, поскольку указанный приказ не распространяется на правоотношения, возникшие до его вступления в законную силу. При этом заявитель отмечает, что заявление о выдаче разрешения на строительство подано Кооперативом еще в 2016 году, получение разрешения 25.01.2018 обусловлено длительностью согласования проектной документации.

Подробно позиция Кооператива изложена в заявлении и поддержана представителями в судебном заседании.

Управление не согласно с требованием заявителя, просит суд отказать заявителю в его удовлетворении, поскольку полагает оспариваемое предписание законным и обоснованным, вынесенным в соответствии с требованиями статей 36, 45.1, 60 Закона №73-ФЗ, приказа Министерства культуры Российской Федерации от 26.10.2017 №1810, пунктом 24 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.09.2015 №972.

Как отмечает Управление, основанием вынесения оспариваемое предписания является установленный указанным приказом №1810 запрет на возведение 6-ти этажного многоквартирного жилого дома в зоне жилой застройки исторического центра г.Арзамас ИП-ОЦ-3, в которой расположен земельный участок 52:40:0301002:2595. Направленное в адрес председателя Кооператива письмо от 08.12.2017 №518-11-4826 о соответствии проектной документации требований градостроительных регламентов в границах зоны регулирования застройки ЗРЗ-2 Управление объясняет отсутствие информации о принятом Министерством культуры Российской Федерации приказе №1810. При этом отмечает отсутствие заключения о соответствии проектной документации градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения федерального значения г.Арзамас.

Подробно доводы Управления изложены в отзыве на заявление и поддержаны представителем в судебном заседании.

Стрижов С.В., привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебном заседании поддержал позицию заявителя.

Представитель Правительства Нижегородской области, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, поддержал позицию Управления в предварительном судебном заседании 08.11.2018.

Представитель Правительства Нижегородской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, ходатайств не заявил. В соответствии со статьей 156, частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в его отсутствие.

Администрация города Арзамаса (далее – Администрация), привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, требование заявителя поддерживает, просит удовлетворить. При этом ссылается на согласованную Управлением письмом от 08.12.2017 №518-11-4826 проектную документацию «Многоквартирный жилой дом. Место строительства: Нижегородская область, г.Арзамас, ул.Советская, д.50», а также согласованное Департаментом градостроительного развития территории Нижегородской области 24.07.2017 архитектурно-градостроительное решение указанного объекта капитального строительства, представленные застройщиком в целях получения разрешения на строительство.

Подробно позиция Администрации изложена в отзыве на заявление.

Представитель Администрации, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, ходатайств не заявил. В соответствии со статьей 156, частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в его отсутствие.

Департамент градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области (далее – Департамент), привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, не согласен с требованием заявителя, поскольку градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 52:40:0301002:2595 утвержден приказом Департамента от 20.10.2016 №05-09-1059 в соответствии с действующим на тот момент законодательством, при этом утвержденный градостроительный план содержит ссылку на установление ограничений, в том числе, в части согласования количества этажей. По мнению Департамента, послу вступления в силу приказа Министерства культуры Российской Федерации от 26.10.2017 №1810 разрешение на строительство жилого дома не подлежало выдаче, 30.07.2018 администрации города Арзамас выдано предписание об отмене разрешения на строительство.

Подробно доводы Департамента изложены в отзыве на заявление.

Представитель Департамента, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель Инспекции государственного строительного надзора Нижегородской области, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, ходатайств не заявил. В соответствии со статьей 156, частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в его отсутствие.

Изучив материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, судом установлены следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, на основании разрешения на строительство от 25.01.2018 №52-RU 52 301000-1/2018 Кооператив осуществляет строительство объекта капитального строительства - Многоквартирный жилой дом по адресу: Нижегородская область, г.Арзамас, ул.Советская, д.50.

Строительство указанного объекта осуществляет на земельном участке с кадастровым номером 52:40:0301002:2595, расположенного к границах зоны объекта культурного наследия «Культурный слой г.Арзамаса XVI-XVIII в.в.».

На основании распоряжения от 09.07.2018 №202 Управлением в период с 12.07.2018 по 20.07.2018 проведена внеплановая выездная проверка в отношении Кооператива с целью проверки информации о причинении вреда объекту культурного наследия - "Культурный слой г.Арзамаса XVI-XVIIIв.в.".

В результате проведенной проверки Управление пришло к выводу о допущенных Кооперативом нарушениях требований части 2 статьи 36, части 6 статьи 45.1, частиа 1 статьи 60 Закона №73-ФЗ, а также пункта 2.10 приказа Министерству культуры Российской Федерации от 26.10.2017 №1810, а именно:

- земляные работы начаты без обеспечения проведения археологических мероприятий, предусмотренных согласованной Управлением проектной документацией – Разделом об обеспечении сохранности объекта (археологического) наследия - Культурного слоя г. Арзамаса XVI-XVIII в.в.;

- осуществляется строительство 6-этажного многоквартирного жилого дома по ул.Советская, д.50, г.Арзамас, запрещенное в зоне жилой застройки исторического центра ИП-ОЦ-3.

Подробно выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки №208/1 от 20.07.2018.

По результатам проведенной проверки 20.07.2018 Управление выдало Кооперативу предписание №208/2, в соответствии с которым возложило на Кооператив обязанность незамедлительно остановить возведение (строительство) многоквартирного жилого дома на земельном участке по адресу: Нижегородская область, г.Арзамас, ул.Советская, д.50 (кадастровый номе 52:40:0301002:2595), а также привести значения характеристик и показателей строящегося объекта капитального строительства (многоквартирного жилого дома) по адресу: Нижегородская область, г.Арзамас, ул.Советская, д.50 (кадастровый номер52:40:0301002:2595) в соответствии со значениями характеристик и показателей, установленных пунктом2.10 требований к градостроительным регламентам в границах исторического поселения федерального значения город Арзамас Нижегородской области, утвержденного приказом Министерства культуры Российской Федерации от 26.10.2017 №1810, в срок до 11.01.2019.

Не согласившись с вынесенным предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым требованием.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:

- несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;

- нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 65 и частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее – Закон №73-ФЗ).

В силу части 3 статьи 11 Закона №73-ФЗ региональный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия осуществляется региональными органами охраны объектов культурного наследия согласно их компетенции в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия в части организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (часть 4 статьи 11 Закона №73-Ф).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон №294-ФЗ) в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 11 Закона №73-ФЗ предметом государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия являются: соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами обязательных требований, в том числе:

требований к содержанию и использованию объекта культурного наследия, требований к сохранению объекта культурного наследия, требований к обеспечению доступа к объекту культурного наследия;

градостроительных регламентов в границах территорий зон охраны объекта культурного наследия, в границах территории достопримечательного места, в границах территории исторического поселения и установленных для этих территорий особых режимов использования земель, требований к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места;

требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия либо особого режима использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия, установленных настоящим Федеральным законом.

В силу пункта 3 части 6 статьи 11 Закона №73-ФЗ должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания.

За нарушение настоящего Федерального закона должностные лица, физические и юридические лица несут уголовную, административную и иную юридическую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 66 Закона №73-ФЗ).

За невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия частью 18 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Таким образом, предписание об устранении нарушений требований сохранения, использования и охраны объекта культурного наследия представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.

Невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), является основанием для привлечения граждан и юридических лиц к административной ответственности.

Следовательно, предписание должностного лица, осуществляющего государственный надзор в сфере охраны объектов культурного наследия, должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя, гражданина) может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений требований законодательства в указанной сфере, соблюдение которых обязательно для них в силу закона. При этом такие требования должны быть реально исполнимы.

Между тем оспариваемое Кооперативом предписание не соответствует названным требованиям по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах: осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий (пункты 4, 10).

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (часть 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В силу части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен перечень документов, прилагаемых застройщиком к заявлению о выдаче разрешения на строительство. К таким документам относятся, в том числе, градостроительный план земельного участка, материалы, содержащиеся в проектной документации, положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства, а также документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта.

В случае, если строительство или реконструкция объекта капитального строительства планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, к заявлению о выдаче разрешения на строительство может быть приложено заключение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, о соответствии предусмотренного пунктом 3 части 12 статьи 48 настоящего Кодекса раздела проектной документации объекта капитального строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения (часть 10.1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика, проектной документацией, требованиями к строительству объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.

В силу пункта 3 части 1 статьи 5.1 Закона №73-ФЗ в границах территории объекта культурного наследия на территории памятника, ансамбля или достопримечательного места разрешается ведение хозяйственной деятельности, не противоречащей требованиям обеспечения сохранности объекта культурного наследия и позволяющей обеспечить функционирование объекта культурного наследия в современных условиях.

Изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия (часть 2 статьи 36 Закона №73-ФЗ).

Строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия (часть 3 статьи 36 Закона №73-ФЗ).

Согласно статье 60 Закона №73-ФЗ градостроительная, хозяйственная и иная деятельность в историческом поселении должна осуществляться при условии обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, предмета охраны исторического поселения в соответствии с настоящим Федеральным законом (часть 1). В целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, предмета охраны исторического поселения градостроительная деятельность в таком поселении подлежит особому регулированию в соответствии с настоящим Федеральным законом, Градостроительным кодексом Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть 2).

В силу пункта 3 части 3 статьи 60 Закона №73-ФЗ особое регулирование градостроительной деятельности в историческом поселении осуществляется органами местного самоуправления, а в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения и включает в себя разработку градостроительных регламентов, предусматривающих предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, с учетом требований к сохранению планировочной структуры исторического поселения, размерам и пропорциям зданий и сооружений, использованию отдельных строительных материалов, цветовому решению, запрет или ограничение размещения автостоянок, рекламы и вывесок, другие ограничения, необходимые для обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, предмета охраны исторического поселения.

Региональный орган охраны объектов культурного наследия в течение двадцати пяти дней со дня поступления от застройщика, технического заказчика либо органа или организации, уполномоченных в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации на выдачу разрешений на строительство, предусмотренного пунктом 3 части 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации раздела проектной документации объекта капитального строительства рассматривает указанный раздел проектной документации объекта капитального строительства и направляет соответственно застройщику, техническому заказчику, в орган или организацию, уполномоченные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации на выдачу разрешений на строительство, заключение о соответствии или несоответствии указанного раздела проектной документации объекта капитального строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения (часть 9 статьи 60 Закона №73-ФЗ).

Решением Арзамасской городской Думы Нижегородской области от 11.03.2010 N 24 утверждены и действуют Правила землепользования и застройки городского округа город Арзамас Нижегородской области (далее – Правила землепользования и застройки).

В силу пункта 3 статьи 2 Правил землепользования и застройки настоящие Правила регламентируют деятельность по проведению градостроительного зонирования территории города и установлению градостроительных регламентов по видам и предельным параметрам разрешенного использования земельных участков, иных объектов недвижимости; выдаче разрешений на строительство, разрешений на ввод в эксплуатацию вновь построенных, реконструированных объектов.

Настоящие Правила обязательны для субъектов градостроительно-земельных отношений, должностных лиц, осуществляющих и контролирующих градостроительную деятельность на территории города Арзамаса (пункт 5 статьи 2 Правил землепользования и застройки).

Для каждого земельного участка, объекта капитального строительства разрешенным считается такое использование, которое соответствует: градостроительным регламентам статьи 35 настоящих Правил; ограничениям по условиям охраны объектов культурного наследия - в случаях, когда земельный участок, иной объект недвижимости расположен в зоне охраны объектов культурного наследия (часть 9 статьи 3 Правил землепользования и застройки).

В соответствии с градостроительными регламентами, установленными Правилами землепользования и застройки, на территории города Арзамас установлена территориальная зона жилой застройки исторического центра (Ж-3).

Согласно статье 35.1 Правил землепользования и застройки зона жилой застройки исторического центра Ж-3 выделена для формирования жилых кварталов в границах единой охранной зоны с размещением односемейных и секционных домов этажностью не выше 10 этажей с минимально разрешенным набором услуг местного значения. К застройке в данной зоне предъявляются дополнительные требования и ограничения по условиям охраны памятников истории и культуры. К основным видами разрешенного использования относятся многоквартирные дома не выше 10 этажей.

В соответствии с установленными для названной территориальной зоны предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, максимальное и (или) минимальное количество наземных этажей для многоквартирных жилых домов допускается не менее 1 этажа и не более 10 этажей.

06.12.2017 постановлением Правительства Нижегородской области №864 утверждены границ зон охраны объектов культурного наследия регионального значения "Комплекс Новодевичьего Алексеевского монастыря" и "Жилой дом" в г. Арзамасе, особых режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в утвержденных границах (далее – Постановление №864).

Указанным Постановлением №864 утвержден особый режим использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах зон регулирования застройки и хозяйственной деятельности объектов культурного наследия регионального значения "Комплекс Новодевичьего Алексеевского монастыря" (территория гарнизона, ограниченная ул. Советской, ул. Свободы, пер. Тихим) и "Жилой дом" (ул. Советская, 34) в г. Арзамас, согласно которому разрешается размещение объектов нового капитального строительства, ремонт и реконструкция существующих зданий, строений и сооружений, а также их частей с предельно разрешенной высотностью: в границе ЗРЗ-2 - 20 м от планировочной отметки земли до венчающего карниза или 23,5 м до верха конька скатной кровли; в случае применения плоских крыш - 19 м от планировочной отметки земли до верха основных конструкций крыши (глухого парапета и т.п.). Градостроительные регламенты земельных участков, расположенных в границах зон регулирования застройки и хозяйственной деятельности объектов культурного наследия регионального значения "Комплекс Новодевичьего Алексеевского монастыря" и "Жилой дом", устанавливаются Правилами землепользования и застройки городского округа город Арзамас Нижегородской области, утвержденными решением Арзамасской городской Думы Нижегородской области от 11 марта 2010 года N 24, с учетом требований, определенных настоящим Режимом.

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, строительство объекта капитального строительства (многоквартирный жилой дом по адресу: Нижегородская область, г.Арзамас, ул.Советская, дом 50) Кооператив осуществляет на земельном участке с кадастровым номером 52:40:0301002:2595, расположенном в границах территории объекта культурного наследия «Культурный слой г.Арзамаса XVI-XVIII в.в.», а также в границах зон охраны объектов культурного наследия регионального значения "Комплекс Новодевичьего Алексеевского монастыря" и "Жилой дом" в г. Арзамасе, утвержденных Постановлением №864.

При этом указанный земельный участок расположен в установленной Правилами землепользования и застройки территориальной зоне жилой застройки исторического центра Ж-3, в границах зоны регулирования застройки ЗРЗ-2, установленной Постановлением №864.

Таким образом, в соответствии с утвержденным Правилами землепользования и застройки градостроительным регламентом, а также Постановления №864 на земельном участке с кадастровым номером 52:40:0301002:2595 разрешено строительство многоквартирного жилого дома с количеством этажей не более 10, высотностью 20 м от планировочной отметки земли до венчающего карниза или 23,5 м до верха конька скатной кровли.

Как следует из материалов дела, собственником земельного участка с кадастровым номером 52:40:0301002:2595, площадью 3447 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – многоквартирные дома не выше 10 этажей, расположенного по адресу: Нижегородская область, г.Арзамас, ул.Советская, д.50, является С.В.Стрижов (том 1, л.д.14-28, 54). В отношении земельного участка установлено ограничение (обременение) права – объект культурного наследия.

На основании договора аренды земельного участка от 01.11.2017 №1, а также дополнительного соглашения к договору от 10.01.2018 земельный участок передан в пользование Кооператива для строительства 55-ти квартирного жилого дома (том 1, л.д.29-33).

На основании обращения собственника земельного участка Стрижова С.В. приказом Департамента градостроительного развития территории Нижегородской области от 20.10.2016 №05-09-1059ГП (л.д.34) утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 52:40:0301002:2595 (том 1, л.д.34).

В соответствии с утвержденным градостроительным планом (том 1, л.д.35-43) градостроительный регламент земельного участка установлен в составе Правил землепользования и застройки городского округа город Арзамас, утвержденных решение Арзамасской городской Думы от 11.03.2010 №24 (далее – Правила землепользования и застройки), для зоны Ж-3 – зоны жилой застройки исторического центра. К основным видам разрешенного использования земельного участка относится – многоквартирные дома не выше 10 этажей (пункты 2, 2.1).

Согласно пунктам 2.2, 2.2.1 градостроительного плана на указанном земельном участке подлежит размещению объект капитального строительства – многоквартирный жилой дом, предельное количество этажей – 7 по согласованию с Управлением.

В целях строительства многоквартирного жилого дома Кооперативом получены технические условия на подключение газоснабжения, электроснабжения и водоснабжения (том 1, л.д.44-49).

В соответствии с подготовленной ООО «Горизонт» проектной документацией «Многоквартирный жилой дом: Нижегородская область, г.Арзамас, ул.Советская, д.50» (архитектурно-градостроительным решением) размещение проектируемого объекта (многоквартирный жилой дом) на земельном участке не противоречит требованиям градостроительного регламента (том 1, л.д.60-67).

В отношении разработанной проектной документации Кооперативом получены положительные заключения негосударственной экспертизы (том 3, л.д.28-29).

Письмом от 24.07.2017 №406-02-6721/17 Департамент градостроительного развития территории Нижегородской области по результатам рассмотрения выполненной ООО «Горизонт» проектной документации «Многоквартирный жилой дом: Нижегородская область, г.Арзамас, ул.Советская, д.50» согласовал представленное архитектурно-градостроительное решение объекта капитального строительства со следующими технико-экономическими показателями: этажность здания – 6 надземных этажей +чердак. Согласно согласованному архитектурно-градостроительному решению кровля дома является скатной (том 1, л.д.59).

В соответствии с требованиями Закона №73-ФЗ Стрижов С.В. 01.06.2016 заключил договор с ООО Историко-археологическое общество «Велес» №10/16 на выполнение работ по разработке Проекта на проведение работ по сохранению объекта археологического наследия – культурного слоя г.Арзамас в границах земельного участка на объекте «Строительство многоквартирного дома» по адресу: Нижегородская область, г.Арзамас, ул.Советская, д.50, и проведение наблюдений при проведении земляных работ (том 1, л.д.68-70).

Во исполнение указанного договора ООО Историко-археологическое общество «Велес» разработало Раздел документации, обосновывающий меры по обеспечению сохранности объекта культурного (археологического) наследия федерального значения «Культурный слой г.Арзамас XVI-XVIII в.в.» при проведении земляных строительных работ при строительстве многоквартирного дома (далее – Раздел, том 1, л.д.71-94).

Указанный Раздел прошел государственную историко-культурную экспертизу, результаты которой зафиксированы актом от 26.12.2016 №06-НО/2016Э (том 1, л.д.95-98).

Кроме того, во исполнение заключенных со Стрижовым С.В. договоров №2-2017 от 18.01.2017 и №11-2017 от 10.07.2017 (том 1, л.д.99-102, 104-107) ООО Научно-исследовательским предприятием «Этнос» разработана научно-проектная документация, а именно: проекты зон охраны объектов культурного наследия «Комплекс Новодевичьего Алексеевского монастыря» (том 1, л.д.109-113), «Жилой дом» по адресу: Нижегородская область, г.Арзамас, ул.Свободы, д.34 (том 1, л.д.114-118), которая также прошла государственную историко-культурную экспертизу (акты - том 1, л.д.119-157, том 2, л.д.1-23).

Проведенными государственными историко-культурными экспертизами подтверждено соответствие Раздела и указанной научно-проектной документации требованиям Закона №73-ФЗ, а также требованиям к градостроительным регламентам в границах зон охраны объектов культурного наследия.

По результатам рассмотрения проектной документации «Многоквартирный жилой дом. Место строительства: Нижегородская область, г.Арзамас, ул.Советская, д.50. Стадия: Архитектурно-градостроительное решение. Утверждаемая часть», разработанной ООО «Горизонт» по заказу Кооператива в 2016 году, письмом от 08.12.2017 №518/11-4826 Управление сообщило о соответствие проектного решения представленного в вышеназванных материалах требованиям к градостроительным регламентам в границах зоны регулирования застройки ЗРЗ-2 объектов культурного наследия «Комплекс Новодевичьего Алексеевского монастыря» и «Жилой дом» по адресу: г.Арзамас, ул.Советская, д.34, утвержденным Постановлением №864 (том 2, л.д.28).

На основании подготовленной проектной документации, имеющей положительное заключение, градостроительного плана, согласованного Управлением Раздела, представленных Кооперативом в соответствии с требованиями части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, 25.01.2018 Администрация города Арзамас выдала Кооперативу разрешение №52-RU 52 301000-1/2018 на строительство объекта капитального строительства «Многоквартирный жилой дом» по адресу: Нижегородская область, г.Арзамас, ул.Советская, дом 50, количество этажей – 7, высота – 22,5м (том 2, л.д.100-102).

Таким образом, параметры указанного объекта капитального строительства соответствуют требованиям градостроительного регламента, установленным Правилами землепользования и застройки, а также Постановления №864.

Выданное Кооперативу разрешение на строительство объекта не отменено. Срок его действия продлен до 23.10.2019 (том 2, л.д.102). Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют, в связи с чем, суд отклоняет как необоснованные доводы Департамента в данной части. Представленные Департаментом предписание от 30.07.2018 №14 (357) и акт проверки от 30.07.2018 сами по себе о недействительности выданного Кооперативу разрешения на строительство не свидетельствуют и не подтверждают его отмену в установленном законом порядке.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что строительство многоквартирного жилого дома по адресу: Нижегородская область, г.Арзамас, ул.Советская, дом 50, осуществляет Кооперативом на законных основаниях, в соответствии с выданным разрешением на строительство, требованиями градостроительного регламента, утвержденного Правилами землепользования и застройки, соблюдением особого режима использования земельного участка, установленного Постановлением №864.

Рассмотрев доводы Управления о несоответствии параметров объекта капитального строительства положениям приказа Минкультуры России от 26.10.2017 N 1810 "Об утверждении предмета охраны, границ территории и требований к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения федерального значения город Арзамас Нижегородской области", суд отклоняет его по следующим основаниям. Указанным Приказом №1810 утверждены требования к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения федерального значения город Арзамас Нижегородской области (далее – Требования).

В силу пункта 1 утвержденных Требований (приложение №4 к Приказу №1810) для территории исторического поселения федерального значения город Арзамас Нижегородской области, в целях сохранения объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия, предмета охраны исторического поселения устанавливаются общие положения об особом регулировании градостроительной деятельности.

Разделом 2 указанных Требований установлен перечень территориальных зон, расположенных в границах территории исторического поселения федерального значения город Арзамас Нижегородской области.

Согласно пункту 2.10 Требований, нарушения которого вменены Кооперативу оспариваемым предписанием, указанным пунктом устанавливаются наименования характеристик и показателей, отражающих требования к содержанию градостроительного регламента, зоны ИП-ОЦ-3 (зона жилой застройки исторического центра), в том числе в части основных видов разрешенного использования для зоны ИП-ОЦ-3 относится малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство) (размещение жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей), максимальной этажности 2 этажа.

Таким образом, рассматриваемый пункт 2.10 Приказа №1810 устанавливает требования к содержанию градостроительного регламента в части требований к допустимым видам разрешенного использования и предельных параметров.

Порядок подготовки проекта и утверждения градостроительного регламента, являющегося в силу пункта 3 части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, частью Правил землепользования и застройки, а также внесения изменений установлен статьями 31, 32, 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем до настоящего времени Правила землепользования и застройки, утвержденные решением Арзамасской городской Думы Нижегородской области от 11.03.2010 N 24, не отменены, изменения в указанные Правила, в том числе, в части градостроительных регламентов в соответствии с установленными Приказом №1810 Требованиями не внесены в установленном статьями 31, 32, 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядке.

Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют и Управлением не представлены.

Таким образом, строительство объекта капитального строительства осуществляется Кооперативом в соответствии с проектной документацией, требованиями к строительству объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка в соответствии с действующими градостроительными регламентами и установленными требованиями к предельным параметрам строительства, что соответствует требованиям части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также статей 36 и 60 Закона №73-ФЗ.

Следовательно, правовые основания для возложения на Кооператив обязанности по приведению значения характеристик и показателей строящегося объекта в соответствие с пунктом 2.10 Приказа №1810, а также по приостановлению возведения многоквартирного жилого дома, у Управления отсутствовали, поскольку строительство объекта осуществляется Кооперативом на основании действующего разрешения на строительство, полученного, в том числе, при условии согласования Управлением выше указанного Раздела, в соответствии с требованиями действующих градостроительных регламентов, утвержденных Правилами землепользования и застройки, Постановлением Правительства Нижегородской области №864, устанавливающими особое регулирование градостроительной деятельности в зоне объекта культурного наследия и защитных зон объектов культурного наследия, расположенных на территории города Арзамас.

Ссылку Департамента на пункт 24 постановления Правительства Российской Федерации от 12.09.2015 №972 суд не принимает, поскольку в настоящее время в отношении земельного участка, на котором осуществляется строительство, действует градостроительный регламент, утвержденный Правилами землепользования и застройки.

Относительно указанного в оспариваемом предписании нарушения в части отсутствия разрешения (открытого листа) при проведении земляных работ по откопке котлована, суд отмечает, что на момент проведения проверки и выдачи оспариваемого предписания осуществлялась кладка 5-го этажа объекта капитального строительства, в связи с чем, указанное нарушение странено быть не может ввиду завершения земляных работ при строительстве объекта.

При этом, как следует из содержания оспариваемого предписания и пояснений представителя Управления (аудиозапись судебного заседания от 14.01.2019), возложенные оспариваемым предписание обязанности не относятся к данной части выявленных нарушений, а направлены исключительно на устранение допущенных, по мнению Управления, Кооперативом нарушений Приказа №1810. Таким образом, указание в оспариваемом предписании на допущенные Кооперативом нарушения части 6 статьи 45.1 Закона №73-ФЗ носит информационный (описательный) характер и не повлекло возложение на Кооператив обязанности по их устранению.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что оспариваемое предписание не соответствует требованиям статей 31, 32, 33, 51, 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 60 Закона №73-ФЗ, Правилам землепользования и застройки, утвержденным решением Арзамасской городской Думы Нижегородской области от 11.03.2010 N 24, а также нарушает права и законные интересы Кооператива в сфере предпринимательской деятельности, поскольку возлагает на него не предусмотренные законом обязанности, не отвечающие признаку исполнимости.

Следовательно, в соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требование заявителя подлежит удовлетворению, оспариваемое предписание - признанию недействительным.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы Кооператива по уплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей относятся на Управление и подлежат взысканию с Управления в пользу заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180-182, 201, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

заявленное требование удовлетворить.

Признать недействительным предписание Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области №208/2 от 20.07.2018. Взыскать с Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области (ОГРН 1065260083680, ИНН 5260167723) в пользу жилищно-строительного кооператива «На Советской №1», г.Арзамас, Нижегородская область (ОГРН 1165275022483, ИНН 5243037026) расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей.

Исполнительный лист на взыскание государственной пошлины выдать заявителю после вступления настоящего решения суда в законную силу.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия и может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в месячный срок со дня принятия решения.

Судья Е.И. Вершинина