ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-38042/2021 от 10.02.2022 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело №А43-38042/2021

Нижний Новгород 04 марта 2022 года

Дата принятия решения в виде резолютивной части 10.02.2022,

Дата изготовления мотивированного решения 04.03.2022,

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи (шифр 2-481) Мясниковой Екатерины Николаевны,

без вызова сторон,

рассмотрел в порядке упрощенного производства дело по заявлению

публичного акционерного общества «МегаФон» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) к Административной комиссии Нижегородского района г.Нижнего Новгорода (ОГРН:<***>, ИНН:<***>) о признании незаконным и отмене постановления от 16.11.2021 №1539/5,

и установил:

публичное акционерное общество «МегаФон» (далее - ПАО «МегаФон», общество) обратилось в Арбитражный суд с заявлением к Административной комиссии Нижегородского района г. Нижнего Новгорода о признании незаконным и отмене постановления от 16.11.2021 №1539/5.

Определением от 03.12.2021 заявление принято к производству и назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства. Сторонам было предоставлено время для направления доказательств и отзыва на заявление, в соответствии с частью 2 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Данное определение было направлено заявителю и Административной комиссии по адресам места нахождения, подтвержденным сведениями регистрирующего органа.

Заявитель представил пополнения к заявлению, просил рассмотреть дело по общим правилам административного судопроизводства, а также допросить в качестве свидетеля ФИО1.

Рассмотрев заявленные обществом ходатайства, изучив материалы дела, суд отказывает в их удовлетворении в силу следующего.

Обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела в порядке упрощенного производства, указаны в части 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Рассмотрев документы, представленные в материалах дела, суд не находит обстоятельств, препятствующих рассмотрению настоящего дела в порядке упрощенного производства, в связи с чем отказывает обществу в удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела по общим правилам административного судопроизводства.

Ходатайство общества о вызове в судебное заседание в качестве свидетеля ФИО1 по делу об административном правонарушении судом отклоняется ввиду отсутствия необходимости, поскольку суд проверяет законность вынесенного постановления на основании имеющихся материалов дела.

Рассмотрев ходатайство заявителя о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Администрации г. Нижнего Новгорода (далее - Администрация) с позиции статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд не усматривает оснований для его удовлетворения, поскольку не представлено доказательств того, как настоящий судебный акт может повлиять на права и обязанности данного лица.

Административный орган представил письменный отзыв и материалы административного дела, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным.

На основании статей 226, 228 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассматривается в порядке упрощенного производства без вызова сторон по имеющимся в материалах дела доказательствам.

10.02.2022 вынесено решение в виде резолютивной части.

17.02.2022 от заявителя поступило ходатайство об изготовлении полного текста решения.

На основании указанного заявления изготовлено мотивированное решение в соответствии с частью 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из документов видно, что в ходе ежедневного мониторинга состояния чистоты и порядка, благоустройства, внешнего вида территории города Нижнего Новгорода 11.10.2021 года в 10:16 и 12.10.2021 года в 11:29 по адресу: г. Н.Новгород, Нижегородский р-он, пересечение ул. Ковалихинская и ул. Варварская, д. 32А (платная парковка), установлено, что юридическим лицом ПАО «Мегафон» допущено нарушение, а именно: ненадлежащее содержание территории (платная парковка), не очищена от грязи и мусора, чем нарушены пункты п.п. 11.3.2 Правил благоустройства муниципального образования город Нижний Новгород, утвержденных решением Городской думы города Нижнего Новгорода от 26.12.2018 №272.

Результаты проверки отражены в акте обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения от 12.10.2021
№ 1523.

Усмотрев в действиях Общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 3.1 Кодекса Нижегородской области «Об административных правонарушениях», (да ее - КоАП Нижегородской области) административный орган в отсутствие законного представителя Общества, извещенного надлежащим образом, в присутствии представителя Общества по доверенности от 02.12.2020 №0-116/20 ФИО2, 10.11.2021 составил в отношении Общества протокол об административном правонарушении № 1539/5.

16.11.2021 председателем административной комиссии Нижегородского района в отсутствие законного представителя Общества, извещенного надлежащим образом, при участии представителя Общества по доверенности от 11.11.2021 № 0-56/21 ФИО1, вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 1539/5/21, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 3.1 Кодекса Нижегородской области «Об административных правонарушениях» с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей

Не согласившись с постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым требованием.

Существенных процессуальных нарушений, влекущих ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве по делу об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления, административным органом не допущено.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Статьей 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения.

В силу части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).

В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Часть 1 статьи 3.1 КоАП Нижегородской области предусматривает административную ответственность за нарушение требований к надлежащему состоянию и содержанию объектов, установленных нормативными правовыми актами области и (или) муниципальными правовыми актами в сфере обеспечения чистоты и порядка, благоустройства, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 - 11, 14 и 15 настоящей статьи.

Согласно материалам дела, 14.01.2020 ПАО «МегаФон» и Муниципальное образование город Нижний Новгород от имени которого выступает Администрация, заключили концессионное соглашение, предметом которого является проектирование, создание и реконструкция Объекта Соглашения, право собственности на которые принадлежит и (или) будет принадлежать Концеденту (Администрации).

Согласно п. 2.1. Концессионного соглашения Концессионер обязуется за счет собственных и (или) привлеченных средств осуществить Проектирование, Создание и Реконструкцию имущества, состав и описание которого приведены в разделе 3 настоящего Соглашения (далее - Объект Соглашения, Объект) право собственности на которое принадлежит и (или) будет принадлежать Концеденту, и осуществлять деятельность с использованием (Эксплуатацией) Объекта Соглашения в течение всего периода действия настоящего Соглашения, а Концедент обязуется предоставить Концессионеру на срок, установленный настоящим Соглашением, права владения и пользования Объектом Соглашения для осуществления указанной деятельности.

В соответствии с п. 7.1.8. Концессионного соглашения, в целях наилучшего использования (эксплуатации) Объекта Соглашения, Концессионер обязан обеспечить бесперебойное функционирование и поддержание в исправном состоянии всего имущества, входящего в состав Объекта Соглашения, осуществлять его эксплуатационно-техническое обслуживание, содержание, ремонт, замену, модернизацию оборудования, элементов обустройства автомобильных дорог.

Кроме того, пункт 7.1.9. Концессионного соглашения гласит, что Концессионер обязан обеспечить содержание элементов обустройства автомобильных дорог, входящих в состав Объекта Соглашения, в соответствии с требованиями Приказа Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 16.11.2012 № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог».

Пункт 3.1. Концессионного соглашения раскрывает содержание Объекта Соглашения - это элементы обустройства автомобильных дорог, технологический комплекс и нежилое помещение центра мониторинга и управления парковками, технологически связанные между собой и образующие систему управления парковками (паковочными местами) на платной основе и расположенные на автомобильных дорогах общего пользования местного значения города Нижнего Новгорода.

В состав Объекта Соглашения включено следующее имущество:

1. Недвижимое имущество, подлежащее Реконструкции:

- нежилое помещение общей площадью 75,9 кв.м, расположенное по адресу: 603163, <...>
 За, пом. П5, кадастровый номер: 52:18:0060212:2640;

- нежилое помещение общей площадью 60,1 кв.м, расположенное по адресу: 603163, <...>
 За, пом. П4. кадастровый номер: 52:18:0060212:2639;

- нежилое помещение общей площадью 27,8 кв.м, расположенное по адресу: 603163. <...>
 За. пом. ПЗ. кадастровый номер: 52:38:0060212:2638;

- нежилое помещение общей площадью 31,4 кв.м, расположенное адресу: 603163, <...> За, пом. П2, кадастровый номер: 52:18:0060212:2637;

- нежилое помещение общей площадью 405,8 кв.м, расположенное по адресу: 603163, <...>
 3а, пом. П8, кадастровый номер: 52:18:0060212:2641.

Пункт 3.2.1. Движимое имущество, подлежащее Созданию:

3.1.2.1. Элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования местного значения города Нижнего Новгорода, в составе:

- технические средства организации дорожного движений, обеспечивающие безопасность дорожного движения и обозначающие организованную стоянку транспортных средств (парковки, парковочные места), в том числе: дорожные знаки, разметка, информационные щиты с правилами оплаты и пользования парковками (парковочными местами), предоставляемыми на платной основе;

- работающие в автоматическом режиме специальные технические средства с функцией фотовидеофиксации административных нарушений;

- пункты для взимания платы за организованную стоянку транспортных средств (паркоматы).

3.1.2.2. Технологический комплекс, представляющий собой совокупность системного и прикладного программного обеспечения и технических средств (конечное оборудование), позволяющие обеспечить функционирование и взаимодействие всех компонентов, необходимых в ходе процесса приёма платежей за пользование парковками (парковочными местами) на платной основе и контроля оплаты размещения транспортных средств на них, формирования административной и управленческой отчётности, а также информационного взаимодействия с конечными пользователями, посредством автоматизации процессов эксплуатации парковочных мест на автомобильных дорогах общего пользования местного значения города Нижнего Новгорода, состоящий из:

- технологического оборудования (серверы и оборудование, в том числе автоматизированные рабочие места);

- нематериальных активов (программное обеспечение, базы данных, протоколы, форматы и алгоритмы обмена и обработки данных, документы организационного, методологического обеспечения, инструкции).

Содержание вышеперечисленных пунктов Соглашения позволяют сделать вывод, что на ПАО «МегаФон» возлагается лишь обязанность по эксплуатационно-техническому обслуживанию и содержанию вышеперечисленных нежилых помещений и некоторого движимого имущества. Следовательно, территории парковок находятся вне зоны ответственности ПАО «МегаФон», организация не несет обязанности по их содержанию, очистке от грязи и мусора.

Таким образом, на ПАО «МегаФон» не распространяются обязанности, закрепленные в п. 3.2. решения Городской Думы г. Нижнего Новгорода от 21.11.2012
№ 182 (ред. от 16.12.2020) «Об утверждении Положения о порядке создания и использования парковок (парковочных мест) на платной основе, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения на территории муниципального образования городской округ город Нижний Новгород»
(далее - Положение).

Согласно п. 3.2. Положения содержание парковок (парковочных мест) обеспечивает оператор.

Согласно п. 1.3.4. Положения оператор - муниципальное учреждение, уполномоченное правовым актом администрации города Нижнего Новгорода наосуществление деятельности по реализации мероприятий, направленных на создание и использование парковок (парковочных мест) на платной основе, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения города Нижнего Новгорода, и (или) юридическое лицо, с которым заключено концессионное соглашение или соглашение о муниципально-частном партнерстве, предусматривающее осуществление деятельности по реализации мероприятий, направленных на создание и (или) модернизацию и эксплуатацию парковок (парковочных мест) на платной основе, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения города Нижнею Новгорода (далее - соглашения).

Довод Административной комиссии о том что, согласно пункту 7.1.9. Концессионного соглашения на Общество возложена обязанность по содержанию автомобильной дороги, входящей в состав объекта Соглашения в соответствии с требованиями Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012
№ 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог", суд отклоняет как несостоятельный, поскольку согласно пункту 3.1.2.1 Концессионного соглашения к элементам обустройства автомобильных дорог общего пользования местного назначения города Нижнего Новгорода относятся:

- технические средства организации дорожного движений, обеспечивающие безопасность дорожного движения и обозначающие организованную стоянку транспортных средств (парковки, парковочные места), в том числе: дорожные знаки, разметка, информационные щиты с правилами оплаты и пользования парковками (парковочными местами), предоставляемыми на платной основе;

- работающие в автоматическом режиме специальные технические средства с функцией фотовидеофиксации административных нарушений;

- пункты для взимания платы за организованную стоянку транспортных средств (паркоматы).

Таким образом, обязанность, закрепленная в Положении на ПАО «МегаФон» не распространяется.

Учитывая изложенное, ПАО «МегаФон» не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 3.1 КоАП Нижегородской области.

Доказательств обратного административным органом в нарушение требований
ст. 9, 65 АПК РФ не представлено.

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом установлено, что в рассматриваемом случае имеются неустранимые сомнения в виновности Общества в выявленном правонарушении, доказательства, с достоверностью свидетельствующих о вине заявителя в его совершении, в материалах дела отсутствуют.

На основании изложенного, учитывая, что бремя доказывания в силу частей 3, 4 статьи 1.5 КоАП РФ, части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на административный орган, суд приходит к выводу о недоказанности в действиях ПАО «МегаФон» состава вмененного административного правонарушения.

В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требование заявителя подлежит удовлетворению, а оспариваемое постановление признанию незаконным и отмене.

Руководствуясь статьями 167-170, 180-182, 211, 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

ходатайства публичного акционерного общества «МегаФон» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) о рассмотрении дела по общим правилам административного судопроизводства и допросе свидетеля отклонить.

Отказать публичному акционерному обществу «МегаФон» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) в удовлетворении ходатайства о привлечении Администрации города Нижнего Новгорода к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора.

Постановление административной комиссии Нижегородского района города Нижнего Новгорода от 16.11.2021 № 1539/5/21 о привлечении публичного акционерного общества «МегаФон» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) к административной ответственности предусмотренной частью 1 статьи 3.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях признать незаконным и отменить.

Настоящее решение вступит в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не будет изменено или отменено, вступит в силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение пятнадцати дней с момента его принятия.

Судья Е.Н. Мясникова