ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-38061/20 от 18.01.2021 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-38061/2020

г. Нижний Новгород 25 января 2021 года

Резолютивная часть решения оглашена 18 января 2021 года

Решение в полном объеме изготовлено 25 января 2021 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе судьи Чепурных Марии Григорьевны (вн. шифр 43-662), при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Артемьевым Д.А., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению частного учреждения дополнительного образования "Лингва Центр - Зет" (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Межрайонной ИФНС России № 5 по Нижегородской области

о признании недействительным полностью уведомления об отказе в приеме от 24.09.2020

об обязании ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем приема заявления о предоставлении субсидии, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июля 2020г. № 976 («Об утверждении правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции») и выплаты заявителю, полагающейся субсидии,

при участии представителей сторон:

от заявителя: директор ФИО1 (паспорт, выписка из ЕГРЮЛ),

от ответчика: ФИО2 (доверенность от 10.12.2020),

установил: в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось частное учреждение дополнительного образования "Лингва Центр - Зет" (далее - заявитель, Учреждение) с заявлением к Межрайонной ИФНС России № 5 по Нижегородской области о признании недействительным полностью уведомления об отказе в приеме от 24.09.2020 и об обязании ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем приема заявления о предоставлении субсидии, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июля 2020г. №976 («Об утверждении правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции») и выплаты заявителю, полагающейся субсидии.

В обоснование заявленного требования заявитель ссылается на незаконность отказа в предоставлении субсидии, поскольку, по мнению Учреждения, срок обращения заявителя с заявлением на предоставление субсидии нарушен из-за несвоевременного внесения ЧУДО "Лингва Центр-Зет" в реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.

Заявитель утверждает, что на 01.07.2020 Учреждение соответствовало требованиям для включения его в реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции. При этом Учреждение включено в реестр 18.09.2020 после обновления перечня социально ориентированных некоммерческих организаций.

Подробно позиция заявителя отражена в заявлении и поддержана представителем в ходе судебного заседания.

Представитель Инспекции с требованием заявителя не согласен, считает оспариваемое уведомление об отказе в приеме от 24.09.2020 заявления на предоставление субсидии законным и обоснованным, так как Учреждением пропущен срок на обращение с заявлением на предоставление субсидии. В данном случае Учреждение должно было направить заявление в срок с 15.07.2020 по 15.08.2020 включительно, однако оно обратилось в Инспекцию лишь 24.09.2020. При этом, как отмечает само Учреждение в своем заявлении, на 01.07.2020 Учреждение не включено в перечень некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, и условие, предусмотренное подпунктом 2 пункта 4 Правил, нарушено.

Подробно позиция Инспекции отражена в отзыве и поддержана представителем в ходе судебного заседания.

Учитывая, что рассмотрение дела было назначено в предварительном судебном заседании, и лица, участвующие в деле, не возразили против продолжения рассмотрения дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции, суд, руководствуясь частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.

Изучив материалы дела, заслушав позицию лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, 24.09.2020 частное учреждение дополнительного образования «Лингва Центр - Зет» обратилось в Межрайонную ИФНС России №5 по Нижегородской области с заявлением №1 о предоставлении субсидии, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июля 2020г. № 976 «Об утверждении правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции».

24.09.2020 Межрайонная инспекция ФНС России №5 по Нижегородской области уведомила частное учреждение дополнительного образования «Лингва Центр - Зет» об отказе в приеме направленного заявления с указанием следующих причин отказа: ошибка в последовательности предоставления сведений; срок предоставления направленного документа завершен.

Не согласившись с указанным уведомлением об отказе в приеме от 24.09.2020, Учреждение обратился в арбитражный суд с рассматриваемым требованием.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Согласно статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.

В соответствии со статьям 38, 78 БК РФ субсидия является формой безвозмездного и безвозвратного использования бюджетных средств при условии ее целевого и своевременного использования.

Целевое назначение субсидии - безвозмездная и безвозвратная помощь по компенсации затрат на определенную деятельность, признанную публичным образованием значимой.

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории РФ винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно пункту 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8 статьи 78 БК РФ), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:

1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства РФ или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);

2) из бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ, законами субъектов РФ о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта РФ;

3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

Из буквального толкования части 2 статьи 78 БК РФ следует, что предоставление субсидий осуществляется:

1) федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства РФ или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти;

2) законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ, законами субъектов РФ о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта РФ;

3) по решению представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемым в соответствии с ним муниципальным правовым актом местной администрации.

Согласно пункту 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;

4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);

5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2020 №976 утверждены правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции (далее - Правила).

Субсидия предоставляется социально ориентированным некоммерческим организациям при условии, что они соответствуют критериям, установленным пунктом 4 Правил, а именно:

1) направление получателем субсидии в налоговый орган заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, через кабинет налогоплательщика или в виде почтового отправления

2) включение получателя субсидии, относящегося к социально ориентированным некоммерческим организациям, являющимся частными образовательными организациями, осуществляющими на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана, в реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции по состоянию на 1 июля 2020 года, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2020 года №847 «О реестре некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» или включение получателя субсидии, относящегося ксоциально ориентированным некоммерческим организациям, являющимся поставщиками социальных услуг в соответствии с Федеральным законом «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2020 года №906 «О реестре социально ориентированных некоммерческих организаций» по состоянию на 1 июля 2020 года;

3)получатель субсидии не находится в процессе ликвидации, в отношении его не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении из Единого государственного реестра юридических лиц;

4)у получателя субсидии по состоянию на 1 июня 2020 года отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3 000 рублей (при расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления).

Согласно положениям пункта 6 Правил для получения субсидии в рамках Постановления №976 получателем субсидии необходимо было направить заявление в налоговый орган в период с 15 июля по 15 августа 2020 года (включительно).

На основании абзаца 5 пункта 7 Правил нарушение срока, предусмотренного абзацем первым пункта 6 Правил, направления заявления является основанием для отказа в предоставлении субсидии.

Как следует из материалов дела, Учреждение обратилось в Инспекцию с заявлением о предоставлении субсидии 24.09.2020г.

Таким образом, Учреждением пропущен срок на обращение в налоговый орган за предоставлением субсидии, что Учреждением не оспаривается.

Кроме того, в нарушение постановления Правительства №847 от 11 июня 2020 года по состоянию на 1 июля 2020 года Учреждение не включено в реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции и условие, предусмотренное подпунктом 2 пункта 4 Правил, нарушено. Данный факт Учреждением не оспаривается.

Перечни организаций по вышеуказанным критериям в соответствии с пунктом 6 Правил Министерство экономического развития Российской Федерации представило в налоговые органы в срок до 10 июля 2020 года. При этом ЧУДО «Лингва Центр - ЗЕТ» в представленных перечнях социально-ориентированных некоммерческих организациях отсутствует. Иного в материалы дела заявителем не представлено.

Поскольку Учреждение по состоянию на 01.07.2020 не было включено в реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, и пропустило срок на обращение с заявлением о предоставлении субсидии, обратившись в налоговый орган лишь 24.09.2020, то Инспекция обоснованно выдала Учреждению уведомление об отказе в приеме от 24.09.2020 заявления о предоставлении субсидии.

Ссылка заявителя на позднее включение его в реестр уполномоченными органами судом отклоняется, так как никаких подтверждающих документов о позднем включении, в том числе, решений судов о бездействии уполномоченных органов, заявителем не представлено. Заявитель, со своей стороны, при должной степени заботливости и осмотрительности в случае несвоевременного внесения уполномоченными органами Учреждения в перечень имел возможность обратиться в суд за обжалованием их бездействия либо обратиться в уполномоченные органы ранее сентября - ноября 2020 года, в связи с чем ответы Министерства экономического развития РФ от 22.10.2020 №ОГ-Д04-27192, Министерства юстиции РФ от 20.10.2020 №11-119467/20, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 21.10.2020 №01-58-699/13-8936 на обращения Учреждения не могут свидетельствовать о незаконности оспариваемого уведомления, так как налоговый орган действовал в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации №976 от 02.07.2020, от 11.06.2020 года №847.

На основании изложенного судом не усматривается совокупности условий, предусмотренных частью 4 статьи 200 и частью 2 статьи 201 АПК РФ, для признания оспариваемого уведомления незаконным, в связи с чем, в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд отказывает заявителю в удовлетворении заявленного требования.

Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180-182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленного требования заявителю отказать.

Расходы по уплате государственной пошлины отнести на заявителя.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия и может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в месячный срок со дня принятия решения.

Судья М.Г.Чепурных