АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело №А43-39343/2018
г.Нижний Новгород 17 мая 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена 15 мая 2019 года.
Полный текст решения изготовлен 17 мая 2019 года.
Арбитражный суд Нижегородской области в составе:
судьи Беляниной Евгении Владимировны (шифр 37-2078),
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Султановой Ю.Э.,
рассмотрев в судебном заседании дело
по заявлению федерального казенного учреждения «Арзамасская воспитательная колония Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ по Арзамасскому району Нижегородской области
о признании недействительным решения от 14.09.2018 №062V12180000570,
при участии
от заявителя (до перерыва): ФИО1 (доверенность от 18.02.2019 со сроком действия до 18.02.2020),
от ответчика (до перерыва): ФИО2 (доверенность от 01.03.2019 со сроком действия до 31.12.2019),
в судебном заседании 15.05.2019 объявлялся перерыв в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ до 15.05.2019 до 16.30,
установил:
Федеральное казенное учреждение «Арзамасская воспитательная колония Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области» обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Арзамасскому району Нижегородской области о признании недействительным решения от 14.09.2018 №062V12180000570 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах.
По мнению заявителя, оснований для применения дополнительных тарифов страховых взносов не имеется, поскольку, исходя из фактического характера деятельности, ни начальник учебно-производственной мастерской, ни парикмахер, ни термист не имеют и не будут иметь права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда. Кроме того, ФИО3 получает пенсию за выслугу лет, ФИО4 получает страховую пенсию по старости.
Ответчик заявленные требования отклонил; полагает оспариваемое решение законным и обоснованным (с учетом представленной заявителем в ходе выездной проверки справки от 09.08.2018 о том, что аттестация рабочих мест спорных работников в 2011 - 2016 годах не проводилась).
Изучив материалы дела, суд установил следующее.
Органом Пенсионного фонда РФ проведена выездная проверка заявителя по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2015 по 31.12.2016, по результатам которой составлен акт от 13.08.2018 №062V10180001799и, после рассмотрения возражений по акту, принято решение от 14.09.2018 №062V12180000570, которым заявителю доначислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ по дополнительному тарифу в соответствии с частью 2 и частью 2.1 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ в сумме 123 570,29 руб., начислены пени по страховым взносам в сумме 13 095,41 руб., а также заявитель привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ в виде штрафа в сумме 24 714,08 руб. за неполную уплату страховых взносов.
Не согласившись с данным решением органа государственного внебюджетного фонда, заявитель обратился в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Изучив материалы дела, оценив доказательства и доводы, приведенные сторонами в обоснование своих требований и возражений, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из решения органа Пенсионного фонда РФ от 14.09.2018 №062V12180000570, доначисление страховых взносов произведено в связи с невключением заявителем в базу для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу выплат в пользу работника, занятого на работах с тяжелыми условиями труда, должность которого поименована в Списке №2: термист, и в пользу работников, занятых на работах с осужденными, должности которых поименованы в списке, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 03.02.1994 №85: начальник учебно-производственной мастерской, парикмахер.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», действовавшего до 01.01.2017, данный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 7 данного Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 данного Федерального закона.
Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Согласно части 2 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 данного Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ "О страховых пенсиях", применяются дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, за исключением случаев, установленных частью 2.1 данной статьи: в 2015 году и последующие годы – 6,0%.
Согласно части 2.1 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в частях 1 и 2 данной статьи, в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, класса условий труда взамен установленных в частях 1 и 2 данной статьи дополнительных тарифов применяются, в том числе, следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд РФ: класс условий труда вредный (подкласс 3.1) – 2,0%.
Согласно части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30:
- мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет (пункт 2);
- мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, соответственно не менее 15 лет и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет (пункт 17).
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФот 16.07.2014 №665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что:
- при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10;
- при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, которые были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, применяетсясписок работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 03.02.1994 №85.
В Списке №2, утвержденном Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10, поименованы термисты (раздел «Металлообработка», код 2150400а-19100). Соответственно, к данным лицам относится термист ФИО5
В списке, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 03.02.1994 №85, поименованы руководители, специалисты и служащие, постоянно и непосредственно занятые на работах с осужденными. Соответственно, к данным лицам относится начальник учебно-производственной мастерской ФИО3, сотрудник отдела коммунально-бытового, интендантского и хозяйственного обслуживания парикмахер ФИО6 (в соответствии с приказом Минюста России от 06.10.2006 №311 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы» - пункты 200, 205 Правил).
Согласно части 6 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 данной статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 данной статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 данной статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Согласно пункту 7 статьи 7 Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте.
Таким образом, если работник занят на видах работ, указанных в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ, то страховые взносы по дополнительным тарифам на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данного работника, начисляются независимо от того, была ли в отношении его рабочего места проведена специальная оценка условий труда.
При этом результаты специальной оценки условий труда влияют только на размер дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Поэтому в случае отсутствия результатов специальной оценки условий труда на выплаты работникам, занятым на упомянутых работах во вредных условиях, страховые взносы начисляются по дополнительным тарифам, предусмотренным частью 2 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ.
Согласно пункту 4 статьи 27 Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ, в случае, если до дня вступления в силу данного Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 данного Федерального закона. При этом для целей, определенных статьей 7 данного Федерального закона, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу данного Федерального закона порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном данным Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.
Согласно пункту 5 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 №421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" результаты проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ, аттестации рабочих мест по условиям труда, действительные до окончания срока их действия, но не более чем до 31 декабря 2018 года включительно, применяются при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, установленных частью 2.1 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ, в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ, признаны вредными и (или) опасными.
Из вышеуказанных положений следует, что страхователь освобождается от уплаты страховых взносов по дополнительному тарифу в случае, если по итогам аттестации рабочего места, проведенной до 01.01.2014 и действительной на дату проверяемого периода, условия труда соответствующего работника не будут признаны вредными либо опасными.
По результатам аттестации рабочего места парикмахера по условиям труда, проведенной заявителем 15.02.2013, последнему установлен класс условий труда 3.1 (вредный) (карта аттестации №95).
Таким образом, выплаты, произведенные в пользу работника, занятого в должности парикмахера на рабочем месте, класс которого соответствует вредному, подлежат обложению страховыми взносами по дополнительному тарифу по ставке 2,0%.
При изложенных обстоятельствах оснований считать, что оспариваемый ненормативный правовой акт органа государственного внебюджетного фонда не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не имеется - за исключением доначисления страховых взносов по дополнительному тарифу по ставке 6,0% в отношении парикмахера ФИО6 (доначисление должно составить 2 685,06 руб.).
Доводы ответчика об отсутствии у него на момент проведения выездной проверки сведений об аттестации рабочего места парикмахера судом не принимаются, поскольку, как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 12.07.2006 №267-О, часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ предполагает, что налогоплательщик вправе предоставить, а арбитражные суды обязаны исследовать документы, которые являются основанием получения налогового вычета, независимо от того, были ли эти документы истребованы и исследованы налоговым органом при решении вопроса о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности и предоставлении налогового вычета.
Доводы заявителя об отсутствии у его работников права на досрочное назначение страховой пенсии по старости судом не принимаются, поскольку страховые взносы имеют ряд особенностей, вытекающих из сущности обязательного социального страхования, в том числе пенсионного страхования: уплатой страховых взносов обеспечиваются не только частные интересы застрахованных лиц, но и публичные интересы, связанные с реализацией принципа социальной солидарности поколений, на что указано в Определении Верховного Суда РФ от 07.09.2018 №309-КГ18-5069.
Вместе с тем, суд отмечает, что одним из основных принципов привлечения лица к ответственности является принцип индивидуализации наказания, который выражается в том, что при наложении взыскания учитывается характер совершенного правонарушения, степень вины правонарушителя, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность.
Принимая во внимание социальную значимость деятельности заявителя, и руководствуясь разъяснениями, данными в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19.01.2016 №2-П, суд считает возможным уменьшить размер штрафа, подлежащего взысканию с заявителя, до 1 000 руб.; из чего следует, что оспариваемое решение органа Пенсионного фонда РФ должно быть признано недействительным в части взыскания штрафа в сумме 23 714,08 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы относятся на стороны пропорционально размеру удовлетворенных требований.
Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Судебные расходы, понесенные заявителем и состоящие из государственной пошлины, с учетом Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.11.2008 №7959/08 относятся на ответчика.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 110, 167-170, 180, 201, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Признать недействительным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Арзамасскому району Нижегородской области от 14.09.2018 №062V12180000570 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах в части страховых взносов в сумме 5 370,17 руб., пени по страховым взносам в соответствующей сумме, штрафа по страховым взносам в сумме 23 714,08 руб.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Арзамасскому району Нижегородской области в пользу федерального казенного учреждения «Арзамасская воспитательная колония Главного управления Федеральной служ бы исполнения наказаний по Нижегородской области» (ОГРН 1025201336808, ИНН 5243014942; зарегистрировано 05.08.1996 Администрацией г.Арзамаса Нижегородской области; Нижегородская обл., г.Арзамас, пос.Высокая гора) 3 000 руб. государственной пошлины.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия. Решение может быть обжаловано в порядке, установленном статьей 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, через принявший решение арбитражный суд первой инстанции.
Судья Е.В.Белянина