ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-39376/18 от 05.08.2019 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-39376/2018

г. Нижний Новгород 13 августа 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 05 августа 2019 года

Решение в полном объеме изготовлено 13 августа 2019 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе Вершининой Екатерины Игоревны (вн. шифр 56 - 198), при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Жуковой А.Д. до перерыва, секретарем судебного заседания Шлюндиной Ю.Е. после перерыва, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Публичного акционерного общества "Судоремонтно-судостроительная корпорация", г. Городец, Нижегородская область (ОГРН 1025203027134, ИНН 5260100856) о признании недействительным предписания Главного управления МЧС России по Нижегородской область №21 от 05 июля 2018 года,

при участии представителей сторон:

от заявителя: Коленов А.Д. (доверенность от 10.07.2019);

от ответчика: Носов А.Ю. (доверенность от 15.01.2019)

установил: в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось Публичное акционерное общество "Судоремонтно-судостроительная корпорация" (далее - заявитель, общество, ПАО «ССК») с заявлением о признании недействительным предписания Главного управления МЧС России по Нижегородской области (далее - управление, ГУ МЧС России по Нижегородской области) №21 от 05 июля 2018 года об устранении нарушений установленных требований в области гражданской обороны.

В обоснование заявленного требования Общество указывает, что оспариваемое предписание незаконно возлагает на организацию выполнение обязанностей, не соответствующих закону. Общество полагает, что с его стороны отсутствуют нарушения норм действующего законодательства, указанных Управлением в оспариваемом предписании.

Подробно позиция Общества изложена в письменном заявлении и поддержана представителем в судебном заседании.

ГУ МЧС России по Нижегородской области с заявленным требованием не согласилось по доводам, изложенным в письменном отзыве, считает оспариваемое предписание законным и обоснованным. В части пункта 9 оспариваемого предписания Управление указывает на допущенную при его составлении техническую ошибку и отмечает, что данный пункт снят с контроля.

Изучив материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, судом установлены следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя начальника ГУ МЧС России по Нижегородской области от 16 мая 2018 года №21 в период с 14 мая по 21 июня 2018 года должностными лицами Управления в отношении ПАО «Судоремонтно-судостроительная корпорация» проведена плановая выездная проверка соблюдения обязательных требований в области гражданской обороны, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.

По результатам проверки должностными лицами надзорного органа составлен акт проверки №21 от 21.06.2018, в котором зафиксированы следующие нарушения положений ФЗ от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», Положения о гражданской обороне в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007, Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687, Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденного приказом МЧС России от 23.12.2005 № 999, Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, приобретающих статус спасателя, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1091, приказа МЧС России от 16.02.2012 № 70-дсп «О порядке разработки, согласования и утверждения планов ГО и защиты населения (планов гражданской обороны), Положения о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области ГО, утвержденного ППРФ от 10.07.1999 № 782, Положения об уполномоченных на решение задач в области ГО структурных подразделениях (работниках) организаций, утвержденного приказом МЧС России от 23.05.2017 года № 230, Положения об организации обучения населения в области ГО, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 № 841, Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по ГО, защите населения от ЧС, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, утвержденного приказом МЧС России от 24.04.2013 года № 284, Положения о накоплении, хранении и использовании в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.04.2000 № 379, Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по ГО, утвержденного приказом МЧС России от 18.12.2014 № 701, Порядка создания убежищ и иных объектов ГО, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309, Правил эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.06.2004 № 303, а именно:

1. не в полной мере выполнена обязанность по осуществлению планирования мероприятий по ГО - план основных мероприятий ГО на 2018 год организации не содержит полного объема основных мероприятий, которые требуется проводить в целях подготовки к ведению ГО (в разработанном ПАО «ССК» плане содержатся только мероприятия ГО: работа эвакуационной комиссии и комиссии по ПУФ, корректировка планирующих документов, подготовка в области ГО и обмен информацией);

2. не в полной мере выполнена обязанность по осуществлению планирования мероприятий по ГО – в положении о ГО организации не учтены в полном объеме основные мероприятия по ГО, а также приведены мероприятия, которые организацией не должны проводиться и не проводятся (не учтены мероприятия ГО: по предоставлению населению средств коллективной защиты, создание и поддержание в рабочем состоянии учебной материально-технической базы для подготовки работников организации в области ГО, создание и организация деятельности эвакуационных органов организации, а также подготовка их личного состава, в том числе включенные мероприятия приведены в соответствие с недействующей редакцией нормативных правовых актов);

3. в ПАО «ССК», отнесенном к категории по ГО и эксплуатирующем опасный производственный объект 3 класса опасности (сеть газопотребления ПАО «ССК») не создано нештатное аварийно-спасательное формирование, прошедшее первичную аттестацию, оснащенное необходимым оборудованием, готовое к применению по предназначению в установленные сроки;

4. не в полной мере выполнена обязанность по осуществлению планирования мероприятий по ГО, а именно - не произведена корректировка плана действий и защиты населения (в разделе Плана ГО возможная обстановка не соответствует действительности, т.к. приведены ряд организаций, которых в данный момент времени не существуют, планируется проведение мероприятий по световой маскировке и санитарной обработке персонала, которые не требуется проводить, а также в организации нет ни планирующих документов по данным направлениям, ни сил и средств для реализации, для категорированной по ГО организации не приводятся мероприятия по укрытию наибольшей работающей смены в защитном сооружении ГО;

5. количество работников по ГО в структурном подразделении организации не соответствует требованиям законодательства (в организации, отнесенной к категории по ГО, штатная численность персонала составляет 532 чел., исходя из чего в штате должно быть не менее 2-3 освобожденных работников, тогда как по факту такой работник 1;

6. в ПАО «ССК» не создана соответствующая учебная материально-техническая база, а именно - слайды по темам занятий, переносной экран, отдельные образцы СИЗ органов дыхания и кожи, тренажер для оказания первой помощи, а также, при возможности, различные видеовоспроизводящие устройства для показа фильмов и видеороликов, многопрофильный класс, учебная площадка, по одному уголку ГОЧС в каждом административном и производственном здании, натурный участок местности;

7. в ПАО «ССК» не выполнено основное мероприятие ГО по подготовке в области ГО (в ПАО «ССК», эксплуатирующем опасный производственный объект, за последние 3 года не проводились комплексные учения продолжительностью до 2-х суток);

8. в ПАО «ССК» не проводились командно-штабные учения (1 раз в год продолжительностью до 1 суток);

9. ПАО «ССК» не проводились командно-штабные учения с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований (1 раз в 3 года продолжительностью до 8 часов);

10. в ПАО «ССК» не определена номенклатура и объемы запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств,

11. в ПАО «ССК», отнесенном к категории по ГО, не создано нештатное формирование по обеспечению выполнения мероприятий по ГО - по охране общественного порядка;

12. в ПАО «ССК», отнесенном к категории по ГО, не созданы нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по ГО - по вопросам срочного восстановления функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

13. в ПАО «ССК», отнесенном к категории по ГО, не создано нештатное формирование по обеспечению выполнения мероприятий по ГО - по срочному захоронению трупов в военное время;

14. в ПАО «ССК», отнесенном к категории по ГО и эксплуатирующем опасный производственный объект 3 класса опасности (сеть газопотребления ПАО «ССК»), не создано противопожарное формирование, не спланированы его действия, а также взаимодействие с другими видами пожарной охраны;

15. в ПАО «ССК» не организовано комплексное использование сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания;

16. в ПАО «ССК» не осуществляется создание (строительство) объектов ГО - убежище;

17. в ПАО «ССК» не организовано проведение мероприятий ГО по эвакуации работников, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.

05 июля 2018 года Обществу выдано предписание об устранении вышеназванных нарушений установленных требований в области гражданской обороны №21.

Не согласившись с предписанием от 05.07.2018, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с рассматриваемым требованием.

В соответствии с пунктом 2 статьи 29 и частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершении действия (бездействие).

Задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны, определены Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон №28-ФЗ).

Согласно статье 1 Закона №28-ФЗ, под гражданской обороной понимается система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

В соответствии со статьей 13 Закона №28-ФЗ, в целях реализации государственной политики в области гражданской обороны федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, осуществляет соответствующее нормативное регулирование, а также специальные, разрешительные, надзорные и контрольные функции в области гражданской обороны.

Постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 N 305 утверждено Положение о государственном надзоре в области гражданской обороны (далее - Положение №305).

В силу пункта 1 Положения №305 государственный надзор в области гражданской обороны осуществляется в целях обеспечения выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами требований законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны.

Государственный надзор в области гражданской обороны осуществляют Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальные органы.

Государственный надзор в области гражданской обороны осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (пункт 2 Положения №305).

Порядок проведения плановой проверки установлен статьей 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

В силу части 1 статьи 17 Закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, должностные лица, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений.

Подпунктом "г" пункта 6 Положения №305 предусмотрено право должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, выдавать руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, а также должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны.

Аналогичное право надзорного органа на выдачу субъекту надзора предписания по устранению нарушений установлено в пункте 78 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Приказом МЧС России от 26.06.2012 N 358.

Таким образом, в силу указанных норм права плановая выездная проверка, по результатам которой выдано оспариваемое предписание, проведена уполномоченным лицом с соблюдением установленной действующим законодательством Российской Федерации компетенции при наличии законных оснований.

Грубых нарушений при проведении проверки Управлением не допущено.

Рассматривая пункты 1, 2, 4 оспариваемого обществом предписания, суд отмечает следующее.

В силу статьи 2 Закона №28-ФЗ одной из основных задач в области гражданской обороны является обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона №28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

В части 2 статьи 9 Закона №28-ФЗ определено, что организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.

Согласно пункту 4 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 N 804 (далее – Положение №804), порядок подготовки к ведению гражданской обороны в организации утверждается руководителем этой организации в соответствии с положением об организации и ведении гражданской обороны в организации, разрабатываемым и утверждаемым Министерством.

Положение об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях утверждено приказом МЧС России от 14.11.2008 N 687 (далее – Положение №687).

В соответствии с пунктом 5 названного Положения №687 подготовка к ведению гражданской обороны на муниципальном уровне и в организациях определяется положением об организации и ведении гражданской обороны в муниципальном образовании (организации) и заключается в планировании мероприятий по защите населения (работников), материальных и культурных ценностей на территории муниципального образования (организации) от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Ведение гражданской обороны осуществляется на основе планов гражданской обороны и защиты населения муниципальных образований, а в организациях на основе планов гражданской обороны организаций и заключается в выполнении мероприятий по защите населения (работников), материальных и культурных ценностей на территории муниципального образования (организации) от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) определяют объем, организацию, порядок обеспечения, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций (пункт 6 Положения №687).

Перечень основных мероприятий, которые организации надлежит планировать и осуществлять в целях решения задач в области гражданской обороны, установлен пунктами 16-16.4 Положения №687.

Таким образом, план основных мероприятий гражданской обороны и положение об организации и ведении гражданской обороны гражданской обороны, разрабатываемые организацией, должны содержать перечень всех установленных Положением №687 основных мероприятий. При этом планирование должно производится с учетом всесторонней оценки обстановки, которая может сложится в организации в результате применения современных средств поражения, возможных террористических актов и чрезвычайных ситуаций.

Как следует из материалов дела, Приказом №663/П от 21.10.2016 утверждено Положение о подготовке к ведению и ведении гражданской обороны» в ПАО «Судоремонтно-судостроительная корпорация» (л.д.54-61, том 1).

Вместе с тем, в данном Положении о подготовке к ведению гражданской обороны не учтены основные мероприятия гражданской обороны такие как: предоставление населению средств коллективной защиты, создание и поддержание в рабочем состоянии учебной материально-технической базы для подготовки работников организации в области гражданской обороны, создание и организация деятельности эвакуационных органов организации и подготовка их личного состава.

План основных мероприятий Общества в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности людей на водных объектах на 2018 год утвержден и.о.генерального директора ПАО "ССК" 19.01.2018 и согласован с директором МКУ "Управление по делам ГО и ЧС" (л.д.47-53, том 1).

Однако, как установлено в ходе проведенной Управлением проверки и подтверждено материалами дела, указанный План основных мероприятий ПАО «ССК» в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2018 год не содержит полного объема основных мероприятий, которые требуется проводить в организации в целях подготовки к ведению гражданской обороны в соответствии с Положением №687.

В частности в плане отсутствуют мероприятия, предусмотренные положением, план содержит только следующие мероприятия: работу эвакуационной комиссии и комиссии по ПУФ, корректировку планирующих документов и подготовку в области гражданской обороны и обмен информацией.

В плане гражданской обороны общества не указаны мероприятия по укрытию наибольшей работающей смены в защитном сооружении гражданской обороны, а так же приведены мероприятия, которые организация проводить не должна, таким образом корректировка плана действий (плана гражданской обороны) с учетом оценки обстановки не произведена должным образом.

Ссылку заявителя на отсутствие специальных требований к содержанию планов гражданской обороны, разрабатываемых организациями, суд отклоняет как необоснованную, поскольку Положения №687 содержит такие требования.

Довод заявителя об утверждении Плана и Положения руководителем организации и согласовании с МКУ «Управление по делам гражданской обороны и ситуациям» Городецкого района Нижегородской области суд не принимает, поскольку в силу пункта 4 Положения №687 план основных мероприятий организации на год разрабатывается структурным подразделением (работниками) организации, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, и согласовывается с органом местного самоуправления, а организацией, находящейся в ведении федерального органа исполнительной власти, дополнительно согласовывается с соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, согласование вышеуказанного Плана с органом местного самоуправления не является основанием для признания указанного плана соответствующим Положению о подготовке к ведению гражданской обороны организации, так как на органы местного самоуправления не возложена обязанность по осуществлению контролирующей функции за соблюдением организациями требований законодательства в области гражданской обороны.

При изложенных обстоятельствах, доводы Общества о соответствии Положения о подготовке к ведению и ведении гражданской обороны» в ПАО «ССК» и Плана основных мероприятий Общества в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности людей на водных объектах на 2018 год требованиям действующего законодательства судом отклоняются как необоснованные, противоречащие материалам дела.

В связи с чем, основания для признания пунктов 1, 2, 4 оспариваемого предписания недействительными отсутствуют.

Относительно пункта 3 оспариваемого предписания, суд отмечает следующее.

В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона №28-ФЗ организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.

Основы создания, подготовки, оснащения и применения нештатных аварийно-спасательных формирований определены Порядком создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденных Приказом МЧС России от 23.12.2005 №999.

Так, в соответствии с данным Порядком организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования в соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне".

Состав, структура и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований определяются руководителями организаций в соответствии с настоящим Порядком и с учетом методических рекомендаций по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований, разрабатываемыми Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), исходя из задач гражданской обороны и защиты населения, и согласовываются с территориальными органами МЧС России - органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.

Организации, создающие нештатные аварийно-спасательные формирования: разрабатывают структуру и табели оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами; укомплектовывают нештатные аварийно-спасательные формирования личным составом, оснащают их специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, в том числе за счет существующих аварийно-восстановительных, ремонтно-восстановительных, медицинских и других подразделений; осуществляют подготовку и руководство деятельностью нештатных аварийно-спасательных формирований; осуществляют всестороннее обеспечение применения нештатных аварийно-спасательных формирований; осуществляют планирование и применение нештатных аварийно-спасательных формирований; поддерживают нештатные аварийно-спасательные формирования в состоянии готовности к выполнению задач по предназначению.

Абзацем 2 пункта 14 Положения №804 к основным мероприятиям по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с борьбой с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов отнесено создание необходимых противопожарных сил, их оснащение материально-техническими средствами и подготовка в области гражданской обороны.

Аналогичная обязанность по созданию противопожарных формирований, планирование их действий и организация взаимодействия с другими видами пожарной охраны для организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне предусмотрена пунктом 16.7 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях.

Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, в силу пункта 12 Положения №804 является создание, оснащение и подготовка необходимых сил и средств гражданской обороны, а также разработка планов их действий.

Согласно пункту 16.6 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях к мероприятиям по гражданской обороне в части проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, относится создание, оснащение и подготовка нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных аварийно-восстановительных работ.

Согласно свидетельству о регистрации А40-01418 от 21.04.2017 (л.д.14, том 2) Общество эксплуатирует сеть газопотребления, относящуюся к опасным производственным объектам третьего класса опасности.

Согласно выписке из перечня организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, расположенных в Нижегородской области, ПАО «ССК» присвоена категория по гражданской обороне.

Таким образом, исходя из требований законодательства, действовавшего на момент вынесения оспариваемого предписания, общество, как организация, эксплуатирующая опасный производственный объект III класса опасности, отнесенная в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, обязана создать и поддерживать в состоянии готовности нештатное аварийно-спасательное формирование, противопожарное формирование и нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, а именно по охране общественного порядка, по вопросам срочного восстановления функционирования необходимых служб в военное время, по срочному захоронению трупов в военное время.

Вместе с тем, как установлено надзорным органом и документально не опровергнуто Обществом, на момент проведения рассматриваемой проверки последним не создано нештатное аварийно-спасательное формирование, прошедшее первичную аттестацию, оснащенное необходимым оборудованием, готовое к применению по предназначению в установленные сроки.

Довод Общества об отсутствии у организации на момент проверки обязанности по созданию, оснащению и подготовки нештатных формирований, ввиду не доведения надлежащим образом информация о присвоении ей категории по гражданской обороне, судом не принимается, поскольку не свидетельствует об отсутствии данных нарушений. Вопрос вины в рассматриваемом случае, при оценке законности требований оспариваемого предписания, существенного значения не имеет.

Кроме того, согласно материалам дела, Общество приказом от 19.12.2017 №492/П создано нештатное формирование по обеспечению выполнения мероприятий ГО. Более того, из материалов дела следует, что план основных мероприятий на 2018 год, утвержденный Обществом 19.01.2018, содержит мероприятие по проведению занятий с личным составом нештатных формирований гражданской обороны, из чего следует, что общество планировало выполнить требования, предъявляемые к организациям, отнесенным к категории гражданской обороны. Пункт 11.8 Положения о подготовке к ведению и ведения гражданской обороны, утвержденного приказом руководителя, содержит информацию о том, что ПАО «ССК» отнесено к категории по гражданской обороне организации. Указанное положение утверждено 21.10.2016. Вышеназванные обстоятельства свидетельствуют о своевременной осведомленности Общества о присвоении ему категории гражданской обороны.

При этом факт издания Обществом приказа от 19.12.2017 №492/П сам по себе не свидетельствует о создании нештатного аварийно-спасательного формирования, поскольку создание НАСФ предусматривает так же оснащение формирования необходимым оборудованием, аттестацию личного состава, доказательств чего в материалы дела не представлено.

Аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, не прошедшие аттестацию или не подтвердившие в ходе проверок свою готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации, к обслуживанию организаций по договору не допускаются и к проведению аварийно-спасательных работ не привлекаются.

Согласно пп. "в" п. 3 Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 №841, Приказу МЧС РФ от 13.11.2006 №646, руководители нештатных аварийно-спасательных формирований подлежат обучению в области гражданской обороны.

Материалами дела не подтверждается, что созданное на предприятии нештатное аварийно-спасательное формирование аттестовано на право проведения аварийно-спасательных работ, а его руководитель на момент проведения проверки прошел обучение в области гражданской обороны.

Позиция Общества о том, что состав и структура нештатных формирований гражданской обороны определяется руководителем организации, а приказом МЧС России от 14.11.2008 №687 утвержден их примерный перечень, в силу чего обязанность создания НФГО, указанных в пунктах 11, 12, 13, 14 предписания, у организации не имеется, судом не принимается, поскольку исходя из целей и задач создания НФГО указанные формирования должны обеспечивать выполнение обязательных для проведения мероприятий гражданской обороны.

Основными мероприятиями по гражданской обороне, отраженными в Положении о подготовке к ведению и ведении гражданской обороны в ПАО «ССК», являются, в том числе, усиление охраны объекта, обеспечение готовности коммунально-технических служб в военное время, организация тушения пожаров в районах проведения аварийно-спасательных и других работ. Планом гражданской обороны ПАО «ССК» в разделе оценка возможной обстановки после нападения противника указаны возможные потери людей. Обеспечение данных мероприятий возможно только при наличии в организации созданных и оснащенных вышеуказанных нештатных формирований гражданской обороны.

Таким образом, пункт 3 оспариваемого предписания является правомерным.

Основания для признания недействительным пункта 5 предписания отсутствуют по следующим основаниям.

В силу требований Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций, утвержденного Приказом МЧС России от 23.05.2017 №230, изданным на основании Постановления Правительства РФ от 10.07.1999 №782 "О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны" количество работников структурных подразделений (работников) по гражданской обороне организаций в организациях, отнесенных к категориям по гражданской обороне, с количеством работников от 501 до 2000 человек включительно, устанавливается 2 - 3 освобожденных работника.

Справкой общества от 20.06.2018 №1784, представленной при проведении проверки, подтверждается, что на 01.06.2018 штатная численность работников составляет 532 человека, а среднесписочная численность составляет 523.

Из положения об отделе по делам ГО и ЧС и мобилизационной подготовке, а так же должностных инструкций начальника отдела и специалиста по гражданской обороне, следует, что штатная численность отдела составляет 2 человека, из которых один совмещает обязанности по ведению и организации деятельности в области гражданской обороны с функциями в области мобилизационной подготовки, что противоречит требованиям действующего законодательства. Таким образом, фактически в обществе один освобожденный работник, что не соответствует приведенным требованиям. Довод Общества об обратном судом отклоняются как необоснованные.

Рассматривая пункт 6 оспариваемого предписания, судом установлено, что согласно пункту 7 Положения №804 одной из основных мероприятий по гражданской обороне, осуществляемых в целях решения задачи, связанной с подготовкой населения в области гражданской обороны, является планирование и осуществление обучения населения в области гражданской обороны.

Пунктом 5 Положения о подготовке населения в области гражданской обороны, утвержденного Постановление Правительства РФ от 02.11.2000 №841, установлено, что в целях организации и осуществления подготовки населения в области гражданской обороны организации разрабатывают с учетом особенностей деятельности организаций и на основе примерных программ, утвержденных Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, программы курсового обучения личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области гражданской обороны; осуществляют курсовое обучение работников организаций в области гражданской обороны, а также личного состава формирований и служб, создаваемых в организации; создают и поддерживают в рабочем состоянии соответствующую учебно-материальную базу; разрабатывают программу проведения с работниками организации вводного инструктажа по гражданской обороне; организуют и проводят вводный инструктаж по гражданской обороне с вновь принятыми работниками организаций в течение первого месяца их работы; планируют и проводят учения и тренировки по гражданской обороне.

В нарушении указанных требований обществом не создана соответствующая учебная материально- техническая база. Распорядительного документа о создании такой учебной базы в организации не имеется, выписка из инвентаризационной описи не свидетельствует о том, что имеющееся в наличии у организации оборудование используется организацией в вышеуказанных целях, тем более, что опись не содержит всех необходимых материалов для обучения личного состава нештатных формирований организации.

Доказательств обратного заявителем в нарушение требований части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.

Ссылку заявителя на выписку из инвентаризационной ведомости по состоянию на 23.01.2018 суд не принимает, поскольку сама по себе данная выписка в отсутствие разработанных программ обучения, подтверждения осуществляемого по таким программам обучения исполнение обществом требований Положений №841 не подтверждает.

Отсутствие либо наличие рекомендаций по устройству учебной материально- технической базы не может быть признано основанием для освобождения от обязанности по надлежащему ее созданию и поддержанию.

Кроме того, как установлено в ходе проверки, зафиксировано в соответствующем акте и документально не опровергнуто заявителем, в ПАО «ССК», эксплуатирующем опасный производственный объект, за последние 3 года не проводились комплексные учения продолжительностью до 2-х суток, а также не проводились командно-штабные учения (1 раз в год продолжительностью до 1 суток), необходимость проведение которых и периодичность установлены Инструкцией по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, утвержденной Приказом МЧС России от 24.04.2013 №284 (пункты 7-8 предписания).

Ссылка заявителя на тот факт, что нормативный правовой акт, содержащий обязанность организаций в проведении тренировок в области гражданской обороны, вступил в силу в мае 2017 года, судом не принимается, поскольку Постановление Правительства РФ от 02.11.2000 №841 и ранее предусматривало указанную обязанность (приложение к Положению) по обучению личного состава формирований и служб организацией, а также работников организацией в области гражданской обороны. В связи с чем, в программу обучения для всех групп обучающихся должны были входить учения и тренировки.

Кроме того в силу пункта 16.14 Положения №637 проведение занятий по месту работы с личным составом аварийно-спасательных формирований, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне и спасательных служб, проведение учений и тренировок по гражданской обороне относится к основным мероприятиям по гражданской обороне в организации. Однако из представленных Планов за 2016, 2017 и 2018 годы следует, что такие учения обществом не проводились.

Участие общества в штабной тренировке, организованной муниципальным образованием во исполнение поручения Правительства РФ от 19.09.2017 №2329, не освобождало Общество от обязанности организовать командно-штабные учения и комплексные учения по подготовке в области гражданской обороны как организации, эксплуатирующей опасный объект.

Позиция Общества о том, что приказом №173/П от 22.05.2018 обществом совместно с администрацией Городецкого муниципального района согласовало командно-штабные учения, тем самым выполнила требования закона, судом не принимается, так как доказательств фактического выполнения всех этапов подготовки к Командно-штабным учениям, установленных "Методическими рекомендациями по подготовке и проведению командно-штабных учений в организациях" (утв. МЧС России), должностному лицу, выполняющему проверку, не представлено. Отсутствуют такие доказательства и в материалах настоящего дела.

При рассмотрении пункта 10 оспариваемого предписания, суд руководствуется следующими положениями.

В соответствии с пунктом 12 Положения №804 основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, являются в том числе создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных работ.

Постановлением Правительства РФ от 27.04.200 №379 утверждено Положение о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, разработанное в соответствии с Федеральным законом "О гражданской обороне", которое определяет порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

В соответствии с пунктом 2 указанного Положения №379 запасы предназначены для первоочередного обеспечения населения в военное время, оснащения спасательных воинских формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварийно-спасательных формирований и спасательных служб при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасности при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно пункту 5 Положения №379 запасы накапливаются заблаговременно в мирное время в объемах, определяемых создающими их федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, и хранятся в условиях, отвечающих установленным требованиям по обеспечению их сохранности. Не допускается хранение запасов с истекшим сроком годности.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации: определяют номенклатуру и объемы запасов исходя из их потребности в военное время для обеспечения населения, аварийно-спасательных формирований и спасательных служб; и содержат запасы; осуществляют контроль за созданием, хранением и использованием запасов (пункт 6 Положения №379).

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий осуществляет организационно-методическое руководство и контроль за накоплением, хранением и использованием запасов (пп."а" п.8 Положения №379).

Пунктом 9 Методических рекомендаций по определению номенклатуры и объемов создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями", утвержденных Минэкономразвития России 27.04.2012, МЧС России 23.03.2012 N 43-2047-14, предусмотрено, что запасы создают организации для работников этих организаций и подведомственных им объектов производственного и социального назначения.

Создание запасов и определение их номенклатуры и объемов исходя из потребности осуществляются организациями, отнесенными к категориям по гражданской обороне, - для оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Представленная в материалах дела номенклатура материальных ресурсов в целях гражданской обороны, не содержит всех необходимых материально-технических запасов в целях гражданской обороны, накапливаемых организациями в соответствии с Методическими рекомендациями, в частности для оснащения аварийно-спасательных формирований, которые будут ими использованы для обеспечения устойчивости функционирования организации, продолжающей работу в военное время.

Положением, утвержденным приказом от 15.05.2018 №162/П, не определен состав запасов средств в целях гражданской обороны, а определен лишь объектовый резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Использование запаса средств, созданного в целях гражданской обороны, при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера противоречит основам организации создания запасов, которые накапливаются заблаговременно в мирное время и должны быть неприкосновенными, то есть отвечать поставленным целям гражданской обороны в случаях возникновения опасностей при военных конфликтах.

В связи с чем, судом отклоняется довод Общества об отсутствии с его стороны нарушений, указанных в пункте 10 оспариваемого предписания.

В обоснование требования об отмене пунктов с 11 по 14 оспариваемого предписания, помимо рассмотренного выше довода об отсутствии сведений о присвоении обществу категории по гражданской оборону, заявитель ссылается на утвержденный приказом МЧС России от 18.12.2014 №701 примерный перечень нештатных формирований гражданской обороны.

Вместе с тем, Положение об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях №687 предписывает обязанность организации в целях решения задач в области гражданской обороны создавать и оснащать силы охраны общественного порядка, подготовка их в области гражданской обороны (пункт 16.10); обеспечить готовность коммунальных служб (аварийных, ремонтно-восстановительных формирований) к работе в условиях военного времени, разработка планов их действий (пункт 16.11); создавать, готовить и обеспечивать готовность сил и средств гражданской обороны для обеспечения мероприятий по захоронению трупов специализированными ритуальными организациями в рамках обеспечения срочного захоронения трупов в военное время (пункт 16.12), создавать противопожарные формирования (пункт 16.7).

Таким образом, мероприятия, указанные Управлением в пунктах 11-14 предписания, относятся к основным мероприятия по гражданской обороне, планирование и осуществление которых носит обязательный для общества характер в силу отнесения к категории по гражданской обороне и эксплуатации опасного производственного объекта 3 класса опасности, в связи с чем, их выполнение правомерно вменено обществу.

Кроме того, Положение №687 устанавливает обязанность организации в целях решения задач в области гражданской обороны планировать и осуществлять мероприятия по оповещению населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера посредством комплексного использования средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации (пункт 16.2).

Вместе с тем, как установлено в ходе проведенной проверки, данная обязанность обществом надлежащим образом не выполняется. Наличие локальной системы оповещения, (телефонная связь), на что ссылается заявитель, не освобождает от обязанности использовать вышеуказанные средства радио-, проводного и телевизионного вещания в целях оповещения работников организации об опасности. В локальных документах организации, с которыми знакомятся работники, не содержится сведений об оповещении об опасности посредством использования точек радио и телевизионного вещания, не указано местонахождение этих точек. Распорядительного документа, изданного в целях осуществления мероприятия по оповещению работников об опасностях, об использовании портативных радиоприемников и телевизора в качестве средств вещания в организации не имеется. Представленные организацией доказательства о наличии портативных радиоприемников и телевизора не опровергают выявленных при проведении проверки должностным лицом нарушений.

Изложенное свидетельствует о правомерности пункта 15 предписания.

В пункте 16 оспариваемого предписания Обществу в качестве нарушения вменяется не осуществление создания (строительства) объекта гражданской обороны - убежище.

Согласно пунктам 3, 10, 12 Постановления Правительства РФ от 29.11.1999 №1309 "О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" организации создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны; обеспечивают сохранность объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны. Создание объектов гражданской обороны осуществляется за счет приспособления существующих, реконструируемых и вновь строящихся зданий и сооружений, которые по своему предназначению могут быть использованы как объекты гражданской обороны, а также строительства этих объектов. Убежища создаются для защиты работников наибольшей работающей смены организаций, расположенных в зонах возможных сильных разрушений и продолжающих свою деятельность в период мобилизации и военное время.

Как указывалось выше, обществу присвоена категория по гражданской обороне. Письмом от 13.03.2018 (исх.№908) администрация Городецкого муниципального района информирует общество об обязанности создавать в мирное время защитное сооружение для укрытия наибольшей рабочей смены.

Ссылки Общества на отсутствие плана, разработанного федеральным органом исполнительной власти, судом не принимаются, поскольку данное обстоятельство не препятствует организации исполнить установленную для категорированных организаций обязанность в области гражданской обороны, скоординировав действия организации в соответствии с пунктом 10 названного Постановления Правительства РФ.

Доказательства, подтверждающие принятия Обществом необходимых мер к разрешению данного вопроса в материалы дела не представлено.

Довод заявителя о том, что Общество расположено в зоне катастрофического затопления, не является основанием для освобождения организации от обязанности создать объект гражданской обороны, так как мероприятия гражданской обороны включают в себя как укрытие наибольшей работающей смены в убежище, так и эвакуацию работников, выбор мероприятий зависит от возможной обстановки.

Более того создание объектов гражданской обороны осуществляется кроме строительства за счет приспособления существующих, реконструируемых и вновь строящихся зданий и сооружений, которые по своему предназначению могут быть использованы как объекты гражданской обороны. Информация, содержащаяся в письме от 13.03.2018 о том, что администрация Городецкого муниципального района Нижегородской области не имеет в распоряжении убежища для укрытия наибольшей работающей смены, не является основанием для признания факта проведения организацией всех исчерпывающих мер по установлению наличия зданий и сооружений, которые могут быть арендованы и приспособлены для вышеуказанных целей, в радиусе 500-1000 метров от места нахождения организации.

Ссылка заявителя на указание Управлением при вынесении оспариваемого предписания на необходимость строительства убежища несостоятельна в силу приведенных положений постановления Правительства РФ от 29.11.1999 №1309, а также опровергается содержанием пункта 16 предписания, в соответствии с которым Управление не вменяет в вину общества исключительно неосуществление строительства убежища, но также указывает на непринятие мер по его созданию.

При изложенных обстоятельствах, основания для признания пункта 16 предписания недействительным отсутствуют.

В пункте 16.3 Положения №687 предусмотрено, что организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют мероприятия по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, в том числе по организации планирования, подготовке и проведении мероприятий по эвакуации работников и членов их семей, материальных и культурных ценностей в безопасные районы из зон возможных опасностей, а также рассредоточению работников организаций, продолжающих свою деятельность в военное время, и работников организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне в зонах возможных опасностей.

Вместе с тем, в ходе проведенной проверки установлено, что обществом не организовано проведение мероприятий ГО по эвакуации работников, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.

Ссылки Общества на приказы №80/П и 70/П от 06.03.2018 судом не принимаются, поскольку при проведении проверки и составлении акта проверки данные документы, свидетельствующие об исполнении названных требований Положения №687, в Управление не предоставлялись. Указанные приказы приобщены к возражениям на акт проверки, датированным 06.07.2018, то есть после даты составления акта по результатам проверки.

При этом суд отмечает, что с распоряжением о проведении проверки общество в лице и.о. генерального директора Савина Д.С. было ознакомлено заблаговременно – 16.05.2019, распорядительные документы в области гражданской обороны указанным распоряжением у общества были истребованы, проверка проведена при участии представителя общества, что подтверждается актом проверки №21 от 21.06.2018. В связи с чем, общество имело объективную возможность представить приказы от 06.03.2018 в рамках проведения проверки в подтверждение отсутствия нарушений в данной части.

Предусмотренная частью 12 статьи 16 Закона №294-ФЗ возможность проверяемого лица предоставить возражения на акт проверки не исключает возложенную на должностное лицо, проводящего проверку, обязанность указать сведения о результатах проверки, о выявленных нарушениях обязательных требований в акте проверки. В связи с чем, в отсутствие представленных в ходе проведения проверки приказов Управление правомерно указало в пункте 17 предписания на выявленные нарушения.

Таким образом, материалы дела подтверждено и по существу Обществом документально не опровергнуто наличие на момент проведения спорной проверки вышеописанных нарушений требований в области гражданской обороны.

Кроме того, наличие названных выше нарушений установлено решением Городецкого городского суда Нижегородской области от 23.11.2018, вынесенным по результатам рассмотрения жалобы Общества на постановление мирового судьи судебного участка №5 Городецкого судебного района Нижегородской области от 27.09.2018 о привлечении ПАО "Судоремонтно-Судостроительная компания" к административной ответственности по части 2 статьи 20.7 КоАП РФ. Постановлением заместителя председателя Нижегородского областного суда от 01.03.2019 по делу №4а-179/2019 названное решение оставлено без изменения.

Более того, из представленных в материалы дела документов (в частности акта проверки №23 от 30.07.2019) следует, что фактически большая часть нарушений, поименованных в оспариваемом предписании, Обществом устранена.

Как следует из акта проверки исполнения оспариваемого предписания от 30.07.2019, а также из представленного Управлением предписания №21 от 05.07.2018 с отметками об исполнении пункты предписания 1, 2, 4, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 15 выполнены обществом, пункты 3, 5, 9, 13, 14 – сняты с контроля.

При этом суд отмечает, что как установлено вступившим в законную силу решением Городецкого городского суда Нижегородской области от 23.11.2018, отсутствовали основания для внесения в оспариваемое предписание пункта 4 в части ссылки на наличие в плане ГО не соответствующей действительности возможной обстановки ввиду указания на несуществующие организации, а также пункта 9 предписания, которым обществу вменено нарушение в виде непроведения командно-штабных учений с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, ввиду отсутствия нарушений в указанной части.

При рассмотрении настоящего дела данное обстоятельство представителем Управления не оспаривалось.

Вместе с тем в рассматриваемом случае, указание в оспариваемом предписании пункта 9 и пункта 4 в названной части не повлекло за собой нарушение прав и законных интересов общества, поскольку данные пункты сняты Управлением с контроля, обязанность по их исполнения у общества отсутствует, что подтверждается актом проверки №23 от 30.07.2019, и подтверждено представителем Управления в судебном заседании.

Материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о реальном нарушении прав Общества указанием в оспариваемом предписании на данные нарушения, создании для организации необоснованных препятствий в осуществлении своей деятельности. Документов, свидетельствующих о выполнении (начале выполнения) каких либо мероприятий, направленных на устранение нарушений, поименованных в указанной части пункта 4 и пункте 9 предписания, материалы дела также не содержат.

При этом с учетом вступившего в законную силу решения Городецкого городского суда Нижегородской области от 23.11.2018, которым указанные пункты исключены из числа выявленных нарушений, общество не было привлечено к административной ответственности за совершение данных нарушений.

В связи с изложенным признание предписания от 05.07.2018 недействительным в части пунктов 4, 9 не будет способствовать восстановлению прав заявителя, на что должно быть направлено решение суда. Обратного заявителем в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказано.

В силу вышеизложенного, оценив представленные в материалы дела документы в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу об отсутствии совокупности условий, предусмотренных частью 4 статьи 200 и частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания оспариваемого предписания недействительным, в связи с чем, в соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд отказывает заявителю в удовлетворении заявленного требования.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180-182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявленного требования заявителю – публичному акционерному обществу «Судоремонтно-судостроительная корпорация», г. Городец, Нижегородская область (ОГРН 1025203027134, ИНН 5260100856) отказать.

Расходы по уплате государственной пошлины отнести на заявителя.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия и может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в месячный срок со дня принятия решения.

Судья Е.И.Вершинина