ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-39435/19 от 27.01.2020 АС Нижегородской области

367/2020-17183(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А43-39435/2019

г. Нижний Новгород 03 февраля 2020 года 

Резолютивная часть решения объявлена 27 января 2020 года
Решение изготовлено в полном объеме 03 февраля 2020 года
Арбитражный суд Нижегородской области в составе:
судьи Мукабенова Игоря Юрьевича (шифр дела 16-746)
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шутовой Н.С.,
при участии в заседании представителей:
от заявителя: ФИО1 (доверенность от 04.09.2019),
рассмотрел в открытом судебном заседании заявление

акционерного общества "ТехномонтажСервис", г. Нижний Новгород (ОГРН <***> ИНН  <***>), о признании незаконным решения Управления имущественных и земельных  отношений городского округа Сокольский Нижегородской области об отказе в утверждении  схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, формализованного в  письме от 14.06.2019 № 979, а также об обязании устранить допущенные нарушения. 

 Управление, надлежащим образом уведомленное о времени и месте судебного заседания,  явку своего представителя не обеспечило, в связи с чем, согласно положениям частей 3 и 5 статьи  156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проведено  в отсутствие представителя Управления. 

В ходе судебного разбирательства заявитель настаивал на удовлетворении заявленных  требований. 

По мнению Управления, оспариваемое решение является законным и обоснованным,  принято с учетом действующего законодательства. Позиция Управления отражена в отзыве на  заявление. 

Изучив материалы дела, заслушав доводы представителя заявителя, суд считает  необходимым удовлетворить заявленное требование в связи со следующим. 

Как усматривается из материалов дела, Общество обратилось в адрес Управления  имущественных и земельных отношений городского округа Сокольский Нижегородской области с  заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 


52:07:1100004:359 по адресу: Нижегородская область, р.п. Сокольское, ул. Набережная, д.12,  площадью 883 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов; разрешенное использование –  магазины, расположенного под нежилым зданием площадью 152 кв.м. 

Решением, формализованным в письме от 14.06.2019 № 979, Управление отказало в  утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. 

Не согласившись с вынесенным решением, считая его не соответствующим действующему  законодательству Российской Федерации и нарушающим права и законные интересы в сфере  предпринимательской деятельности, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением. 

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство  осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. 

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое  лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на  основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств,  послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного  самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений,  совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное  лицо. 

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о  признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий  (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если  полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не  соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные  интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно  возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления  предпринимательской и иной экономической деятельности. 

Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта  недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов  местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить  наличие двух условий, а именно: оспариваемый ненормативный акт, решения и действия  (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов,  должностных лиц не соответствуют закону и иному нормативному правовому акту, а также  оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных  органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и  законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. 


Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и  действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц  арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его  отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их  соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие  полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили  оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт,  решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере  предпринимательской и иной экономической деятельности. 

В части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного  правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия  оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или  лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение  оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для  принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия),  возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия  (бездействие). 

В силу пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в  действие Земельного кодекса Российской Федерации" Предоставление земельных участков,  государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного  самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на  территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;  органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков,  расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных  настоящим пунктом; органом местного самоуправления муниципального района в отношении  земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав  этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных  территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим  пунктом; органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов  федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в отношении земельных  участков, расположенных в границах указанных субъектов, если законами указанных субъектов не  установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления  внутригородских муниципальных образований субъектов Российской Федерации - городов  федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя; федеральным органом 


исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и  управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в случае предоставления  земельных участков для размещения автомобильных дорог федерального значения; федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным  имуществом, в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 3.4 настоящего Федерального закона;  органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае предоставления  земельных участков для размещения автомобильных дорог регионального или  межмуниципального значения. 

Решением Совета депутатов городского округа Сокольский Нижегородской области от  13.01.2015 № 6 утверждено Положение об управлении имущественных и земельных отношений  городского округа Сокольский Нижегородской области. 

Согласно пункту 1.1 Положения Управление осуществляет полномочия по управлению и  распоряжению муниципальным имуществом, в том числе по приватизации объектов  муниципальной собственности, управлению земельными ресурсами, находящимися в ведении или  собственности городского округа Сокольский. 

Управление является органом по управлению муниципальным имуществом, осуществляет  полномочия по владению, пользованию и распоряжению объектами муниципальной  собственности и земельными ресурсами городского округа (пункт 1.2 Положения). 

В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление  земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности,  осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного  самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего  Кодекса. 

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение  земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (часть 2 статьи 11  Земельного кодекса Российской Федерации). 

Пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что если  иное не установлено настоящей статьей или другим Федеральным законом, исключительное право  на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические  лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных  участках. 

Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых  расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в  них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса (подпункт 6 пункта 2 статьи  39.3 Земельного кодекса Российской Федерации). 


Статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок  предоставления в собственность, земельного участка, находящегося в государственной или  муниципальной собственности, без проведения торгов, который включает в себя, в том числе  следующие мероприятия: 

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации  образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в  государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с  утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом  плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса. 

Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане  территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение  границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом  плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого  образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более  земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1 статьи 11.10 Земельного кодекса  Российской Федерации). 

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом  утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и  застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об  особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования  территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных 


линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том  числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской  Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными  инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (пункт 2 статьи 11.10  Земельного кодекса Российской Федерации). 

Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для  предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим  лицом (пункт 4 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации). 

Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа  государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на  предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных  участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 13 статьи 11.10 Земельного  кодекса Российской Федерации). 

В пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, по  которым заявителю может быть отказано в утверждении схемы. 

Согласно названной норме основаниями для отказа в утверждении схемы расположения  земельного участка служат: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме,  формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12  настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка,  образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного  участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы  расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы  расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего  Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения  земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной  документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение  земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного  участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории. 

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 05.06.2019 Общество  обратилось в Управление с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка. 

Рассмотрев указанное заявление, Управление отказало Обществу в утверждении схемы  расположения земельного участка, формализовав свой отказ в письме от 14.06.2019 № 979, что  послужило основанием для обращения заявителя в суд с рассматриваемым заявление. 

Вместе с заявлением от 05.06.2019 Общество направило пакет документов, куда входили:  схема расположения на КПТ (3 экз.), копия свидетельства о государственной регистрации права 


собственности на здание, доверенность, заявление о предварительном согласовании  предоставления в собственность без проведения торгов земельного участка. 

Отказывая в утверждении схемы расположения земельного участка, Управление ссылается  на то, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию,  изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и  другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам (пункт 6  статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации). 

 Действительно, указанное является основанием для отказа в утверждении схемы  расположения земельного участка. 

Вместе с тем в оспариваемом отказе отсутствуют сведения о том, каким образом и на  основании каких документов было выявлено несоответствие схемы расположения земельного  участка требованиям пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.  Управлением в ходе рассмотрения дела в суде также не приведено мотивированных и  документально подтвержденных доводов по каким критериям им было установлено, что  представленная заявителем схема выполнена с нарушением указанной нормы права. 

Доказательств того, что земельный участок, представленный Обществом в схеме, приведет  к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения  объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране  земель недостаткам, а также нарушает требования, установленные настоящим Кодексом, другими  федеральными законами, Управлением в материалы дела не представлено. 

Статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает,  что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному  на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле  доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого  доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их  совокупности. 

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и  действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не  соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные  интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности,  принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и  действий (бездействия) незаконными. 

Суд в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  оценил представленные в дело доказательства и пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ 


Управления должным образом не мотивирован и является необоснованным, в связи с чем  заявленные требования Общества подлежат удовлетворению. 

Принимая во внимание необоснованность решения Управления об отказе в утверждении  схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, права заявителя  признаются судом нарушенными. 

Подпункт 3 пункта 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации устанавливает, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий  (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе  всовершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание  оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих  органов,осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить  определенныедействия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения  прав изаконных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении  требования заявителя полностью или в части. 

По смыслу этой нормы суд самостоятельно определяет необходимые действия, которые  нужно произвести с целью устранения нарушений прав лица, обратившегося с заявлением, и  разумный срок для их выполнения. 

Удовлетворяя рассматриваемое требование общества, суд, считает необходимым в целях  окончательного урегулирования спорной ситуации в качестве правовосстановительной меры  обязать Управление имущественных и земельных отношений городского округа Сокольский  Нижегородской области в установленном действующим законодательством Российской  Федерации порядке устранить нарушения прав и законных интересов требования акционерного  общества "ТехномонтажСервис", г. Нижний Новгород (ОГРН <***> ИНН <***>),  связанные с решением, формализованным в письме от 14.06.2019 № 979, и в течение десяти дней с  момента вступления настоящего решения в законную силу осуществить все необходимые  действия по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане  территории на основании заявления от 05.06.2019 вх. № 257/09-20 акционерного общества  "ТехномонтажСервис", г. Нижний Новгород (ОГРН <***> ИНН <***>). 

С учетом изложенных обстоятельств и приведенных правоположений, руководствуясь  статьями 167-170, 180-182, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации, суд 

Р Е Ш И Л :

заявленные требования акционерного общества "ТехномонтажСервис", г. Нижний Новгород  (ОГРН <***> ИНН <***>), удовлетворить. 

Признать незаконным решение Управления имущественных и земельных отношений  городского округа Сокольский Нижегородской области об отказе в утверждении схемы 


расположения земельного участка на кадастровом плане территории, формализованное в письме  от 14.06.2019 № 979. 

Обязать Управление имущественных и земельных отношений городского округа  Сокольский Нижегородской области в установленном действующим законодательством  Российской Федерации порядке устранить нарушения прав и законных интересов требования  акционерного общества "ТехномонтажСервис", г. Нижний Новгород (ОГРН <***> ИНН  <***>), связанные с решением, формализованным в письме от 14.06.2019 № 979, и в течение  десяти дней с момента вступления настоящего решения в законную силу осуществить все  необходимые действия по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом  плане территории на основании заявления от 05.06.2019 вх. № 257/09-20 акционерного общества  "ТехномонтажСервис", г. Нижний Новгород (ОГРН <***> ИНН <***>). 

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня  принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы  решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия  постановления арбитражного суда апелляционной инстанции. 

Настоящее решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд  через Арбитражный суд Нижегородской области. 

Судья И.Ю. Мукабенов