ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-40280/09 от 07.12.2009 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-40280/2009

1-828

г. Нижний Новгород 11 декабря 2009 года

Резолютивная часть решения объявлена 07 декабря 2009 года

Решение в полном объеме изготовлено 11 декабря 2009 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Мустафаева Гаджиява Ильясовича

при ведении протокола судебного заседания судьей Мустафаевым Г.И.,

рассмотрел в судебном заседании дело

по заявлению ОАО по изготовлению трикотажа «Чайка», г.Н.Новгород

к региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в приволжском федеральном округе

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности

при участии в заседании представителей:

от заявителя: ФИО1 по доверенности от 26.11.2009;

от заинтересованного лица: ФИО2 по доверенности от 11.01.2009;

заинтересованные стороны: ФИО3 паспорт 22.04 №018008 выдан 30.12.2003 УВД Советского района; ФИО4 паспорт 2202 №410482 выдан 24.05.2002 УВД Канавинского района г.Н.Новгорода; ФИО5 паспорт 2209 №175442 выдан 02.12.199 УВД Канавинского района г.Н.Новгорода;

Установил:

В Арбитражный суд Нижегородской области обратилось ОАО по изготовлению трикотажа «Чайка», г.Н.Новгород (далее общество, заявитель) с заявлением об отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в приволжском федеральном округе (далее административный орган, ФСФР) №32-09-246/ПН от 09.09.2009 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 15.19 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 700.000 руб.

В обосновании заявленного требования общество указало на то, что техническая погрешность, допущенная при составлении протокола годового отчета и указывающая на ошибочное «утверждение» отчета, не может быть квалифицирована в качестве основания возникновения у общества обязанности по опубликованию фактически неутвержденного текста годового отчета в сети Интернет в период с 15.07.2009 по 07.09.2009.

Также, заявитель указал, что предположения административного органа, о несоответствии общества критериям, описанным в п.5.1 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, являются неверными. Каких-либо действий, которые послужили бы основанием для прекращения обязанности раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета (а именно, публикацию в ленте новостей сообщения о конвертации акций и т.д.) общество не совершало.

Административный орган не согласился с доводами общества, указав, что необходимая информация, а именно: приложение к бухгалтерскому балансу за 2008 год; аудиторское заключение; пояснительная записка в бухгалтерскому балансу за 2008 год не была раскрыта ни в составе ежеквартального отчета общества за 1 квартал 2009 года, ни как самостоятельный документ на странице в сети Интернет.

В судебном заседании представитель заявителя подержал требование.

Представитель административного органа требования общества отклонил по основаниям, изложенным в отзыве.

Заинтересованные стороны в судебном заседании поддержали позицию административного органа.

В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв.

После объявленного перерыва представитель заявителя в судебном заседании пояснил, что в связи с фактическим размещением необходимой информации в виде самостоятельного документа в сети Интернет, просил суд признать административном правонарушении малозначительным и применить статью 2.9 КоАП РФ.

Проверив обстоятельства возбуждения дела об административном правонарушении в отношении заявителя, порядок фиксации признаков административного правонарушения, полномочия должностных лиц, осуществлявших производство по делу об административном правонарушении, сроки давности привлечения к административной ответственности, изучив материалы дела, арбитражный суд находит заявление подлежащим удовлетворению в силу малозначительности правонарушения.

Как следует из материалов дела, в адрес ФСФР в период с 16.07.по 31.07.2009 от акционеров ФИО3, ФИО4, ФИО6 поступили жалобы, в которых сообщалось, что ОАО по изготовлению трикотажа «Чайка» не обеспечило доступность на странице в сети Интернет текста годового отчета за 2008 год, а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность годовой бухгалтерской отчетности общества за 2008 год.

По итогам рассмотрения жалоб вышеназванных акционеров, должностным лицом административного органа, в присутствии законного представителя общества – генерального директора ФИО7, был составлен протокол об административном правонарушении от 31.08.2009 №32-09-4007/пр-ап.

По результатам рассмотрения административного дела, усмотрев в действиях общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ руководителем Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в ПФО ФИО8, в отсутствии законного представителя, 09.10.2009 было вынесено постановление №32-09-246/ПН о привлечении ОАО по изготовлению трикотажа «Чайка» к административной ответственности за нарушение порядка и сроков раскрытия на странице в сети Интернет текстов приложений к бухгалтерской отчетности за 2008 год и назначил наказание в виде штрафа в размере 700.000 руб.

Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В ходе рассмотрения жалобы акционеров административным органом было установлено, что в нарушение требований пунктов 8.2.4, 8.3.1, 8.3.3, 8.3.4, 8.3.5 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России от 10.10.2006 №06-177/пз-н обществом не обеспечено размещение на странице в сети Интернет в виде отдельного самостоятельного документа информации в форме годовой бухгалтерской отчетности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 97 Гражданского кодекса Российской Федерации открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.

Согласно пункту 1 статьи 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее - Закон N 208-ФЗ) открытое общество обязано раскрывать:

- годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность;

- проспект эмиссии акций общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации;

- сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом;

- иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Обязательное раскрытие информации обществом, включая закрытое общество, в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг (пункт 2 статьи 92 Закона N 208-ФЗ).

Приказом ФСФР России от 10.10.2006 N 06-117/пз-н утверждено Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (далее - Положение о раскрытии информации).

Согласно п. 1.6 Положения о раскрытии информации, если иное не установлено Положением о раскрытии информации либо иными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, при опубликовании информации в сети Интернет, за исключением публикации в ленте новостей, эмитент может использовать сайт эмитента в сети Интернет либо иной сайт в сети Интернет.

При опубликовании информации в сети Интернет эмитент обязан обеспечить свободный и необременительный доступ к такой информации, а также сообщать по требованию заинтересованных лиц адреса страниц, на которых осуществляется опубликование информации.

Вся информация, которую эмитент обязан раскрывать в соответствии с Положением о раскрытии информации и иными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг в сети Интернет, должна быть доступна в течение сроков, установленных этими нормативными правовыми актами, на одной странице в сети Интернет.

Согласно п. 1.12 Положения о раскрытии информации отсутствие информации, подлежащей раскрытию в соответствии с данным Положением, без достаточных на то оснований является основанием для привлечения эмитента к ответственности, а также для установления ограничений на обращение ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Пунктом 8.2.4 Положения о раскрытии информации предусмотрено, что акционерное общество обязано опубликовать текст годового отчета на странице в сети Интернет в срок не позднее 2 дней с даты составления протокола (даты истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) общего собрания акционеров, на котором принято решение об утверждении годового отчета акционерного общества.

Текст годового отчета акционерного общества должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 3 лет с даты его опубликования в сети Интернет (п. 8.2.5 Положения о раскрытии информации).

Согласно пункту 8.3.4 Положения акционерное общество, обязанное в соответствии с настоящим Положением раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, раскрывает годовую бухгалтерскую отчетность в составе ежеквартального отчета за I квартал в соответствии с главой V настоящего Положения.

В соответствии с пунктом 8.3.5 Положения акционерное общество, на которое в соответствии с настоящим Положением не распространяются требования о раскрытии информации в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, обязано опубликовать текст годовой бухгалтерской отчетности на странице в сети Интернет не позднее 45 дней с даты истечения установленного законодательством Российской Федерации срока представления годовой бухгалтерской отчетности.

В срок не позднее 2 дней с даты составления протокола (даты истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) годового общего собрания акционеров, на котором был рассмотрен вопрос об утверждении годовой бухгалтерской отчетности, акционерное общество, указанное в настоящем пункте, обязано опубликовать на странице в сети Интернет сообщение об утверждении (неутверждении) годовой бухгалтерской отчетности акционерного общества. В случае, если годовая бухгалтерская отчетность акционерного общества не была утверждена на годовом общем собрании акционеров, акционерное общество обязано указать причины, послужившие основанием для этого.

В случае, если в годовую бухгалтерскую отчетность акционерного общества, не утвержденную на годовом общем собрании акционеров, были внесены изменения и годовая бухгалтерская отчетность с внесенными изменениями была утверждена на внеочередном общем собрании акционеров, акционерное общество обязано опубликовать текст такой годовой бухгалтерской отчетности на странице в сети Интернет не позднее 2 дней с даты составления протокола (даты истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) внеочередного собрания акционеров акционерного общества.

Согласно пункту 8.3.6 Положения текст годовой бухгалтерской отчетности акционерного общества должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 3 лет с даты его опубликования в сети Интернет.

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» организации, за исключением бюджетных и общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Представляемая годовая бухгалтерская отчетность должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами организации.

Следовательно, Общество обязано опубликовать на странице в сети Интернет текст годовой бухгалтерской отчетности не позднее 15 мая года, следующего за отчетным, и обеспечить его доступность в течение 3 лет с даты его опубликования.

Таким образом, порядок раскрытия информации на рынке ценных бумаг включает в себя несколько самостоятельных требований, а именно: размещение в установленный срок в сети Интернет определенных частью 1 статьи 92 Закона N 208-ФЗ, Положением сведений и обеспечение доступа к данным сведениям. Невыполнение каждого из указанных требований эмитентом образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ установлена административная ответственность за нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей.

Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с представлением и раскрытием информации на рынке ценных бумаг и обеспечением нормального функционирования этого рынка.

Административный орган установил, что доступ на странице сети Интернет к тексту годового отчета за 2008 год, а также к текстам приложений к бухгалтерскому балансу за 2008 год, тексту аудиторского заключения и пояснительной записки в составе годовой бухгалтерской отчетности за 2008 год, согласно актам от 20.07.2009 №133, , от 21.07.2009 №134, от 22.07.2009 №135, от 23.07.2009 №136, от 24.07.2009 №137, от 30.07.2009 №142, в установленные законом сроки Обществом не обеспечен, что свидетельствует о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В данном случае Общество виновно в совершении административного правонарушения, поскольку оно имело возможность не допустить совершение административного правонарушения, однако не приняло со своей стороны все зависящие от него меры по соблюдению норм действующего законодательства.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Однако, по мнению суда, административный орган, установив факт правонарушения, в данной конкретной ситуации, не применил понятие малозначительности к рассмотренному правонарушению.

Согласно статье 2.9. Кодекса, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрения дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

В силу пунктов 3, 4 ст. 1.5 Кодекса, пункта 4 статьи 210 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, бремя доказывания, возлагается на административный орган, и суд считает, что административный орган не доказал суду наличие существенной угрозы охраняемым государственным и общественным отношениям.

В соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.

Статья 2.9 Кодекса является общей нормой, не содержит исключений и ограничений и может быть применена судом в отношении любого состава правонарушения, предусмотренного в особенной части названного кодекса, с учетом оценки судом обстоятельств совершенного административного правонарушения.

Принимая во внимание размещение обществом необходимой информации на странице в сети Интернет, что подтверждается актами ФСФР от 10.08.2009 №160 «о наличии текста годового отчета из состава годовой бухгалтерской отчетности», от 12.08.2009 №166 «о наличии текста аудиторского заключения за 2008 год», а также, что совершенное им правонарушения не создало существенной угрозы охраняемым законом прав и интересов граждан и государства, руководствуясь конституционными принципами соразмерности и справедливости при назначении наказания, суд считает необходимым освободить заявителя от административной ответственности по части 2 статьи 15.19. Кодекса, отменив оспариваемое постановление и ограничиться в отношении Заявителя устным замечанием, применив статью 2.9. Кодекса.

Процессуальных нарушений административным органом, влекущих нарушение законных и законных интересов лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено.

Вопрос о взыскании государственной пошлины судом не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявлении об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 180-182, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Постановление Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в приволжском федеральном округе №32-09-246/ПН от 09.09.2009 о привлечении ОАО по изготовлению трикотажа «Чайка» к административной ответственности по части 2 статьи 15.19 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 700.000 руб., отменить.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы, решение, если оно не будет изменено или отменено, вступит в законную силу со дня принятия постановления судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение десяти дней с момента принятия решения.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта.

Судья Г.И.Мустафаев