АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А43-40288/2021
г. Нижний Новгород 10 марта 2022 года
Резолютивная часть решения оглашена 02 марта 2022 года
Решение в полном объеме изготовлено 10 марта 2022 года
Арбитражный суд Нижегородской области в составе судьи Чепурных Марии Григорьевны (вн. шифр 43-1093), при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кудряшовой А.Г., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению, уточненному в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, общества с ограниченной ответственностью "Каркас монолит" (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании недействительным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права, формализованного в решении №КУВД-001/2021-38324581/1 от 28.09.2021,
об обязании регистрирующего органа осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости - здание вспомогательного назначения для строительства ЖК "Анкудиновский парк" площадью 1182,09 кв.м., расположенного по адресу: Нижегородская область, р-н Кстовский, 600 м северо-восточнее д.Анкудиновка,
в присутствии представителей сторон:
от заявителя: ФИО1 (доверенность от 21.10.2021), ФИО2 (доверенность от 10.01.2022),
установил: в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Каркас монолит" (далее - заявитель, общество) с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявлением о признании недействительным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права, формализованного в решении №КУВД-001/2021-38324581/1 от 28.09.2021, об обязании регистрирующего органа осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости - здание вспомогательного назначения для строительства ЖК "Анкудиновский парк" площадью 1182,09 кв.м., расположенного по адресу: Нижегородская область, р-н Кстовский, 600 м северо-восточнее д.Анкудиновка.
В обоснование заявленного требования заявитель ссылается на незаконность оспариваемого отказа Управления в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права, формализованного в решении №КУВД-001/2021-38324581/1 от 28.09.2021, поскольку Проектной документацией на строительство многоквартирных жилых домов предусмотрена необходимость создания вспомогательных объектов для обеспечения бытовых нужд рабочих, занятых на строительстве объектов. Представленные заявителем документы в полном объеме соответствуют требованиям законодательства. Законодательно не предусмотрено в качестве обязательного требования отнесения объектов к вспомогательным, нахождение такого объекта на одном земельном участке с основным объектом.
Ссылку Управления на Письмо Минстроя России №9394-ДВ/08 от 16 марта 2020 заявитель считает необоснованной, так как вопросы гражданского права, в том числе об отнесении вещей к движимым и недвижимым, вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и государственного кадастрового учета не входят в компетенцию Минстроя России.
Подробно позиция заявителя отражена в заявлении, в уточнении и поддержана представителями общества в ходе судебного заседания.
Управление, извещенное надлежащим образом, явку своего представителя в суд не обеспечило, заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие, просило отказать в удовлетворении заявленного требования, поскольку считает, что оспариваемое решение основано на нормах закона и принято в пределах компетенции, предоставленной Законом о регистрации.
Подробно позиция Управления отражена в письменном отзыве.
Министерство строительства Нижегородской области, привлеченное к участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, извещенное надлежащим образом, в судебное заседания явку представителя не обеспечило, представило письменную позицию, в которой пояснило, что разрешений на строительство объектов капитального строительства, относящихся основным, Министерством в отношении данного земельного участка не выдавалось, при этом в соответствии с пунктом 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что для строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования получение разрешения на строительство не требуется.
Подробно позиция Министерства отражена в письменной позиции.
Изучив материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, 14.09.2021г. ООО «Каркас Монолит» обратилось в Управление Росреестра с заявлениями об осуществлении государственного кадастрового учета здания вспомогательного назначения для строительства ЖК «Анкудиновский парк» площадью 1182,09 кв.м., расположенный по адресу: Нижегородская область, р-н Кстовский, 600 м северо-восточнее д. Анкудиновка и государственной регистрации права собственности общества на него.
Уведомлением от 28.09.2021 N КУВД-001/2021 -38324581/1 Управление сообщило о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации до 28.12.2021г. на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В качестве основания для приостановления Управление указало на то, что «объект учета расположен на земельном участке с кадастровым номером 52:26:0010033:718, на данном земельном участке отсутствуют объекты капитального строительства. То есть объект вспомогательного использования возводится не на одном земельном участке с основным объектом (согласно разрешениям на строительство объектов, относящихся к основным, объекты располагаются на иных земельных участках)».
28.12.2021 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области отказало обществу в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права. Данный отказ формализован в решении Управления №КУВД-001/2021-38324581/1 от 28.12.2021.
Не согласившись с отказом Управления в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права, формализованном в решении №КУВД-001/2021-38324581/1 от 28.12.2021, заявитель обратился в арбитражный суд за защитой своих прав.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания решения государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконным суд должен установить наличие совокупности двух условий:
- несоответствие решения государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение решением государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативных правовых актов, действий (решений) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц недействительными (незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: несоответствия данных актов, действий закону и нарушения ими законных прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Действующее законодательство устанавливает упрощенный порядок постановки на кадастровый учет и регистрации прав на объекты вспомогательного использования. Также отсутствует четкое определение объекта вспомогательного использования. Основным критерием для отнесения строений и сооружений к вспомогательным является наличие основного объекта недвижимого имущества, по отношению к которому объект будет являться вспомогательным. Это связано с предназначением вспомогательного строения или сооружения выполнять своего рода обслуживающую функцию по отношению к основному объекту недвижимости, эти объекты могут быть связаны между собой технологически, эксплуатационно.
Так, выдача разрешения на строительство не требуется, в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования (п. 3 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ). То есть, объекты вспомогательного использования создаются без получения разрешения на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию, а также без направления уведомления о планируемом строительстве или об окончании строительства, предусмотренного ст. 51.1 ГрК РФ.
Возможность осуществлять строительство объектов и сооружений вспомогательного использования без получения разрешения на строительство законодатель связал с их особым назначением (вспомогательным) по отношению к основному объекту, в отношении которого разрешение на строительство получается в общем порядке.
Согласно части 10 статьи 4 Закона N 384-ФЗ к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности относятся: здания и сооружения временного (сезонного) назначения; здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения; здания и сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.
В силу ч. 10 ст. 40 Федерального закона от 13.07.2015№ 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых не требуется разрешение на строительство, осуществляются на основании:
- технического плана такого объекта недвижимости;
- правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен объект недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом РФ возможность размещения созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
В разделе технического плана «Заключение кадастрового инженера» должно быть указано, что объект недвижимости является вспомогательным по отношению к основному зданию, сооружению, объекту незавершенного строительства, в связи с чем получение разрешения на строительство и (или) ввод объекта в эксплуатацию не требуется.
Помимо указания на то, что соответствующий объект является объектом вспомогательного использования, требуется отражение информации о том, в отношении какого объекта такой объект выполняет вспомогательную функцию и в чем именно данная функция заключается.
Как следует из материалов дела, ООО «Каркас Монолит» является генподрядчиком и ведет строительство жилищного комплекса «Анкудиновский парк» по договору с Застройщиком ООО «СЗ КМ Анкудиновка», Застройщиком ООО «СЗ «КМ Парламент».
Строительство ведется на земельных участках, принадлежащих застройщику на праве собственности.
Проектной документацией на строительство многоквартирных жилых домов предусмотрена необходимость создания вспомогательных объектов для обеспечения бытовых нужд рабочих занятых на строительстве объектов. При этом с учетом того, что одновременно ведется строительство трех многоквартирных жилых домов, количество рабочих достигает 700 человек.
В виду вышеизложенного, Генподрядчиком с согласия Застройщика принято организационное решение о создании единого вспомогательного объекта для целей строительства основных объектов в рамках единого проекта планировки и межевания.
Строительство вспомогательного объекта для бытовых нужд рабочих-строителей на земельном участке сформированном непосредственно для строительство многоквартирного дома (основного объекта) в данном случае невозможно в том числе и в силу того, что по завершении строительства земля под многоквартирным домом вместе со всей инфраструктурой переходит в собственность собственников помещений в указанном доме.
В данном конкретном случае представленные обществом документы в полном объеме соответствуют требованиям законодательства.
При этом, законодательно не предусмотрено в качестве обязательного требования отнесения объектов к вспомогательным, нахождение такого объекта на одном земельном участке с основным объектом.
Ссылка Управления на Письмо Минстроя России №9394-ДВ/08 от 16 марта 2020 является несостоятельной и судом отклоняется, поскольку в соответствии с Положением о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038, вопросы гражданского права, в том числе об отнесении вещей к движимым и недвижимым, вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и государственного кадастрового учета не входят в компетенцию Минстроя России, что следует из текста указанного Письма Минстроя России №9394-ДВ/08, содержащего лишь согласие Министерства с ранее изложенной позицией Росреестра.
Позиция Управления, со ссылкой на несоблюдение обществом досудебного порядка урегулирования спора, о наличии оснований для оставления заявления общества без рассмотрения является ошибочной и судом отклоняется, поскольку предметом оспаривания в настоящем деле является отказ в осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации права.
Обязательный досудебный порядок предусмотрен лишь при обращении в суд с заявлением об оспаривании решений органа кадастрового учета о приостановлении осуществления кадастрового учета. Таких требований в отношении решений об отказе в осуществлении кадастрового учета законом не установлен.
Аналогичная позиция содержится в кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 12.12.2018 N 4-КГ18-77.
При таких обстоятельствах позиция Управления о несоблюдении досудебного порядка является необоснованным.
Таким образом, в данном случае общество соответствует всем необходимым требованиям для реализации права на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права.
При таких обстоятельствах у общества возникли необоснованные препятствия для государственного кадастрового учета и государственной регистрации права.
Отказ Управления в удовлетворении заявления общества лишил последнего права рассчитывать на получение того, что положено ему в силу закона, нарушив права и законные интересы заявителя.
Учитывая изложенное, данный отказ, формализованный в решении №КУВД-001/2021-38324581/1 от 28.09.2021, является незаконным и препятствующим обществу в реализации его законного права в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Поскольку Управление необоснованно отказало обществу в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый отказ, формализованный в решении №КУВД-001/2021-38324581/1 от 28.09.2021, противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании изложенного в соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требование заявителя о признании недействительным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права, формализованного в решении №КУВД-001/2021-38324581/1 от 28.09.2021, подлежит удовлетворению.
В соответствии с часть 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве правовосстановительной меры суд обязывает регистрирующий орган после вступления настоящего решения суда в законную силу осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости - здание вспомогательного назначения для строительства ЖК "Анкудиновский парк" площадью 1182,09 кв.м., расположенного по адресу: Нижегородская область, р-н Кстовский, 600 м. северо - восточнее д.Анкудиновка.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы заявителя по оплате государственной пошлины в размере 3000 рублей подлежат взысканию с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180-182, 201, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитр ажный суд
РЕШИЛ:
Заявленное требование общества с ограниченной ответственностью "Каркас монолит" (ОГРН <***>, ИНН <***>) удовлетворить.
Признать недействительным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права, формализованного в решении №КУВД-001/2021-38324581/1 от 28.09.2021, и обязать регистрирующий орган после вступления настоящего решения суда в законную силу осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости - здание вспомогательного назначения для строительства ЖК "Анкудиновский парк" площадью 1182,09 кв.м., расположенного по адресу: Нижегородская область, р-н Кстовский, 600 м северо-восточнее д.Анкудиновка.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Каркас монолит" судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000рублей.
Исполнительный лист на взыскание государственной пошлины выдать после вступления решения суда в законную силу.
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия и может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в месячный срок со дня принятия решения.
Судья М.Г.Чепурных