ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-40949/09 от 17.12.2009 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-40949/2009

1-834

г. Нижний Новгород 23 декабря 2009 года

Резолютивная часть решения объявлена 17 декабря 2009 года

Решение в полном объеме изготовлено 23 декабря 2009 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Мустафаева Гаджиява Ильясовича

при ведении протокола судебного заседания судьей Мустафаевым Г.И..,

при участии в заседании представителей:

от заявителя: ФИО1 по доверенности от 01.11.2009;

от заинтересованного лица: ФИО2 по доверенности от 06.07.2009;

рассмотрел в открытом судебном заседании заявление

ООО «Спецсплав-НН», г.Н.Новгород (далее – заявитель, общество) об отмене постановления № 15-П от 05.11.2009, вынесенного Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области Дзержинский городской отдел государственного экологического контроля (далее – административный орган, министерство) по делу об административном правонарушении о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 100.000 рублей.

В обосновании заявленного требования общество указало, что несанкционированного захоронение отходов выявлено на двух участках, относящихся к государственному имуществу, также пояснив, что министерством не установлен факт причастности заявителя к захоронению отходов.

Министерство не согласилось с позицией заявителя указав, что общество привлечено к административной ответственности за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства или иными опасными веществами, так как допустило незаконное захоронение опасных веществ (пестицидов) на территории осуществления своей производственной деятельности – грузового порта ООО «Спецсплав-НН».

В судебном заседании представитель заявителя поддержал требование указав, что земельный участок и отходы (токсичные) на территории которых они обнаружены, обществу не принадлежат. Также указав, что о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела об административном правонарушении законный представитель извещался надлежащим образом.

Представитель министерства требование отклонил по основаниям, изложенным в отзыве, пояснив, что общество виновно в совершении правонарушения, что подтверждается материалами дела.

В порядке, установленном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв.

Проверив обстоятельства возбуждения дела об административном правонарушении в отношении заявителя, порядок фиксации признаков административного правонарушения, полномочия должностных лиц, осуществлявших производство по делу об административном правонарушении, сроки давности привлечения к административной ответственности, изучив материалы дела и заслушав доводы представителей сторон, арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения заявления, ввиду следующих обстоятельств.

Министерством экологии на основании поступившего письма УФСБ России по Нижегородской области от 24.09.2009 №106/18/6538, распоряжения от 23.10.2009 №87 23.10.2009 в период с 10час.00мин. до 12час.0 мин. проведены вскрышные работы с целью выявления места незаконного захоронения токсичных отходов по адресу: г.Дзержинск, грузовой порт ООО «Спецсплав-НН», расположенный на берегу Бабинского затона реки Оки (32-ой км), вблизи от водозабора ОАО «Сибурнефтехим», г.Дзержинск.

По результатам проверки должностным лицом министерства экологии, в присутствии заместителя директора общества – ФИО3 был составлен акт проверки №151 от 23.10.2009 и был установлен факт незаконного захоронения токсичных отходов, а именно: в двух местах, расположенных в 20 метрах друг от друга были выявлены мешки, стеклянные и полиэтиленовые емкости (канистры), предположительно с пестицидами. На этикетках одной их емкостей сохранилась надпись «Инсектокарицид» - вещество 1-го класса опасности. Территория грузового порта огорожена забором, имеется пост охраны, доступ посторонних лиц и техники на территорию порта ограничен и осуществляется исключительно с ведома и по разрешению руководства ООО «Спецсплав-НН» арендующего здания и сооружения на территории порта и осуществляющего на данной территории свою производственную деятельность.

По факту выявленных нарушений старшим государственным инспектором отдела государственного экологического контроля и охраны окружающей среды 28.10.2009, в присутствии законного представителя – директора ФИО4 был составлен протокол об административном правонарушении №95-Д (15-П).

Права и обязанности, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законному представителю общества были разъяснены, что отражено в протоколе об административном правонарушении.

При составлении протокола об административном правонарушении директор ООО «Сецсплав-НН» отказался от подписи, о чем должностным лицом министерства было отмечено в протоколе.

Усматривая в действиях заявителя состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, должностным лицом министерства экологии 05.11.2009 в отсутствии законного представителя общества, вынесено постановление №15-П/1 о привлечении общества к административной ответственности и назначении ему административного наказания в виде штрафа в размере 100.000 рублей.

Определение о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении вручена законному представителя общества ФИО4 ОДнако от подписи в получении определения законный представитель отказался, о чем в определении от28.10.2009 №616 имеется соответствующая запись.

Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» экологические (природоохранные) требования - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.

Названный закон определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Статья 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ (пункт 5 статьи 12).

Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.

Запрещается захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов; ввоз опасных отходов и радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания (статья 51 Закона РФ «об охране окружающей среды»).

Несоблюдение указанных требований влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи) (пункт 1 статьи 607 ГК РФ).

Согласно статьей 652 ГК РФ По договору аренды здания или сооружения арендатору одновременно с передачей прав владения и пользования такой недвижимостью передаются права на земельный участок, который занят такой недвижимостью и необходим для ее использования.

Если договором не определено передаваемое арендатору право на соответствующий земельный участок, к нему переходит на срок аренды здания или сооружения право пользования земельным участком, который занят зданием или сооружением и необходим для его использования в соответствии с его назначением (пункт 2 статьи 652 ГК РФ).

Как видно из материалов дела, ООО «Спецсплав-НН» на основании договора аренды государственного имущества от 12.05.208 №01-02/021 расположенного по адресу: Нижегородская область, г.Дзержинск, в районе Бабинского затона реки Оки, согласно приложению №2: причальная стенка, общая длина -289 п.м.; подкрановые пути, общая протяженность – 900 п.м.; подъездная автодорога, общая протяженность – 2100м; внутриплощадные водопроводные сети, общая протяженность – 350 п.м.; внеплощадные водопроводные сети, общая протяженность – 1400 п.м.; канализация самотечная, длина – 420 п.м.; канализация напорная, длина – 1200 п.м.; здание канализационной насосной станции, общая площадь – 48 кв.м. осуществляет на данной территории свою производственную деятельность.

Данная территория грузового порта огорожена забором, имеется пост охраны, доступ посторонних лиц и техники на территории порта ограничен и осуществляется исключительно с ведома и по разрешению руководства ООО «Спецсплав-НН», являющегося фактическим пользователем данного земельного участка.

В ходе проверки министерством экологии в присутствии представителя Роспотребнадзора, сотрудника УФСБ НО, представителя Администрации г.Дзержинска, заместителя директора общества на территории арендуемого обществом государственного имущества, по адресу: г.Дзержинск, грузовой порт ООО «Спецстпав-НН», расположенный на берегу Бабинского затона реки Оки (32-й км) было выявлено захоронение токсичных отходов более 250 тонн пестицидов 1-3 класса опасности, а именно: под слоем грунта были выявлены мешки, стеклянные и полиэтиленовые емкости (канистры), предположительно с пестицидами. На этикетке одной из емкостей сохранилась надпись «Инсектокарицид» - вещество 1-го класса опасности. Запах веществ желто-белого цвета из мешков напоминает запах дуста (ДДТ). Были отобраны пробы веществ и сданы на анализ. Место захоронения пестицидов находятся в водоохраной зоне р.Оки в 100 м от уреза воды.

Письмом от 03.11.2009 №01-20/651 Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору Федерального государственного учреждения «Нижегородский референтный центр по ветеринарному и фитосанитарному надзору» сообщила, что в 7 образцах из 10 поступивших 27.10.2009 в лабораторию токсикологии на идентификацию веществ, выявлено содержание действующих веществ пестицидов.

Доводы заявителя, изложенные в судебном заседании, относительно того, что земельный участок и отходы (токсичные) на территории которых они обнаружены обществу не принадлежат, в связи с чем ООО «Спецсплав-НН» не причастно к захоронению отходов, а также то, что нарушение природоохранного законодательства допустило «неустановленное лицо» подлежат судом отклонению как необоснованные.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Порядок привлечения предпринимателя к административной ответственности, установленный КоАП РФ, административным органом соблюден.

Рассмотрев материалы дела и оценив доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о том, что административный орган оспариваемым постановлением обоснованно привлек заявителя к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ.

Согласно пункту 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 180-182, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления ООО «Спецсплав-НН», г.Н.Новгород об отмене постановления Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области №15-П от 05.11.2009 о привлечении к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ, отказать.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступит в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение десяти дней с момента принятия решения.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта

Судья Г.И.Мустафаев