ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-41017/20 от 26.04.2021 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-41017/2020

г. Нижний Новгород 04 мая 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 26 апреля 2021 года

Решение изготовлено в полном объеме 04 мая 2021 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Мукабенова Игоря Юрьевича (шифр дела 16-589),

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шутовой Н.С.,

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1 (доверенность в деле), ФИО2 (доверенность в деле),

от Комиссии: ФИО3 (доверенность в деле),

рассмотрел в открытом судебном заседании заявление

публичного акционерного общества "МРСК Центра и Приволжья" (ОГРН <***>, ИНН <***>) (далее – Общество, заявитель) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении №АК-71/2020 от 10.12.2020 (далее – оспариваемое постановление), вынесенного административной комиссией Балахнинского муниципального района Нижегородской области (далее – административный орган, Комиссия).

Определением суда от 28.12.2020 настоящее дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова участвующих в деле лиц в порядке статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Лицам, участвующим в деле, предложено в установленный срок представить дополнительные доказательства в обоснование заявленных требований и возражений и отзыв на заявление с правовым обоснованием своей позиции по делу.

В ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного производства суд пришел к выводу о наличии оснований для его рассмотрения по общим правилам административного судопроизводства, предусмотренных пунктом 2 части 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем на основании части 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства.

В судебном заседании 15.04.2021 судом в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 22.04.2021, до 26.04.2021, после чего рассмотрение дела продолжено.

В ходе судебного разбирательства заявитель настаивал на удовлетворении заявленных требований. По мнению Общества, в его действиях отсутствует состав вмененного административного правонарушения. Общество полагает, что им надлежащим образом исполняются обязанности, предусмотренные муниципальным контрактом от 26.02.2020 №14-ЭА/2020. Обязанность по замене светильников, сгоревших из-за внутренних неисправностей возложена на ООО «ЕЭС Гарант» в рамках 5-летних гарантийных обязательств по энергосервисному контракту от 07.12.2018 №136/2018ОК. Поскольку неисправность возникла по причине внутренних повреждений светодиодных светильников, а не в результате аварийных режимов сети, либо проведения ремонтных сетей, у Общества отсутствует обязанность по занесению информации в журнал учета и поступления заявок.

Административный орган заявленные требования не признает, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным, в связи с чем просит суд заявление Общества оставить без удовлетворения.

Подробно доводы участников процесса изложены в заявлении и отзыве на заявление.

Проверив обстоятельства возбуждения дела об административном правонарушении в отношении заявителя, порядок фиксации признаков административного правонарушения, полномочия должностных лиц, осуществлявших производство по делу об административном правонарушении, сроки давности привлечения к административной ответственности, изучив материалы дела и заслушав доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее.

В ходе проведения систематического наблюдения за исполнением обязательных требований состояния чистоты и порядка, благоустройства внешнего вида объекта 21.10.2020 в период с 17 час. 15 мин. по 17 час. 30 мин. по адресу: <...> установлено, что: светильники наружного освещения, расположенные в технически неисправном состоянии, при этом допущено расположение неработающих двух или более светильников подряд, один за другим; светильники наружного освещения, расположенные на территории «Волжский парк» по ул. Свердлова, находятся в технически неисправном состоянии, при этом допущено расположение неработающих двух или более светильников подряд, один за другим. Количество неработающих светильников превышает 5% от их общего количества (из 40 светильников неисправны 16 светильников, что составляет 40%).

Результаты проверки отражены в акте обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения от 21.10.2020 №82.

Усмотрев в действиях Общества признаки состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 3.7 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях, должностным лицом административного органа в пределах полномочий, предоставленных статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 05.11.2020 составлен протокол №82 об административном правонарушении. Данный протокол составлен в присутствии представителя Общества.

В связи с выявленными нарушениями 10.12.2020 административной комиссией вынесено постановление №АК-71/2020 по делу об административном правонарушении, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 3.7Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях. При этом административным органом применена статья 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Общество освобождено от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения.

Не согласившись с оспариваемым постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым требованием.

В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Частью 1 статьи 3.7 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение правил содержания и эксплуатации объектов (средств) наружного освещения населенных пунктов (фонари, осветительные приборы), а равно их отсутствие, если эти нарушения не подпадают под действие статьи 9.11 КоАП РФ.

Решением городской Думы г. Балахны Балахнинского района Нижегородской области от 14.04.2011 N 174 утверждены Правила благоустройства города Балахны и признании утратившими силу отдельных решений городской Думы (далее – Правила благоустройства).

Данные Правила регулируют отношения в сфере обеспечения чистоты и порядка, устанавливают требования к надлежащему состоянию объектов, расположенных на территории города Балахны.

В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Правил благоустройства освещение улиц, дорог и площадей территории города Балахны выполняется в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими требования к организации наружного освещения.

Организации, в ведении которых находятся устройства наружного освещения, обеспечивают их технически исправное состояние, при котором количественные и качественные показатели соответствуют заданным параметрам, своевременное включение и отключение и бесперебойную работу наружного освещения в ночное время (пункт 3 статьи 25 Правил благоустройства).

Количество неработающих светильников на улицах не должно превышать 5 процентов от их общего количества. Не допускается расположение неработающих двух и более светильников подряд, один за другим. Не допускается наличие неработающего светильника на пересечении, съезде (выезде) транспортной развязки, на остановочном пункте маршрутных транспортных средств и пешеходном переходе в одном уровне. Срок восстановления работы светильников стационарного электрического освещения пешеходных переходов для всех категорий дорог и групп улиц не более одних суток. Отказы в работе наружных осветительных установок устраняются в течение одних суток с момента обнаружения. Восстановление горения отдельных светильников осуществляется в срок, не превышающий пяти суток после обнаружения или получения об этом информации (пункт 4 статьи 25 Правил благоустройства).

В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Правил благоустройства контроль за обеспечением чистоты и порядка осуществляют уполномоченные органы исполнительной власти Нижегородской области, а также администрация Балахнинского муниципального района в пределах своих полномочий.

Как следует из материалов дела, 26.02.2020 между администрацией Балахнинского муниципального района Нижегородской области (заказчик) и ПАО "МРСК Центра и Приволжья" (исполнитель) заключен муниципальный контракт №14-ЭА/2020, предметом которого является оказание услуг по техническому, оперативному и аварийному обслуживанию сетей городского уличного освещения, расположенных на территории города Балахны, на период с марта по декабрь 2020 года (далее - Контракт №14-ЭА/2020).

Пунктом 2.2.1 Контракта №14-ЭА/2020 определено, что услуги должны быть оказаны в соответствии с видами и объемами услуг (Приложение №1), технической характеристикой сетей городского уличного освещения города Балахны (Приложение №2), перечнем сетей городского уличного освещения, подлежащих оперативному, техническому и аварийному обслуживанию (Приложение №3).

В соответствии с пунктом 6.2.1 Контракта №14-ЭА/2020 исполнитель обязан оказать услуги силами квалифицированного персонала, с надлежащим качеством, в полном объеме и в сроки, установленные Контрактом, а также в соответствии с действующими ГОСТ, СанПиН, СНиП, СП, ПУЭ, ПТЭЭП, техническими регламентами, требованиями по технике безопасности, электробезопасности, пожарной безопасности, с соблюдением правил по охране труда и другими нормативными актами Российской Федерации, регламентирующими оказание данного вида услуг.

Исполнитель обязан, в том числе: выполнять оперативно-техническое обслуживание с периодичностью, в объеме и в сроки, установленные инструкциями; выполнять предписания и требования Ростехнадзора, принимаемые в пределах его полномочий; производить контроль за состоянием электрических сетей городского уличного освещения посредством мониторинга автоматической информационной системы управления наружным освещением, своевременно и в кратчайшие сроки устранять аварии на электросетях уличного освещения; производить контроль горения светильников уличного освещения; не допускать расположение неработающих двух и более светильников подряд; восстановить работоспособность светильников освещения пешеходных переходов в срок не более одних суток; осуществлять восстановление горения отдельных светильников в срок, не превышающий пяти суток после обнаружения или получения об этом информации; вести журнал поступления и исполнения заявок на оказание услуг по техническому, оперативному и аварийному обслуживанию сетей городского уличного освещения на территории города Балахны по форме Приложения №5 (пункт 6.2.6 Контракта №14-ЭА/2020).

Из акта №82, протокола об административном правонарушении, оспариваемого постановления следует, что при осуществлении 21.10.2020 ежедневного мониторинга состояния чистоты и порядка, благоустройства, внешнего вида территории города Балахны должностными лицами местного самоуправления Балахнинского муниципального района установлено, что по адресу ул. Лесопильная, д.22, д.24, ул. Свердлова, «Волжский парк»: светильники наружного освещения, расположенные в технически неисправном состоянии, при этом допущено расположение неработающих двух или более светильников подряд, один за другим; светильники наружного освещения, расположенные на территории «Волжский парк» по ул. Свердлова, находятся в технически неисправном состоянии, при этом допущено расположение неработающих двух или более светильников подряд, один за другим. Количество неработающих светильников превышает 5% от их общего количества (из 40 светильников неисправны 16 светильников, что составляет 40%), в связи с чем заявитель привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 3.7 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях.

Вместе с тем в ходе судебного разбирательства представитель административного органа пояснил, что Обществу вменяется в вину несоблюдение пункта 6.2.6 Контракта №14-ЭА/2020 в части неведения журнала поступления и исполнения заявок на оказание услуг по техническому, оперативному и аварийному обслуживанию сетей городского уличного освещения на территории города Балахны по форме Приложения №5. По мере поступления и исполнения заявок Общество обязано направлять Журнал на электронную почту МКУ «Департамент ЖКХ и КС» МО «БМР НО». При этом заявки о неисправности сети наружного освещения в районе д.д.22, 24 по ул. Лесопильная зарегистрированы в Журнале по номером №361 от 18.08.2020, и под номером №551 от 03.10.2020, информация о неисправности сети наружного освещения на территории «Волжского парка» в Журнале не зарегистрирована.

С учетом того, что Обществу вменяется, в рассматриваемом случае отсутствует объективная сторона вмененного Обществу административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 3.7 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях.

Согласно части 1 статьи 3.7 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях наказуемым деянием признается нарушение правил содержания и эксплуатацию объектов (средств) наружного освещения.

Однако в спорной ситуации в качестве нарушения Обществу вменяется несоблюдение пункта 6.2.6 Контракта №14-ЭА/2020, в соответствии с которым Общество обязано вести Журнал поступления и исполнения заявок на оказание услуг по техническому, оперативному и аварийному обслуживанию сетей городского уличного освещения на территории города Балахны.

Между тем, доказательства того, что Журнал Обществом не велся в дело не представлено.

Кроме того, Правила благоустройства города Балахны не содержат нормы, согласно которым неведение Журнал поступления и исполнения заявок на оказание услуг по техническому, оперативному и аварийному обслуживанию сетей городского уличного освещения на территории города Балахны, является наказуемым деянием.

Фактически несоблюдение положений Контракта в данной ситуации может представлять собой нарушение в сфере гражданско-правовых отношений.

Согласно частям 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии с абзацем 4 пункта 13.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" если при рассмотрении жалобы будет установлено, что в действиях лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, не содержится состава административного правонарушения либо отсутствовало само событие административного правонарушения, то такое постановление подлежит отмене с вынесением решения о прекращении производства по делу в соответствии с пунктом 1 либо пунктом 2 статьи 24.5 КоАП РФ.

В силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события и состава административного правонарушения являются обстоятельствами, исключающими производство по административному делу.

Административный орган вменил Обществу совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 3.7 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях. Однако достаточных доказательств, свидетельствующих о совершении Обществом вменного административного правонарушения, Комиссия не представила.

На основании изложенного, учитывая, что бремя доказывания в силу частей 3, 4 статьи 1.5 КоАП РФ, части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на административный орган, суд приходит к выводу о недоказанности в действиях Общества события и состава вмененного административного правонарушения.

В связи с чем, и в соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования заявителя подлежат удовлетворению, а оспариваемое постановление признанию незаконным и отмене.

Вопросы, связанные с государственной пошлиной, судом не рассматриваются, поскольку в силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 180-182, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

заявленные требования публичного акционерного общества "МРСК Центра и Приволжья", г. Нижний Новгород (ОГРН <***>, ИНН <***>), удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление АК-71/2020 от 10.12.2020 по делу об административном правонарушении, вынесенное Административной комиссией Балахнинского муниципального района Нижегородской области.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Настоящее решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области.

Судья И.Ю. Мукабенов