ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-42053/20 от 10.03.2021 АС Нижегородской области

 АРБИТРАЖНЫЙ  СУД 

НИЖЕГОРОДСКОЙ  ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-42053/2020

г. Нижний Новгород                                                                                   19 марта 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 10 марта 2021 года

Решение изготовлено в полном объеме 19 марта 2021 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Мукабенова Игоря Юрьевича (шифр дела 16-609),

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Свистуновой М.А.,

при участии в заседании представителей:

от заявителя: ФИО1 (доверенность от 23.12.2020),

от Управления ФАС по Нижегородской области: ФИО2 (доверенность от 02.03.2021),

от ПАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород": ФИО3 (доверенность от 15.12.2020),

рассмотрел в открытом судебном заседании заявление

общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Новый формат",          г. Нижний Новгород (ОГРН <***> ИНН <***>), о признании незаконным и отмене постановления от 25.11.2020 о прекращении дела об административном правонарушении №052/04/9.21-1547/2020, вынесенного заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области, при участии в деле в качестве заинтересованного лица ПАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород".

В судебном заседании 03.03.2021 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 10.03.2021. После перерыва судебное заседание продолжено.

            В ходе судебного разбирательства заявитель настаивал на удовлетворении заявленных требований на основании доводов, изложенных в заявлении.  Общество полагает, что вывод Управления, отраженный в оспариваемом постановлении, относительно невозможности соблюдения ПАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород" требований действующего законодательства по объективным причинам, является ошибочным, основанным на неполном выяснении обстоятельств дела.

            Управление, считает, что постановление от 25.11.2020 о прекращении дела об административном правонарушении №052/04/9.21-1547/2020 соответствует нормам действующего законодательства, основания для его отмены отсутствуют, в связи с чем, просит суд отказать Обществу в удовлетворении его требований.

            ПАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород" занимает позицию Управления. Считает, что Нижегородское УФАС пришло к верному выводу об отсутствии в его действиях признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. ПАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород" отмечает, что не имело возможности не допустить нарушение действующего законодательства и порядка осуществления мероприятий по подключению объектов капитального строительства к сетям газораспределения.

            Подробно доводы участников процесса изложены в заявлении, дополнении к заявлению и отзывах на заявление.

Изучив материалы дела, заслушав доводы участников процесса, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований в связи со следующим.

Как следует из материалов дела, в адрес Управления от ООО "Строительная компания "Новый формат" поступило обращение на действия ПАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород", связанные с необоснованным, с точки зрения Общества, уклонением от подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, п. Зеленый город, Лесничество, квартал 12, база отдыха «Лесная поляна», к сетям газораспределения.

Определением от 13.07.2020 в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении №052/04/9.21-1547/2020 и проведено административное расследование.

08.10.2020 должностным лицом Управления, в пределах предоставленных ему статьей 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях полномочий, составлен протокол об административном правонарушении №052/04/9.21-1547/2020. Данный протокол составлен в присутствии представителя Общества ФИО3, действующей на основании доверенности от 11.10.2020.     

25.11.2020 заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области вынесено постановление о прекращении дела об административном правонарушении №052/04/9.21-1547/2020 в связи с отсутствием состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Согласно пункту 23 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» подсудность дела об оспаривании решения, вынесенного вышестоящим органом, должностным лицом по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, определяется исходя из подсудности дела об обжаловании указанного постановления, поскольку при рассмотрении соответствующего заявления арбитражным судом оценивается также и само постановление. Порядок рассмотрения указанных дел определяется параграфом 2 главы 25 АПК РФ.

В соответствии с абзацем 4 пункта 19.2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" порядок рассмотрения дел об оспаривании постановлений о прекращении производства по делу об административном правонарушении определяется, как и для дел об оспаривании постановлений о назначении административного наказания, исходя из положений статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела

Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.

Объективную сторону данного правонарушения образует, в том числе, и нарушение установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.

Частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в несоблюдении виновным лицом при подключении к электрическим сетям требований соответствующих нормативных актов.  

   Порядок подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 "Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила N 1314).

Исполнителем является газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства (пункт 2 Правил N 1314).

Согласно пункту 3 Правил N 1314 подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется в следующем порядке: а) направление исполнителю запроса о предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее - технические условия); б) выдача технических условий; в) направление исполнителю заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения (далее соответственно - договор о подключении, заявка о подключении (технологическом присоединении); г) заключение договора о подключении; д) выполнение мероприятий по подключению (технологическому присоединению), предусмотренных техническими условиями и договором о подключении; е) получение разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства заявителя (в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации); ж) составление акта о подключении (технологическом присоединении), акта разграничения имущественной принадлежности и акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон.

Подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении (пункт 59 Правил N 1314).

По договору о подключении исполнитель обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения с учетом обеспечения максимальной нагрузки (часового расхода газа), указанной в технических условиях, а заявитель обязуется оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению) (пункт 60 Правил N 1314).

Договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных настоящими Правилами. Договор о подключении заключается в письменной форме в 2 экземплярах (по одному для каждой из сторон) (пункт 62 Правил N 1314).

Согласно пункту 85 Правил N 1314 срок осуществления мероприятий по подключению не может превышать (с учетом положений пункта 85(3) настоящих Правил): 8 месяцев - для заявителей первой категории; 1,5 года - для заявителей второй категории, если иные сроки (но не более 3 лет) не предусмотрены инвестиционной программой или соглашением сторон; 2 года - для заявителей, плата за технологическое присоединение которых устанавливается по индивидуальному проекту, а также для заявителей третьей категории, если иные сроки (но не более 4 лет) не предусмотрены инвестиционной программой или соглашением сторон.

В ходе рассмотрения обращения Общества, Управлением было установлено, что 21.112018 между ООО "Строительная компания "Новый формат" и ПАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород" заключен договор №Н-5-1110 о подключении объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, п. Зеленый город, Лесничество, квартал 12, база отдыха «Лесная поляна».

Согласно указанному договору дата подключения объекта капитального строительства – 21.05.2020.

Вместе с тем, по истечении срока мероприятия по технологическому присоединению (подключению) к сети газораспределения объекта ООО "Строительная компания "Новый формат" не исполнены.

06.12.2018 ПАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород" направило исходные данные для выполнения проектно-изыскательских работ подрядчику по объекту капитального строительства, расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, п. Зеленый город, Лесничество, квартал 12, база отдыха «Лесная поляна».

В целях подключения указанного объекта между ПАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород" и ООО "АрДи Девелопмент" №Н12633/СП-2 на выполнение проектных и изыскательских работ от 26.12.2018.

21.06.2019 в адрес ПАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород" поступило письмо АО "Гипрониигаз", согласно которому точка подключения, трасса проектируемого газопровода по объекту подключения, а также сам объект  располагаются на территории зоны природоохранного значения памятника природы регионального значения "Зеленый город".

21.11.2019 в адрес ПАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород" поступило письмо ООО "АрДи Девелопмент" о приостановлении работ по объекту в связи с нахождением точки подключения, трассы проектируемого газопровода по объекту подключения и самого объекта на территории зоны природоохранного значения памятника природы регионального значения "Зеленый город".

Письмом от 24.12.2019 №319-403603/19 Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области проинформировало, что режим пользования данной природной территорией установлен Распоряжением Правительства Нижегородской области от 23.03.2006 №191-р «Об утверждении площади, границ и паспорта памятника природы регионального значения "Зеленый город"», в соответствии с которым строительство коммуникаций на территории квартальных и иных просек и в полосах отвода существующих дорог, в соответствии с проектной документации, разрешается в случае получения заключения государственной экологической экспертизы.

Как следует из письма администрации города Нижнего Новгорода от 02.10.2020 №602 на территории квартала №12 участкового лесничества Зеленый город МКУ "Нижегородлес" располагаются городские леса, при этом в городских лесах запрещается строительство и эксплуатация объектов капитального строительства.

В связи с получением письма администрации города Нижнего Новгорода от 02.10.2020 №602, 15.10.2020 ПАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород" направило в адрес ООО "Строительная компания "Новый формат" соглашение о расторжении договора о подключении.

Учитывая установленные в ходе проверки обращения ООО "Строительная компания "Новый формат" обстоятельства, Нижегородское УФАС пришло к выводу, что ПАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород" не имело объективной возможности для соблюдения требований действующего законодательства и не могло не допустить нарушение порядка подключения объектов капитального строительства в связи с запретом на строительство линейных объектов на территориях, относящихся к территориям городских лесов, в связи с чем производство по делу об административном правонарушении в отношении ПАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород" было прекращено.

Прекращая производство по делу об административном правонарушении в отношении ПАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород" Нижегородское УФАС исходило из того, что строительство любых объектов газоснабжения на территории зоны природоохранного значения памятника природы "Зеленый город", входящего в состав городских лесов, запрещено нормами действующего законодательства.

Распоряжением Правительства Нижегородской области от 23.03.2006 N191-рутверждены площадь, граница и Паспорт памятника природы регионального значения "Зеленый город".

Указанным распоряжением предусмотрено, что на всей территории памятника природы разрешается строительство коммуникаций на территории квартальных и иных просек и в полосах отвода существующих дорог, отмеченных на схемах территории памятника природы в соответствии с природной документацией, получившей положительное значение государственной экологической экспертизы. Кроме того, содержаться дополнительные разрешение и ограничения на строительство капитальных объектов, коммуникаций, сооружений и линейных объектов в зависимости от зоны лесов природоохранного значения указанного памятника природы.

В силу пункта 3 части 4 статьи 119 Лесного кодекса Российской Федерации на особо защитных участках лесов, за исключением указанных в части 3 настоящей статьи, запрещаются:строительство и эксплуатация объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов и гидротехнических сооружений.

Постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 30.08.2019 №2981 утвержден лесохозяйственный регламент Нижегородского городского лесничества (далее – Регламент).

Согласно статье 10 Лесного кодекса Российской Федерации леса по целевому назначению подразделяются на защитные, эксплуатационные и резервные.

Городские леса согласно статье 111 Лесного кодекса Российской Федерации относятся к защитным лесам, к категории защитных лесов - леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов (пункт 3.1 Регламента).

Пунктом 3.2 Регламента установлено, что участковое лесничество Зеленый город является памятником природы регионального значения.

Статьей 119 Лесного кодекса Российской Федерации установлен правовой режим особо защитных участков. На особо защитных участках лесов запрещается: проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 17 Лесного кодекса Российской Федерации; ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства; размещение объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов и гидротехнических сооружений (пункт 3.2 Регламента).

Пунктом 3 статьи 62.4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определено, что на территориях, входящих в состав лесопарковых зеленых поясов, запрещаются: 1) использование токсичных химических препаратов, в том числе в целях охраны и защиты лесов, пестицидов, агрохимикатов, радиоактивных веществ; 2) размещение отходов производства и потребления I - III классов опасности; 3) размещение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, отнесенных в соответствии с настоящим Федеральным законом к объектам I категории; 4) создание объектов, не связанных с созданием объектов лесной инфраструктуры, для переработки древесины; 5) разработка месторождений полезных ископаемых, за исключением разработки месторождений минеральных вод и лечебных грязей, использования других природных лечебных ресурсов; 6) создание объектов капитального строительства (за исключением гидротехнических сооружений, линий связи, линий электропередачи, трубопроводов, автомобильных дорог, железнодорожных линий, других линейных объектов и являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов зданий, строений, сооружений, а также за исключением объектов здравоохранения, образования, объектов для осуществления рекреационной деятельности, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности); 7) строительство животноводческих и птицеводческих комплексов и ферм, устройство навозохранилищ; 8) размещение скотомогильников; 9) размещение складов ядохимикатов и минеральных удобрений.

Линейные объекты представляют собой линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (пункт 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно терминологии, установленной Федеральным законом N 116-ФЗ, Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Технический регламент), а также Техническим регламентом о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 870, газопроводы сетей газораспределения и газопотребления относятся к сооружениям, которые являются объектами капитального строительства и представляют собой линейную строительную систему, предназначенную для выполнения транспортирования природного газа.

В силу подпункта 4.4 пункта 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 0,6 МПа включительно.

Поскольку, согласно проектной документации, проектируемый газопровод имеет максимальное фактическое (расчетное) давление в точке подключения равное 0,4 МПа, выдача разрешения на строительство объекта не требуется.

На основании пунктов 6, 23 статьи 2 Технического регламента, проектируемый подземный, надземный газопровод считается сооружением.

Указанные нормы свидетельствуют о том, что если объект физически прочно связан с землей и его перемещение невозможно без нанесения ему несоразмерного ущерба, данный объект относится к объекту капитального строительства.

Заключением специалистов в рамках строительно-технической экспертизы по определению статуса объекта газопровода по адресу: г. Нижний Новгород, п. Зеленый город, Лесничество, квартал 12, база отдыха «Лесная поляна», определена возможность нанесения несоразмерного ущерба при перемещении исследуемого объекта. Заключением установлено, что для данных типов сооружений средняя удельная стоимость доля потерь при его демонтаже составляет 15-25% от общей стоимости сооружения. В процессе экспертизы установлено отсутствие прочной физической связи исследуемого объекта с землей.

Таким образом, проектируемый газопровод относится к линейным объектам и не является капитальным, основания для неисполнения ПАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород" принятых на себя обязательств в рамках договора отсутствуют.

Согласно пункту 19.2 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N10 (ред. от 21.12.2017) "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в случае принятия арбитражным судом решения об отмене постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении или определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении материалы дела о соответствующем административном правонарушении направляются административному органу, постановление (определение) которого было отменено, для рассмотрения.

На основании изложенного, суд удовлетворяет заявленные требования и признает незаконными и отменяет постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области о прекращении производства по делу об административном правонарушении №052/04/9.21-1547/2020 от 25.11.2020, а также руководствуясь пунктом 19.2 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N10 (ред. от 21.12.2017) "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" материалы административного дела №052/04/9.21-1547/2020 подлежат направлению в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для рассмотрения

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180-182, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 

Р  Е  Ш  И  Л  :

заявленное требование общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Новый формат", г. Нижний Новгород (ОГРН <***> ИНН <***>), удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление от 25.11.2020 о прекращении дела об административном правонарушении №052/04/9.21-1547/2020, вынесенное заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области.

Направить материалы дела об административном правонарушении №052/04/9.21-1547/2020 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для рассмотрения.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Настоящее решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области.   

Судья                                                                                                    И.Ю. Мукабенов