ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-4209/14 от 18.06.2014 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-4209/2014

г. Нижний Новгород

Резолютивная часть решения объявлена 18 июня 2014 года.

Решение в полном объеме изготовлено 8 июля 2014 года.

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Иванова А.В. (шифр 10-66),

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Алексеевой В.С.,

при участии представителей сторон:

от заявителя — Назаровой О.А. (доверенность № 4 от 30 декабря 2013 года), Сачука С.И. (доверенность № 73 от 30 декабря 2013 года),

от административного органа (ответчика) — старшего инспектора отдела надзорной деятельности по г. Нижнему Новгороду Управления надзорной деятельности Главного Управления МЧС России по Нижегородской области Клюевой Н.К. (доверенность № 4 от 30 декабря 2013 года),

рассмотрев 18 июня 2014 года в открытом судебном заседании с объявлением резолютивной части судебного решения заявление

открытого акционерного общества «Домоуправляющая компания Канавинского района», г. Нижний Новгород (ИНН 5257077830, ОГРН 1055230097559), об отмене постановления должностного лица отдела надзорной деятельности по г. Нижнему Новгороду (Канавинский район) Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Нижегородской области от 20 декабря 2013 года № 1115/1116 о назначении административного наказания за нарушение требований в области пожарной безопасности,

установил:

заявитель просит отменить вышеназванное постановление от 20 декабря 2013 года № 1115/1116 о назначении административного наказания за нарушение требований в области пожарной безопасности, вынесенное в отношении открытого акционерного общества «Домоуправляющая компания Канавинского района» заместителем главного государственного инспектора города Нижнего Новгорода по пожарному надзору.

При этом заявитель полагает, что должностными лицами ответчика при производстве по делу об административном правонарушении не были приняты во внимание все обстоятельства дела, имеющие существенное значение для его правильного разрешения. Указанное привело к тому, что заявитель в оспариваемом постановлении признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 5 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП), с назначением реального административного наказания в виде штрафа в сумме 200000 рублей. Сам заявитель отмечает, что значительная часть вмененных ему нарушений была выявлена в многоквартирных домах, не находящихся на обслуживании открытого акционерного общества «Домоуправляющая компания Канавинского района». В ряде случаев, по мнению представителей заявителя, должностные лица ответчика руководствовались нормативно-техническими документами, не подлежащими применению к конкретным домам.

Также заявитель полагает, что у открытого акционерного общества «Домоуправляющая компания Канавинского района» не имеется объективной возможности выполнять современные требования законодательства в области пожарной безопасности в отсутствии решения общего собрания собственников помещений многоквартирных домов о выполнении соответствующих работ.

Кроме того, оспаривая названное постановление, заявитель утверждает, что при проведении внеплановой проверки было допущено грубое нарушение требований части 16 статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в части несвоевременного уведомления юридического лица о проведении внеплановой выездной проверки, что в силу положений пункта 1 части 2 статьи 20 вышеназванного Закона влечет признание недействительными результатов внеплановой проверки.

В представленном отзыве, дополнении к отзыву и в устных объяснениях в ходе судебного разбирательства представитель ответчика требования заявителя не признает, а доводы заявителя полагает необоснованными и подлежащими отклонению. При этом представитель ответчика считает, что при производстве по делу об административном правонарушении события совершения заявителем административных правонарушений, квалифицируемых по частям 1, 5 статьи 20.4 КоАП, и вина открытого акционерного общества «Домоуправляющая компания Канавинского района» в их совершении установлены правильно, надлежащими средствами доказывания.

Ответчик соглашается с доводами заявителя о том, что открытое акционерное общество «Домоуправляющая компания Канавинского района» на является субъектом ответственности в отношении выявленных нарушений в многоквартирных жилых домах, расположенных по адресу: ул. Вокзальная, д. 26, ул. Луначарского, д. 8, ул. Пешкова, д. 24, ул. Московское шоссе, д. 64, ввиду отсутствия правоотношений с собственниками помещений в указанных домах (договоров управления многоквартирным домом). Многоквартирный дом по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Журова, д. 21 сгорел и не эксплуатируется. Также в тексте оспариваемого постановления, действительно имеются дублирование ряда нарушений. В связи с чем, ответчик исключил из описательно-мотивировочной части оспариваемого постановления пункты 60, 180, 316, 341, 353, 445, 508, 509, 510, 511, 512, 514, 515, 516, 517, 518, 519. Между тем, исключение указанных пунктов из текста оспариваемого постановления не исключает административной ответственности заявителя.

Как полагает ответчик, заявитель в силу специфики своей деятельности обязан обеспечить безопасные условия проживания граждан в обслуживаемых им многоквартирных домах, для чего соблюдать действующие требования и нормативно-технический документы в области пожарной безопасности.

Кроме того, ответчик не признает доводы заявителя о несвоевременном извещении открытого акционерного общества «Домоуправляющая компания Канавинского района» о проведении внеплановой выездной проверки. Проверка фактически началась 14 ноября 2013 года. Доказательств того, что какие-либо проверочные мероприятия осуществлялись в период с 8 по 13 ноября 2013 года не имеется.

К материалам настоящего дела приобщены копии материалов внеплановой проверки заявителя и дел об административных правонарушениях по частям 1 и 5 статьи 20 КоАП в отношении заявителя.

Проверив обстоятельства привлечения открытого акционерного общества «Домоуправляющая компания Канавинского района» к административной ответственности, полномочия должностных лиц, осуществлявших производство по делу об административном правонарушении, порядок фиксации признаков административных правонарушений, заслушав доводы представителей сторон, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд находит требования заявителя подлежащими отклонению, исходя из следующих обстоятельств дела.

Как следует из материалов дела, в период с 14 ноября по 5 декабря 2013 года должностными лицами ответчика проведена внеплановая выездная проверка исполнения открытым акционерным обществом «Домоуправляющая компания Канавинского района» ранее выданного ему предписания от 3 декабря 2012 года № 382/1/423.

Внеплановая проверка проводилась на основании распоряжения заместителя главного государственного инспектора города Нижнего Новгорода по пожарному надзору от 7 ноября 2013 года № 506. В указанном распоряжении период проведения проверки установлен с 8 ноября по 5 декабря 2013 года. Копия указанного распоряжения по утверждению ответчика направлялась заявителю 7 ноября 2013 года, однако заявитель подтверждает получения копии указанного распоряжения факсимильной электросвязью лишь 13 ноября 2013 года.

В результате проведенной внеплановой выездной проверки должностные лица ответчика пришли к выводу о том, что заявителем нарушены различные требования нормативных правовых актов и нормативно-технических документов в области пожарной безопасности, в том числе: пунктов 23, 24, 34, 35, 36, 42, 53, 57, 61, 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390; пункта 5.14* таблицы 2*, пункта 5.18* таблицы 4*, пунктов 6.13*, 6.14*, 6.20*, 6.18*, 6.21*, 6.22, 6.26*, 6.32* таблица 4*, 7.22*, 8.8, 8.11 СНиПа 21-01-97*«Строительные нормы и правила Российской Федерации «Пожарная безопасность зданий и сооружений», принятых постановлением Минстроя России от 13 февраля 1997 года № 18-7; части 2 статьи 54, части 4 статьи 4, частей 4, 9 статьи 89, частей 10, 12, 16 статьи 90 Федерального закона от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; пунктов 4.2.7, 4.3.3 СП 1.13130.2009 Свод правил «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденные Приказом МЧС России от 25 марта 2009 года № 171; пунктов 7.2.3, 7.2.13, 7.3.1, 7.3.4 СНиП 31-01-2003 Свод правил «Здание жилые многоквартирные. Актуализированная редакция», утверждены Приказом Минрегиона России от 24 декабря 2010 года № 778; пунктов 7.1, 7.11а, 7.11г, 7.12,7.14, 7.15, 7.16, 7.17, 7.22 СП 7.13130.2013 Свод Правил «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требование пожарной безопасности», утвержденные и введенные в действие приказом МЧС России от 21 февраля 2013 года № 116; пунктов 8.10, 8.13, 12.2, 12.4 СНиПа 41-01-2003 «Система нормативных документов в строительстве. Строительные нормы и правила Российской Федерации. Отопление, вентиляция и кондиционирование», принятые и введенные в действие постановлением Госстроя России от 26 июня 2003 года № 115; Таблицы 2 СП 3.13130.2009 Свода Правил «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», утвержденные приказом МЧС России 25 марта 2009 года № 173; пункта 7.62 СНиП 23-05-95 Свод Правил «Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*» (СП 52.13330.2011), утвержденные приказом Минрегиона России от 27 декабря 2010 года № 783, пунктов 6.13, 6.14 СНиПа 2.04.01-85* «Строительные нормы и правила. Внутренний водопровод и канализация зданий», утвержденные постановлением Госстроя СССР от 4 октября 1985 года № 189.

А именно, проверяющими в обслуживаемых заявителем многоквартирных домах были установлены следующие нарушения:

- электросветильники эксплуатируются со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильников, в местах общего пользования по адресам: ул. Акимова, д. 16 (1 подъезд, 7 этаж, 2 подъезд 9 этаж), д. 23 (2 подъезд 2,3,9 этажи, 3 подъезд 9 этаж), ул. Есенина, д. 39 (4 подъезд 9 этаж), ул. К.Маркса, д. 13 (1 подъезд 1, 6, 9 этажи), д. 15 (1 подъезд 1, 6, 8 этаж, 2 подъезд 1, 5, 7, 9 этажи, 3 подъезд 2, 3 этажи), ул. Пролетарская, д. 1 (1 подъезд 3-5, 7, 9 этаж, 3 подъезд 2, 5, 8 этаж), д. 3 (1 подъезд 5, 7 этаж, 3 подъезд 1, 6, 7 этаж, 5 подъезд 1,3 этаж), д. 14, д. 14а, ул. Авангардская, дома 2, 11, 18, 20, 22, пр. Ленина, д.1, 3/2, 5, 7/1, ул. Акимова, дома 46, 47, 48, 49, 54, 55, 56, ул. К.Марка, д. 2, ул. Московское шоссе, д. 13, ул. Волжская набережная, д. 7, ул. Литературная, д. 19, ул. Актюбинская, дома 1, 1а, 3, 4/22, 5, 8, 10, ул. Октябрьской революции, д. 51, ул. Аэродромная, д. 27а, ул. Балаковская, дома 1, 3, 4, 5, 6, 8, 10, 12, ул. Брестская, дома 1, 1 «а», 2, 3 «а», 4, 6, ул. Конотопская, д. 14, д. 18, ул. Крановая, дома 1 «а», 7, 9, 13, бульвар Мира, д. 5, ул. Московское шоссе, дома 62, 104, 108, 128, 146, ул. Передовая, дома 2, 4, 6, ул. Тихорецкая, д. 3, ул. Жиркомбината, д. 10, пер. Шланговый, д. 5 «а», ул. Фибролитовая, д. 5, ул. Весенняя, д. 9, ул. Ракетная, дома 1, 2, 2«а», 4, 7, 9, 11, 13, 17, ул. Знаменская, дома 11, 13, 19, ул. Электровозная, дома 4, 6, 8, ул. Касимовская, дома 12, 17, 19, ул. Осипенко, дома 2, 24, 24 «а», ул. Движенцев, д. 1, ул. Лесной городок, д. 5;

- клапаны мусоропроводов в подъездах не оборудованы уплотнениями в притворах по адресам: ул. С.Есенина, дома 2, 4, 4а, 5, 6, 7, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 26, 27, 28, 30, 31, 32, 35, 36, 37, 46, 48, ул. Акимова, дома 5, 8, 9, 10, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 25, 26, 27, 28, 29, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 45, 46, 47, 48, 49, 52, 54, 55, 56, 58, 59, 60, ул. Генерала Зимина, дома 2, 4, 5, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20, 22, 24, 26, 39, 40, 41, ул. К.Маркса, дома 2, 4, 6, 12, 16, 18, 20, 22, 24, 30, 31, 32, 33, ул. Пролетарская, дома 5, 6, 7, 8, 10, 12, 12а, 14а, 14, ул. Волжская набережная, дома 5, 5а, 6, 7, 9, ул. Мещерский бульвар, д. 5, ул. Тонкинская, дома 3, 6, 7, 8, 11, 13, 14, 15, 16, 17, ул. Совнаркомовская, д. 32, бульвар Мира, дома 2, 17, ул. Советская, д. 14, ул. Московское шоссе, дома 13, 15, 17, 21, 23, 24, 25, 27, 29, 31, 35, 37, ул. Гордеевская, дома 34, 36, 38, 40, 42, 44, 56, 58, 64, 66, ул. Авангардная, дома 6, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 16, 20, 22, ул. Движенцев, д.1, ул. Лесной городок, д.5;

- запоры на дверях эвакуационных выходов не обеспечивают людям находящимся внутри здания, возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа по адресам: ул. Московское шоссе, дома 15, 17, ул. Генерала Зимина, дома 4, 12, 20, ул. Весенняя, д. 9, ул. Гордеевская, д. 38;

- отсутствует ограждение по периметру кровли в жилых домах по адресам: ул. Гордеевская, д. 102, ул. Керченская, д. 5, пер. Портовый, дома 2, 6, ул. Мануфактурная, д. 10, ул. Должанская, дома 1 «а», 3, 5, 7, 11, ул. Интернациональная, дома 11, 13, ул. Коммунистическая, дома 2, 43, ул. Романова, дома 2, 11, 20, пл. Революции, д. 4, ул. Канавинская, д. 3, ул. Марата, дома 19, 21, ул. Луначарского, д. 10, ул. Авангардная, д. 12, ул. Аэродромная, д. 23 «а», ул. Знаменская, дома 5, 11, 13, 17, 19, 21, 23, 25, 27, ул. Электровозная, дома 1, 4, 6, 8, 10;

- не проведены эксплуатационные испытания на прочность наружных пожарных лестниц и ограждений на крышах жилых домов по адресам: ул. Весенняя, дома 9, 13, ул. Канавинская, д. 29;

- под лестничными маршами установлены кладовые по адресам: ул. Революционная, дома 2, 8 «б», ул. Пешкова, д. 17, ул. Вокзальная, д. 22, ул. Интернациональная, дома 25, 28, ул. Коммунистическая, д. 21, ул. Московское шоссе, д. 56, ул. Крановая, д. 3, ул. Высоковольтная, д. 1/1, ул.Пешкова, д. 17, ул. Октябрьской революции, д. 51;

- на путях эвакуации в общих коридорах установлены предметы и материалы (деревянные лари, доски), препятствующие свободной эвакуации людей, а также допускается хранение (размещение) мебели и других горючих материалов на лестничных площадках и коридорах по адресам: ул. Акимова, дома 5, 31, 32, 33, ул. Мещерский бульвар, дома 5, 9, ул. Пролетарская, дома 6, 8, 20, ул. Волжская набережная, д. 10, ул. К.Маркса, д. 20, ул. Керченская, д. 5 , ул. Совнаркомовская, дома 26, 28, 34, ул. Октябрьской Революции, д. 51, ул. Тираспольская, дома 17, 18, ул. Журова, дома 13, 15, ул. Рубо, дома 8, 9, ул. Авангардная, дома 6, 8, 9, 11, 14, 16, 20, ул. Аэродромная, д.27 «а», ул. Тихорецкая, д. 3 «а», ул. Крановая, д. 3, бульвар Мира, дома 5, 9, 17; ул. Советская, д. 14, ул. Движенцев, д. 1, ул. Лесной городок, д. 5;

- двери эвакуационных выходов из воздушной зоны в незадымляемую лестничную клетку и в общие коридоры не имеют уплотнений в притворах по адресам: ул. С. Есенина, дома 12, 14, ул. Акимова, дома 5, 34, ул. Мещерский бульвар, д. 5, ул. Совнаркомовская, д. 32, бульвар Мира, дома 5, 9, ул. Советская, д. 14;

- не оборудованы наружной вертикальной пожарной лестницей жилые многоквартирные дома по адресам: ул. Керченская, д. 14, ул. Совнаркомовская, д.30, ул. Должанская, дома 1, 9;

- люки чердачных помещений не имеют требуемого предела огнестойкости Е130 по адресам: ул. Керченская, дома 9, 14, ул. Совнаркомовская, дома 5, 6 «а», 30, 34, пер. Портовый, дома 2, 4, 6, ул. Должанская, д. 1, ул. Мануфактурная, д. 7;

- на перепадах высот кровли более 1 метра отсутствуют наружные пожарные лестницы по адресам: ул. Революционная, д. 8 «а», 8«б»;

- радиаторы отопления и коммуникации расположенные в лестничных клетках выступают на высоте менее 2,2 метра по адресам: ул. Керченская, дома 5, 14, ул. Совнаркомовская, д. 6 «а», пер. Портовый, дома 2, 4, 6, ул. Авангардная, д. 2, ул. Актюбинская, дома 5, 7, 4/22, ул. Аэродромная, дома 23 «а», 27 «а», ул. Московское шоссе, дома 82, 84, 84 «а», 86, 104, 108, 110, 126, 128, 130, 132, 134, ул. Тихорецкая, дома 2, 4, 5, 8, 9, 10, 11, 12, 13, пер. Шланговый, д. 5 «а»;

- выходы из подвального помещения не обособлены от лестничных клеток по адресам: ул. Совнаркомовская, д. 30, ул. Должанская, д. 1 «а», ул. Знаменская, дома 1, 5;

- в общих коридорах и тамбурах эвакуационных выходов коммуникации выступают из плоскости стен на высоте менее 2 метров по адресам: ул. Керченская, д. 9, ул. Совнаркомовская, д. 32, бульвар Мира, дома 5, 9, 17, ул. Авангардная, дома 20, 22, ул. Аэродромная, дома 30, 32;

- металлическая лестница на перепаде высот кровли не подвергнута эксплуатационным испытаниям по адресам: ул. Совнаркомовская, д. 32, бульвар Мира, дома 5, 9, 17, ул. Советская, д.14;

- автоматическая пожарная сигнализация находится в неисправном состоянии по адресам: ул. Совнаркомовская, д. 32, бульвар Мира, дома 5, 9, 17, ул. Советская, д. 14, ул. Лесной городок, д. 5 (2 подъезд);

- не предусмотрена автоматическая противодымная защита лифтовых шахт при пожаре и не обеспечена подача наружного воздуха по адресам: ул. Совнаркомовская, д. 32, бульвар Мира, дома 5, 9, 17, ул. Советская, д. 4 (3, 4 подъезды), д. 14 (подъезды 3, 4);

- на воздуховоде системы дымоудаления установлена мягкая вставка из горячих материалов по адресам: ул. Совнаркомовская, д. 32, бульвар Мира, д. 5;

- используемый вентилятор в системе дымоудаления не предназначен для перемещения высокотемпературной дымогазовоздушной среды по адресам: ул. Совнаркомовская, д. 32, бульвар Мира, дома 5, 9, 17;

- вентилятор системы приточной противодымной защиты размещен не в отдельном помещении выгороженном противопожарными перегородками 1 типа по адресам: бульвар Мира, дома 5, 9;

- при наличии публично-правовой обязанности к соответствующему типу и виду объектов пожарной защиты многоквартирные дома не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре по адресам: бульвар Мира, дома 5, 9, 17, ул. Совнаркомовская, д. 32, ул. Советская, д. 14 (3, 4 подъезды), ул. Лесной городок, д. 5;

- автоматическая система противодымной защиты неисправна по адресам: ул. Совнаркомовская, д. 32, бульвар Мира, дома 5, 17, 9, ул. Советская, д. 14 (3, 4 подъезды);

- в проходах и на лестничных клетках, служащих для эвакуации людей, отсутствует аварийное (эвакуационное) освещение по адресам: ул. Совнаркомовская, д. 32, бульвар Митра, дома 5, 9, 17;

- в общих коридорах 3, 4 этажей установлены перегородки, ухудшающие условия безопасной эвакуации людей и уменьшающие зону действия системы противодымной защиты при пожаре по адресу: ул. Совнаркомовская, д. 32;

- в общих коридорах 2, 4, 5, 6, 12 этажей установлены перегородки, ухудшающие условия безопасной эвакуации людей и уменьшающие зону действия системы противодымной защиты при пожаре по адресу: бульвар Мира, д. 5;

- в общих коридорах 3, 6 этажей установлены перегородки, ухудшающие условия безопасной эвакуации людей и уменьшающие зону действия системы противодымной защиты при пожаре по адресу: бульвар Мира, д. 9;

- в общем коридоре 6 этажа установлены перегородки, ухудшающие условия безопасной эвакуации людей и уменьшающие зону действия системы противодымной защиты при пожаре по адресу: бульвар Мира, д. 17;

- в общем коридоре (1 подъезд – 7 этаж, 2 подъезд – 3, 5, 6, 7, 9 этажи, 3 подъезд – 2, 7 этаж, 4 подъезд – 2, 3, 7, 9 этажи) установлены перегородки, ухудшающие условия безопасной эвакуации людей и уменьшающие зону действия системы противодымной защиты при пожаре по адресу: ул. Советская, д. 14;

- в общих коридорах 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 11, 12 этажей установлены перегородки, ухудшающие условия безопасной эвакуации людей и ограничивающие доступ к пожарным кранам внутреннего противопожарного водопровода по адресам: бульвар Мира, д. 5, 9;

- в общих коридорах 3, 6, 7, 9, 10, 11 этажей установлены перегородки, ухудшающие условия безопасной эвакуации людей и ограничивающие доступ к пожарным кранам внутреннего противопожарного водопровода по адресу: бульвар Мира, д. 17;

- двери противопожарных помещений (вентиляционная, электрощитовая, машинное отделение, выход на кровлю) не имеют требуемого предела огнестойкости не менее EI30 по адресам: ул. Совнаркомовская, д. 32, бульвар Мира, дома 5, 9, 17, ул. Советская, д. 14;

- на лоджиях квартир, расположенных на высоте более 15 метров (с 6 по 12 этажи) отсутствуют аварийные выходы, оборудованные наружной лестницей, поэтажно соединяющей балконы или лоджии по адресам: ул. Совнаркомовская, д. 32, бульвар Мира, дома 5, 9, 17, ул. Советская, д. 14, ул. Движенцев д. 1;

- остекление дверей из эвакуационных выходов из поэтажных коридоров и лестничной клетки выполнено не армированным стеклом (заменено на обычное) по адресам: бульвар Мира, дома 9, 17, ул. Советская, д. 14;

- сеть внутреннего водопровода находится в неисправном состоянии и не обеспечивает требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения по адресу: ул. Советская, д. 14 (2, 4 подъезды);

- пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода не укомплектованы пожарными рукавами и стволами по адресам: ул. Советская, д. 14 (2, 4 подъезды), ул. Движенцев, д.1;

- не обеспечен подъезд пожарной техники со стороны Московского вокзала по адресу: ул. Генерала Зимина, д. 2;

- нарушена целостность ограждений на кровлях жилых домов по адресам: ул. Московское шоссе, д. 104, 108;

- двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров не выполнены глухими или с армированным остеклением. На указанных дверях установлены запоры, препятствующие их свободному открыванию без ключа по адресам: ул. Авангардная, дома 14, 22;

- двери, отделяющие общие коридоры от лестничных клеток, не оборудованы приборами для самозакрывания и уплотнениями в притворах в жилых домах по адресам: ул. Авангардная дома 14, 20, ул. Тихорецкая, д. 3 «а», ул. Движенцев, д. 1, ул. Лесной городок, д. 5;

- допускается установка жителями глухих перегородок в коридорах общего пользования, препятствующих нормальной работе систем противодымной защиты на 5, 9, 11, 12 этажах жилого дома по адресу: ул. Движенцев, д. 1;

- не представлен акт испытания на водоотдачу внутреннего противопожарного водопровода с указанием расхода и напора воды по адресам: ул. Движенцев, д. 1, ул. Лесной городок, д. 5 (1 подъезд);

- вентиляционные камеры не отделены от помещений технического этажа противопожарными перегородками с пределом огнестойкости не менее EI45 по адресу: ул. Лесной городок, д. 5;

- сигнал о срабатывании систем противодымной защиты не выведен в место с круглосуточным пребыванием обслуживающего персонала по адресу: ул. Лесной городок, д. 5;

- двери противопожарных помещений (вентиляционной, электрощитовой, машинного отделения лифтов, выхода на кровлю) не имеют требуемого предела огнестойкости не менее EI30 по адресу: ул. Лесной городок, д. 5.

Указанные нарушения отражены в акте проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица, индивидуального предпринимателя от 4 декабря 2013 года № 704.

Поскольку выявленные нарушения подпадали под признаки объективной стороны составов административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 5 (с учетом повторности совершения административного правонарушения по части 4) статьи 20.4 КоАП, и полагая, что виновным в совершении указанных административных правонарушений следует признать открытое акционерное общество «Домоуправляющая компания Канавинского района», должностными лицом ответчика были приняты меры к возбуждению соответствующего дела об административном правонарушении.

В пределах, предоставленных статьей 28.3 КоАП полномочий, 16 декабря 2013 года были составлены протоколы №,№ 1115, 1116 об административных правонарушениях (по частям 1 и 5 статьи 20.4 КоАП соответственно). Данные протоколы составлены при участии представителя заявителя (защитника) по доверенности Сачука С.И. О времени и месте составления названных протоколов законный представитель заявителя был уведомлен надлежащим образом и своевременно.

Таким образом, нарушений правил статьи 28.2 КоАП судом не установлено.

Рассмотрение дел об административных правонарушений было назначено ответчиком на 20 декабря 2013 года. Дела рассмотрены в назначенное время с участием представителя заявителя по доверенности Сачука С.И. с принятием оспариваемого постановления.

Таким образом, права заявителя на защиту и непосредственное участие в деле, при рассмотрении дел об административных правонарушениях и вынесении оспариваемого постановления не нарушены.

В ходе судебного разбирательства ответчик признал факт необоснованного включения в описательно-мотивировочную часть оспариваемого постановления пунктов 60, 180, 316, 341, 353, 445, 508, 509, 510, 511, 512, 514, 515, 516, 517, 518, 519, при этом полагая, что исключение указанных пунктов не влияет на правильное решение о привлечении заявителя к административной ответственности по частям 1, 5 статьи 20.4 КоАП.

Оценивая законность оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении по существу, арбитражный суд принимает во внимание следующие фактические и юридические обстоятельства дела.

В соответствии со статьями 1, 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности» пожарной безопасностью является состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Согласно статьям 37, 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности» организации и индивидуальные предприниматели обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Прием такого рода полномочия по владению могут возникать и из договоров.

Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и их должностными лицами, установлены в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390. Наряду с этим нормативным правовым актом в области пожарной безопасности также применялись и применяются иные федеральные законы, нормативные правовые акты по пожарной безопасности и нормативные документы, содержащие требования пожарной безопасности, утвержденные в установленном порядке.

В силу требований пункта 23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390 на объектах запрещается: а) хранить и применять на чердаках, в подвалах и цокольных этажах легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, порох, взрывчатые вещества, пиротехнические изделия, баллоны с горючими газами, товары в аэрозольной упаковке, целлулоид и другие пожаровзрывоопасные вещества и материалы, кроме случаев, предусмотренных иными нормативными документами по пожарной безопасности; б) использовать чердаки, технические этажи, вентиляционные камеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов; в) размещать в лифтовых холлах кладовые, киоски, ларьки и другие подобные помещения; г) устраивать в подвалах и цокольных этажах мастерские, а также размещать иные хозяйственные помещения, размещение которых не допускается нормативными документами по пожарной безопасности, если нет самостоятельного выхода или выход из них не изолирован противопожарными преградами от общих лестничных клеток; д) снимать предусмотренные проектной документацией двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, тамбуров и лестничных клеток, другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации; е) производить изменение объемно-планировочных решений и размещение инженерных коммуникаций и оборудования, в результате которых ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим системам обеспечения пожарной безопасности или уменьшается зона действия автоматических систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, стационарной автоматической установки пожаротушения, системы дымоудаления, системы оповещения и управления эвакуацией); ж) загромождать мебелью, оборудованием и другими предметами двери, люки на балконах и лоджиях, переходы в смежные секции и выходы на наружные эвакуационные лестницы, демонтировать межбалконные лестницы, заваривать и загромождать люки на балконах и лоджиях квартир; з) проводить уборку помещений и стирку одежды с применением бензина, керосина и других легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также производить отогревание замерзших труб паяльными лампами и другими способами с применением открытого огня; и) остеклять балконы, лоджии и галереи, ведущие к незадымляемым лестничным клеткам; к) устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые и другие подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы; л) устраивать в производственных и складских помещениях зданий (кроме зданий V степени огнестойкости) антресоли, конторки и другие встроенные помещения из горючих материалов и листового металла; м) устанавливать в лестничных клетках внешние блоки кондиционеров; н) загромождать и закрывать проходы к местам крепления спасательных устройств.

Согласно пункта 24 названных Правил, необходимо обеспечить содержание наружных пожарных лестниц и ограждений на крышах (покрытиях) зданий и сооружений в исправном состоянии, для чего не реже 1 раза в 5 лет следует проводить эксплуатационные испытания пожарных лестниц и ограждений на крышах с составлением соответствующего протокола испытаний, а также периодическое освидетельствование состояния средств спасения с высоты в соответствии с технической документацией или паспортом на такое изделие.

Пунктами 35 Правил определено, что запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать возможность их свободного открывания изнутри без ключа.

Согласно положениям пункта 36 Правил при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается: а) устраивать пороги на путях эвакуации (за исключением порогов в дверных проемах), раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей; б) загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также блокировать двери эвакуационных выходов; в) устраивать в тамбурах выходов (за исключением квартир и индивидуальных жилых домов) сушилки и вешалки для одежды, гардеробы, а также хранить (в том числе временно) инвентарь и материалы; г) фиксировать самозакрывающиеся двери лестничных клеток, коридоров, холлов и тамбуров в открытом положении (если для этих целей не используются устройства, автоматически срабатывающие при пожаре), а также снимать их; д) закрывать жалюзи или остеклять переходы воздушных зон в незадымляемых лестничных клетках; е) заменять армированное стекло обычным в остеклении дверей и фрамуг; ж) изменять направление открывания дверей, за исключением дверей, открывание которых не нормируется или к которым предъявляются иные требования в соответствии с нормативными правовыми актами.

В силу требований пункта 42 Правил запрещается, в том числе: эксплуатировать электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции; обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника; размещать (складировать) в электрощитовых (у электрощитов), у электродвигателей и пусковой аппаратуры горючие (в том числе легковоспламеняющиеся) вещества и материалы.

В соответствии с пунктами 53, 57, 61 Правил необходимо обеспечить исправность клапанов мусоропроводов и бельепроводов, которые должны находиться в закрытом положении и иметь уплотнение в притворе; необходимо обеспечить укомплектованность пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и вентилями, для чего организуется перекатка пожарных рукавов (не реже 1 раза в год). Пожарный рукав должен быть присоединен к пожарному крану и пожарному стволу и размещаться в навесных, встроенных или приставных пожарных шкафах из негорючих материалов, имеющих элементы для обеспечения их опломбирования и фиксации в закрытом положении. Пожарные шкафы (за исключением встроенных пожарных шкафов) крепятся к несущим или ограждающим строительным конструкциям, при этом обеспечивается открывание дверей шкафов не менее чем на 90 градусов. Также необходимо обеспечить исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических (автономных) установок пожаротушения, автоматических установок пожарной сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах), для чего не реже 1 раза в квартал следует проводить проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки.

Кроме того, согласно требованию пункта 75 Правил необходимо обеспечивать исправное содержание (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам. Запрещается использовать для стоянки автомобилей (частных автомобилей и автомобилей организаций) разворотные и специальные площадки, предназначенные для установки пожарно-спасательной техники.

Положения пунктов 6.13*, 6.14*, 6.18*, 6.20* СНиПа 21-01-97*«Строительных норм и правил Российской Федерации «Пожарная безопасность зданий и сооружений», устанавливают нормативы эвакуационных выходов к зданиям различного класса пожарной опасности. Также в них содержится правило о том, что двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей и лестничных клеток не должны иметь запоров, препятствующих их свободному открыванию изнутри без ключа. В зданиях высотой более 15 м указанные двери, кроме квартирных, должны быть глухими или с армированным стеклом. Лестничные клетки, как правило, должны иметь двери с приспособлениями для самозакрывания и с уплотнением в притворах. В лестничных клетках допускается не предусматривать приспособления для самозакрывания и уплотнение в притворах для дверей, ведущих в квартиры, а также для дверей, ведущих непосредственно наружу. Двери эвакуационных выходов из помещений с принудительной противодымной защитой, в том числе из коридоров, должны быть оборудованы приспособлениями для самозакрывания и уплотнением в притворах. Двери этих помещений, которые могут эксплуатироваться в открытом положении, должны быть оборудованы устройствами, обеспечивающими их автоматическое закрывание при пожаре. К аварийным выходам также относятся: а) выход на балкон или лоджию с глухим простенком не менее 1,2 м от торца балкона (лоджии) до оконного проема (остекленной двери) или не менее 1,6 м между остекленными проемами, выходящими на балкон (лоджию); б) выход на переход шириной не менее 0,6 м, ведущий в смежную секцию здания класса Ф1.3 или в смежный пожарный отсек; в) выход на балкон или лоджию, оборудованные наружной лестницей, поэтажно соединяющей балконы или лоджии; г) выход непосредственно наружу из помещений с отметкой чистого пола не ниже -4,5 м и не выше +5,0 м через окно или дверь с размерами не менее 0,75 х 1,5 м, а также через люк размерами не менее 0,6 х 0,8 м; при этом выход через приямок должен быть оборудован лестницей в приямке, а выход через люк - лестницей в помещении; уклон этих лестниц не нормируется; д) выход на кровлю здания I, II и III степеней огнестойкости классов С0 и С1 через окно, дверь или люк с размерами и лестницей по «г».

Согласно пунктов 6.26, 6.32 СНиПа 21-01-97*, в коридорах не допускается размещать оборудование, выступающее из плоскости стен на высоте менее 2 м, газопроводы и трубопроводы с горючими жидкостями, а также встроенные шкафы, кроме шкафов для коммуникаций и пожарных кранов. В лестничных клетках не допускается размещать трубопроводы с горючими газами и жидкостями, встроенные шкафы, кроме шкафов для коммуникаций и пожарных кранов, открыто проложенные электрические кабели и провода (за исключением электропроводки для слаботочных устройств) для освещения коридоров и лестничных клеток, предусматривать выходы из грузовых лифтов и грузовых подъемников, а также размещать оборудование, выступающее из плоскости стен на высоте до 2,2 м от поверхности проступей и площадок лестниц.

В соответствии с пунктом 7.22 СНиПа 21-01-97*, в зданиях с незадымляемыми лестничными клетками должна предусматриваться автоматическая противодымная защита лифтовых шахт, не имеющих у выхода из них тамбур-шлюзов с подпором воздуха при пожаре. Ствол мусоропроводов следует выполнять из негорючих материалов.

Согласно положений пунктов 8.8, 8.11 СНиПа 21-01-97*, для подъема на высоту от 10 до 20 м и в местах перепада высот кровель от 1 до 20 м следует применять пожарные лестницы типа П1, для подъема на высоту более 20 м и в местах перепада высот более 20 м - пожарные лестницы типа П2. Пожарные лестницы должны выполняться из негорючих материалов, располагаться не ближе 1 м от окон и должны быть рассчитаны на их использование пожарными подразделениями. В зданиях с уклоном кровли до 12 % включительно, высотой до карниза или верха наружной стены (парапета) более 10 м, а также в зданиях с уклоном кровли свыше 12 % и высотой до карниза более 7 м следует предусматривать ограждения на кровле в соответствии с ГОСТом 25772. Независимо от высоты здания ограждения, соответствующие требованиям этого стандарта, следует предусматривать для эксплуатируемых плоских кровель, балконов, лоджий, наружных галерей, открытых наружных лестниц, лестничных маршей и площадок.

В силу пунктов 4.2.7, 4.3.3 СП 1.13130.2009 Свода правил «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей и лестничных клеток не должны иметь запоров, препятствующих их свободному открыванию изнутри без ключа. В зданиях высотой более 15 м указанные двери, кроме квартирных, должны быть глухими или с армированным стеклом. Лестничные клетки, как правило, должны иметь двери с приспособлением для самозакрывания и с уплотнением в притворах. В лестничных клетках допускается не предусматривать приспособления для самозакрывания и уплотнение в притворах для дверей, ведущих в квартиры, а также для дверей, ведущих непосредственно наружу. Двери эвакуационных выходов из помещений с принудительной противодымной защитой, в том числе из коридоров, должны быть оборудованы приспособлениями для самозакрывания и уплотнением в притворах. Двери этих помещений, которые могут эксплуатироваться в открытом положении, должны быть оборудованы устройствами, обеспечивающими их автоматическое закрывание при пожаре. Характеристики устройств самозакрывания дверей, расположенных на путях эвакуации, должны соответствовать усилию для беспрепятственного открывания дверей человеком, относящимся к основному контингенту, находящемуся в здании (ребенок, инвалид и т.п.). В коридорах на путях эвакуации не допускается размещать оборудование, выступающее из плоскости стен на высоте менее 2 м, газопроводы и трубопроводы с горючими жидкостями, а также встроенные шкафы, кроме шкафов для коммуникаций и пожарных кранов. Коридоры длиной более 60 м следует разделять противопожарными перегородками 2-го типа на участки, длина которых не должна превышать 60 м. При дверях, открывающихся из помещений в коридоры, за ширину эвакуационного пути по коридору следует принимать ширину коридора, уменьшенную: на половину ширины дверного полотна - при одностороннем расположении дверей; на ширину дверного полотна - при двустороннем расположении дверей; это требование не распространяется на поэтажные коридоры (холлы), устраиваемые в секциях зданий класса Ф1.3 между выходом из квартиры и выходом в лестничную клетку.

Вышеперечисленные нарушения нормативных правовых актов и требований нормативно-технических документов в области пожарной безопасности имели место в многоквартирных домах, находящихся на обслуживания заявителя в силу заключенных и исполняемых договоров управления общим имуществом собственников помещений многоквартирных домов.

Указанные нарушения требований и норм пожарной безопасности подпадают под признаки объективной стороны административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 4 статьи 20.4 КоАП.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия   проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества   в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации,в том числе в области пожарной безопасности.   Одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.

Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 этого Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 этого Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию   и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом.

В силу статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации. Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 № 491, предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации   в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.

Применительно к предмету договоров управления общим имуществом собственником помещений в многоквартирном доме существует правовая позиция, изложенная в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2010 года № 6464/10, о том, что все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре управления многоквартирным домом в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.

Вышеназванная правовая позиция исходя из фактических обстоятельств данного дела уместна и применительно к спорным правоотношениям.

Именно в силу вышеназванной правовой позиции, суд отклоняет доводы заявителя о том, что положения СНиПа 21-01-97* не должны применяться в отношении многоквартирных домов, введенных в эксплуатацию до момента принятия указанного нормативно-технического документа. Поскольку применение положений указанного нормативно-технического документа не обуславливало каких-либо чрезвычайных затрат, а ответчик указывал на необходимость исполнения его требований и ранее (в ранее выдаваемых заявителю предписаниях), заявитель имел реальную возможность исполнения требований данного нормативно-технического документа в области пожарной безопасности в том числе по отношению к домам, введенным в эксплуатацию ранее даты начала применения СНиПа 21-01-97*. Подобный подход к тождественным спорным ситуациям в настоящее время общепризнан в правоприменительной практике арбитражных судов, входящих в Волго-Вятский кассационный округ (вопрос 9 рекомендаций Научно-консультационного совета при Федеральном арбитражном суде Волго-Вятского округа «Вопросы применения законодательства об административных правонарушениях», выработанных по итогам заседания Совета, проведенного 30 мая 2013 года на базе Арбитражного суда Нижегородской области и одобренных Президиумом Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа, протокол заседания от 9 июля 2013 года № 5).

Таким образом, в силу принятых заявителем обязательств по содержанию и ремонту проверенных ответчиком многоквартирных домов, именно заявитель является субъектом административных правонарушений, выявленных ответчиком.   Поскольку имело место повторное совершение заявителем правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 КоАП, квалификация данного нарушения по части 5 статьи 20.4 КоАП, является законной и обоснованной.

Заявитель обоснованно признан виновным в совершении вмененных ему административных правонарушений, поскольку согласно части 2 статьи 2.1 КоАП, юридическое лицо признается виновным в совершении административных правонарушений, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Административное наказание заявителю назначено в минимальном пределе установленных законом санкций, предусматривающих (по части 5 статьи 20.4 КоАП) назначение административных наказаний в виде наложения административного штрафа для юридических лиц в размере от двухсот тысяч рублей до четырехсот тысяч рублей.

Исключительных для данного дела обстоятельств для признания совершенных заявителем правонарушений малозначительными, суд не усматривает. Вместе с тем, только наличие таких исключительных обстоятельств, как разъяснено арбитражным судам в пунктах 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (в ред. от 20 ноября 2008 года), может быть основанием для квалификации совершенного правонарушения как малозначительного.

Суд отклоняет за необоснованностью доводы заявителя о нарушении ответчиком положений части 16 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в части порядка и сроков уведомления заявителя о проведении внеплановой проверке. Данная позиция суда основана на том, что смысл указанных правил состоит в том, что законодатель предоставляет проверяемому лицу разумный срок для организационного обеспечения мероприятий плановой проверки (подготовки необходимого комплекта документов и имущества, являющегося предметом исследования в ходе проверки)  . Поскольку такие документы и вещи могут находится в различных подразделения организационных структур проверяемого и для их систематизации и представления проверяющим необходимо определенное время. Закон указывает на то, что проверяемый уведомляется о начале проверки любым доступным способом связи не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения.

Из материалов данного дела следует, что внеплановая выездная проверка в соответствии с распоряжением от 7 ноября 2013 года № 707 была запланирована в период с 8 ноября по 5 декабря 2013 года. При это в акте проверки представитель заявителя Сачук С.И. расписался в графе о том, что извещение о проверки заявителем получено 7 ноября 2013 года. Фактически же проверка началась 14 ноября 2013 года  , что подтверждается графиком проведения проверки. Факт получения извещения и копии распоряжения должностного лица ответчика о проведении внеплановой выездной проверки за сутки до 14 ноября 2013 года заявитель признает. В представленной самим же заявителем копии распоряжения должностного лица ответчика имеется выполненная оборудованием факсимильной электросвязи заявителя отметка о приеме этого распоряжения заявителем 13 ноября 2013 года в 10 час. 37 мин.

При проведении внеплановой проверки принимал участие представитель заявителя.

В связи с чем, суд признает факт наличия надлежащего извещения заявителя о предстоящей внеплановой выездной проверки.

У суда также нет основания не признать то обстоятельство, что фактически внеплановая проверка заявителя началась 14 ноября 2013 года,   поскольку доказательств, опровергающих это в материалах дела нет.

Таким образом, срок уведомления заявителя не был нарушен и грубых нарушений процедуры организации спорной проверки не было.

Признанная самим ответчиком необоснованность пунктов 60, 180, 316, 341, 353, 445, 508, 509, 510, 511, 512, 514, 515, 516, 517, 518, 519 описательно-мотивировочной части оспариваемого постановления не влияет на наличие оснований административной ответственности заявителя. Поскольку исключение этих нарушений не исключает оставшихся нарушений, подпадающих под осуществленную ответчиком квалификацию деяний заявителя по частям 1, 5 статьи 20.4 КоАП.

При изложенном, оснований к отмене (изменению) оспариваемого постановления нет.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 167 — 170, 176, 180 — 182, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Отказать открытому акционерному обществу «Домоуправляющая компания Канавинского района», г. Нижний Новгород (ИНН 5257077830, ОГРН 1055230097559), в удовлетворении заявленного требования.

Настоящее решение вступит в законную силу по истечении 10-ти дней со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не будет изменено или отменено, вступит в силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Настоящее решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение 10-ти дневного срока со дня принятия.

Судья А.В. Иванов