АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А43-43033/2009
16-887
г. Нижний Новгород 25 декабря 2009 года
Резолютивная часть решения объявлена 21 декабря 2009 года.
Решение изготовлено в полном объеме 25 декабря 2009 года.
Арбитражный суд Нижегородской области в составе:
судьи Мукабенова Игоря Юрьевича
при ведении протокола судебного заседания судьей Мукабеновым И.Ю.,
при участии в заседании представителей:
от заявителя: ФИО1, доверенность № 247-ю от 20.11.2009;
от инспекции административно-технического надзора: ФИО2, доверенность № 78/09 от 04.08.2009;
рассмотрел в открытом судебном заседании заявление
общества с ограниченной ответственностью «Рем-Строй-Монтаж», г. Навашино Нижегородской области, (далее – общество, заявитель) об отмене постановления № 08-073-1467 от 25.11.2009, вынесенного Выксунским отделом инспекции административно-технического надзора Нижегородской области (далее – административный орган, инспекция) по делу об административном правонарушении о привлечении заявителя к административной ответственности по части 1 статьи 3.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленное требование.
Представитель административного органа в ходе судебного заседания и в отзыве на заявление отклонил требование заявителя и находит оспариваемое постановление законным и обоснованным.
В судебном заседании, проводившемся 17.12.2009, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 21.12.2009, после чего рассмотрение дела продолжено.
Проверив обстоятельства возбуждения дела об административном правонарушении в отношении заявителя, порядок фиксации признаков административного правонарушения, полномочия должностных лиц, осуществлявших производство по делу об административном правонарушении, сроки давности привлечения к административной ответственности, изучив материалы дела и заслушав доводы представителей сторон, арбитражный суд пришел к выводу о незаконности оспариваемого постановления ввиду следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, сотрудниками Выксунского отдела инспекции административно-технического надзора Нижегородской области проведено обследование территорий, прилегающих к домам №№ 3, 5, 5 «А», 7, 9 по ул. Приозерная г. Навашино Нижегородской области.
Факт проведенного обследования зафиксирован специалистами Выксунского отдела инспекции в акте обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения № 08-073-171 от 26.10.2009.
В ходе обследования Выксунским отделом ИАТН Нижегородской области выявлено, что имея возможность по соблюдению Правил благоустройства города Навашино, утвержденных Постановлением Городской Думы г. Навашино Нижегородской области от 21.04.2009 № 192 (далее – правила), общество не выполнило требования пунктов 3.7, 2.10, 2.1 правил, а именно: на территориях, прилегающих к домам №№ 3, 5, 5 «А», 7, 9 по ул. Приозерная г. Навашино Нижегородской области, обнаружен мусор, не произведена уборка и сгребание листвы.
По факту выявленных нарушений должностным лицом Выксунского отдела инспекции в пределах, предоставленных статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях полномочий, 11.11.2009 составлен протокол об административном правонарушении № 08-073-125. Данный протокол составлен без участия законного представителя заявителя, заранее извещенного о месте и времени составления протокола уведомлением № 08-073-171 от 26.10.2009, полученным ООО «Рем-Строй-Монтаж», согласно уведомлению о вручении адресату заказного почтового отправления, 29.10.2009.
Усматривая в действиях заявителя состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 3.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях, начальником Выксунского отдела инспекции 25.11.2009 вынесено постановление № 08-073-1467 о привлечении общества к административной ответственности и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 5 000 рублей (л.д. 7). Рассмотрение дела об административном правонарушении проведено в отсутствие законного представителя заявителя. При этом определением от 11.11.2009 инспекцией назначено время и место рассмотрения дела об административном правонарушении на 25.11.2009 в 14 час. 00 мин., о чем заявитель был уведомлен заказным почтовым отправлением № 14121794, полученным 16.11.2009.
В силу статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Частью 1 статьи 3.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение правил содержания территорий муниципальных образований, в том числе территорий, непосредственно прилегающих к зданиям и другим объектам, правил благоустройства, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 – 8 этой статьи.
Статья 3.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях является отсылочной и предусматривает привлечение к ответственности за нарушение конкретных пунктов правил содержания территорий.
Соответственно объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 3.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях, образует нарушение установленных правил содержания закрепленных за гражданами или организациями территорий, правил благоустройства.
Из содержания протокола об административном правонарушении и постановления по делу об административном правонарушении следует, что основанием для привлечения заявителя к административной ответственности послужило вменяемое ему инспекцией нарушение требований пунктов 3.7, 2.10, 2.1 Правил благоустройства города Навашино, утвержденных Постановлением Городской Думы г. Навашино Нижегородской области от 21.04.2009 № 192.
Между тем, данные правила не могли быть применены на момент обнаружения сотрудниками инспекции признаков вмененного административного правонарушения в ходе проведения 26.10.2009 проверки благоустройства и содержания территорий, поскольку являлись не вступившими в законную силу.
Указанные Правила благоустройства города Навашино являются нормативным правовым актом.
Согласно части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В пункте 6 Постановления от 31.10.1995 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации» Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что в соответствии с указанным конституционным положением суд не вправе основывать свое решение на неопубликованных нормативных актах, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и гражданина.
В соответствии с пунктом 2 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
При этом согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов должны определяться уставом муниципального образования.
Уставом г. Навашино Навашинского муниципального района Нижегородской области в редакции Постановлений городской Думы г. Навашино Навашинского района от 27.06.2006 № 31, от 31.07.2007 № 67, действовавшей в период принятия Правил благоустройства города Навашино, было определено, что нормативные правовые акты и муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования. Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается названным уставом и должен обеспечивать возможность ознакомления с ним граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом. Муниципальные правовые акты публикуются в средствах массовой информации в двухнедельный срок с момента получения редакцией указанных документов.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.
Из представленных в дело материалов усматривается, что Правила благоустройства города Навашино были официально опубликованы в газете «Приокская правда» лишь в декабре 2009 года. Данный факт подтверждается, в частности, представленным по запросу суда письмом Городской Думы г. Навашино Нижегородской области от 17.12.2009 № 211.
Таким образом, Правила благоустройства города Навашино как нормативно-правовой акт органа местного самоуправления подлежат обязательному опубликованию и не могли быть применены в ходе проведении сотрудниками инспекции проверки в сфере благоустройства при отсутствии такого опубликования.
Вместе с тем, Постановлением от 09.06.2009 № 195 в Устав г. Навашино Навашинского муниципального района Нижегородской области были внесены изменения, касающиеся, в том числе порядка обнародования муниципальных правовых актов, в соответствии с которыми муниципальные правовые акты города могут быть обнародованы путем размещения на официальном сайте муниципального образования город Навашино в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования Интернет, а также доведены до всеобщего сведения путем размещения в городской библиотеке.
Однако названные изменения в Устав г. Навашино не влияют на выводы суда о невозможности применения Правил благоустройства города Навашино при проведении административным органом 26.10.2009 проверочных мероприятий, поскольку данные изменения вступили в законную силу только после их официального опубликования в газете «Приокская правда» 25.07.2009, и, следовательно, распространяются на муниципальные правовые акты, принятые после этой даты.
В то же время Правила благоустройства города Навашино были утверждены 21.04.2009 Постановлением Городской Думы г. Навашино Нижегородской области № 192, когда действовал порядок вступления в законную силу муниципальных правовых актов, установленный Уставом г. Навашино Навашинского муниципального района Нижегородской области в редакции Постановлений городской Думы г. Навашино Навашинского района от 27.06.2006 № 31, от 31.07.2007 № 67, то есть после их официального опубликования в средствах массовой информации.
К такому выводу можно прийти и исходя из факта опубликования Правил благоустройства города Навашино в декабре 2009 года в газете «Приокская правда».
Кроме того, Городской Думой города Навашино Нижегородской области на запрос суда не было дано пояснений относительно точной даты вступления Правил благоустройства города Навашино в законную силу.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о недоказанности административным органом факта непринятия обществом мер по благоустройству территорий, прилегающих к домам №№ 3, 5, 5 «А», 7, 9 по ул. Приозерная г. Навашино Нижегородской области.
В силу части 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Принимая во внимание вышеуказанные нормы, суд пришел к выводу о том, что юридически значимые обстоятельства по данному административному делу, свидетельствующие о совершении заявителем административного правонарушения, не подтверждаются представленными в материалы дела документами.
Оценив доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о том, что административный орган оспариваемым постановлением необоснованно привлек заявителя к административной ответственности в связи с отсутствием события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 3.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях.
Статья 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержит перечень обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Согласно пункту 1 части 1 указанной статьи производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
При таких условиях суд находит постановление административного органа о привлечении заявителя к административной ответственности незаконным и в соответствии с пунктом 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежащим отмене.
Руководствуясь статьями 167-170, 180-182, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Заявленные требования общества с ограниченной ответственностью «Рем-Строй-Монтаж» удовлетворить .
Постановление № 08-073-1467 от 25.11.2009, вынесенное Выксунским отделом инспекции административно-технического надзора Нижегородской области по делу об административном правонарушении о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Рем-Строй-Монтаж», г. Навашино Нижегородской области, к административной ответственности по части 1 статьи 3.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях, признать незаконным и отменить полностью .
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступит в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Настоящее решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области. В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Судья И.Ю. Мукабенов
ФИО3
439-10-93