ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-43619/18 от 23.01.2019 АС Нижегородской области

 АРБИТРАЖНЫЙ  СУД 

НИЖЕГОРОДСКОЙ  ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-43619/2018

г. Нижний Новгород                                                              30 января 2019 года

Резолютивная часть решения оглашена 23 января 2019 года

Решение в полном объеме изготовлено 30 января 2019 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе судьи Чепурных Марии Григорьевны (вн. шифр 43-1041), при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Артемьевым Д.А., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилстрой-НН" (ОГРН 1025202264890, ИНН 5256034054)       о признании незаконным отказа Министерства строительства Нижегородской области в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта: «Тепловые сети для застройки территории по проспекту Кораблестроителей в Сормовском районе города Нижнего Новгорода» протяженностью 1 031 м, расположенного по адресу: г. Н. Новгород, Сормовский район, проспект Кораблестроителей, изложенный в письме от 23.10.2018 Исх-328-14967/18,

и обязании Министерства строительства Нижегородской области выдать ООО «Жилстрой-НН» разрешение на ввод в эксплуатацию объекта: «Тепловые сети для застройки территории по проспекту Кораблестроителей в Сормовском районе города Нижнего Новгорода» протяженностью 1 031 м, расположенного по адресу: г. Н. Новгород, Сормовский район, проспект Кораблестроителей,

при участии представителей сторон:

от заявителя: Теплякова И.А. (доверенность от 25.06.2018),

от ответчика: Капралова А.Н. (доверенность от 07.11.2018),

от Инспекции государственного строительного надзора Нижегородской области: Косарева Е.А. (доверенность от 28.03.2018),

установил: в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Жилстрой-НН" (далее- заявитель, общество) с заявлением о признании незаконным отказа Министерства строительства Нижегородской области (далее - Министерство, Минстрой НО) в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта: «Тепловые сети для застройки территории по проспекту Кораблестроителей в Сормовском районе города Нижнего Новгорода» протяженностью 1 031 м, расположенного по адресу: г.Н.Новгород, Сормовский район, проспект Кораблестроителей, изложенный в письме от 23.10.2018 Исх-328-14967/18, и обязании Министерства строительства Нижегородской области выдать ООО «Жилстрой-НН» разрешение на ввод в эксплуатацию объекта: «Тепловые сети для застройки территории по проспекту Кораблестроителей в Сормовском районе города Нижнего Новгорода» протяженностью 1 031 м, расположенного по адресу: г. Н. Новгород, Сормовский район, проспект Кораблестроителей.

Общество считает оспариваемый отказ незаконным, нарушающим права и законные интересы общества, поскольку заявителем при обращении за выдачей разрешения на ввод объекта в эксплуатацию предъявлены все необходимые документы, предусмотренные статьей 55 ГрК РФ, в том числе и техническое заключение, выданное ООО Фирмой "СС Проект".

По мнению заявителя, в техническом заключении ООО Фирма «СС Проект» сделаны выводы о соответствии построенного объекта проектным решениям, требованиям действующих технических регламентов, строительных норм и правил, опенка технических параметров проводилась путем натурного освидетельствования конструкций, с помощью различных технических средств. Отсутствие заключения органа государственного строительного надзора, фактически не осуществлявшего надзор в отношении построенного объекта не препятствовало Министерству, выдавшему обществу разрешение на строительство объекта, самостоятельно в пределах предоставленных ему частью 5 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации полномочий осуществить осмотр спорного объекта с целью проверки соответствия объекта требованиям технических регламентов и проектной документации, но такой осмотр не проводился.

Отсутствие заключения ИГСН НО общество объясняет тем, что оформление разрешительной документации заняло достаточной большой период времени (1 год и 11 месяцев), выходящий за сроки ввода жилого дома №1 (I этап строительства) в эксплуатацию, в связи с чем ООО "Жилстрой-НН" в целях недопущения срыва сроков ввода жилого дома в эксплуатацию и недопущения срыва сроков государственной программы "Жилье для Российской семьи" было вынуждено приступить к строительству тепловых сетей без уведомления и надзора ИГСН НО.

Подробно позиция заявителя изложена в заявлении, пояснениях и поддержана представителем в судебном заседании.

Министерство строительства Нижегородской области  не согласно с требованием заявителя, считает его необоснованным, так как общество представило неполный комплект документов, необходимых для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а именно отсутствует заключение органа государственного строительного надзора о соответствии реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Подробно позиция Министерства изложена в отзыве и поддержана представителем в судебном заседании.

Представитель Инспекции государственного строительного надзора (далее - Инспекция, ИГСН НО), привлеченной к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебном заседании 23.01.2018 пояснил, что Инспекция не согласна с требованием заявителя, считает отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, изложенный в письме от 23.10.2018 Исх-328-14967/18, законным и обоснованным, поскольку заявителем извещение о начале строительства объекта не направлялось и региональный государственный строительный надзор инспекцией в отношении указанного объекта не осуществлялся.

Инспекция считает, что заявителем выбран ненадлежащий способ защиты, так как объект подпадает под самовольную постройку. В связи с чем отказ в выдаче разрешения на ввод без заключения ИГСН НО правомерен и такой отказ предусмотрен законом. В данном случае общество в своих пояснениях в суде и в своем заявлении подтверждает, что они сознательно шли на риски нарушая закон, строительство началось в 2017 году и только в апреле 2018 года общество обратилось в Инспекцию за выдачей заключения на уже построенные сети.

Для начала осуществления надзора ИГСН НО заявителю необходимо известить Инспекцию даже в случае отсутствия разрешительной документации. Сейчас осуществить строительный надзор Инспекцией невозможно, так как объект уже построен.

Представленное обществом техническое заключение ООО Фирма "СС Проект" для выдачи заключение органа государственного строительного надзора для Инспекции недостаточно. На основании такого технического заключения Инспекция не может выдать свое заключение, так как контроль над данным объектом ей не осуществлялся в период строительства.

Подробно позиция Инспекции изложена в отзыве и представителем в судебном заседании 23.01.2019.

Выслушав позиции сторон, рассмотрев материалы дела, требование заявителя не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ООО "Жилстрой-НН" осуществляет комплексную застройку территории но адресу: г. Н. Новгород, Сормовский район, проспект Кораблестроителей, посредством строительства многоэтажных жилых домов с объектами инженерной инфраструктуры. Для снабжения комплекса жилых домов и объектов общественного назначения тепловой энергией и горячей водой ООО «Жилстрой-НН» осуществило строительство сооружения - Тепловые сети для застройки территории по проспекту Кораблестроителей в Сормовском районе города Н. Новгорода протяженностью 1 031 м., по адресу: г. Н. Новгород, Сормовский район, проспект Кораблестроителей. Для целен строительства тепловых сетей заявитель произвел следующие действия: ООО «ТЭМП», ООО Фирма «СС Проект» разработана проектная документация, получил положительное заключение ГАУ НО «Управление государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» № 52-2-1-3-0007-16 от 24.03.2016; получил разрешение на строительство №52-RU523030002005001-03-01/04/37-2018 от 06.03.2018 выданное Министерством строительства Нижегородской области, 17.12.2015 между ЗАО «ЗКПД-4 Инвест» и ООО «Жилстрой-НН» заключил договор № 6-185/15 ТС на подключение к системе теплоснабжения и в рамках исполнения указанного договора заявителю выданы технические условия № 3-ТС/15 от 17.12.2015 подключения к сетям теплоснабжения. 23 05.2017 ЗАО «ЗКПД-4 Инвест» уступило права по договору в пользу ООО «КСК»; выданные ЗАО «ЗКПД- 4 Инвест» условия подключения к сетям теплоснабжения исполнены, что подтверждается письмом теплоснабжающей организации ООО «КСК» исх. № 216/к от 06.04.2018.

В целях получения заключения о соответствии построенного объекта требованиям технических регламентов и проектной документации, необходимого в составе комплекта документов для выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, заявитель обратился в Инспекцию государственного строительного надзора Нижегородской области.

Письмом № 519-01/01-11/1010 от 24.04.2018 ИГСН НО сообщила ООО «Жилстрой-НН» о невозможности выдачи заключения в связи с тем, что объект фактически построен и строительный надзор за ним не осуществлялся.

Для подтверждения соответствия построенного объекта требованиям технических регламентов и проектной документации заявителем получено Техническое заключение по результатам инженерного обследования технического состояния инженерных сетей, выполненное ООО Фирма «СС Проект» 2018.

Для получения разрешения на ввод Тепловых сетей в эксплуатацию 04.10.2018 заявитель направил в Министерство строительства Нижегородской области заявление о выдаче разрешения на ввод объекта "Тепловые сети" в эксплуатацию.

23.10.2018 Министерство письмом №Исх-328-14967/18 отказало в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в связи с непредставлением заявителем заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта требованиям проектной документации.

Полагая, что вышеприведенный отказ ответчика, изложенный в письме от 23.10.2018 №Исх-328-14967/18, не соответствует действующему законодательству, нарушает права и интересы в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав представленные доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Из положений части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном кодексом.

Из содержания статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Оспариваемый отказ соответствует действующему законодательству, не нарушает права и законные интересы заявителя.

Судом установлено, что письмо от 23.10.2018 №Исх-328-14967/18, содержащее отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, подписано уполномоченным должностным лицам надлежащего органа.

Как следует из материалов дела и сторонами не оспаривается, в связи с окончанием строительства "Тепловые сети для застройки территории по проспекту Кораблестроителей в Сормовском районе города Н. Новгорода протяженностью 1 031 м.", расположенного по адресу: г. Н. Новгород, Сормовский район, проспект Кораблестроителей, ООО "Жилстрой-НН" 04.10.2018 направило в Министерство строительства Нижегородской области заявление о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию тепловых сетей с приложением соответствующих документов.

Письмом от 23.10.2018 № Исх-328-14967/18 Министерство строительства Нижегородской области в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию тепловых сетей отказало в связи с непредставлением заявителем заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта требованиям проектной документации.

Заявитель, оспаривая отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, полагает, что:

- у администрации имеются все основания для выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, так как отсутствие заключения органа государственного строительного надзора не может являться безусловным основанием для отказа в выдаче заявителю разрешения на ввод построенного объекта капитального строительства в эксплуатацию, поскольку приложил все установленные законом документы, предусмотренные частью 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в том числе Техническое заключение ООО Фирма «СС Проект», подтверждающее соответствие построенного объекта требованиям технических регламентов и проектной документации.

Заявитель полагает, что имеющиеся у него заключения достаточны для признания названных требований соблюденными и признания исполнения им пункта 9 части 3 статьи 55 ГрК РФ в том смысле, в котором он направлен на гарантию безопасности объекта, так как в техническом заключении ООО Фирма «СС Проект» даны выводы о соответствии построенного объекта проектным решениям, требованиям действующих технических регламентов, строительных норм и правил, опенка технических параметров проводилась путем натурного освидетельствования конструкций, с помощью различных технических средств. Отсутствие заключения органа государственного строительного надзора, фактически не осуществлявшего надзор в отношении построенного объекта не препятствовало Министерству, выдавшему обществу разрешение на строительство объекта, самостоятельно в пределах предоставленных ему частью 5 статьи 55 ГрК РФ полномочий осуществить осмотр спорного объекта с целью проверки соответствия объекта требованиям технических регламентов и проектной документации, но такой осмотр Министерство не проводило.

Указанные доводы изучены судом и отклонены, как противоречащие действующему законодательству и фактическим обстоятельствам, подтвержденным материалами дела, на основании следующего.

Согласно частям 1 и 2 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка, а также проектной документации.

Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Перечень оснований, по которым уполномоченный орган отказывает заявителю в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, установлен частью 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является отсутствие документов, указанных в части 3 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 9 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации к заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию прилагается заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации.

Таким образом, отсутствие заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, является основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса либо является модифицированной проектной документацией.

В соответствии с частью 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи.

Факт того, что "Тепловые сети для застройки территории по проспекту Кораблестроителей в Сормовском районе города Н. Новгорода протяженностью 1 031 м.", расположенного по адресу: г. Н. Новгород, Сормовский район, проспект Кораблестроителей, относятся к объектам капитального строительства, проектная документация которого и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, заявителем не оспаривается.

Следовательно, в отношении рассматриваемого объекта капитального строительства должен осуществляться государственный строительный надзор.

В соответствии со статьей 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N54 утверждено Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, устанавливающее порядок осуществления государственного строительного надзора в Российской Федерации (далее по тексту - Положение от 01.02.2006 N54).

Согласно подпункту "а" пункта 2 Положения от 01.02.2006 N54 государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, если проектная документация на их строительство подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 Положения от 01.02.2006 N54 задачей государственного строительного надзора является предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, а также лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком (далее - подрядчик), нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов, и проектной документации.

По пункту 4 Положения от 01.02.2006 N54 предметом государственного строительного надзора является проверка:

а) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, иных нормативных актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;

б) наличия разрешения на строительство;

в) выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Пунктами 5 и 7 Положения от 01.02.2006 N54 определено, что государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на осуществление регионального государственного строительного надзора, осуществляют такой надзор за строительством, реконструкцией иных, кроме указанных в пункте 6 настоящего Положения, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление государственного строительного надзора.

Частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если в соответствии с настоящим Кодексом при осуществлении строительства объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или технический заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства объекта капитального строительства должен направить в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации извещение о начале таких работ.

По пунктам 8, 9 и 16 Положения от 01.02.2006 N54 государственный строительный надзор осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им в соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок.

После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится проверка, по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения.

При этом государственный строительный надзор осуществляется в процессе строительства объектов с нулевого этапа строительства до его завершения и не может быть осуществлен в полном объеме только лишь по окончанию строительства на стадии ввода объекта в эксплуатацию.

Данный вывод нашел отражение в сложившейся судебной практике, в том числе, в определении Верховного суда Российской Федерации от 17.11.2016 по делу N 306-ЭС16-11903, в определении Верховного суда Российской Федерации от 09.11.2018 по делу N 302-КГ18-17866.

Орган государственного строительного надзора выдает соответствующее заключение, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства не были допущены нарушения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации либо такие нарушения были устранены до даты выдачи заключения о соответствии (пункт 17 Положения от 01.02.2006 N54).

При этом согласно пункту 18 Положения от 01.02.2006 N54 орган государственного строительного надзора отказывает в выдаче упомянутого заключения в случае, если были допущены нарушения соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации и такие нарушения не были устранены до выдачи заключения о соответствии.

Уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации является Инспекция государственного строительного надзора Нижегородской области.

Предоставление заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства установленным требованиям является обязательным, иная позиция означала бы произвольный подход к требованиям, установленным законом, пренебрежительное отношение к нормам действующего законодательства.

Следовательно, к заявлению от 04.10.2018 о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию тепловых сетей, направленному в Министерство строительства Нижегородской области, общество обязано было приложить заключение органа государственного строительного надзора - Инспекция государственного строительного надзора Нижегородской области.

Вместе с тем к комплекту документов прилагалось письмо инспекции государственного строительного надзора Нижегородской области от 24 апреля; 2018 года № 519-01/01-11/1010 о невозможности выдачи заключения о соответствии данного объекта, ввиду того, что объект построен и в процессе строительства региональный государственный строительный надзор не осуществлялся.

Заключение органа государственного строительного надзора (Инспекция государственного строительного надзора Нижегородской области) к заявлению о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию тепловых сетей не приложены, что подтверждается материалами дела (указанным заявлением) и самим заявителем.

Судом установлено, что при подаче заявлений в Министерство строительства Нижегородской области о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию тепловых сетей, расположенного по вышеуказанному адресу, общество не выполнило требования пункта 9 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (не представило заключение органа государственного строительного надзора); строительство осуществлено обществом без извещения органа государственного строительного надзора о начале выполнения работ; в ходе строительных работ надзор за соблюдением строительных норм и правил уполномоченный орган не осуществлял. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют, суду об их наличии не заявлено.

В связи с отсутствием государственного строительного надзора в период строительства, невозможностью подтверждения соответствия объекта капитального строительства "Тепловые сети", расположенного по вышеуказанному адресу, требованиям технических регламентов и проектной документации, Инспекцией утверждено решение об отказе в выдаче заключения органа государственного строительного надзора.

Изложенное подтверждает факт строительства обществом рассматриваемого объекта капитального строительства без осуществления в ходе строительных работ надзора за соблюдением строительных норм и правил уполномоченным органом.

Довод заявителя о наличии заключения ООО Фирма «СС Проект» о соответствии объекта проектной документации, строительным нормам и правилам судом признается несостоятельным и судом отклоняется, поскольку указанное заключение не подменяет необходимое к представлению заключение уполномоченного органа.

В связи с чем предусмотренная частью 3.2 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации обязанность органа местного самоуправления запросить соответствующие документы у уполномоченного органа не влияет на оценку законности оспариваемого отказа.

Изложенное подтверждается позицией Верховного Суда Российской Федерации, приведенной в определении от 10.11.2017 N304-КГ17-16523; соответствует выводам Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, приведенным в постановлении от 16.10.2014 по делу NА19-1270/2014; определением Верховного суда Российской Федерации от 09.11.2018 по делу N 302-КГ18-17866.

Поскольку обществом не соблюдены требования градостроительного законодательства в части обеспечения своевременного государственного строительного надзора, то у Министерства строительства Нижегородской области, осуществляющего в соответствии с законодательством, оформление и организацию выдачи разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства или подготовку документов об отказе в выдаче разрешений с указанием причин отказа в рамках возложенных полномочий, имелись законные основания для отказа в выдаче заявителю такого разрешения.

То обстоятельство, что обществу 06.03.2018 выдано разрешение на строительство объекта капитального строительства; в отношении проектной документации спорного объекта капитального строительства имеется Техническое заключение ООО Фирма «СС Проект», не свидетельствует об освобождении общества от представления документов, указанных в пункте 9 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Ссылка общества на невозможность получения заключения ИГСН НО судом отклоняется, так как общество не обращалось с заявлением в Инспекцию о постановке данного объекта на контроль, а осознавало риски, не соблюдая нормы действующего законодательства, так как строительство объекта началось в 2017 году и только в апреле 2018 года общество обратилось в Инспекцию за выдачей заключения на уже построенные сети.

Довод общества о возможности Министерства провести самостоятельный осмотр отклоняется судом, так как у Министерства отсутствует обязанность по проведению осмотра объекта и именно в обязанности застройщика входит получение заключения органа государственного строительного надзора и предоставление всех необходимый документов в Министерство строительства Нижегородской области для получения разрешения на ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства.

Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание, что органом, осуществляющим государственный строительный надзор, является служба, осмотр объекта капитального строительства осуществляется только в случаях проведения государственного строительного надзора; в отношении рассматриваемого объекта капитального строительства (тепловые сети) должен осуществляться государственный строительный надзор, обстоятельства, указанные ООО "Жилстрой-НН" в его заявлении (о возможности Министерства осуществить проверку соответствия объекта требованиям, установленным в разрешении на строительство, градостроительном плане земельного участка, требованиям проектной документации и принять решение о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию), правового значения не имеют.

Факт нарушения рассматриваемым отказом прав и интересов ООО "Жилстрой-НН" заявителем не доказан.

Права общества, не соблюдающее нормы действующего законодательства в части предоставления заключения Инспекции, не могут считаться нарушенными.

Таким образом, отказ в выдаче разрешения на ввод объекта (тепловые сети) в эксплуатацию соответствует действующему законодательству, права и интересы заявителя не нарушает.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Учитывая изложенное, суд отказывает заявителю в удовлетворении заявленного требования.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180-182, 201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленного требования заявителю отказать.

Расходы по уплате государственной пошлины отнести на заявителя.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия и может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в месячный срок со дня принятия решения.

Судья                                                                                                  М.Г.Чепурных