АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А43 – 4402/ 2020
г. Нижний Новгород 05 октября 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена 24 сентября 2020 года.
Решение изготовлено в полном объеме 05 октября 2020 года.
Арбитражный суд Нижегородской области в составе судьи Паньшиной Ольги Евгеньевны (шифр судьи 7-58), при ведении протокола секретарем Казанцевым В.М., рассмотрев в судебном заседании дело
по иску общества с ограниченной ответственностью управляющей компании «Телеграфная» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г.Н.Новгород,
к ответчику: муниципальному образованию города Н.Новгород в лице Администрации города Н.Новгород (ОГРН <***>, ИНН <***>) г. Н.Новгород,
о взыскании 2 378 503 руб. 66 коп.
при участии в судебном заседании:
от истца: ФИО1 (доверенность от 27.09.2019);
от ответчика: ФИО2 (доверенность от 27.12.2019);
установил: иск заявлен о взыскании с муниципального образования города Н.Новгород в лице Администрации города Н.Новгорода за счет казны муниципального образования 2 378 503 руб. 66 коп. (с учетом уточнений, принятых Определением от 10.06.2020), а также расходов на оплату государственной пошлины в размере 33 766 руб. 39 коп.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Ответчик в судебном заседании просил отказать в удовлетворении иска по основаниям, изложенным в отзыве на иск.
Изучив материалы дела, суд усматривает основания для удовлетворения исковых требований, исходя из следующих обстоятельств дела, норм материального и процессуального права.
ООО УК «Телеграфная» осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами на основании решений общих собраний собственников помещений многоквартирных домов, а также лицензии от 02.08.2018 № 524.
31.01.2015 между ООО УК «Телеграфная» (исполнитель) и АО «Теплоэнерго» (ресурсоснабжающая организация) был заключен договор купли-продажи тепловой энергии № 20597.
В соответствии с пунктом 1.1 договора исполнитель, действуя от имени и за счет потребителей, приобретает и принимает на границе раздела эксплуатационной ответственности тепловую энергию для последующего оказания потребителям коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению и передачи коммунального ресурса потребителям.
Расчет размера платы по многоквартирным домам, находящимся в управлении ООО УК «Телеграфная» осуществляется ООО «Центр-СБК» на основании договора возмездного оказания услуг № 22-1/211 oт 01.01.2014.
В соответствии с распоряжением Правительства Нижегородской области № 797-р от 19.04.2013, постановлением администрации г. Н. Новгорода № 2396 от 01.07.2013 с 01.07.2013 введены предельные индексы изменения (ограничения роста) платы граждан за коммунальные услуги.
Постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 08.10.2014 №4074 (в редакции от 24.02.2015 № 263) «О порядке предоставления субсидий из бюджета города Нижнего Новгорода, на возмещение недополученные доходов, возникших в связи с применением предельных индексов изменения платы граждан за коммунальные услуги с 01.07.2014» для исполнителей коммунальных услуг предусмотрен порядок предоставления субсидии из бюджета г. Н.Новгорода на возмещение недополученных доходов, возникших в связи с применением данных индексов и снижением до них платы граждан за коммунальные услуги.
Указом Губернатора Нижегородской области от 20.06.2014 № 56 утверждены предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Нижегородской области за период с 01 июля 2014 года по 2018 год; указом губернатора Нижегородской области от 25.12.2014 № 169 (с изменениями от 13.02.2015) утверждены предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Нижегородской области на 2015 - 2018 годы.
В соответствии с Порядком предоставления субсидии таковая предоставляется на основании соглашения о предоставлении субсидии на возмещение недополученных доходов, возникших в связи с применением предельных индексов изменения платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с заявками исполнителей коммунальных услуг, при условии, что они привели размер платы за коммунальные услуги в соответствии с предельными индексами изменения платы за коммунальные ресурсы, установленными администрацией города Нижнего Новгорода (Постановление от 28.02.2014 №603).
Соглашение заключается в течение пяти рабочих дней с момента поступления письменного обращения Исполнителя коммунальных услуг в департамент жилья и инженерной инфраструктуры администрации города Нижнего Новгорода.
ООО УК «Телеграфная» направляло в департамент жилья и инженерной инфраструктуры Администрации города Нижнего Новгорода комплекты документов для предоставления субсидии из бюджета города Нижнего Новгорода на возмещение недополученных доходов за период с 01.11.2015 по 31.12.2015.
Недополученные доходы возникли в связи с применением предельных индексов изменения платы граждан за коммунальные услуги.
Информация о суммах ограничения содержится в ежемесячных отчетах информационно-расчетного центра ОО «Центр-СБК», которые передаются ежемесячно в адрес ООО УК «Телеграфная».
Однако, в нарушение установленного Порядка предоставления субсидии соглашение о предоставлении субсидии, подписанное со стороны администрации города Нижнего Новгорода в адрес истца не поступило.
Ответчик направил истцу письма, в которых указал, что вопрос заключения соглашения на оплату субсидии будет рассмотрен в 2019 году в пределах объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на соответствующие цели департаменту жилья и инженерной инфраструктуры администрации города Нижнего Новгорода решением городской думы города Нижнего Новгорода о бюджете города Нижнего Новгорода на соответствующий финансовый год.
В связи с тем, что истец при начислении потребителям платы руководствовался постановлениями администрации г.Нижнего Новгорода, ограничивающими рост платы за коммунальные услуги, это привело к невозможности начисления размера платы по тарифу, установленному для акционерного общества «Теплоэнерго». В результате у истца возникла межтарифная разница, которая за период с ноября 2015 года по сентябрь 2018 года составила 2 075 278 руб. 83 коп.
Истец направил в адрес ответчика досудебные претензии с требованием погасить образовавшуюся задолженность по субсидиям, которая последним осталась без удовлетворения.
Невыполнение обязанности по выплате субсидии, предусмотренной актом органа местного самоуправления, послужило истцу основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.
Невыполнение обязанности по выплате субсидии, предусмотренной актом органа местного самоуправления, послужило истцу основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является возмещение убытков.
На основании пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно пункту 1 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. При этом отмечено, что вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Исходя из смысла статьи 15 и пункта 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" убытки представляют собой отрицательные имущественные последствия, возникающие вследствие нарушения субъективных гражданских прав. Для возмещения убытков необходим состав гражданского правонарушения как основание ответственности, включающий в себя четыре элемента: наличие самих убытков, противоправное поведение правонарушителя, причинно-следственная связь между действиями правонарушителя и наступившими убытками, вина правонарушителя.
Противоправность означает любое нарушение чужого субъективного права, причинившее вред. Обязательства, вытекающие из причинения вреда, опираются на принцип генерального деликта, согласно которому каждому запрещено причинять вред имуществу или личности и всякое причинение вреда другому является противоправным, если лицо не было управомочено нанести вред.
Причинная связь между противоправным действием причинителя и наступившим вредом является обязательным условием деликтной ответственности и выражается в том, что первое предшествует второму по времени и первое порождает второе.
Деликтная ответственность, по общему правилу, наступает лишь за виновное причинение вреда, то есть вина причинителя вреда предполагается, пока не доказано обратное. В арбитражном процессе, исходя из принципа состязательности, требования и возражения доказываются представляющими их сторонами.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, сформулированным в абзацах 3, 4 пункта 12 постановления от 23.06.2015 № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Таким образом, с учетом заявленных истцом оснований иска в предмет доказывания по делу входят: факт причинения убытков; размер убытков; противоправность действий (бездействия) ответчика; наличие причинной связи между действиями (бездействием) ответчика и наступившими неблагоприятными последствиями для истца. Данные обстоятельства подлежат доказыванию истцом.
При недоказанности одного из элементов требование о взыскании убытков не подлежит удовлетворению.
В свою очередь, на ответчика возлагается бремя доказывания следующих обстоятельств: отсутствие вины; наличие обстоятельств, послуживших основанием для принятия акта, решения, совершения действий (бездействия).
В случае оспаривания размера убытков ответчик должен привести соответствующие доводы и представить необходимые доказательства.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с частью 1 статьи 64, статьями 71 и 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств, при оценке которых он руководствуется правилами статей 67 и 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об относимости и допустимости доказательств.
Арбитражный суд оценивает представленные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. При этом суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 1, 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, на основании договора № 20597 от 31.01.2015, заключенного между истцом, от имени собственников многоквартирных жилых домов и ресурсоснабжающей организации, тепловая энергия подавалась в жилые дома для нужд граждан, соответственно, к отношениям сторон подлежат применению положения Жилищного кодекса Российской Федерации, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (в редакции, действовавшей в спорный период) (далее - Правила № 354).
В соответствии с пунктом 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение и теплоснабжение входит в состав платы за коммунальные услуги.
Согласно пункту 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных данной частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (далее - предельные индексы), утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Согласно положениям статей 4-7 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон № 190-ФЗ) поставка тепловой энергии потребителям относится к регулируемому виду деятельности, где правоотношения складываются между органами государственной власти и частными субъектами гражданского оборота.
В соответствии с пунктами 1,2,5 части 1 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (в редакции, действовавшей в спорный период) (далее - Закон № 210-ФЗ) к числу основополагающих принципов государственного регулирования тарифов на тепловую и электрическую энергию федеральное законодательство относит, в частности, обеспечение экономической обоснованности расходов и затрат регулируемых организаций на производство, передачу и сбыт электрической и тепловой энергии, а также обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии.
В обеспечение указанных принципов действующим законодательством предусмотрен порядок формирования и установления тарифов на тепловую энергию (применительно к настоящему спору), передаваемую группе потребителей «население», и экономически обоснованного тарифа, а также порядок возмещения ресурсоснабжающей компании выпадающих доходов, возникающих в связи с применением данных тарифов.
Финансовые потребности организации коммунального комплекса, необходимые для реализации ее производственной программы, обеспечиваются за счет средств, поступающих от оказания услуг данной организацией по тарифам на услуги, установленным для данной организации (часть 1 статьи 7 Закона № 210-ФЗ).
Регулирование тарифов на услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от оказания услуг организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов (часть 1 статьи 9 Закона № 210-ФЗ).
Таким образом, возложение на ресурсоснабжающую организацию обязанности по поставке теплоресурса по тарифам, не обеспечивающим финансовых потребностей организации по возмещению затрат на производство, не соответствует положениям статей 3,7,9 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».
Ресурсоснабжающая организация, являясь субъектом предпринимательской деятельности, не обязана отвечать по социальным обязательствам публично-правового образования и безвозмездно предоставлять льготы потребителям за счет собственных ресурсов. В то же время публично-правовое образование вправе установить для населения плату за коммунальные услуги ниже стоимости коммунального ресурса, поставляемого предприятием. Установив такую плату, публично-правовое образование за счет средств собственного бюджета обязано возместить ресурсоснабжающей организации выпадающие доходы.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29.03.2011 № 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь.
Практика рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей, определена Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 № 87 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей» (далее - Постановление № 87), из которого следует, что возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
В соответствии с пунктом 11 Постановлениям Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации» предельные индексы утверждаются высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
В рамках осуществления указанных полномочий, Указом губернатора Нижегородской области от 20.06.2014 № 56 утверждены предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Нижегородской области за период с 01 июля 2014 года по 2018 год; указом губернатора Нижегородской области от 25.12.2014 № 169 (с изменениями от 13.02.2015) утверждены предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Нижегородской области на 2015 - 2018 годы.
Постановлениями администрации г. Нижнего Новгорода №2538 от 05.07.2013 и №4074 от 09.10.2014 для исполнителей коммунальных услуг предусмотрен порядок предоставления субсидии из бюджета города Нижнего Новгорода на возмещение недополученных доходов, возникших в связи с применением данных индексов и снижением платы граждан за коммунальные услуги..
В постановлении администрации города Нижнего Новгорода № 4074 от 09.10.2014 указано, что недополученные доходы управляющих организаций, возникшие в связи с применением предельных индексов изменения платы граждан за коммунальные услуги, подлежат возмещению в форме субсидии из бюджета города Нижнего Новгорода.
На основании пункта 6 Порядка субсидия предоставляется на основании Соглашения.
В соответствии с пунктами 7-9 установленного Порядка, для получения субсидии исполнителю коммунальных услуг (истцу) необходимо направить заявку в соответствующий орган муниципального образования (Департамент жилья) с приложением документов, а Департамент жилья обязан рассмотреть данную заявку и в срок не более 15 рабочих дней принять решение о предоставлении субсидии либо в отказе в предоставлении субсидии.
Согласно пункту 8 Порядка Департамент жилья отказывает в предоставлении субсидии в случае: непредставления документов, определенных пунктом 7 настоящего Порядка; наличия в представленных документах недостоверных сведений.
Как видно из материалов дела, истцом как исполнителем коммунальных услуг, в Департамент жилья и инженерной инфраструктуры передавались соглашения о предоставлении субсидии с приложением заявок, расчетов, отчетов ООО «Центр-СБК» за спорный период.
Также суд обращает внимание, что между Правительством Нижегородской области (Правительство) и администрацией города Нижнего Новгорода (ОМСУ) заключено соглашение № 289-П/47 от 05.12.2014 об ограничении роста платы граждан за коммунальные услуги (далее - соглашение). Указанное соглашение заключено в целях ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги на территории города Нижнего Новгорода.
В соответствии с пунктом 2 соглашения ОМСУ в рамках своей компетенции обеспечивает соблюдение установленных предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на территории города Нижнего Новгорода, а при выявлении фактов превышения предельного максимального индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги при сопоставимых условиях осуществляет приведение размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с предельным максимальным индексом путем предоставления за счет средств местного бюджета субсидий исполнителям коммунальных услуг и ресурсоснабжающих организациям.
Таким образом, с учетом вышеуказанных положений действующего законодательства и условий соглашения суд приходит к выводу, что ответчик в спорной ситуации является лицом, которое обязано возместить истцу недополученные доходы, возникшие в связи с применением предельных индексов изменения платы граждан за коммунальные услуги.
Согласно расчету истца сумма выпадающих доходов ресурсоснабжающей организации составила (с учетом уточнений) 2 378 503 руб. 66 коп. за период с ноября 2015 года по сентябрь 2018 года. Заявленная ко взысканию сумма понесенных убытков определена расчетным путем, исходя из объема услуг по каждому виду жилищно-коммунальных услуг - отоплению и горячему водоснабжению по фонду, находящемуся в управлении истца.
Ответчик расчет истца в судебном порядке не оспорил, доказательств полной или частичной компенсации истцу выпадающих доходов (выплату субсидии) за период с ноября 2015 года по сентябрь 2018 год суду не представил.
При рассмотрении настоящего дела арбитражный суд с учетом всех обстоятельств пришел к выводу о том, что невыполнение ответчиком своих обязательств, предусмотренных законодательством Нижегородской области, повлекло для истца неблагоприятные последствия в виде убытков, образуемых в результате применения предельных индексов роста платы за коммунальные услуги, в результате чего истец не в состоянии в полном объеме исполнять свои обязательства перед своими контрагентами, включая поставщиков коммунальных ресурсов.
Учитывая изложенную правовую позицию и фактические обстоятельства, суд считает, что требования истца (с учетом уточнений) о взыскании 2 378 503 руб. 66 коп. убытков в виде задолженности по субсидииявляются правомерными.
Доводы ответчика, изложенные в отзыве на иск, судом рассмотрены и отклонены, как основанные на неверном толковании норм действующего законодательства.
Статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
В пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», разъяснено, что рассматривая иски, предъявленные согласно статьям 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, необходимо иметь в виду, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, также является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.
Следовательно, при удовлетворении указанных исков в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не с государственного или муниципального органа.
Таким образом, исковые требования о взыскании убытков истца в виде неполученных (выпадающих) доходов от оказания услуг по теплоснабжению, состоящих из разницы между экономически обоснованными тарифами и тарифами, фактически применяемыми при расчетах с населением в спорный период, подлежат удовлетворению за счет средств казны муниципального образования города Нижнего Новгорода.
Вместе с тем в отзыве на иск ответчик указывает, что на пропуск истцом срока исковой давности, исходя из того, что Истец с иском в суд обратился 12.02.2020, следовательно рок исковой давности по требованиям истца за период с ноября 2015 года по февраль 2017 года является пропущенным.
В отношении указанного довода суд отмечает следующее.
В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации, исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В силу пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации, исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска в установленном порядке, а также совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга (статья 203 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что 15.11.2016 истцом, ответчиком (администрация) и АО "Теплоэнерго" было заключено соглашение о порядке добровольного исполнения обязательств N 16-М (далее - соглашение) (л.д. 78-79).
В соответствии с пунктом 1 указанного соглашения Администрация принимает все необходимые меры по исполнению решения Арбитражного суда Нижегородской области по делу № А43-1266/2016 от 24.03.2016 и уплате в пользу исполнителя суммы основной задолженности в размере 1 019 693 руб. 85 коп. и сумму госпошлины в размере 23 196 руб. 93 коп.
В соответствии с пунктом 8 указанного соглашения, Администрация приняла на себя обязательство по оплате исполнителю в течение 2019 года ежемесячными равными платежами задолженности по выплате субсидии из бюджета г. Н.Новгорода на возмещение недополученных доходов, возникших в связи с применением предельных индексов изменения (ограничения роста) платы граждан за коммунальные услуги, образовавшуюся за периоды, следующие за периодом, вошедшим в судебный акт по делу N А43-1266/2016 от 24.03.2016, по 31.12.2018 года.
Решением от 24.03.2016 в рамках дела N А43-1266/2016 с Муниципального образования город Нижний Новгород в лице Администрации города Нижнего Новгорода (ОГРН <***>, ИНН <***>) г. Нижний Новгород за счет казны муниципального образования города Нижний Новгород в пользу общества с ограниченной ответственностью «Домоуправляющая компания Сормово 8» (ИНН <***>, ОГРН <***>) г. Нижний Новгород 1 019 693 руб. 85 коп. задолженности по субсидиям за период с апреля по августа 2015 года и с сентября по октябрь 2015 года и 23 196 руб. 93 коп. госпошлины.
В рамках настоящего дела предъявлено требование о взыскании субсидии за период с ноября 2015 года по сентябрь 2018 года.
Пункт 8 соглашения позволяет определить момент возникновения денежного обязательства Администрации перед истцом, порядок его расчета и период исполнения. Следовательно, спорную сумму задолженности в размере 2 378 503 руб. 66 коп. за период с ноября 2015 года по сентябрь 2018 года ответчик был обязан оплатить равными платежами ежемесячно, с января 2019 года по декабрь 2019 года.
Срок исковой давности в настоящем случае должен исчисляться с момента, когда истцу стало известно о неисполнении ответчиком согласованного графика внесении платежей.
Истец ссылается на нарушение ответчиком сроков оплаты долга, установленных в пункте 8 Соглашения, обратился в арбитражный суд с настоящим иском 12.02.2020, то есть в пределах срока исковой давности. На дату подачи иска в суд срок исполнения каждого из ежемесячных платежей наступил.
Таким образом, срок исковой давности истцом не пропущен.
Данные выводы суда согласуются с позицией Первого арбитражного апелляционного суда, выраженной в постановлении по делу м А43-14360/2019
С учетом изложенного с ответчика в пользу истца взыскивается 2 378 503 руб. 66 коп. субсидии.
Между тем, согласно п. 1 ст. 111 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если спор возник вследствие нарушения лицом, участвующим в деле, претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора, предусмотренного федеральным законом или договором, в том числе нарушения срока представления ответа на претензию, оставления претензии без ответа, арбитражный суд относит на это лицо судебные расходы независимо от результатов рассмотрения дела.
Как следует из материалов дела, истец направил ответчику заявку на предоставление субсидии за коммунальные услуги за ноябрь 2015 года по ул. Культуры, д. 15; февраль-апрель 2017 года по ул. Культуры, д. 3; январь 2016 года по ул. В. Иванова, д. 46 на общую сумму 39 161 руб. 53 коп. письмом от 04.03.20 № 01С-1220/1 (в процессе разрешения настоящего спора), поэтому в отношении указанной суммы истцом нарушен иной досудебный порядок урегулирования спора, предусмотренный постановлением Администрации города Нижнего Новгорода от 08.10.14 № 4074, в связи с чем, госпошлина с данной суммы относится на истца.
Расходы по госпошлине распределяются между сторонами следующим образом:
- в сумме 34 856 руб. 00 коп. относятся на ответчика и подлежат взысканию в пользу истца,
- в сумме 37 руб. 00 коп. относятся на заявителя иска.
Руководствуясь статьями 110, 112, 150, 167 — 171, 176, 180, 181, 182, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать муниципального образования город Нижний Новгород в лице Администрации города Нижнего Новгорода (ОГРН <***>, ИНН <***>), г.Нижний Новгород, за счет казны муниципального образования, в пользу общества с ограниченной ответственностью управляющей компании «Телеграфная» (ОГРН <***>, ИНН <***>), <...> 378 503 руб. 66 коп. задолженности по предоставлению субсидии на возмещение недополученных доходов, а также 34 856 руб. 00 коп. расходов по оплате государственной пошлины.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд г.Владимир через Арбитражный суд Нижегородской области в течение месяца с момента принятия решения. В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа, Нижний Новгород, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта.
Судья О.Е.Паньшина