ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-45117/18 от 09.01.2019 АС Нижегородской области

 АРБИТРАЖНЫЙ  СУД 

НИЖЕГОРОДСКОЙ  ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-45117/2018

г. Нижний Новгород                                                            11 января 2019 года

Резолютивная часть решения оглашена 09 января 2019 года.

Решение в полном объеме изготовлено 11 января 2019 года.

Арбитражный суд Нижегородской области в составе судьи Чепурных Марии Григорьевны (вн. шифр 43-1073), при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Артемьевым Д.А., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ПАО СК "Росгосстрах" (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Центральному Банку РФ в лице Волго-Вятского главного управления Центрального Банка РФ о рассмотрении вопроса о снижении размера назначенного административного наказания в связи с малозначительностью административного правонарушения,

при участии представителей сторон:

от заявителя: ФИО1 (доверенность от 22.02.2018),

от ответчика: ФИО2 (доверенность от 24.08.2018),

от третьего лица (потерпевшая): не явилась, извещена,

установил: в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось публичное акционерное общество Страховая компания "Росгосстрах" (далее - заявитель, общество) с заявлением к Центральному Банку Российской Федерации в лице Волго-Вятского главного управления Центрального Банка Российской Федерации о рассмотрении вопроса о снижении размера назначенного административного наказания в связи с малозначительностью административного правонарушения.

Заявитель, не оспаривая факта совершения административного правонарушения, просит суд снизить сумму назначенного ему административного штрафа в связи с малозначительностью административного правонарушения.

При этом заявитель отмечает, что допущенное им нарушение, выразившееся в утрате заявления о заключении договора страхования и квитанции об оплате страховой премии в отношении полиса ОСАГО серии ССС №0699508436, вызвано обстоятельствами непреодолимой силы и не зависело от действия/бездействия общества, а именно - пожаром, что подтверждается справкой № 115-2-35-36 от 04.05.2016, выданной ГУ МЧС Росси по Нижегородской области по Воскресенскому району.

Заявитель полагает, что утрата указанного заявления с учетом общего количества заключаемых обществом договоров страхования, а также каналов реализации страховых продуктов (агентские продажи, значительное количество обособленных подразделений и т.д.), не свидетельствует о ненадлежащей организации обществом деятельности по хранению документов и не несет угрозы охраняемым общественным отношениям .

Про мнению заявителя,  в рассматриваемом случае факт утраты документа не повлек каких-либо негативных последствий для клиента ПАО СК «Росгосстрах», так как Компания изначально не отрицала факт заключения данного договора и не оспаривала его условия, а так же факт оплаты клиентом страховой премии, сведения о заключенном договоре страхования и внесенных в него изменениях отражены в базе данных ПАО СК «Росгосстрах» и АИС ОСАГО.

Подробно позиция общества отражена в заявлении и поддержана представителем в судебном заседании.

Центральный Банк не согласен с требованием общества, поскольку в силу пункта  2.1 статьи 6 Закона № 4015-1 страховщики должны создать условия для обеспечения сохранности документов, которыедолжны быть направлены на исключение возможности уничтожения, порчи или исчезновения документов по причинепреднамеренных и/или случайных событий природного и техногенного характера, противоправных действий третьих лиц, пожараи залива водой.

Представитель административного органа отмечает, что договоры страхования гражданской и имущественной ответственности, документы по страховой деятельности (заявления, заключения страховщика, переписка) и договоры обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств должны храниться в течение 5 лет после истечения срока действия договора, также организацией должны храниться в течение 5 лет документы, подтверждающие оплату страховой премии в случае проведения ревизии.

По мнению представителя административного органа, в данном случае совершенное обществом правонарушение не может быть признано малозначительным, поскольку в соответствии с законодательством Российской Федерации Страховщик, независимо от внешних факторов, обязан создать условия, исключающие возможные риски утраты документов.

Представитель Центрального Банка считает, что в  рамках настоящего дела ПАО СК «Росгосстрах» не представлено доказательств, свидетельствующих об исключительном характере совершенного обществом правонарушения, а также на систематический характер неисполнения ПАО СК «Росгосстрах» предусмотренной законодательством обязанности по обеспечению сохранности документов по страховой деятельности.

Административный орган указывает на пренебрежительное отношение ПАО СК «Росгосстрах» к исполнению своих публично-правовых обязанностей, выражающееся, в том числе, в неиспользовании всех доступных возможностей для надлежащего выполнения обязанности, возложенной законом, свидетельствует о наличии существенной угрозы охраняемым правоотношениям.

Подробно позиция административного органа изложена в отзыве на заявление и поддержана представителем в судебном заседании.

Третье лицо (потерпевшая), надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, отзыва не представила и ходатайств не заявила. На основании статей 123, 156, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в ее отсутствие.

Изучив материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, судом установлены следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, в процессе осуществления Банком России возложенных на него полномочий по контролю и надзору за деятельностью субъектов страхового дела в целях соблюдения ими страхового законодательства, в ходе рассмотрения обращения ФИО3 установлен факт нарушения ПАО СК «Росгосстрах» требований Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее - Закон № 4015-1), о чем составлен протокол об административном правонарушении №ТУ-22-ЮЛ-18-14705/1020-1 от 06.09.2018.

По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении, возбужденного в соответствии с частью 3 статьи 13.25 КоАП РФ в отношении ПАО СК «Росгосстрах», общество постановлением о назначении административного наказания №18-14705/3110-1 от 16.10.2018 привлечено к административной ответственности и ему  назначено наказание с учетом наличия обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в виде штрафа в размере 110 000 рублей.

Не оспаривая по существу выявленное нарушение, ссылаясь на малозначительность правонарушения, общество обратилось в суд с рассматриваемым требованием.

Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении в отношении общества административным органом не допущено, что подтверждено представителем в ходе судебного заседания 09.01.2019.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с частью 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.

В соответствии с частью 3 статьи 13.25 КоАП РФ, неисполнение страховщиком обязанности по хранению документов, перечень которых и требования к обеспечению сохранности которых предусмотрены страховым законодательством, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Объективная сторона правонарушения выражается в неисполнении страховщиком обязанности по хранению документов, перечень которых и требования, к обеспечению сохранности которых предусмотрены страховым законодательством.

Объектом правонарушения являются общественные отношения в области хранения документов, имеющие важное значение для реализации прав и свобод граждан, прав и законных интересов юридических лиц, а также защиты интересов общества и государства в целом. Предмет посягательства указанных правонарушений - документы, подлежащие обязательному хранению в соответствии с законодательством РФ.

Субъективная сторона правонарушения заключается в том, что страховщик, имея возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, соответствующих мер не предпринял.

Статьей 1 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 года №4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" урегулированы отношения между лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере страхового дела, или с их участием, отношения по осуществлению надзора за деятельностью субъектов страхового дела, а также иные отношения, связанные с организацией страхового дела (пункт 1).

Отношения, указанные в пункте 1 настоящей статьи, регулируются также федеральными законами и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 2).

Для целей настоящего Закона федеральные законы, иные нормативные правовые акты и нормативные акты Банка России, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи, являются составной частью страхового законодательства (пункт 3).

Действие настоящего Закона распространяется на отношения по обязательному страхованию в части установления правовых основ регулирования указанных отношений (пункт 4).

Согласно пункте 5 статьи 30 Закона №4015-1 субъекты страхового дела обязаны соблюдать требования страхового законодательства.

В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Закон об ОСАГО) владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены Законом об ОСАГО и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

В соответствии со статьей 15 Закона об ОСАГО обязательное страхование осуществляется владельцами транспортных средств путем заключения со страховщиками договоров обязательного страхования, в которых указываются транспортные средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована.

Договор страхования должен быть заключен в письменной форме в соответствии с часть 1 статьи 940 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Для заключения договора обязательного страхования страхователь представляет страховщику ряд предусмотренных законом документов, в том числе, заявление о заключении договора обязательного страхования (пункт 3 статьи 15 Закона об ОСАГО).

При заключении договора обязательного страхования страховщик вручает страхователю страховой полис, являющийся документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования, или выдает лицу, обратившемуся к нему за заключением договора обязательного страхования, мотивированный отказ в письменной форме о невозможности заключения такого договора, о чем также информирует Банк России и профессиональное объединение страховщиков. Страховщик не позднее одного рабочего дня со дня заключения договора обязательного страхования вносит сведения, указанные в заявлении о заключении договора обязательного страхования и (или) представленные при заключении этого договора, в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со ст. 30 настоящего Федерального закона.

Пунктом 7 статьи 15  Закона об ОСАГО установлено, что бланк страхового полиса обязательного страхования является документом строгой отчетности.

Согласно пункту 2.1 статьи 6 Закона № 4015-1 страховщики должны создать условия для обеспечения сохранности документов, перечень которых и требования к обеспечению сохранности которых устанавливаются органом страхового надзора.

Перечень документов, сохранность которых обязаны обеспечить страховщики, и требований к обеспечению сохранности таких документов утверждены приказом ФСФР России от 06.03.2013 года N 13-16/пз-н (далее - Приказ N 13-16/пз-н).

Как следует из положений пункта 2 Приказа N 13-16/пз-н требования к обеспечению сохранности документов, указанные в настоящем Перечне, обязательны для выполнения страховщиками.

В соответствии с пунктом 5 Перечня документов, сохранность которых обязаны обеспечить страховщики, и требований к обеспечению сохранности таких документов, (далее - Перечень), страховщики обязаны обеспечить сохранность документов, подтверждающих принятие и исполнение обязательств по договорам страхования, взаимного страхования, сострахования и перестрахования, в том числе:

-        страховых полисов и иных документов строгой отчетности;

-        договоров страхования, приложений и дополнительных соглашений к ним;

-письменных заявлений о заключении (изменении, прекращении) договоров страхования, если законодательством Российской Федерации предусмотрено их оформление, и иных документов, явившихся основанием для заключения (изменения, прекращения) договоров страхования, а также копий предъявляемых при заключении (изменении, прекращении) договоров страхования документов, предусмотренных законодательством;

-первичных учетных документов по страховым операциям, в том числе документов, подтверждающих оплату страховой премии (страховых взносов) и осуществление страховых выплат (выплату выкупных сумм), и приложений к ним, а также по хозяйственным операциям, регистров бухгалтерского учета, рабочего плана счетов бухгалтерского учета, других документов по учетной политике, процедурам кодирования, программам машинной обработки данных.

Таким образом, страховщик после заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств обязан обеспечить хранение страхового полиса, как документа, подтверждающего заключение такого договора, а также заявления о заключении договора ОСАГО, квитанции об уплате страховой премии и письменных заявлений страхователей об изменении условий договора ОСАГО.

В силу пункта 10 и пункта 11 Перечня хранение документов, указанных в пунктах 3 -5 Перечня, осуществляется в течение сроков, установленных приказом Министерства культуры Российской Федерации от 25.08.2010 № 558 «Об утверждении "Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения"» (далее - Перечень типовых архивных документов).

По договорам страхования и страховых полисов по договорам личного страхования, договорам страхования финансовых и предпринимательских рисков, договорам страхования ответственности по договору, договорам страхования по страхованию имущества, за исключением страхования зданий, сооружений, срок хранения соответствует сроку хранения документов, указанных в статьей 447 «Договоры страхования имущественной и гражданской ответственности» раздела II Перечня типовых архивных документов.

Согласно пунктам 447, 448 и 821 Перечня типовых архивных документов договоры страхования гражданской и имущественной ответственности, документы по страховой деятельности(заявления, заключения страховщика, переписка) и договоры обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств должны храниться в течение 5 лет после истечения срока действия договора.

Пунктом 362 Перечня типовых архивных документов установлено, что документы, подтверждающие оплату страховой премии должны храниться организацией в течение 5 лет в случае проведения ревизии.

Всоответствии с пунктом 8 Перечня страховщик обязан предпринять меры, достаточные для обеспечения сохранности документов,указанных в пунктах 3, 4, 5 Перечня. Меры должны быть направлены на исключение возможности уничтожения, порчи или исчезновения документов по причинепреднамеренных и/или случайных событий природного и техногенного характера, противоправных действий третьих лиц, пожараи залива водой.

В силу пункта 9 Перечня обязательными для страховщиков мерами, обеспечивающими сохранность документов, указанных в пунктах 3, 4, 5 Перечня, являются:

1)ведение учета документов;

2)разработка и утверждение номенклатуры дел;

3)создание архива для хранения дел;

4)    создание оптимальных условий хранения документов,
обеспечивающих их сохранность и оперативность получения;

5)соблюдение порядка передачи в архив и выдачи дел из архива;

6)проверка наличия дел в соответствии с их номенклатурой;

7)обеспечение физико-химической сохранности документов;

8)утверждение инструкции по делопроизводству.

Согласно пункту 14 Перечня место и способ хранения определяется страховщиком самостоятельно, при этом должно быть обеспечено условие возможности предоставления документов по запросу органов государственной власти.

Необеспечение страховщиком сохранности документов в соответствии с требованиями Перечня, свидетельствует о нарушении страховщиком требований пунктов 5, 8, 10, 11 Перечня, пункта 2.1 статьи 6, пункта 5 статьи 30 Закона № 4015-1.

Материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается, что в рамках рассмотрения обращения ФИО3 относительно применения ПАО СК «Росгосстрах» неверного значения коэффициента «Бонус-Малус» при расчете страховой премии по договорам ОСАГО (вх.№ОЭТ4-12348 от 04.05.2018) Банком России в адрес ПАО СК «Росгосстрах» направлен запрос о представлении документов от 28.06.2018 № С59-7-2-9/10722 (далее - запрос), в соответствии с которым Страховщику следовало представить документы, необходимые для рассмотрения обращения ФИО3, в том числе копии договора ОСАГО (страховой полис серии ССС № 0699508436), заключенного между Страховщиком и ФИО3, заявлений о заключении данного договора ОСАГО, квитанций об уплате страховой премии по указанному договору ОСАГО.

В соответствии с информацией и документами, представленными ПАО СК «Росгосстрах» в Банк России письмом от 25.07.2018 исх. № 36480/55 (вх.№100134 от 25.07.2018, листы материалов адм. дела -111-112), между Страховщиком и ФИО3 заключен договор ОСАГО (страховой полис серии ССС № 0699508436, сроком действия с 08.04.2015 по 07.04.2016).

Таким образом, в силу пунктов 10, 11 Перечня ПАО СК «Росгосстрах» надлежало обеспечить сохранность указанного договора ОСАГО (страховой полис серии ССС №0699508436), а также заявления о заключении данного договора ОСАГО и квитанции об оплате страховой премии по указанному полису в срок до 07.04.2021.

Однако указанный договор ОСАГО (страховой полис серии ССС № 0699508436), а также заявление о заключении данного договора ОСАГО и квитанция об оплате страховой премии по указанному полису были утрачены ПАО СК «Росгосстрах» в лице страхового отдела Воскресенское филиала ПАО СК «Росгосстрах» в Нижегородской области, о чем составлен соответствующий акт об утрате документов от 04.07.2018 № 72. Факт пожара также подтверждается представленным ПАО СК «Росгосстрах» письмом ОНД и ПР по Воскресенскому району Главного управления МЧС России по Нижегородской области от 04.05.2016 № 115-2-35-36, направленным в адрес.

Факт неисполнения ПАО СК «Росгосстрах»обязанности по обеспечению сохранности указанных документов в течение срока, установленного законодательством Российской Федерации в нарушении требований пунктов 5, 8, 10, 11 Перечня, пункта 2.1 статьи 6, пункта 5 статьи 30 Закона № 4015-1 подтверждается материалами дела и по существу не оспаривается заявителем.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Юридическое лицо может быть признано невиновным в совершении административного правонарушения, если представит доказательства того, что им были предприняты все необходимые и достаточные меры для предотвращения правонарушения.

В рассматриваемом случае доказательств наличия обстоятельств, объективно не позволивших обществу выполнить требования предписания в установленный срок, материалы дела не содержат, соответственно, вина общества в совершении административного правонарушения установлена и подтверждается материалами дела. Доказательств обратного заявителем в нарушение требований статей 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.

Применительно к установленным фактическим обстоятельствам дела суд приходит к выводу о наличии в деянии общества события административного правонарушения и виновности общества, привлекаемого к административной ответственности, в его совершении.

Таким образом, вывод административного органа о доказанности состава административного правонарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 3 статьи 13.25 КоАП, в деянии заявителя является обоснованным, подтверждается материалами дела об административном правонарушении и заявителем по существу не оспаривается.

Исключительных оснований для признания совершенного заявителем административного правонарушения малозначительным судом не усматривается и обществом не представлено .

Состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 13.25 КоАП РФ, является формальным и для привлечения лица к административной ответственности достаточно самого факта нарушения вне зависимости от наступивших в результате совершения такого правонарушения последствий.

Суд также принимает во внимание систематический характернеисполнения ПАО СК «Росгосстрах» предусмотренной законодательством обязанности по обеспечению сохранности документов по страховой деятельности, так как только за 2018 год общество 67 раз привлечено Банком России к административной ответственности в виде штрафа за совершение аналогичных нарушений по части 3 статьи 13.25 КоАП РФ.

Наказание назначено обществу в размере, предусмотренном санкцией вменяемой статьи, с учетом наличия отягчающего обстоятельства, что зафиксировано в оспариваемом постановлении и свидетельствует о фактически учтенных обстоятельствах по делу.

На основании изложенного, требование заявителя удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180-182, 211  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленного требования заявителю отказать.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня принятия и может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в десятидневный срок со дня принятия решения.

Судья                                                                                                  М.Г.Чепурных